Время утраты реальности

Родион Часовников
Печать

altКаждый из нас, приводя в порядок территорию вокруг дома, школы, офисного здания или, скажем в парке, приподнимал какую-нибудь дощечку, чтобы отбросить ее подальше. А под дощечкой обнаруживались разнообразные мокрицы, двухвостки, жучки и паучки. Все они бросались в разные стороны, могли даже заползти на руку, укусить или просто вызвать отвращение или, как раньше говорили, гадливость.

 

Народ православный, приводя в порядок русскую Землю (своим паломничеством к Поясу Пресвятой Богородицы, многотысячными молебнами, активным участием в общественной жизни страны), побеспокоил существ, привыкших к пребыванию в темноте, под «дощечкой» лжи, безбожия, цинизма, исторического беспамятства. И они побежали, начали кусаться, заползать во все щели  и проявляться «во всей красе»: то икону в храме изрубят, то над крестом поглумятся, то в кафедральном соборе спляшут. На продолжение этой череды очень похожа недавняя PR-акция с обращением в суд какой-то общественной организации, «озабоченной» «нарушениями прав потребителей» со стороны светской структуры «Фонд Храма Христа Спасителя». То ли с подачи истца, то ли по своему разумению либеральные СМИ наперебой поспешили приписать  Церкви эти (неизвестно существовавшие ли) «нарушения». Сегодня не принято вспоминать о том, что журналист и редактор  должны проверять информацию, стремиться к объективности, избегать публикации домыслов.

Кульминацией хамской беспомощной клоунады стала попытка радио «Серебряный дождь»  плюнуть в сторону патриарха (история с «серебряной калошей»). Еще маленьким детям заботливые родители  объясняют, что не надо плевать вертикально вверх, потому что все это упадет обратнона лицо плюющегоНо современный либерал принципиально не уважает советы предшествующих поколений. Чем меньше у человека жизненного опыта и разума, тем больше он уверен в своей правоте, силе, значимости и правомерности своего поведения, тем меньше ему приметна собственная несостоятельность, банальность и ограниченность.

Совершенно очевидно, что своим деянием организаторы провокации стремились  оскорбить именно чувства верующего православного народа России, потому что патриарх интересует их лишь, как первоиерарх Русской Православной Церкви, как представитель этого самого народа. Как личность, он, скорее всего, не знаком и не известен незадачливым шоуменам. Их миры не пересекаются. Менее глупым и абсурдным поступком было бы включение в «хит-парад» оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» с предоставлением произведению 10-го места после выпускников «фабрики звезд»…   

Один из существенных признаков нашего времени – не просто подмена понятий, а подмена, как говорится, с особым цинизмом. Манипуляция массовым сознанием стала для одних любимым развлечением, для других – способом достижения неблаговидных целей.

На протяжении нескольких десятилетий советской истории наша страна преуспела в превозношении негодяев, чьими именами называли теплоходы, фабрики, улицы, города, колхозы и многое другое. Достойные люди подвергались клевете, репрессиям и нередко гибли. Подмену и размывание понятий сопровождало рождение аббревиатур, лишенных положительного смысла.

Западный мир шел в том же направлении, но другой дорогой. Там воспевали идола демократии (и воспевают по привычке до сих пор).

В недавние девяностые непомерно росло количество ряженых. Граф, светлейший князь, казачий генерал,  президент какой-нибудь немыслимой «всемирной» ассоциации, очередной наследник Российского Престола – сколько их тогда развелось! Я уже не говорю о липовых ветеранах всех войн, о целой армии помощников депутатов, экс-претендентах на пост Главы государства и кавалерах несуществующих орденов.

Сегодня мы пожинаем плоды того бурного начала. Если раньше вымышленные титулы и наименования носили все-таки немногие, то сегодня – это огромные категории наших современников, это целые социальные группы, направления в политике, в «прикультурном» пространстве, в информационной сфере.

Уродливые и пошлые выходки организованной группы молодежи теперь именуются не иначе, как «искусство», «поп-арт», «панк-концерт» и т.п. Мусорная свалка – это теперь «инсталляция», кучка бездельников и провокаторов – «оппозиция»,  кружок гомосексуалистов и мажоров  без слуха, голоса и мозга – «представители шоу-бизнеса» или «звезды». Бессовестные упыри, разбогатевшие на костях (или за счет уцелевших в 90-е родителей) – «национальная элита» (только вот какой именно нации?).

