Роль средового метода в организации профилактики и социальной реабилитации больных наркоманией общественными организациями

Русская община
Печать

altОсобенность нашего подхода к реабилитации людей, попавших в трудные жизненные ситуации, в том числе наркозависимых, состоит в соединении социальной реабилитации с воспитательной работой по привитию наших традиционных ценностей через жизнь в коллективе.

 Мы считаем, что применение отдельных приемов и методов реабилитации при потере нравственного смысла жизни не дают должного результата, не затрагивают самых глубоких смысловых уровней сознания. Социальная помощь, любое бытоулучшение безнравственного человека лишь способствует формированию его иждивенчества, вскоре разбазаривается и пускается на ветер. Воспитание, привитие человеку традиционных духовно-нравственных ценностей испокон веков делали наш народ непоколебимым в самых суровых испытаниях, поэтому само деятельное приобщение к традиции своего народа является мощной терапией души надломленного жизнью человека, началом его восстановления.
Внутри своего Общинного центра педагогики Обнинская городская казачья община «Спас» стремится создать здоровую духовно-нравственную среду, положительно и, главное, естественно действующую на человека через сам уклад жизни, обычаи, традиции, личный пример. В педагогике этот метод известен как «средовой». О среде можно говорить в узком смысле слова как о местонахождении и материальной базе, так и в широком смысле, охватывая этим понятием всю обстановку, окружение и атмосферу, материальную и духовно-нравственную.
Поясним на примере. Как можно сейчас организовывать различные сообщества, которые будут заниматься профилактикой и социальной реабилитацией наркозависимых? При обычном, формальном подходе изыскиваются финансы, подбираются кадры, помещение, материальная база. За образец зачастую берется чей-либо устав. Среда и уклад образуются в процессе. Не достает органичности, в большинстве применяются организационные мероприятия внешнего характера, то есть преобладает административное начало, происходит строительство «сверху». Зачастую существует форма, но ощущается недостаточность наполнения, внешние формы преобладают над внутренним содержанием. А впереди ожидается неизбежный и болезненный процесс притирания и «вываривания».
На наш взгляд, для решения профилактических и реабилитационных задач очень важна именно внутренняя обстановка, духовное наполнение. Первоначальной задачей является устроение среды в широком смысле слова, то есть того «рассола», в котором будет «солиться» ребенок, молодой человек, реабилитируемый. Здесь не должно быть казенщины, формализма, заорганизованности, излишеств. Большая любящая семья – вот все, что необходимо. Это и начало, и путь, и цель воспитательного процесса. Такую среду успешно создает община. При таком неформальном подходе естественно формируется среда, на базе которой выстраивается свой уклад, постепенно складывается образ жизни всего сообщества. Почва уже подготовлена, есть люди – носители общинной среды и духа общинности. Они живут такой же жизнью, таким же укладом, что и реабилитируемые, они всегда рядом. В будущем это готовые специалисты, выварившиеся из данной среды.
Будучи сторонниками второго неформального подхода, мы отдаем себе отчет в его сложности и продолжительности по времени. Но мы на практике убедились в его органичности и эффективности. Скорее всего, как всегда, истина находится где-то посередине. Ценность средового подхода заключается еще и в том, что он создает условия для реализации различных методик, тем самым, дополняя и усиливая их действие.
Если говорить кратко, мы предоставляем наркоману возможность начать жить и служить вместе с нами. Но это, оказывается, и есть самое трудное Ведь наркомания в первую очередь поражает душу человека. Столкнувшись с такими людьми, мы поняли, что наркомания является настоящим апофеозом эгоцентризма и потребленчества, обрезанием от национальных, религиозных и культурных корней своего народа. Поэтому восстановление и собирание личности реабилитируемого должно идти, на наш взгляд, в русле основной русской духовной традиции – служения. Форма казачьей воинской общины очень удачно подходит для этого, хотя и не является обязательной. Возможны и другие варианты, тем не менее, хочется заострить ваше внимание на огромный внутренний потенциал, содержащийся именно в казачьих сообществах. Как показала жизнь, казаки – это чуть ли не единственная массовая часть русского населения, которая до сих пор ещё способна к устойчивой самоорганизации на местах. Им не надо объяснять, что такое община, понимание которой у них заложено генетически. Только не стоит их искусственно делить на реестровых, резервных, общественных и т.д., а выявлять и привлекать ответственных и готовых к данному виду служения, независимо от их положения, так как казаки сильны не статусом, а своим укладом, обычаями и традициями. Тем, что сейчас усиленно размывается в современном бездуховном обществе.
