Беседы из книги «Русский ковчег в Австралии» (продолжение) БЕСЕДЫ С О.МИХАИЛОМ ПРОТОПОПОВЫМ

Русская община
Печать

 

Беседа 6

Отец Михаил, как Вы считаете, что сейчас происходит в мире, насколько далеко зашла глобализация, и как вообще простому человеку выживать в этом мире, на ваш взгляд?

Конечно, мы живем в сложные времена. Я думаю, не будет ни для кого новостью, что идет сильное нападение на христианский мир, будь то в России, будь то силами зарубежных олигарховбывших русских, которые видят восстановление Православной Церкви во всей России, как что-то противное их влиянию.Или со стороны таких держав, как Америка. Америку можно назвать точно, потому что, когда Кондолиза Райс была государственным секретарем, она прямо сказала, что если бы упразднить Русскую Православную Церковь, Россия могла бы быть достойным партнером. Они все видят Церковь, как организацию, которая держит нас в прошлом, в темноте, и совершенно не понимают, или не хотят понять ее роль, или вообще противятся духовному миру, который Церковь представляет на Земле. Это мы видим, но это не только в России происходит, а по всему миру, это везде есть.

Вот сейчаснападения на Церковь со стороны тех, кто поддерживает однополые браки. Говорят, что Церковь не имеет права вмешиваться в их свадьбы. Церковь и не вмешивается. Но дело в том, что брак считается таинством между двумя людьми. Гомосексуализм и т.п. природе непонятная вещьсреди зверей этого не бывает. Почему это происходит среди нас, потому что дьявол влияет на человеческий образ. Но это не то, что Церковь говорит. Церковь говорит, что мы должны быть выше своей плоти, мы должны жить духовными ценностями, а не чисто плотскими.

А второе – это нападения в разных странах мира на епископат, на священство. Почему епископ поступил так, а не так? Почему он, узнавший на исповеди что-то, не доложил? Исповедь совершенно тайная и никогда не оглашается, и были, и есть священники, которые готовы постоять за твою свободу, за твою жизнь для того, чтобы эту тайну сохранить. Но силы, которые противостоят, они же понимают, что отруби голову Церкви, епископату и все развалится, и потому идет вот это страшное гонение на Церковь.

Мы стараемся быть политкорректными, и даже не говорить, но нужно на это смотреть трезвыми глазами. И потому нам надо быть просто готовыми к тому, что вот это насилие христиан будет продолжаться. Да мы об этом и говорим на Великом Входе с чашей в руках, когда священник поминает всех гонимых. То есть, мы осознаем, что есть люди, которые гонимы за веру на сегодняшний день, и если мы на это не будем обращать внимания, мы не будем готовы дать отпор, когда это будет нужно. Но мы же плохо знаем своих врагов, мы их не изучаем.

Мы большей частью реагируем на какие-то случаи. Но мы должны знать, кто наш враг, и почему он считает нас врагом своим. И тогда мы, может быть, найдем с ними общий язык, а если нет – мы будем знать, как дать отпор. И поверх всего этогополное безразличие к духовным ценностям. Мы настолько погрузились во вселенский мир, что только думаем, как пожевать, как набить карманы, как сделать себе приятное, как провести время. Я уже говорю об этом открытым текстом, это есть. Люди так сейчас смотрят на все, это ужасно и обидно потому, что духовные ценности облагораживают человека. Когда человек благородный, он становится более изысканным, более мягким, более воспитанным, он начинает обращаться с людьми совершенно иным образом. А весь мир сейчас погружен в эгоизм и потому, наверное, противно многим, что Россия восстанавливает какие-то духовные ценности. Они видят в этих духовных ценностях сопротивление к тому, чтобы превратить человеческий род в толпу, которой можно командовать. Вот это мои соображения.

Батюшка, а как Вы считаете, усилились ли сейчас позиции России и, в целом, православного мира в связи с объединением Церквей?

Есть усиление, но усиление не только между частью Русской Церкви и частью русской общественности. Объединение двух частей Русской Церкви сразу открыло возможность нам заграницей влиять на Греческую Церковь, Болгарскую, Румынскую, Сербскую. Значит, мы как-то находим общий язык со всеми православными по всему миру. И как Вы, наверное, знаете, сейчас идет по всему миру объединение православных епископов Европы, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Азии, и обсуждаются общие вопросы, находятся общие выходы из разных положений, общие подходы к нашим общим проблемам. Я считаю, что это очень положительное явление и, конечно, это укрепляет Православие, и это не всем нравится.

Идет ли объединение христианского мира, имеется ввиду по конфессиямпротестанты, католики. Есть ли какое-то движение навстречу друг другу вместе с православными людьми?

Вы знаете, наши люди настолько напуганы словом экуменизм. Нельзя сказать, что идет какое-то объединение, идет содружество, идет сотрудничество на разных уровнях. Мы работаем вместе с католиками, с протестантами, чтобы оказать помощь нищим, когда стихийные бедствия, пожары, наводнениямы все вместе стараемся найти возможность помочь всем. Когда государство хочет изменить закон, например, запретить в школах Закон Божий, так все протестанты, католики, православные собираются вместе, чтобы действовать, чтобы сохранить преподавание Закона Божьего. На этом уровне, пожалуйста, – мы находим не только понимание, но и находим действительно дружеское плечо и работаем вместе.

Отец Михаил, а в тех конференциях международных, в которых Вы принимали участие, какие проблемы сейчас поднимаются, такого международного уровня?

– Ну, вот например, в августе прошлого 2012 года  у нас была конференция в Сан-Франциско о сотрудничестве Церкви и России по вопросам развития Православия в Тихоокеанском регионе. И были представители разных стран, в том числе и Америки, Новой Зеландии и прочих.

Возглавлял конференцию владыка Иларион Алфеев, наверное, да?

– Да, Владыка Иларион, митрополит Волоколамский, а также предстоятель Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал), при содействии московского консульства мы находили общий язык: что делается в одном месте, что делается в другом, что можно друг у друга перенять, чтобы усилить нашу работу, и как будет распространяться Православие все дальше и дальше в этом мире. Вот, такие конференции очень полезны. Они полезны потому, что дают нам почувствовать, что мы не одни.