К списку можно добавить политический словарик современной «элиты»:

«модернизация» — словоблудие,

«стратегия развития» — отсутствие представлений о будущем,

«национальные интересы» — интересы узкой группы лиц по предварительному сговору,

«семейная политика» — уничтожение института семьи,

«забота о детях» — преследование родителей,

«социальные программы» — народ вообще надоел,

«демократия» — тоталитарная власть «демократов» над народом.

Народ наш с помощью современных информационных средств все глубже  помещают в театр абсурда. В теоретических трудах, посвященных основам логики, подробно описаны основные приемы софистики – системы преднамеренных логических ошибок. В их числе встречаются такие известные приемы, как подмена понятий, нарушение закона противоречия, «ложный аргумент», употребление частного суждения вместо общего, «бабий довод», «порочный круг» и другие. Надо сказать, что «солдаты» информационной войны, развязанной против России и русского народа, в совершенстве владеют всеми этими средствами. Можно было бы не одну публикацию посвятить анализу наиболее типичных схем, применяемых в рамках последних событий.

Одна из ярких софистических подмен проявляется в последнее время на политическом поле. Некая «оппозиция» заявляет какие-то лозунги  против существующей власти и утверждает, что смена действующего режима – это путь к благоденствию народа. Понятно, что идея не нова. Ни один новый претендент на власть еще не говорил, что он принесет больше бед и неприятностей народу, чем его предшественник.  Основная ошибка в следующем. Возможность согласиться с тем, что нынешняя власть не идеальна (а пока мы не в раю, любая власть не идеальна) не подразумевает необходимости пойти за теми, кто спекулирует на этом очевидном факте.

В здоровом организме, как известно, не живут паразиты.  В больном – они, как правило, кишат, ускоряя кончину, усугубляя недуг, добавляя неприятные ощущения и запахи. Когда маленькие противные червячки, живущие в гниющем боку большого зверя, кричат, что медведь болен, они правы. Но когда они предлагают, в связи с болезнью «кормильца», передать им  управление его организмом в целях исцеления – они лукавят. Единственное правильное решение – помимо остального лечения – избавиться от червяков, букашек, личинок и прочей нечисти – вычистить раны, принять таблетки, сделать промывания, воспользоваться дустом, хлоркой и т.п.

Страна нуждается в комплексном лечении. Но первоочередная и необходимая мера – это применение простых «медицинских» средств для избавления от либеральных насекомых. Насекомые, живущие на организме общества – такие же паразиты и разносчики заболеваний, как те, что способны угробить лося.

Для спекуляции на народном неудовольствии нужны значительные денежные средства. Откуда они у так называемой оппозиции? Кто-то лишь недавно отвалился от кормушки – то есть это украденные у того же народа средства. Кто-то получает деньги на Западе – то есть это целевые поступления на войну против России и русского народа. Кто-то получил первоначальный капитал в наследство от родителей, занимавших высокие посты «с возможностями», а теперь пополняет копилку за счет незадачливых сограждан, посещающих за свои кровные их ток-шоу, концерты, выступления, покупающих их бездарные книжки, оплачивающих тиражи газет с их именами на обложках. Наша готовность оплачивать (своими деньгами, душевными силами и временем) деятельность паразитов, направленную против нас, лишь подтверждает тяжкую болезнь. Если прекратить на них затрачиваться, то  легче станет дышать.

Дело даже не в цензуре, хотя, порой, она необходима.  Все мы могли бы  просто не покупать некоторые издания, не смотреть некоторые программы, не ходить на некоторые концерты. Представьте – наше население  посетит разум, и оно перестанет включать у себя в квартире «Дом-2» или что-то в этом роде. Упадет рейтинг программы, производители жевательной резинки и средств личной гигиены перестанут отдавать за рекламные ролики миллионы, заработанные на нашей доверчивости, и программа вымрет по законам звериного рынка, такого родного для «звезд» нового поколения. Достаточно проявить волю и перестать получать психологический, а вместе с тем и финансовый вред от предлагаемых суррогатов.

Если избалованные  «шальными» и неправедными финансовыми поступлениями люди, не раз публично проявившие свою неприязнь к русскому народу, сегодня апеллируют к народным чувствам ради своих целей, то единственным средством может стать всенародное презрение, а не поддержка лукавых затей даже минимальным вниманием!

