Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Духовно-идейные основы Иностранцы о русских

Иностранцы о русских

E-mail Печать

 

 

О героизме народа
Настоящие русские почти никогда не переселяются из России, если не считать немногих студентов и деловых людей.
Иммиграционное бюро США, XIXв.

•••

 

Наполеон рассчитывал встретить среди русских в России много сторонников и даже пособников своего вторжения в Россию. Он надеялся, что все, почему-либо недовольные русским правительством, все опальные из дворян примут сторону французов. Он рассчитывал и на недовольство крестьян, которых думал склонить на свою сторону обещанием скорого освобождения.
Но опасность, предстоявшая всему государству Российскому, сплотила все умы в пользу национального дела, а честное поведение Императора Александра, его твердость, великодушие и доброта приковали к нему сердца всех его подданных. Крестьяне стали охотиться за французами. Они вооружались чем могли и нередко нападали даже на отряды, ходившие на фуражировку. Это враждебное отношение населения было особенно чувствительно частям, расположенным в окрестностях Москвы, — они, решительно, умирали с голоду, особенно же пострадала кавалерия. Более десяти тысяч коней пало от недостатка корма...
Газо, начальник обоза армии Наполеона, XIX век
•••

Когда шведские корабли вошли в Белое море, то стали искать лоцмана, который сопровождал бы их в дальнейшем пути в этих опасных водах. Два русских рыбака предложили им свои услуги и были приняты на борт. Но эти рыбаки направили суда прямо к гибели шведов, так что два фрегата сели на песчаную мель. За то оба лоцмана были избиты возмущенным экипажем. Один был убит, а другой спасся, нашел способ бежать.

Шведы взорвали на воздух оба фрегата и возвратились в Готенбург. Царь Петр тотчас вслед за этим поспешил в Архангельск, одарил деньгами, а также из собственной одежды рыбака, который с опасностью для жизни посадил на мель шведские корабли.
А.Фриксель, шведский историк, XIX век

О почитании Царя
Простой народ презирает все иностранное, а все свое считает превосходным.
Русские ставят своего Царя весьма высоко, упоминают его имя во время собраний с величайшим почтением.

С малых лет они внушают своим детям, чтобы они почитали его. Поэтому часто говорят: «Про то знают Бог да Великий Князь».
Адам Олеарий (1599-1671),
немецкий ученый и путешественник

•••
Единственная цель, к которой единодушно стремятся русские, — это исключительно слава Царя и его благосостояние.
Яков Рейтенфельс,
курляндский дворянин, XVII век

•••
Считая верность Государю в такой же степени обязательной, как и верность Богу, они превозносят похвалами тех людей, которые до последнего вздоха сохранили присягу своему князю.
Гейденштейн (1556-1620),
польский историк

•••
Каждый из подданных Царя почитает для себя счастливейшим пожертвовать за него жизнью и кровью, уже не говоря об имуществе. Они видят в нем исполнителя Воли Божественной и потому без ропота исполняют все его повеления. Посылаемым за пределы государства приказывают везде тщательно поддерживать Царское достоинство и величие.
Иоанн Кобенцель,
австрийский дипломат, XVI век

•••
Когда опечаленный народ увидел похоронное шествие (погребение Царя Алексея Михайловича Тишайшего), то раздались такие ужасные, исполненные всенародной скорби вопли, что, казалось, уши раздирает какой-то пронзительный звон колоколов. Воистину они оплакивали его вполне искренно и заслуженно, ибо никогда еще не было у них столь благочестивого и милостивого Государя. В том и заключается счастье добрых Государей, что им слезами и стенаниями подданных воздвигается памятник пышнее всякого надгробия.
Рейтенфельс

О вере и благочестии
...Во время молебна раскрылись Царские врата, за которыми видны были священники в золотом облачении, на котором величественно выделялись их серебристо-белые бороды. У некоторых они ниспадали до пояса. Все присутствующие были так же блестящи, как священнослужители. Этот двор великолепен! Я с удивлением смотрел, как здесь почитали Господа, со всем этим блеском и со всеми этими сокровищами.
А.Кюстин (1790-1857), французский писатель
•••
По всей Руси в обычае, чтобы в комнате, в углу, обращенном к свету, непременно висело по одному или несколько образов, на которые входящий, не обращая внимания на присутствующих, как бы знатны они ни были, три раза крестится и кланяется, и тогда уж приветствует и кланяется сперва почетнейшему из находящихся в комнате, затем остальным, каждому особо.
Юль, датский посол в России, XVIIIв.
•••
Крестьяне стали выражать неудовольствие, что они более не в состоянии служить у полковницы Лесли: она им в постные дни, в противность русской вере, дает мясо, трудной работой удерживает их от хождения в церковь, бьет и, что отвратительней всего, взяла икону со стены и бросила в пылающую печь, где она и сгорела. Перед русскими последнее обвинение было великим и страшным.
Армфельдт, шведский дипломат
•••
Во время осмотра монастыря больше всего поразила меня набожность моего проводника. С необыкновенным жаром прикладывался он лбом и губами ко всем предметам, выставленным на почитание верующим. Кончилось тем, что он предложил мне последовать его примеру и облобызать мощи святого. Раз пятьдесят он успел перекреститься и перецеловать двадцать с лишним икон и прочих реликвий. У нас ни одному монаху не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, крестных знамений, сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра.
А.Кюстин
•••
На следующий день Суворов пригласил меня обедать. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю, а потом взял музыкальные ноты, которые долго вполголоса напевал. Походная церковь у него была совершенно устроена. Меня уверяли, что в ней ничего не недоставало и что все возилось на шести лошадях. Это единственный обоз у князя-генералиссимуса.
Армфельдт
•••
Благой обычай и счастье народноесоблюдать святые бдения, обязательно бывать при святой литургии, мало спать, рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это — наиглавнейшая причина сохранности русского королевства. Это действительно истинная и высшая твердыня.
Юрий Крижанич (1618-1683), хорватский бытописатель

 

http://www.rus-up.ru/index.php/rus/obraz/kach/1581-2012-01-05-21-37-52

 
Loading...


Яндекс цитирования