Спасибо российскому МИДу за то, что они нас собирают для того, чтобы мы могли найти какие-то выходы. Кроме того, они дают нам возможность общения, и то, что мы собираемся вместе, это уже положительно.

А в странах Океании Вам приходилось бывать? Бывать на островах, сталкиваться с языческим миром тех островов и как-то их воцерковлять?

– У нас 15 приходов в Индонезии. Все наши священники в Индонезии – туземцы. Мы их привозим поочередно в Австралию и обучаем: литургике, богословию. Мы работаем с молодежью, обучаем как создавать приходы, потом отправляем обратно на места. Раз в год кто-то из нас ездит туда, чтобы проверять на месте, как это делается. Года 2 назад (в 2011 г.) я ездил туда и давал лекции по литургике и практические уроки для всех священников. Потом мы их привозили сюда, они вместе с нами месяц, два, три жили, видели, как мы служим на приходах. Теперь вот постепенно входят в нашу практику, мы им помогаем. Но мы их не можем научить жить в мусульманском мире. Это уже их жизнь. В Индонезии 67% населения – мусульмане.

Но вот, например, один батюшка в Соло (это центральная Ява) построил целый храм в мусульманском районе, хотя другим не дают. Здесь дали разрешение на посторойку храма, потому что батюшка пользовался большим авторитетом среди людей. Он купил микроавтобус и начал бесплатно возить людей. Беременных женщин он подвозил в больницу, наподобие скорой помощи, если надо было, забирал детей из школы, помогал. И он заручился любовью окружающих. И когда по закону города нужно было опрашивать соседей и целые кварталы о том, будут ли они против того, чтобы этот человек построил храм, они сказали: нет. И он построил храм. Много в чем он выглядит, как мечеть, но вместо месяца там стоит крест, и храм вписывается в общий ландшафт города. Но в других местах не так милостиво относятся, и одного священника уже убили, его машина буквально раздавила и не остановилась, поехала дальше. Никто даже не расследовал это дело.

В 2012 году в феврале я ездил на остров Тонго – это посреди Тихого океана. Это королевство. И местные христиане, главы разных конфессий, они даже приветствовали нас. Когда я разговаривал с католическим епископом, туземцем, он меня спросил: «А зачем Вы приехали, у нас же здесь и так много христиан?!»

У нас 4 прихода в Новой Зеландии, уже 60 лет существуют и, слава Богу, процветают.

И там Вам часто доводится бывать?

– В Новой Зеландии у нас 4 священника, там постоянные священники при храмах. Там все хорошо, там такая жизнь, как и у нас в Австралии.

Отец Михаил, скажите, есть ли у Вас ощущение, что приближаются апостасийные времена?

– Ну, то, что мы идем к концу века, – это нам Сам Господь сказал. Я предполагаю, что наши родители, и бабушки, и дедушки, тем более те, кто пережил советский террор, все считают, что мы живем в последних днях, и, наверное, уже тысячу лет об этом говорят. И первые христиане думали, что вот-вот Христос вернется при их жизни. Потому я не придаю большого значения высказываниям, что мы живем в последних днях. Но то, что мир идет к худшему, это да. Это тоже бесспорно. И потому я говорю о том, что нам нужно хранить духовные ценности.

Мы должны сохранять образ Христа, который нам дан при крещении, и если мы будем это делать, будем это хранить, тогда время конца света отступит. Я очень боюсь, что мы увлекаемся концом света. Мы не должны этим заниматься, мы должны думать о том, как нам быть на высоте и достойно встретить Христа. Абсолютно каждый ответит за то, что ему дано.

Исходя из вашего опыта, что делать современному человеку в этом мире, когда он живет как машина порой. Как ему выбраться из этого глобального мира? Найти свою дорогу к Богу.

– Вы знаете, путь к спасению – это сугубо личное дело. Нам Господь дает корабль спасения – Церковь, для того, чтобы мы имели общение с другими людьми, которые ищут того же самого, что мы ищем. И в этом корабле спасения, в Церкви, мы находим все указатели на правильную жизнь, но мы должны тоже делать выбор, куда идти и зачем. И вот этот выбор очень важен. Мы можем всегда сказать – стоп! я туда не пойду, я хочу служить Богу. В моей личной жизни я хочу в каждом человеке видеть образ Христа и понимать, что нельзя лгать человеку, я это сделаю Самому Господу, потому что Господь сказал, что сделаешь человеку – сделаешь это Мне.

Если это у нас будет впереди, мы тогда не будем думать о себе, а будем думать о других людях, и если мы будем действовать так, что нам будет не стыдно за себя, потому что совесть наша чиста, тогда Господу Богу не будет стыдно за нас. И нам не будет стыдно перед Ним предстать и сказать: Господи, с большими ошибками и великими недостатками, но мы честно служили Тебе. И Господь, увидев наши старания, будет миловать и намерения наши.

Спасибо Вам за такой подробный ответ, отец Михаил.

 

Беседовал Вадим Арефьев

 

 

Митрофорный протоиерей Михаил Протопопов

Проповеди Великого Поста

О прощении

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Сегодня первый день Великого Поста. Господь нам все время посылает возможность приблизиться к Нему. Если я к кому-то подошел и попросил у него или у нее прощения, я не делаю это для того, чтобы тому человеку угодить. Может, я действительно чувствую, что моя совесть по отношению к этому человеку не чиста и мне хочется от этого избавиться. Но польза не тому человеку, перед которым раскаиваюсь, а в первую очередь польза мне самому, что я смирил свою гордость, смирил себя перед другими людьми. Господь говорит, что кто станет последним, тот будет первым. Покаяние состоит из двух частей. Первая – это пришел и выложил все свои грехи. Но что нужно, чтобы примириться с Богом? Не только покаяние, но и показать Господу, что человек старается не повторять свои грехи.