Для того, чтобы заметить, насколько искажены понятия, достаточно опереться на общедоступные источники. Согласно «Википедии», «оппози́ция … в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также – политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть».

Кого в современной России мы видим и слышим в связи с упоминанием «Оппозиции»? Перед нами весьма незначительная группа примелькавшихся, если не сказать, — навязших лиц.  Эти лица можно рассматривать лишь как оппозицию к народу – то есть к желанию упомянутого выше большинства жить спокойно.

Не буду приводить список антинародных высказываний ряда представителей «оппозиции» и их единомышленников. Такие подборки есть в интернете. Одни именуют русский народ быдлом, другие предлагают измышления о «вреде православия» в русской истории, третьи сетуют, что нас вовремя не завоевали «более прогрессивные» соседи, четвертые возмущены, что бедный народ на жигулях мешает им ездить спокойно на Бентли…

Тогда в чьих же интересах такие люди могут, как сказано в определении,  «вести борьбу за власть»?

Мне представляется, что подлинный лозунг подобной оппозиции мог бы звучать так: «Вся власть – узкой, бессовестной, богатой и безответственной группе лиц, не помышляющей ни о чем, кроме собственного благополучия за счет вымирающего народа!»

Еще одна приметная тенденция последнего периода – это нездоровое внимание небедной шумной, хотя и немногочисленной группы антицерковно настроенных лиц к доходам и расходам Русской Православной Церкви и ее представителей. Любой религиозный, социальный, политический или экономический институт эта группа лиц воспринимает как объект для достижения своих целей и как финансового конкурента. Вряд ли кто-то из тех, кто кричит про «часы патриарха» или фотографирует около храмов  автомобили богатых прихожан, носит китайский циферблат без названия. Но дело,  как говорится, в принципе. Природа зависти и рождаемой ею ненависти такова, что завистник всегда «знает», как надлежит одеваться, обедать, ездить и выглядеть объекту его зависти – будь то сосед или незнакомец.

Хотелось бы ответить на эти беспокойства с простотой на грани резкости:   хватит считать деньги в чужом кармане! Вы, уважаемые «народные радетели» заявляете, что переживаете за прихожан, приносящих последние копейки в храм. В действительности вас беспокоит лишь то, что они не принесли эти деньги вам. Но русский народ и так достаточно отдал на ваше обогащение. То, что вы отобрали у него еще не все деньги – вот одна из реальных причин  антицерковной истерики!  Кстати, средства в церковной кружке регулярно «пересчитывали» и в советский период такие интересные организации, как «Фонд мира», куда народ добровольно тоже не доносил. Но система, которая стремилась сначала уничтожить, а потом поработить Церковь, уже рухнула. Обречены и ваши усилия, уважаемые безымянные и именитые крикуны, озабоченные своим благосостоянием и претендующие на выражение народных мыслей – мыслей незнакомого вам русского народа!

Высокий статус Церкви и ее Предстоятеля не дает покоя тем, кто хотел бы видеть Церковь в качестве музейной редкости, поросшей в запасниках паутиной. Предстоятель  не имеет ничего своего – он представляет Церковь и взаимодействует с внешним миром с учетом законов этого мира, не нарушая ни внутренние (церковные) установления, ни внешние (мирские). Держать этот баланс нелегко, но оценка качества баланса не за теми, кто своевольно взял на себя «бремя» судьи, а за православным народом. Ни у кого нет сомнения, что украшения, лимузины, виллы и прочие «предметы первой необходимости» у тех, кто выступает против патриарха, Церкви и русской культуры – это не плод непосильной работы у станка. Это, зачастую,  гонорары за беззаветную ненависть к России и ее народу.

Модной среди антицерковных сентенций стала тема так называемой группы «Pussy Riot». Сначала провокаторы смаковали подробности гнусной выходки и нахваливали «задорных» девушек, потом требовали им свободы, а еще позднее обвинили Церковь в том, что она якобы поддалась на провокацию, выразила негодование вместо того, чтобы поговорить с девушками и найти с ними общий язык…

По законам жанра, описанного в начале статьи, модно из людей без совести делать «узников совести». Однако, как известно, процессуальные  последствия для участников «акции» наступили не по заявлению представителей Церкви, а по факту совершения этой самой «акции». Были также заявления и выступления возмущенных граждан и общественных организаций. А вот поговорить с участниками никто не отказывается, только есть  ряд проблем.