Итак, в подобных сообществах наркоман постепенно научается отдавать свой труд, время, прилагать усилия на пользу другим людям, его окружающим. Живя в коллективе, он трудится не только для себя, но и для блага других. Помогая своим более слабым сотоварищам, он приучается к позитивной взаимопомощи, проникнутой духом милосердия и служения. Только после этого можно говорить о более высших нравственных ценностях. Нельзя забывать, что одно дело избавление организма от химической зависимости, и совсем другое и гораздо более важное, - возрождение к жизни в обществе гражданина, патриота своей Родины.
А для этого необходим, с одной стороны, максимально полный отрыв от привычной негативной среды, а с другой, погружение наркомана в среду позитивную. Чья среда окажется активней, та и будет доминировать. Сейчас надо научиться рождать здоровую среду, необходимо понять средообразующие механизмы, находить разные средовые формы жизнедеятельности, которые и будут воспроизводить новые позитивные образы жизни с соответствующими им нормами поведения, или как сейчас говорят, стилями жизни. Ведь именно стиль жизни, как утверждают специалисты, предопределяет спрос на наркотики.
На практике нами проверена форма общины. Почему она? Община, говоря современным языком, есть добровольно самоорганизовавшееся сообщество людей на основе доверия к тем мировоззренческим ценностям, которые их объединяют. Такие самоорганизации способны к устойчивому объединению и со временем, как правило с нулевого цикла, естественно создают, используя принципы взаимопомощи и взаимодействия, свою среду, уклад и образ жизни с соответствующими нормами поведения и традициями, исключающими пороки и вредные привычки в силу всеобщей гласности и открытости. Авторитет общественного мнения здесь очень высок.
Вокруг таких самоорганизаций, рождающих здоровую среду, действующую на все негативное как вода, выталкивающая палку, вертикально в нее погруженную, собирается огромное количество людей, интуитивно или сознательно тянущихся ко всему положительному, стремящихся к взаимодействию или нуждающихся в помощи. Соприкасаясь с такой средой, человек сразу или постепенно приобщается к ней, перенимает ее поведенческие нормы. А затем и сам начинает участвовать в расширении этой положительно заряженной, направленной на помощь ближним, среды. У людей, попавших в такую среду, укрепляется уверенность, что тебя здесь не бросят, всегда придут на помощь, поправят, если ошибся, удержат от соблазна. Он находит здесь для себя опору, которой сегодня так не хватает всем нам в повседневной жизни.
Если смотреть с организационной точки зрения, любая такая самоорганизация граждан, направленная на бескорыстное служение обществу, структурно представляет собой как бы небольшой профилактико-реабилитационный центр.
Во-первых, она создает, поддерживает и охраняет здоровую среду, необходимую для восстановления наркозависимого.
Во-вторых, эта среда создается сообществом людей на основе тех положительных духовно-нравственных ценностей, которые собирают, развивают личность реабилитируемого, приучают его осмысленно жить напряженной духовной жизнью, ставя перед ним высшие нравственные цели.
В-третьих, самоорганизация в своей деятельности образует многочисленные круги доверия, и наркозависимый, находясь в подобном сообществе, постепенно включается в систему позитивных социальных связей, естественно адаптируясь к ним.
В-четвертых, каждая самоорганизация в своей обыденной жизни сталкивается с целым комплексом вопросов, связанных с обеспечением ее жизнедеятельности. Это вопросы самообслуживания, непосредственно хозяйственная и экономическая деятельность, направленные на содержание и укрепление присущих этой среде уклада и образа жизни. Реабилитируемые участвуют в этих процессах, постепенно приучаясь полноценно работать, жить в коллективе, отвечать за свои поступки, то есть тем самым ими нарабатываются столь необходимые социальные навыки труда, общежития и ответственности.
В-пятых, любая самоорганизация становится точкой пересечения, узлом связи. Она собирает вокруг себя людей на основе общего дела, учит работать с объединенными ресурсами, экономя государственные средства и эффективно используя привлеченные. Именно в процессе этой деятельности часто встречаются государство, бизнес и общество (местная администрация, правоохранительные органы, трудовые коллективы, бизнес-сообщества, представители образования, культуры, здравоохранения, социальные работники, частные лица) и соединяют свои возможности и усилия. В результате рождается новая экономичная социально полезная модель, обладающая такими характеристиками, как эффективность, жизнеспособность, доступность, гибкость, прозрачность, способность к тиражированию своего опыта.
В-шестых, самоорганизация, создавая подобную среду, естественно и органично проводит и профилактическую работу, являясь неким сосредоточием антинаркотических сил. Общие ценности и авторитет общественного мнения являются здесь гарантом безопасности против употребления наркотиков или вовлечения в преступный наркобизнес. Но если все же это происходит, то негативное отклонение выявляется на самых ранних стадиях в силу всеобщей гласности и открытости. В таких сообществах воспитательная работа ведется с каждым человеком индивидуально. Здесь нет места формализму и казенщине, и если человек оступился, от него не отворачиваются, он не становится изгоем, ему помогают, поддерживают и возвращают к жизни.