Если человек не старается, если нет желания у человека исправиться, то и покаяния не нужно, зачем приходить на исповедь, если он старается жить как раньше? Для нас это опасная вещь, потому что к нашим грехам мы так привыкли, что они нам стали удобными. Мы с ними ужились. Мы привыкли кого-то судить и говорить, что я не сужу, я просто правду говорю. На самом деле мы человека судим. И не видим в этом греха. А перебороть себя очень трудно. И потому, когда человек пришел на исповедь, выложил все свои грехи, священник спрашивает, есть ли желание исправить все это. И человек иногда отвечает «да», иногда машинально говорит «да-да». Но без этого желания исправиться ничего не будет, потому что Бог идет навстречу тому, кто желает исправиться. Но если у нас нет желания, Господь посылает нам помощь небесную, невидимую. Помощь для того, чтобы мы не повторяли наши грехи, которые вкоренились в нас и стали для нас удобным образом жизни.

Сейчас мы поговорим о том, что произошло вчера. Мы называем это Чином Прощения. На самом деле это не Чин, это Таинство. Потому что когда мы каемся перед человеком не машинально, а искренне, то мы исповедуем смирение Господа нашего Иисуса Христа. То самое смирение, когда Господь встал на колени перед апостолами и стал мыть им ноги. И сказал: «Кто желает быть из вас первым, пусть будет слугой всем». В этом акте прощения находится благодать Святаго Духа. И люди говорят иногда на исповеди, что мы прощаем, да, простили, но забыть не можем. Почему мы не можем забыть? Потому что мысли, которые к нам приходят – приходят невольно, мы не заставляем их прийти, они просто лезут в голову. Иногда приятные мысли придут и нам хочется их записать, чтобы не забыть, а иногда такие гадкие лезут, что нам стыдно перед самими собой. И как от них избавиться? Избавиться почти что невозможно. Уйдет одна мысль, приходит другая. Так часто бывает, что мы с кем-то когда-то поссорились, и мы давно простили, и мы не видимся годами, и вдруг увидишь этого человека на горизонте, и всплывают все мысли опять – а вот он, она сделали вот то и то. И обида возвращается, и боль возвращается в сердце. Так как нам от этого избавиться? От этого нет человеческой формы избавления. Это дар Божий. Но этот дар приходит только через молитву.

Когда мы молимся за того человека, который нас обидел, не оказал нам внимания, который чем-то нас оскорбил – трудно продолжать держать на человека обиду, если вместе с молитвой он вошел в наше сердце. И здесь нужен подвиг. Святые Отцы говорят, что не сразу уйдет обида на человека. Могут пройти года, а с этими годами мы начинаем не только молиться за человека, мы начинаем жить общей жизнью с этим человеком. Мы понимаем его или ее, не в буквальном смысле, а в духовном. Мы понимаем, что, может быть, они порченые люди, что, может, у них в жизни произошло что-то, что мешает им быть такими, какими они могли бы быть на самом деле. Тогда мы усиливаем нашу молитву, потому что нам становится их жалко, нам хочется им сделать приятное, чтобы они духовно исцелились и в этом мы получаем духовную радость. Мы начинаем вместе с этим человеком жить сострадательной любовью, которая постепенно превращается в желание сделать этому человеку приятное. Но без подвига это не бывает. Могут пройти года прежде, чем это случится. Но для нас это спасение.

И если когда-то, через определенное время к нам опять возвращаются помыслы о том, что нас когда-то обидели, мы должны опять начинать ту же самую молитву. Потому что в первую очередь она помогает нам. Она приносит нам очищение, но Господь видит наш подвиг и слышит наши искренние, если они искренние, молитвы, и исправляет того, за кого мы молимся.

Мы должны помнить, что каждым нашим жестом, каждый раз, когда мы что-то делаем в жизни – кого мы прославляем? Господа нашего Иисуса Христа или же радуем лукавого.

Вот, братья и сестры, это мое поучение на первый день Великого Поста. Сегодня, как это уже вошло в обычай, я вас помажу елеем от Гроба Господня.

О суждении и осуждении

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Когда мы говорим о суждении, мы говорим о том, что берем на себя право судить друг друга. Кто мне дал право вас судить, если Сын Божий получил от Отца Небесного право судить на Земле. Как мы можем совместить то, что мы готовы осуждать друг друга. Совместимо ли это со словами Евангельскими? И ответ, конечно, всегда нет. Почему? Потому что мы все люди грешные.

С падением Адама и Евы, в каждом из нас живет тот первородный грех, который заставляет нас противиться Богу. Иногда наше сопротивление Богу в мелочах, а иногда бывает в больших грешках, и мы не замечаем разницы. Вот из Евангелия у нас есть два прекрасных примера о суждениях Самого Христа, которые должны нас чему-то научить. Заходит Господь и видит, что на дереве сидит Закхей. И зная, что Закхей хочет посмотреть на Христа, Господь подходит к нему и называет его по имени: «Закхей, слезь с дерева, ведь Я же к тебе иду, Закхей мытарь». Что такое мытарь – это тот человек, который собирал налоги для римлян. Он был ненавидим всеми. Господь заходит в дом Закхея и люди, которые пришли послушать Господа, увидеть, прикоснуться к Нему, получить от Него исцеление или благодать, стоят на улице. Ни один не зайдет в дом Закхея, потому что по еврейскому понятию нельзя заходить в дом к грешнику, чтобы не оскверниться. Потому и избегали таких людей.

Господь заходит к Закхею, а люди стоят и думают, что если бы Он был действительно пророком, действительно таким великим святым – Он бы к нему не зашел. А что происходит за глазами этих людей? Закхей услышал слово Божие и раскаялся. Он обещал вернуть в четыре раза больше, чем он взял от людей, в знак своего раскаяния. Праведники на улице, не видя Христа и Закхея, судят о том, что происходит. А в доме происходит вот что. Господь говорит: «Ты и все, кто под твоей крышей, в этот день спаслись». Суд человеческий оказался неверным, потому что они не знали, что происходило в доме.

Приходит Господь в дом фарисея Симона. Хороший, праведный человек, соблюдает все законы. И питая определенную симпатию ко Господу, приглашает Его к себе на ужин. И к грешному мытарю, и к праведному фарисею Господь сошел, лег у стола, потому что в то время, как вы знаете, у стола ели возлежавши, а не сидя.

