Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно менять реальность по слову Божией правды

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно менять реальность по слову Божией правды

E-mail Печать

 

В интервью порталу Рустрана отец Всеволод Чаплин рассказал о проблемах Церкви, своем отношении к произошедшему на Донбассе и о том, какие качества нужно воспитывать в себе русскому человеку.

Отец Всеволод, здравствуйте

1. Вы консерватор, причем радикальный, но при этом выступаете за то, чтобы церковные общины имели возможность самим выбирать священников и диаконов. Некоторые из критиков усматривают в этой идее не консерватизм, а наоборот, либерализм, доходящий до степени революционности, и обвиняют Вас в попытках расшатать Церковь, основанную на единоначалии, внести в нее хаос. Что бы Вы ответили им? Как Вы видите сочетание консерватизма и демократии в Церкви? 

Я действительно человек консервативных убеждений и не собираюсь заискивать перед либеральной частью православной или светской общественности. Предложенную мной идею считаю одним из путей к тому, чтобы наш верующий народ, консервативно настроенный, мог полностью выразить свою волю не только в избрании священников и архиереев, но и в целом в устройстве церковной жизни, в том, чтобы не допустить продавливание не имеющих пастырского опыта либеральных карьеристов до церковных должностей. В церкви иерархичность всегда сочеталась с соборностью. Да, не стоит отдавать церковную жизнь на откуп хаотическим настроениям толпы или политическим манипуляторам, но в большинстве наших общин люди достаточно ответственны и не позволят манипулировать собой. Нет никаких оснований не доверять этим людям, их мудрости, их христианской совести, их подлинной заботе о церковной жизни. Отрицают возможность участия мирян в выборе священника, а священников в выборе архиереев те, кто, наверное, надеются на исключительно элитные пути формирования духовенства, не любят свой народ и боятся его. Единоначалие также может приводить к крайностям, опасным для церкви, разрушительным для нее. Когда архиереем или священником назначается человек, которого община совершенно не знает, а тем более не готова принять, что происходит очень часто, это действие для церкви разрушительно и потенциально опасно


2. Наверное, очевидно, что в последние годы люди в России больше заинтересованы в личном комфорте, чем в общественных изменениях. На мой взгляд, в такой атмосфере ожидать скорого успеха Вашей идеи о выборности священников несколько утопично. Допустим, Вашу петицию на change.org подписало 20-30 священников со всей России. Как, по-Вашему, будет дальше развиваться эта инициатива? 

Я согласен с тем, что обывательское, потребительское сознание в обществе достаточно распространено, многие люди больше всего думают о кошельке и брюхе, о своих шкурных интересах, чем о будущем мира, страны, Церкви. Но это нужно стараться изменить в том числе, через повышение церковной и гражданской активности священников и мирян. Пока петицию подписало 7 священнослужителей, назвавших свои имена, (а в целом 880 человек), но даже это немало. Передушить этих людей за их позицию сегодня уже не получится. Если присоединившихся из числа духовенства будет больше, тогда это, во-первых, гарантирует невозможность репрессий без фатальных последствий для системы, а во-вторых, даст возможность организованно предложить изменения в рамках Межсоборного присутствия, начать общецерковную дискуссию. В ходе этой дискуссии предложенные инициативы, конечно, могут претерпеть изменения, быть усовершенствованы, но полностью отвергнуть их, смести со стола не получится. Поэтому я не только надеюсь на перемены в ближайшие годы, но и уверен в них. 


3. Какие проблемы современной Русской Православной Церкви Вы считаете наиболее острыми? 

Проблем очень много. Наверное, перечислять их можно часами. Я бы упомянул следующие. Оторванность рядового духовенства и мирян от принятия многих ключевых решений в Церкви, в первую очередь кадровых. Закрытость финансовых процессов на высшем церковном уровне. Оскудение кадров духовенства. Известно, что сегодня во многих семинариях прием ограничивается 5-10 поступающими, часто это люди без серьезного жизненного опыта и не знающие, хотят ли они становиться священниками. Исключение составляют крупнейшие центральные семинарии, но и там практически уже нет конкурса. Следующая проблеманеобходимость повышения уровня знаний людей о своей вере. Это проблема, кстати, сегодня постепенно решается благодаря обязательной катехизации взрослых крещаемых, а также родителей и крестных маленьких крещаемых перед совершением таинства Крещения. Ну и, конечно, это сложности существования единой многонациональной Церкви в условиях разных реалий, в которых люди живут в разных государствах – а наша Церковь представлена в десятках стран. Очень хочется надеяться, что нам удастся, несмотря на разнонаправленность политических процессов, сохранить себя как единое братство во Христе, при этом приняв все возможные политические и национальные частности, но все-таки не оторвавшись от идеи построения настоящей христианской цивилизации, отличающейся как от западной, и от исламской, и от всех других своими представлениями о связи нравственности и права, своим идеалом общественного устройства, своей особой ролью в мире


4. Как Вы видите главные проблемы российского обществавопрос к человеку, долгое время профессионально занимавшемуся взаимоотношениями РПЦ и общества. 