В-седьмых, практика показывает, что наркоман, получив опыт нахождения и проживания в подобных сообществах, обязательно возвращается туда, если у него произошел срыв, но остался мотив к выздоровлению, пусть даже очень слабый. Если реабилитируемый адаптировался к нормальной жизни, он все равно поддерживает связь с той средой, где смог восстановиться. Находясь в подобной среде, наркозависимый постепенно обретает опору в жизни, некий якорь. Он знает и чувствует, что сюда всегда можно вернуться. Здесь его примут и выслушают. В трудной жизненной ситуации он звонит или приходит, советуется и получает психологическую, моральную поддержку. Такая среда играет для него роль поддерживающего социума. Надо всегда помнить, что восстановление личности наркомана есть длительный процесс. Он не заканчивается прохождением курса лечения в наркологической больнице или частной реабилитационной клинике. Борьбу за каждого человека приходится вести годами, что отнимает огромное количество сил и средств.
В-восьмых, самоорганизации, направленные на служение людям и обществу, не замыкаются в своих узко корпоративных рамках и не принимают сектантскую окраску. Выдавливая все негативное из своей среды, не давая привиться криминальным росткам, они, наоборот, стремятся в своей деятельности к законности, открытости и прозрачности, показывая своей практикой, что только исходя из этих принципов, можно осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, силовыми структурами, коммерческими организациями, муниципальными учреждениями. Заключая напрямую договоры о сотрудничестве и социальном партнерстве с местной администрацией, правоохранительными органами, органами наркоконтроля, наркологическими диспансерами, центрами занятости и другими социальными учреждениями, военкоматами и военными частями, участвуя в работе антинаркотических комиссий, подобные сообщества образуют взаимосвязанную среду, целую организованную территорию позитивного взаимодействия на городском, районном и областном уровнях, дополняя их работу и разгружая от текучки, зачастую увязывая в один узел межведомственные отношения и объединяя различные ресурсы для осуществления общих целей.
Сегодня, как никогда, актуальным является создание единого регламента документов и требований, необходимых для ведения профилактической и реабилитационной работы общественными организациями. Это существенно облегчит организацию подобной деятельности и обеспечит ее контроль на местах соответствующими органами. В этом заинтересованы как общественные организации, выбравшие эту нелегкую стезю и постоянно сталкивающиеся с организационными трудностями, так и контролирующие инстанции, зачастую не владеющие ситуацией в полном объеме из-за разношерстности и пестроты различных сообществ.
Но все же, на наш взгляд, проблема унификации очень сложна. Здесь необходимо найти золотую середину, не заформализовать и не обезличить этот процесс. Нельзя требовать от организации, живущих на «подножном корму» евроремонтов и соблюдение стандартов, применяемых к бюджетным организациям, которые зачастую и сами не могут им соответствовать. Не стоит взваливать на плечи общественников «бремена неудобоносимые». Они и так выбиваются из сил, решая государственные задачи, не имея должного обеспечения. Не правильно, когда условия жизни для реабилитируемых лучше условий работы для реабилитирующих.
Кроме того, устройство гражданского общества таково, что попытки подвести всех под общий жесткий знаменатель встретит сопротивление со стороны общественности. Результаты могут оказаться нежелательными. Часть организации просто прекратят свою деятельность в этом направлении, или появятся новые малоконтролируемые формы. Поэтому каждое сообщество должно сохранить свое лицо и специфику при минимуме общих необходимых требований.
В заключение хочется сказать, что сейчас на поле реабилитации наркозависимых разворачивается самая настоящая средовая война. Криминальная и сектантская среда здесь пока является доминирующей, где люди гибнут и духовно, и физически. Эта среда не появилась вчера, и ее невозможно уничтожить с сегодня на завтра. В борьбе сред одна среда всегда выдавливается и замещается другой, более жизнестойкой и активной. Витальная сила каждого народа копится тысячелетиями в его вере и традициях. Недаром говорят в народе: «Корни есть у меня, слава Богу, жив я!»
Поэтому в объединении усилий Русской Православной церкви и государства, в развитии и применении ответственных средообразующих на основе традиционных ценностей самоорганизаций, направленных на бескорыстное служение обществу, мы видим залог будущей победы.

И.К.Лизунов,
Директор АНО «Общинный центр педагогики «Спас»

Круглый стол ФСКН России
28.06.2010 г.

Источник материала. 

Нравится