И во время ужина приходит женщина, блудница. Услышав, что Господь в этом доме, она не сдержалась. Она ворвалась в дом Симона и упала у ног Господа, начала плакать, ей было стыдно за свою жизнь, она раскаивалась. И видя, что ее слезы капают на ноги Христу, она своими волосами отирает их. Симон, воспитанный человек, ничего не говорит, но думает, что был бы Иисус действительно пророком, Он бы знал, что за женщина к Нему прикасается. Господь ничего Симону на это не отвечает, а задает вопрос: «Симон, Я пришел к тебе в дом, ты предложил ли мне помыть руки и ноги, чтобы пыль с дороги снять с меня?» – Нет. А эта женщина своими словами и слезами омывает Мои ноги. По обычаю еврейскому Я зашел к тебе в дом, а ты побрызгал Мою голову духами, ты помазал Мою бороду маслом, благовонием, зачесал ты Мне голову? Нет. Ты Меня просто посадил. А она взяла самое ценное, что у нее было, и полила Мне на голову. Не пожалела, она прямо все вылила. Много грешила, но и много прощено».

Видите опять – более культурный человек ничего не сказал, но в душе осудил. В душе и Господь увидел и услышал, и дал ответ. И в этих двух примерах, братья и сестры, для каждого из нас есть урок. Чтобы мы не судили людей по внешности, чтобы мы не судили людей, потому что нам кажется, что человек поступил неправильно. Если нам так кажется, ты подойди и спроси, а так ли, а что произошло. Если не хватает на это мужества, то тихо помолись за этого человека, чтобы Господь Сам все исправил. И не надо судить. Осуждение человека есть худший грех, который скрывается за суждением. Бывает, это говорит о том, что Отец Небесный дал Сыну Своему право судить и суд праведный есть. Мы читаем это над покойником во время отпевания, чтобы каждый из нас помнил, что мы предстанем перед Судьей. Хотя мы были не всегда праведны во всем, Он никогда не даст нас в обиду, но Он будет нас судить. И вот высший грех заключается в том, что когда мы судим кого-то, мы у Бога воруем Его право нас судить.

Мы приписываем себе право Божие судить людей. Это худший грех, чем просто что-то сказать или подумать. Потому что тут мы посягаем на Божественную власть. Мы должны это помнить, святые отцы говорят – прогневаешь Бога – худший грех, чем прогневать человека. Осуждение – это как раз худший грех, так как используется слово «судья». Бог справедливый, Бог многомилостивый судья. Такой, какими мы никогда быть не можем. А если мы припишем себе право судить людей, мы ответим во всей полноте за этот страшный грех, а он нам не нужен, ни вам, ни мне. Давайте не будем друг друга осуждать.

 

О любоначалии

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Во время Великого Поста мы молимся особой молитвой преподобного Ефрема Сирина. Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Что такое любоначалие? Это страсть и страстность к власти. Власть – это страшная вещь. Нам кажется, как хорошо, я покомандую и все.

Мы знаем, когда в семье один командует, а другой чувствует себя рабом, счастливой семейной жизни не бывает. Мы знаем, что будь ли это в рабочей обстановке или в какой-либо другой, если все считают, что они правы, тоже ничего хорошего от этого не получается. Почему? Потому что не каждому дано право и возможность правильно употреблять власть. Монархи, цари, мы знаем, получают свою власть по наследству от отца к сыну или по роду, но настолько эта власть страшная, что не каждый из царей с ней справляется. И для подкрепления таких людей Господь Бог дает им благодать Святаго Духа в виде помазывания на царство.

Мы тоже считаемся царским народом, не потому что нами правит царь или королева, а потому что в Святом Крещении мы помазаны святым миром. И это савит нас в непростые люди, в люди царские. Люди, которые служат царю. А царь, который служит от имени Господа Бога на благо своего народа, получает выше помазание. Нас один раз в жизни, а царя два раза помазывают, чтобы у него была сила справиться с той властью, которая ему дана. В гражданской жизни, к сожалению, чем больше наш мир отступает от учения Евангельского, тем меньше люди обращают внимания на ту силу, которая направляет человека, если ему дана какая-то власть. И люди бесятся от власти. От воображения того, что только они могут справиться с чем-то.

Нам нужно посмотреть на историю русского народа в ХХ веке. Власть дана Богом для того, чтобы она приносила пользу не тому, кто властвует, а тем, кто поставлен. В праздник Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных мы слышим о том, что на небесах есть ангелы, начала, архангелы, престолы, господства, силы, власти, херувимы и страшные серафимы. Каждый ангельский чин дан для того, чтобы поддержать властвующего в своем деле. Господство над целым государством. Каждая страна имеет своего ангела-хранителя. Силы даны тем, которые должны использовать эту силу на благо народа Божьего, потому что каждый человек является чадом Всевышнего Господа.

И в Церкви то же самое. Священник, хотя не помазывается, но получает благодать Духа Святаго через руки архиерея. А каждый архиерей получил эту же самую благодать из рук целого поколения архиереев, который его рукополагал, и так со времен святых апостолов, когда Дух Святой сошел на них. И в Церкви священнику дана власть подкреплять людей благодатью Святаго Духа. Часто люди думают – а я лучше знаю, я по- своему сделаю. Не важно, в церкви, в обществе или даже дома, когда нет любви, понимания, смирения при злоупотреблении властью всегда все будет плохо. Где нет Бога, ничего хорошего не будет.

И потому преподобный Ефрем говорит: «Возьми у меня, Господи, вот эту любовь к власти, не хочу я властвовать над людьми». Даже над теми, кого Господь не поставил, он ответственен за душу каждого, потому что получивши власть над ними, ему придется перед Богом ответить не только за употребление своей власти, но и за души тех людей, которые находятся в его подчинении, за те, которые он привел ко Христу, и за те, которые он, может быть, погубил.