Первая проблема – это необходимость строительства нравственного государства, в котором закон был бы не только общественным договором, но и отражал бы высшую правду, которая неизменна, потому что дана неизменным Богом. Закон, нарушающий эту правду, становится беззаконием. Это не только мои слова, об этом было сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви,- в документе, который в конце 90-х разрабатывали в большой группе совместно с нынешним Святейшим Патриархом. Нравственность не может не быть основой государственной политики во всех областях, от экономики до культуры и СМИ. Об этом Патриарх хорошо сказал на недавнем Всемирном Русском Народном Соборе. Вторая проблема - это разрыв между элитами и простым народом. Среди первых много людей, которые откровенно презирают народ, их кормящий. Бывая во многих регионах, я часто слышал один и тот же вопрос: «Что они там в Москве думают?». Власть политическая, экономическая, культурная и информационная должна слышать простых людей и реально отвечать им, а не заниматься отписками и не считать, что люди ничего не понимают. Третья проблема - это экономическая политика, до сих пор сильно зависимая от спорных и, с моей точки зрения, неправильных западных штампов. Политический курс государства повернулся к патриотическим ценностям, в то же время некоторая часть бизнеса и управленческих элит пытается распространять «аксиомы», предлагаемые МВФ и Всемирным банком, «аксиомы», с которыми сегодня спорят многие независимо мыслящие экономисты и политики на Западе. Нужно попробовать построить качественно другую глобальную экономику, начав с себя. Для этого стоит отказаться от игры в рамках системы, где деньги делают деньги, подумать над кооперацией, над беспроцентными финансовыми механизмами. Уверен, что успех вполне возможен. Более того, за отходом от тупиковой модели капитализма - будущее. Четвертая проблема - это отсутствие национальной идеи. Ее знает народ, ее вполне можно сформулировать на бумаге, очень кратко. Всемирный Русский Народный Собор много раз пытался это сделать. Впрочем, некоторые люди во власти и элитах очень боятся, что такая идея будет сформирована и от чего-то придется отказаться, придется пересмотреть не только свои взгляды, не только свои решения, но и свою жизнь. И последняя, пятая проблема, это усталость и признаки застоя в поведении элит и в целом в общественной жизни. Нам нужно заниматься не самоубийственным глупым охранительством, а достигать настоящего русского прорыва в мысли, государственном переустройстве, экономике. Без него людям будет жить неуютно, и очень скоро застой сменится великими потрясениями, как всегда бывало в истории России и других стран


5. В одном из своих последних интервью Вы призвали «не бояться выносить самые сложные темы церковно-государственных отношений в публичное пространство». Какие темы Вы хотели бы вынести на широкое общественное обсуждение? 

Нужно поставить вопрос о нравственном состоянии элит, о том, что происходит в личной жизни этих людей, почему у них имущество и счета находятся за границей, кто из них со стороны государства или бизнеса участвует в коррупции, как заставить отдельных этих людей измениться или уйти. Это не техническая и не узкополитическая проблема, это проблема нравственная, о ней нельзя говорить, не называя конкретные имена. К сожалению, часто за последнее время бывало так, что мы только улыбаемся этим людям, даем им церковные награды, в то же время понимая, что они действуют неправильно, что они должны быть счастливы уже тогда, когда священнослужители говорят о них 51% приятных слов, а 49% - критических, не ограничиваясь критикой лишь в кулуарах. Еще одна тема, которую поднимать надо - это внимание к простому человеку. Сегодня многие люди обращаются в Церковь, ища заступничества. Возьмем хотя бы валютных ипотечников или людей, которые страдают от московских застройщиков. Церковь старается о них говорить на высшем уровне, пишет ходатайства. Ответы, как правило, приходят формальные, ничего не меняется, и это очень плохо. Если не удается добиться решения проблемы ходатайствами или кулуарными переговорами, надо выходить к народу и говорить - вот этот человек неправ, он совершает грех, игнорируя мнение простого народа. Наконец, нам нужно более справедливое и соответствующее менталитету нашего народа государственное устройство. Я не призываю к неподчинению власти и Конституции, но уверен, что стоит предлагать и обсуждать изменения в нее. Я некоторые уже предложил – в частности, ввести пост пожизненно избираемого императора при передаче значительной части властных функций на места


6. Полемика вокруг «часов Патриарха» уже изрядно всем надоела. Но вот богословский, наверное, вопрос о личной безопасности. Нужен ли Патриарху бронированный «мерседес», если, как знает каждый христианин из Евангелия, ни один волос не упадет с нашей головы без воли Божией? Не «приземляет» ли броня Предстоятеля тех, кому было сказано – «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить»? 