Прежде всего, кроме следствия, установить личности девочек в масках некому. У Церкви, к сожалению, нет такой службы, а девушки, что называется «идут в отказ». Разговаривать со всеми клоунами и искать среди них тех самых – дело длительное и неблагодарное.

Кроме того, у Церкви есть право обратиться, воззвать к уже упомянутой совести человека, но это всегда рассчитано на того человека, который готов услышать, который воспринимает голос Церкви. Это все-таки общее дело – священника и того, к кому он обратился.

Мне представляется, что вне зависимости от вердикта мирского суда  нужно продолжать эти призывы, попытку пробудить совесть. Возможно, найдется в каком-нибудь отдаленном женском монастыре матушка игуменья с крепкими нервами и свободным временем, которая пожелает взять девушек на поруки. Пока, правда, трудно представить участниц группы «Pussy Riot» подметающими у храма дорожки или возделывающими монастырский огород.

Следуя логике антицерковных крикунов – участие Церкви (с обязательным требованием всепрощения) необходимо во всех судах над хулиганами и иными преступниками, а тем паче в спорных процессах. Иначе следующей  претензией станут слова: «Почему Церковь заступилась только за тех, кто согрешил против неё – что это за избирательность и односторонний подход?». И далее, вне зависимости от вердикта, в адрес Церкви последует обвинение во вмешательстве в дела светской власти. А уж если исход не устроит «старших товарищей» провокаторов – тогда Церковь станет «врагом демократии» номер один.

Любовь и попустительство –  разные вещи. Это легко понять, если представить родительский опыт. Надо ли ограничивать «свободу» детей, если они захотят поиграть с утюгом или электрической розеткой? Следует ли пресекать их склонность к вранью или воровству? Будет ли проявлением любви  оставление без внимания действий, опасных для жизни или души ребенка? И всегда ли разговор по душам – это достаточное средство?

А если подросток попробует наркотики? А если беременная дочь обнажится  перед всей страной, пристроившись к чучелу медведя?

Разве Церковь должна защищать всех провинившихся от «посягательств» со стороны заведующего детским садом, директора школы, детской комнаты милиции (или полиции – теперь уже не знаю), следователя, судьи, общественного мнения?

Если мы хотим что-то исправить – мы должны обратиться к ходатаю – представителю, защитнику. Таким защитником Церковь является, и ключевой метод обращения – покаяние. И мне неизвестны случаи, чтобы обратившегося отвергли. Но обращения в данном случае не было!

Вместо этого были все возможные формы антицерковной истерии. Тут и двойной стандарт, и провокация, и ложные обобщения, и скабрезные версии.

Величественное  песнопение «Богородице  Дево, радуйся» Сергея Рахманинова было безумно, бездарно и варварски искажено, и сопровождалось взрывами воплей и выкриков. В тексте лейтмотивом звучало: «Богородице, Путина прогони». Православный народ,  естественно, не признал нормальным поведение группы и право на подобное самовыражение. Сторонники провокаторов мгновенно вбросили в СМИ свой удивительный по простоте и глупости вывод: «Церковь слилась с государственной властью, а потому и выступает против «невинных» проявлений «продвинутой» молодежи». Нам пытаются представить эту кощунственную гадость как политический протест, а организаторов и исполнителей – как жертв политических репрессий. Но это тоже спланированный и довольно успешный провокационный ход. Дело в том, что содеянное останется кощунством и безобразием и не перестанет оскорблять чувства верующих православных людей, даже если в тексте не будет слов про Путина или любого другого государственного мужа.  Пляски в масках с дикими воплями в храме — уже достаточный повод, чтобы задуматься о квалификации случившегося в качестве хулиганства на почве религиозной ненависти,  оскорбления религиозных и национальных чувств большинства российского населения.

Случившуюся низость старательно и часто именуют панк-молебном, внушая обществу заведомо ложную мысль, будто существует такая форма человеческих проявлений. Менее абсурдно звучали бы даже гей-мужество или садистское милосердие.