Общество этого не понимает. Когда говорят, что всякая власть от Бога – о, значит я имею силу, я взял верх, я буду властвовать, и я от Бога. Нет. Бог так не распоряжается. Нам нужно быть очень осторожными с властью, со всякой властью. И нам это дано, каждый из нас живет в смирении и любви к начальству, поставленному над нами, мы со смирением и любовью принимаем их наказание, их руководство. Мы должны это помнить, тогда воистину слова Евангельские, что всякая власть дана от Бога, имеют смысл, потому что в этой власти живет и действует Дух Святой.

Очень интересная вещь, братья и сестры, но всегда это нужно помнить. И когда вы утром или вечером поднимаете ваши руки ко Господу и молитесь: «Господи, Владыка живота нашего, дух праздности, уныния, любоначалия…», вспомните, что нам дана от Бога власть тогда, когда человек на это поставляется и укрепляется Ангелом-хранителем для этой службы, а мы с любовью и со смирением принимаем его учение.

 

О Великом покаянном каноне

прп. Андрея Критского

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

 

Первые четыре дня Великого Поста в церкви читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этот великий святой умер около 726 года. Совсем неизвестна точная дата. Он написал Покаянный канон. В Православной Церкви это самый длительный молитвенный канон – 120 статей. Преподобный Андрей был епископом, он был псалтырец – он писал в защиту Церкви.

Канон содержит в себе пять тем, которые повторяются и переплетаются. Первая тема, с которой начинается каждая часть канона, – это как мы должны думать о себе: откуда начнут плакать окаянные мои деяния – первые слова канона. Этими словами преподобный Андрей говорит о себе, что он окаянный, несмотря на то, что он епископ, писатель и защититель Церкви и член VIВселенского Собора.

Он не думает о себе как о важном человеке, он все время это повторяет, но у него появляются слова, где он просит Господа Бога исправить его: но яко блудница и блудник, но исправь меня, говорит он. И эти слова тоже все время повторяются в каноне. Потом он говорит: душе моя, душе моя восстань, что спишь, конец приближается. Вот-вот уже конец жизни, а что я сделал, чтобы заслужить Царство Небесное? А время-то прошло, был молодым, не думал о покаянии, думал – время будет покаяться, время будет исправиться, время будет ходить в церковь. Состарился, и ноги в церковь не несут, да и душа не тянется уже, уже человек сформировался, так что ему это не нужно. А если нужно, так это в какой-то мелкой мере, но не всем своим бытием стремиться к Богу. И мы слышим каждый день примеры из Ветхого Завета, примеры из Нового Завета, иногда самые неприятные, самые гадкие примеры.

Преподобный Андрей Критский говорит о себе: «Жизнь моя перед Богом – это как язычники, которые мясо варили в котлах, и воняло, вот так и я». Но он говорит, что эти примеры из Ветхого Завета, из Нового Завета я привожу себе, но никого не обличаю… я привожу себе для того, чтобы найти в этом возможность покаяться. Есть праведные примеры, есть и неправедные примеры. Праведные примеры для того, чтобы он подражал; неправедные примеры для того, чтобы он их избегал.

И вот какая мысль мне пришла сегодня вечером: мы стоим в темноте, в храме так темно, что даже при свечах трудно читать. И вдруг в храме стало светло. И я читаю в этот момент последнюю его тему, очень важную, в которой он говорит о том, что наше богословие, наше понятие о Боге, наше общение с Богом не проводится на уровне учебы, а проводится на уровне опыта, желания с Богом быть вместе здесь, в этом храме. Здесь Бог, и Бог нас приглашает к Себе.

И вот как раз об этом пишет преподобный Андрей – я Бога встречаю в храме, не где-то дома, сидя перед телевизором, – там Бога не найдешь, Бог здесь. Но для того, чтобы приобщиться к Богу, нам нужно прийти к Нему, нам нужно Его познать не в книгах, а на деле, потому что здесь Господь трогает сердце каждого из нас. Вот эти темы, братья и сестры, очень важны. И как раз я читал вот эту последнюю мысль о том, что Бога мы встречаем здесь, как вдруг в храме стало светло. Я думал, что кто-то включил свет, – оказывается, это Сам Господь Бог осенил нас Своей благодатью.

Вот, братья и сестры, в нескольких словах понятие канона, который всю эту неделю мы читали вместе и который, даст Бог, отложит на сердце каждого из нас желание быть другим человеком, уйти из храма с чувством того, что мы стали лучше, чище и ближе к Богу.

Всю эту неделю мы ходили на канон, всю эту неделю мы постились, мы сугубо молились, были сосредоточены на собственном спасении. Завтра вечером, кто может – как раз прекрасное время поисповедываться, и в субботу или воскресенье утром причаститься, чтобы завершить этот спасительный путь, который мы совершили в течение этой недели.

 

40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Сегодня вся Церковь чтит память 40-ка мучеников Севастийских. Это были римские воины – целый гарнизон, который стоял на окраине Римской империи и охранял границу от врагов. Но в последние дни до окончания IIIвека император повелел проверить все слои общества на наличие христиан для того, чтобы их изъять. И нашли среди римской армии гарнизон, в котором 40 человек были христианами. Они сказали: мы от Христа не откажемся. Император их всячески уговаривал вернуться в язычество, они ему говорили, что от Христа не откажутся. Уже наступила зима, холод и говорит начальник: разденьте этих воинов и отправьте их в озеро. И они пошли раздетые в воду холодную и, стоя в озере, они, конечно же, мерзли. А для того, чтобы их уговорить вернуться в язычество, начальник приказал построить баню на берегу озера и в бане растопить печку, чтобы они это видели и соблазнялись тем, что совсем рядом баня. Но из всех воинов 39 удержались, а один не сумел удержаться и побежал в баню. И тот воин, который убежал из озера в баню, сгорел там. Стояла охрана, и один из римских воинов, не будучи христианином, увидев это зрелище, снял с себя доспехи и встал на место сожженного. И они там за ночь замерзли, погибли за Христа.

И люди, которые стояли и видели это мучение, удивились, как вдруг они услышали птичий гул и увидели, как души этих воинов вознеслись к Господу, а Ангелы на них спустили мученические венцы. И тот, который пришел последний в воду, также прославил Бога как те, с которыми он стоял в воде. Здесь для нас немало уроков.