Известно, что в современном мире террористические и другие опасные группы пытаются уничтожить прежде всего лидеров. Часто смерть лидера приводила к катастрофе огромных человеческих сообществ. Поэтому, конечно, Церковь последовательно заботится о безопасности Патриарха. Так поступают во всех крупнейших религиозных общинах мира, и, как я уже сказал, это делается не случайно. Слишком велики сегодня опасности. Впрочем, для многих не секрет, что нынешний Патриарх и сам чрезмерно внимательно относится к вопросам собственной безопасности, причем не с начала Патриаршего служения. Я лично к таким настроениям не склонен, хотя были и прямые угрозы жизни. Считаю, что христианину к этому вопросу нужно относиться с верой… и некоторой легкостью


7. О Донбассе. Вы говорили, что «надо было действовать более решительно, надо было добиться того, чтобы русскоговорящие, русские люди, политически ориентированные на Россию, не оказались бы в том униженном состоянии». Какие конкретные меры Вы имели в видувоенные, политические, информационные? 

Очевидно, что на Украине люди, считающие себя русскими, желающие говорить, в том числе в официальном пространстве, на русском языке, члены некоторых политических партий, члены организаций, нацеленных на приоритетное развитие отношений с Россией, сегодня оказываются дискриминированными с точки зрения участия в политическом процессе, присутствия в информационно-культурном поле, возможности влиять на принятие решений, организовывать общественные акции. Часть этих людей подпадает под категорию российских соотечественников. Любая сильная страна стала бы защищать своих соотечественников и тех, кто испытывает к ней симпатию. Посмотрите на поведение в подобных ситуациях США, Израиля, Армении, целого ряда других сильных стран. Конечно, применение силы - это наименее желательный путь, но наверняка есть возможность поставить весь дальнейший ход межгосударственных отношений, в том числе экономических и дипломатических, в зависимость от того, насколько все упомянутые люди смогут полностью вернуть себе прежнюю роль и прежнее влияние в обществе. Кстати, это касается и политических эмигрантов. Будущее всех этих людей, на мой взгляд, важнее прибыли от нефти и газа, важнее отношений с западными странами, при молчаливом попустительстве которых упомянутые группы населения Украины были вычеркнуты из активной общественной жизни. Между прочим, и среди украинских правых националистов есть люди, которые сегодня наверняка будут подвергаться политическому давлению. Это те, кто хочет строить христианское государство, те, кто не соглашается с диктатом безнравственных сил, продавливающих свою позицию через западное влияние. Многие, наверное, не хотели бы крайней экономической и политической зависимости от ЕС и США. Это люди, к мнению которых, наверное, стоит прислушаться, и их будущее тоже нельзя отдавать на откуп внешним силам. Даже если эти люди сегодня не понимают, что сначала они подвергли политическим репрессиям коммунистов и русофилов, а дальше могут попасть под репрессии сами, потому что западным элитам они не нужны как самостоятельные политически активные силы


8. Как по-Вашему, могла ли Россия так же смело ввести на Донбасс миротворческие войска, как она это сделала в Южной Осетии в 2008 году, или были некие весомые причины не делать этого? 

Конечно могла, почему нет. Боюсь, что причина была однанаверное, некоторая часть наших элит испугалась Запада, испугалась порвать отношения с глобальными экономическими игроками, испугалась потерять имущество и счета за границей. Такого рода страх вообще сегодня стреножил Россию. Именно поэтому я и говорю о необходимости смены элит. Этот страх нужно преодолевать. Более того, Запад в конце концов смирился бы и с таким вариантом развития событий. К большой войне он, похоже не готов. Сейчас, конечно, некоторые успокаивают себяда, ответили всего лишь санкциями, а могли бы отключить SWIFT, отнять все имущество за рубежом. Лучше бы если было так - быстрее оздоровили бы собственную экономку и политику


9. В своем блоге Вы выдвигаете смелые предложения по политическому переустройству России, например, избрании императоранастолько смелые, что отпугивают, кажется, даже самых рьяных консерваторов. Не кажется ли Вам, что людей, готовых поддержать Ваши идеи, критически мало? Или Вы готовы биться в одиночку, не боясь показаться смешным или неадекватным? 