Люди, извергающие проклятия и оскорбления в адрес Церкви пытаются сегодня навязать ей образ действий, поведения, стремятся по своему усмотрению указать ей место в общественной жизни. Церковь – это Богочеловеческий организм, не подчиненный мнениям и законам мира сего. Церковь – это еще и общественный институт (организация), объединяющая верующих – церковных людей. Мысли внецерковных о том, как должна быть устроена церковная жизнь, не могут волновать никого, кроме тех, кому эти мысли пришли в голову. Если я, гражданский человек начну учить военных – как должен выглядеть устав, как правильно стрелять и какие должны быть условия для военнослужащих – меня мягко, по-военному, попросят не вмешиваться не в свое дело – и будут правы. Если я, православный христианин приду в мечеть и попробую объяснить мусульманам, как правильно, с моей точки зрения, толковать Коран – то меня не примут с почетом, вниманием и предупредительностью – и мусульмане будут правы. Почему неизвестно кто, неизвестно на каком основании, а вернее, – без всяких оснований – считает себя вправе учить Церковь – что ей делать, как должен выглядеть ее первоиерарх, как она должна реагировать на внешние вызовы, исходящие от тех же провокаторов, которые сегодня пытаются навязать свой взгляд на Церковь?

Я, конечно, понимаю, что на дворе век воинствующего дилетантизма, что   отдельные математики пересматривают мировую историю, а правозащитники, как «профессиональные революционеры» (то есть попросту – дилетанты во всех областях, лишенные заслуг на понятном человеческом поприще) диктуют образы, моду, идеологические парадигмы и модели поведения. Но это же безумие. Может быть пора остановиться? Представитель ГИБДД может влиять только на ваше автомобильное поведение. Представитель СЭС вправе проверить ваше кафе. Пожарный инспектор вправе выписать вам предписание о том, какие меры противопожарной безопасности вам надлежит принять. Все они могут принять меры воздействия в рамках своих законных полномочий и при наличии оснований.  И только! Представитель ультралиберальных кругов может посоветовать вам, как выгоднее продать Родину, как обмануть соседа, как избавиться от совести – и только. На этом его компетенция ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! А как Церкви устроить свои дела, как реагировать на засланных негодяев, как духовенству следует  высказываться, на чем ездить, где и как жить — это не их либерального ума дело!

Итак, в настоящее время некое сообщество схожих между собой лиц организованно, спланированно и с размахом (гротеском) издевается над правдой и здравым смыслом, над чувством и мозгом людей. Значимые понятия заменяются суррогатами, слова применяются к иным реалиям, неизмеримо низшим и ничтожным по сравнению с исходными. Подобно тому, как нормальную человеческую пищу заменяют ГМ-продуктами, на место профессионалов во всех сферах приходят ушлые «разводилы». Выше уже упоминалось о периоде воинствующего, а то и торжествующего дилетантизма. Но дилетантизм – лишь одна из составных частей деградации смыслов. Кого у нас теперь называют деятелями культуры, артистами, режиссерами, певцами, музыкантами, художниками? Сравните уровень владения русским языком ведущих, скажем, первого канала телевидения  30 лет назад и сейчас?

Коммерциализация и формирование схем продвижения во всех сферах человеческой жизни породили невиданное снижение уровня всех специалистов. Перестали иметь определяющее значение: компетентность, талант, морально-нравственные качества, реальные заслуги.

Если Киркоров – это народный артист, то Евстигнеев, Гарин, Жаров или Штоколов должны «вертеться в гробу». Если Ксюша Собчак — это элита, то Эллочка Людоедка – достойный кандидат на должность министра культуры. Если блоггер – это политический оппонент власти, то мы заигрались в демократию. Я уже не пытаюсь представить, что было бы с Моцартом или Брамсом, если бы им «посчастливилось» услышать музыку нынешних популярных «композиторов».

Вместо заключения.

Излюбленным местом для странных «протестных» акций в последнее время стали Чистые пруды в Москве. Это весьма симптоматично. Как известно, такое название они получили лишь в конце 17 века, когда их привели в порядок и запретили загрязнять. Прежде пруды именовались «погаными».

По одной из версий, мясники с Мясницкой улицы раньше сваливали в эти водоемы отбросы от забитого скота. По другой версии, старое название родилось от того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. В допетровские времена на Руси слово «поганый» или «поганский» отождествлялось с понятием язычник. Как поется в одном из церковных песнопений, ученик преподобного Сергия Радонежского преподобный Авраамий просвещал язычников светом Христианского учения, «от суеверий поганских очищая» русские земли. Так поступали и другие наши благочестивые предки.

В общем, не хотелось бы возврата к неприглядным названиям и историям в судьбе когда-то очищенных мест.

Нравится