Первый урок – если мы окажемся слабыми и откажемся от Христа, даже не словесно, а просто своими действиями, постепенно прекращая ходить в церковь или прекращая дома молиться, то кончится это тем, что мы перестанем причащаться и забудем все то, что было с детства вложено в душу. Вот можно как отказаться от Христа. Это погибель для человека, такая, какой погиб тот воин, который бросился в баню, ища спасения от холода. А Христос говорит: тот человек, который желает спасти свою душу, тот ее и погубит, а тот, который готов погубить свою душу ради Христа – найдет вечную жизнь. И вот так с этими мучениками. Мы должны быть бдительны, чтобы не получилось так, что мы можем действительно оказаться в этой жуткой «бане» безверия, в которую попадают люди.

А второй урок, братья и сестры, – мы должны быть всегда готовы постоять за Христа. 39 крещеных отстояло, а 40-й некрещеный, он покрестился в собственных муках. В истории Церкви есть несколько таких случаев. Вот сегодняшний воин, который увидел и вдохновился подвигом воинов, встал на место 40-го и был рад постоять за Христа. Господь оценил его подвиг, оценил его любовь, его преданность – не зная его. И тогда Господь дал ему мученический венец наравне с теми, кто пришел с самого начала в воду.

Мы должны быть готовы тоже постоять за Христа, это не значит, что нужно обязательно умереть мученической кончиной. Может, Господь не дал нам этого времени, когда нужно было бы умереть за Христа, но стоять за Христа надо все время.

Мы знаем, что светские правительства все время попирает законы Божьи для того, чтобы всем угодить, и вот в этом угождении каждому человеку – и красному, и черному, и голубому, и зеленому, – никаких законов и принципов жизни не остается. Мол, здесь все можно делать – лишь бы ты никого не убил. Нет, братья и сестры, – всего нельзя! Потому что, если мы делаем все, что нам хочется, мы идем по пути гибели, а если мы придерживаемся закона Божьего – мы стоим за Христа. Вот это важно знать. Каждый раз, когда мы постоим за правду Божию, мы отдаем себя на мучение. Помните, что греческое слово мучение (мученик) – это свидетель. Мы отдаем себя на свидетельство о том, что Закон Божий правильный.

И вот, братья и сестры, потому этот дивный праздник 40-ка мучеников Севастийских празднуется Великим Постом – когда мы начинаем действительно задумываться над своей жизнью: что я сделал хорошего, а сколько я сделал плохого, а как бы мне исправиться. Вот прекрасный пример, братья и сестры, – путь мучеников – постоять за Христа, постоять за Закон Божий, постоять за Правду Божью.

 

* * *

40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

(второй день)

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Сегодня я хотел бы еще раз поговорить с вами о 40-ка мучениках Севастийских. Многие из вас уже знают об этих святых. Но те, которые знают, еще раз послушайте, можете что-то новое узнать для себя.

Севастия со времен Римской империи, это был отдаленный район, где стоял военный гарнизон и этот военный гарнизон охранял границы Империи.

Был издан указ, чтобы вывести христиан из армии, из чиновнического состава, из судей и прочее. И вот когда начальник гарнизона повелел, чтобы все воины Севастии принесли жертву богам, 40 человек отказалось, сказали, что они христиане. Не предавая смерти, начальник гарнизона сначала их хотел уговорить принести жертву богам. Но они на это не соглашались, и сколько он просил, столько они ему и отказывали. Наконец, он приказал их раздеть и поставить в ледяное озеро, и пусть они стоят в озере пока не окоченеют. А была зима. И для того, чтобы увеличить желание у нежелающих воинов принести жертву богам, начальник повелел построить баню на берегу озера и чтобы там растопили огонь.

Вот стоят воины, и проходит час, другой, третий и воистину замерзли воины. Но все стояли на своем. В один момент, один воин не выдержал холода, выскочил из воды и побежал в баню. Забежав в баню, он думал спастись, но та вдруг воспламенилась и сгорела полностью вместе с ним. Воины, не христиане, которые стояли вокруг озера и охраняли место, видя произошедшее, удивились, но один воин снял с себя военные доспехи и сказал, что хочет быть среди тех, которые устояли за Христа, и встал на место сорокового.

Вот эта икона изображает 40 мучеников Севастийских. И здесь я хотел бы обратить ваше внимание на две фигуры. Первая фигура – среди всех воинов один стоит и снимает с себя красный плащ (плащ римского воина). Это показывает то, что каждая икона – это не картина, это окно в реальный мир Царства небесного. Когда мы смотрим на икону, мы должны видеть те духовные ценности, которые нам преподносят. Вот здесь мы видим – снимает с себя плащ воин, напоминая о том, что когда человек отдает себя Богу, он должен оставить суету этого мира, снять с себя все то, что возбраняет его общению с Богом. А вторая фигура – это фигура того воина, который забежал в баню, мы только видим его спину и ноги, лица у него нет. Он, оставивший Христа, был уже без образа. Откуда у нас и это слово – безобразный (что-то мерзкое, что-то плохое). Он потерял свое лицо потому, что отказался от того, Который ему приносил всю эту его жизнь, силу бороться с лукавым. И вдруг соблазнился, поддался лукавому и потерял свое лицо, потерял свою личность, потерял свой образ христианина.

И этот праздник, великопостный, празднуется всегда литургией. Обратите внимание на то, что эта икона и вообще этот праздник напоминает нам о том, что каждый из нас должен сделать для себя выбор. Наше спасение зависит от нашего выбора. Мы делаем правильный выбор, мы встали вместе с 39-ю воинами и получили бы мученический венец. Если же мы убежали бы от воинов и забежали бы туда, где нам кажется, было бы уютнее, лучше, теплее, мы могли потерять свое лицо и свое спасение.

Вчера мы разговаривали в храме о жаворонках печеных. Их запекали в память того, что воины, которые окружали мучеников, говорили, что когда мученики отдали Богу свои души, то они вознеслись с таким шумом, как будто жаворонки запели и вознеслись на небо, и на них опустились венцы. Поэтому в память об этом событии в православных храмах по традиции раздаются печеные жаворонки.