В фильме владыки Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» прекрасно говорится о том, насколько эффективной и соответствующей менталитету православных народов является система, которой руководит выборный император. В современном мире я бы эту систему сбалансировал значительной самостоятельностью регионов, передачей бо́льших полномочий на места, в том числе в экономической политике, бо́льшим использованием референдумов. За императором оставил бы роль верховного арбитра, право распускать правительство и парламент (который, кстати, я бы избирал из членов региональных легислатур, избранных на местах, а также роль верховного главнокомандующего, роль верховного внешнего представителя. Правительство подчинил бы упомянутому парламенту, контролируемому регионами. Посмотрите на мое предложениесделанное в фэйсбуке и блоге «Православная политика». Если такую систему дадут достойно представить в СМИ, если власть согласится на диалог с народом о серьезной конституционной реформе, я убежден, что эту идею поддержат очень и очень многие. Пока она, что называется, не раскручена именно благодаря тому, что у нас наложено негласное табу на обсуждение серьезных преобразований в государственном и общественном устройстве

10. Хотели бы Вы принять участие в какой-либо существующей политической организации или в создании новой, которая максимально бы соответствовала Вашим политическим убеждениямпусть неформально, поскольку являетесь священнослужителем? 

Я как священник не собираюсь вступать ни в какую политическую партию, но я готов к диалогу с любыми людьми, готов предлагать им идеи, обсуждать те или иные идеи с ними - как вы видите, некоторые я уже высказываю. Даст Бог, это все приведет к более правильной настройке нашего государственного и общественного организма. И я выступаю за либерально-консервативный синтез. Считаю, что в такого рода переустройстве должны играть роль все по-настоящему мыслящие и независимые силы, от коммунистов до монархистов, от сторонников либеральной экономики до тех, кто предлагает отказаться от глобальной финансовой системы


11. В Вашем стиле есть что-то ветхозаветноенекая резкость, строгость, бескомпромиссность, склонность к силовому решению проблем. Что Вы думаете о месте Ветхого Завета в жизни современного русского православного христианина? Или ощущение «ветхозаветности» вызвано Вашей симпатией к евреям, тем, что Вы следите за их жизнью, в чем-то завидуете их умению бороться за свою жизнь и веру, за свои права? 

Бескомпромиссность в вере должна быть свойственна христианину ничуть не меньше, а то и больше, чем человеку Ветхого Завета. Прочтите Нагорную проповедь и все Евангелие – это совершенно нетолерантный и неполиткорректный текст, он исключает всякие рассуждения о плюрализме истин, о равенстве всех путей к Богу, о том, что якобы любой человек войдет в Царство Небесное и так далее. Церкви не нужно пытаться всем понравиться, она не партия и не офис по продаже модных товаров. Ей важно сказать Христову правду, даже если 99% людей будет против, даже если все кончится мученичеством и чудовищными нападками. При этом не будем забывать, что Христос пришел не упразднить ветхозаветный закон, а исполнить. Да, мы чтим как особый, посвященный Богу день не субботу, а воскресенье, мы едим свинину, но очень многое из того, что сказано в Ветхом Завете, для христианина не теряет актуальность, иначе мы не почитали бы священное писание Ветхого Завета наравне с новозаветным

Я действительно с симпатией отношусь к еврейскому народу, с ранней юности общался и сейчас общаюсь со многими его представителями, люблю петь песни на идише и иврите. Но, кроме вот такой личной симпатии, я еще и испытываю уважение к волевым качествам этого народа, к его способности жить по древним принципам веры, даже тогда, когда все и всё вокруг против. Посмотрите на решимость ортодоксальных иудеев в отстаивании своего религиозного образа жизни, не только на личном уровне, но и на уровне государственного и общественного устройства. Посмотрите на такую же решимость мусульман и спросите себя, православные христиане - а не слишком ли вы привыкли прогибаться под изменчивый мир - что в своем внешнем облике, что в своем повседневном образе жизни, что в уступках не вами придуманным моделям построения общества и государства

12. Стереотипы этнического поведения вырабатываются не за один год, и чаще, к сожалению, историческими обстоятельствами, а не волевым выбором. Тем не менее, человек все-таки способен как-то влиять на этот процесс, воспитывать себя. Какие качества Вы посоветовали бы развивать в себе русским людям, православным, церковным и не очень? 

Волю и решимость, основанные на вере и мудрости. Нам не нужно подстраиваться под реальность, нам нужно менять ее по слову Божией правды. Получится или нет, кто знает. В конце концов христиане не являются социальными оптимистами и знают из непреложных пророчеств, что все кончится торжеством зла. Однако и за ним последует Божия победа в последней битве. Так что нас можно переиграть, победить, прогнуть, уничтожить, но конечная победа все равно за нами. Главное – не лишить себя ее плодов, то есть не пойти по пути лжи, зла, соглашательства со злом, обмана и самообмана. 

 

 


 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Терское каз...
Image Detail
1778
Image Detail
Казачий Кры...
Image Detail
Картина Оле...
Image Detail
4061
Image Detail

Яндекс цитирования