И вот те, которые вчера не получили жаворонков, если осталось, вы можете взять домой, чтобы вам напомнить, что этот праздник очень важен для нас. Он так много говорит нам хорошего, чтобы мы делали правильный выбор в жизни, чтобы мы не оказались безобразием – без образа, без достоинства, а чтобы мы наоборот были готовы служить Господу Богу, потому что сделали правильный выбор для нашего спасения.

 

О почитании святых икон

В день Торжества Православия

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

 

Лукавый старается исказить учение Господа нашего Иисуса Христа. Для чего – для того, чтобы нас отвернуть от веры. На VIIВселенском Соборе было установлено почитание святых икон. У нас было в христианском мире иконоборчество, то есть забирали иконы.

Тогда император византийский Лев IIIделал это для того, чтобы привлечь мусульман к Православию. Но никто из них не перешел в Православие. А иконы тогда забирались, сжигались и, наконец, на VIIВселенском Соборе, в 787 г. при императрице Ирине, был положен конец иконоборчеству. Собор постановил почитать святые иконы, а за неимение иконы на дому могли наказать очень сурово. Как в Советском Союзе наказывали людей, которые имели иконы.

Когда люди узнали, что Собор установил почитание святых икон, тогда пошел большой крестный ход и люди из подполов, с чердаков вынимали любимые иконы. Так и сегодня, кто почитает у себя дома иконы, могли сегодня принести с собой икону и вместе с нами пройти крестный ход.

Слово в родительскую субботу

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Сегодня, в родительскую субботу, многие люди пришли в храм помянуть своих родителей, дедушек, бабушек. И поэтому я хочу поделиться с вами несколькими мыслями на эту тему. Как раз сегодняшнее Евангелие с этим совпало.

Пришел Господь в Капернаум и, будучи в Капернауме, зашел в один дом и сел, начал проповедовать. Люди собрались вокруг Него, столько народу пришло, что в дом не вмещались, и чем больше народу слышало, что Господь в Капернауме, тем больше народу начало собираться. Четыре друга, видя своего пятого больного друга, решили его принести к Иисусу. Человек был парализован, они подняли его на носилки и понесли. В дом, где остановился Господь, они зайти не могли из-за того, что много народа. Тогда они залезли на крышу, и на веревках спустили расслабленного прямо перед Господом. И что происходит? Говорит ли хозяин: «Что Вы сделали с моей крышей?» Нет. Возмущаются ли люди, сидящие в доме, что на них сыплется кровля? Нет. Господь говорит: «Вижу любовь твоих друзей, прощаю тебе грехи твои, иди с миром». Почему Господь простил этому человеку грехи, которые держали его парализованным? Из-за любви тех четырех людей, которые принесли его к Господу. Этот библейский момент перекликается с сегодняшним праздником.

 

Покойники, они всего лишь исчезли у нас с глаз, но они есть, они живут в невидимой форме, где-то поблизости или вдали от престола Всевышнего Бога. Но они все имеют одно общее: они за себя молиться не могут. Их время молитвы прошло, когда они уснули вечным сном, они перестали молиться, и они нуждаются в молитвах тех людей, которые остались здесь. Мы знаем это из жития святителя Феодосия Черниговского, который говорил монаху: «Помолись за моих родителей», а тот отвечал: «Ты же святой, ты же у престола Божьего». А святитель отвечал: «Да, но мы там, у престола Божьего молимся за живых, а вам на Земле нужно молиться за усопших». И вот в это время, когда мы все готовимся к Пасхе; кто строго готовится, кто менее строго, но каждый из нас ожидает, что придет Бог, и наступит Пасха.

Мы проходим этот мир для того, чтобы достичь вечного мира и, пока мы на этой земле, нам дана возможность и за себя молиться, и за других, и творить добрые дела, и прощать друг другу обиды. Все это нам дано, все это мы можем делать, если у нас есть на это желание. И наконец-таки приходит тот момент, когда мы оставляем этот мир, все кончено. А что нам делать? А может быть, у нас есть нераскаянные грехи? А может быть, мы что-то хотели сделать, но не сделали? Но для нас уже время прошло, и нас больше существовать не будет.

И вот тогда, братья и сестры, нам в помощь приходят молитвы тех, кто нас любил, знал и желал нам добра, и сейчас желают. Без этих молитв нам будет очень тяжело на том свете, в особенности, если у нас есть нераскаянные грехи, и мы окажемся далеко от престола Всевышнего Бога, где будет не так светло и не так тепло, будет на нас влиять свет самого Бога.

Вот, братья и сестры, мы говорим, что Великий Пост – это время поста и молитвы, но это и время добрых дел. Каждое доброе дело, которое мы делаем, в первую очередь, приносит помощь нам. Как среди добродетелей христианских похоронить странника? Умер в нашей среде человек, и мы его не знаем. Что с ним делать? Оставить на улице? Нет, Господь велит похоронить. Так если надо похоронить странника достойно, надо помолиться за него достойно как за любимого человека. Вчера я служил панихиду. В поминальниках за упокой у одних несколько человек, у других множество записано покойников. Иногда я про себя думаю: «А те, которые записаны, помянуты, люди их поминают, когда молятся дома утром и вечером?». Пожалуй, нет. Думают: «Авось будет панихида, и батюшка помолится». Вы не правы, братья и сестры, каждый из нас должен молиться, церковная молитва – это соборная молитва, молитва, когда и люди на земле и ангелы на небесах молятся вместе, но Господь говорит, что каждый из нас ответит за себя:  молюсь ли я?

Где вы были вчера, когда хотели помянуть ваших родителей, ваших предков? Вы об этом не подумали, вы были заняты, вы упустили возможность сделать кому-то добро, в данном случае - вашим предкам. Это печально, потому что пост как раз вовремя нам напоминает о том, что мы должны молиться за тех, кто сам за себя молиться не может. И видите, сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Господь простил больного ради любви, которую проявили к нему его друзья. Если вы проявите любовь по отношению к нашим усопшим, нашим покойникам, любимым родственникам, к родителям бабушек, дедушек, кого мы можем помнить поименно, тогда Господь будет милостив и к нам. Вот это и есть благодать молитвы, потому что молитва помогает не только тому, за кого мы молимся, но и нам. Аминь.

Слово в Неделю пятую,

преподобной Марии Египетской

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие – это продолжение разговора апостолов с Господом в последнее Его путешествие в Иерусалим. Они проходят со стороны пустыни, потому что Господь сказал им, что нужно посетить еще одно место и там проповедовать Евангелие до того, как Он пойдет в Иерусалим. И Его спрашивают: «Почему?» И Господь говорит: «Потому что все люди погибшего дома Израиля должны услышать слово Божье и прийти к спасению, прежде чем Господь пойдет в Иерусалим на крестные страдания». И на это отвечает апостол Петр: «А вот мы за Тобой уже ходим три с половиной года, что нам будет, что мы получим от этого?» Господь ему говорит: «Вы уже получили, разве вы этого не понимаете? Неужели не понимаете, что вы получили спасительное слово Самого Бога?»

Тогда подходят Иаков и Иоанн, братья Зеведеевы, и спрашивают: «А можем ли мы у Тебя попросить?» Господь говорит: «Просите». И говорят два брата: «А когда Ты сядешь во славе Своей на престоле Божьем, можем ли мы сесть рядом с Тобой с правой и с левой стороны?» Господь во время путешествия начал говорить апостолам о том, что Он придет в Иерусалим, где Его схватят люди, где Его свяжут, изобьют, оплюют и убьют, но Он воскреснет из мертвых. Апостолы слышали эти слова, но до них эти слова как-то не доходили, вся их серьезность. И вот получается такой разговор: «Можем ли мы сесть с правой стороны и с левой стороны от Тебя». Господь говорит: «Неужели вы сможете испить ту чашу горечи, которую Я буду сейчас пить, неужели вы готовы креститься тем крещением, которым придется Мне креститься в Иерусалиме?» На что они отвечали легкомысленно, не понимая, и Господь им говорит: «Нет, вы не сможете выпить ту горечь, которая чашей Мне будет предложена, и вы не сможете креститься тем крещением, которое Я приму в Иерусалиме». Конечно, Господь говорит о Своих крестных страданиях, потому что только один Бог мог взять на себя грехи всего мира. Мы все, вне зависимости от того, как мы стараемся, хорошо или плохо – все равно допускаем грехопадения. И получается, что мы не являемся совершенными людьми, мы остаемся грешными. А Христос пришел в мир: родился, вырос, воспитался, вышел на Свою проповедь, проповедовал три с половиной года и остался безгрешным. Он во всем исполнял волю Божью. Только Он может взять на себя грехи рода человеческого, потому что Он безгрешен. Поэтому Он и сказал братьям Заведеевым о том, что они не смогут принять это крещение и испить из чаши горечи то, что придется пить Ему. И Господь доказал это на Кресте, когда разбойники рядом с Ним ругались, когда они осуждали тех, кто их распинал, хотя один потом сказал, что они по правильному закону находятся на кресте, но Христос то, он безгрешен. А Господь принял все это бесстрашно; ничем, ни одним словом не воспротивился тем, кто Его бил, оплевывал, убивал.

Единственное, что Христос сказал: «Отче, прости их, ибо не знают они, что делают». Слова любви, слова прощения, поэтому Господь открыто говорил братьям Заведеевым: «Нет, вам этого сделать невозможно, а кто сядет рядом со Мной, когда приду во славе, не от Меня зависит, а зависит от Отца». Мы это тоже знаем, кого Отец поставит с правой стороны Христа, а кого с левой. И Господь говорит апостолам: «Ваше дело служить, вы служите, через вашу службу вы приносите хвалу самому Богу. Если вы не возноситесь над другими людьми, а будете всем слугой, тогда Отец Небесный вас поставит на место почета».

Подумайте, сегодня мы чтим память преподобной Марии Египетской, женщины, которая славилась своей красотой во всем Египте, женщина, которая пользовалась своей красотой для того, чтобы заиметь огромное богатство и признание среди вельмож страны Египетской, но она хотела поехать в Иерусалим. Когда она туда прибыла и пожелала войти в храм Воскресения Христова, невидимая сила не допустила ее из-за ее образа жизни. Поэтому только через покаяние она имела возможность войти в этот храм и встретиться с Богом. Но она с Ним так встретилась, что больше не вернулась обратно, в Египет, продолжать свое дело, а ушла в пустыню, как говорят, замаливать свои грехи. Она увидела, что весь блеск мирской жизни не давал ей такого покоя, который она ощущала, когда вошла в храм Воскресения Христова и сердцем встретила Самого Бога. Уйдя в пустыню, она была счастлива, молилась, постилась. Что она там ела? Чем она там занималась? Мы не знаем. Только Зосима преподобный, который встречал ее раз в год в пустыне, говорил, что она радостно служила Богу.

И Господь говорит: «Вот таким должен быть каждый из вас, может быть, не каждый из вас может уйти в пустыню, но вы можете определить себя». Господь говорит апостолам, но не надо им уходить в пустыню, а, наоборот, жить среди людей и служить Богу. Что Господь пошлет за это служение? Служите, и Господь вознесет вас в Свое Царство. Мы через службу другим угождаем Господу Богу и получаем свое спасение.

Это последний урок Великого Поста, братья и сестры, чтобы мы убили свою гордость, чтобы мы уничтожили в себе свою волю для того, чтобы наша воля могла подчиниться Божественной. И тогда, когда мы будем исполнять волю Божью, мы будем жить по-Божьи. Как Господь дал, так и живем, как Господь сказал, так каждый из нас Ему служит. Это урок Великого Поста. Мы начали с вопроса о том, как приобщиться к Богу, и теперь Господь говорит, что приобщения мало, теперь нужно подражать Богу. И весь путь Великого Поста приводит нас к тому, чтобы мы были воистину угодные служители Всевышнему. Здесь нет, как сегодня сказано в Евангелии, ни мужского пола, ни женского пола, нет раба, нет господина. Все мы служим Богу тогда, когда мы выполняем Его волю. И Господь вознесет нас в свое время. Аминь.

Нравится