Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Община: вчера, сегодня, завтра

Община: вчера, сегодня, завтра

E-mail Печать

altВажный итог Всемирного Русского Народного Собора
В двадцатых числах мая состоялся очередной, XIII-й по счету Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). В этом году его темой стала «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления».

 

Одним из заметных результатов XIII-го ВРНС стало принятие программного документа Собора: «Будущие поколения – национальное достояние России». В ряду проблем и путей их решения, стоящих перед молодежью и обществом и затронутых в данном труде, бросается в глаза своим нестандартным подходом к практическому решению задач пункт «Молодежь и межнациональные отношения».

В данном параграфе говорится об обостряющемся с каждым годом межнациональном противостоянии в молодежной среде. Об учащающихся почти на всей территории страны вспышках взаимной вражды между местными жителями и мигрантами. Авторы документа напоминают о том, что на протяжении веков российская цивилизация развивалась как сложное сообщество наций и культур, органично дополняющих и обогащающих друг друга.

Одной из причин возникновения массовых радикальных протестных настроений и социального нигилизма является реакция молодых людей на пренебрежительное отношение к себе. Именно на этой почве часто возникают бытовые и культурные конфликты.

И теперь мы подошли к самому интересному моменту, к предложениям практического характера. В программном документе Собора предлагается использовать общинный механизм, как универсальную форму решения различных социальных проблем, порожденных индивидуализмом: «…важную роль в урегулировании бытовых и культурных конфликтов могут сыграть религиозные общины, студенческие союзы, национально-культурные общества, землячества.

Гармонии в межнациональных отношениях можно будет достичь лишь тогда, когда молодые соотечественники преодолеют индивидуализм и разобщенность, проникнутся духом товарищества и взаимовыручки, осознают, что добиваться успеха сообща легче, чем делать это поодиночке. Позитивный опыт уже присутствует там, где молодежь и вообще основная масса местного населения оказывается способной к общинной самоорганизации, в рамках которой успешно решаются вопросы труда, занятости, достижения экономической самостоятельности, открываются пути приобщения к традиционным духовным ценностям. Совместный труд помогает молодым людям, преодолевая сложности жизни, духовно возрастать и преображать окружающую реальность.

Создание полноценных структур общества на местном и региональном уровнях создает предпосылки для поддержания правопорядка, эффективного функционирования местного самоуправления, реабилитации молодежи, попавшей в криминальную, алкогольную или наркотическую зависимость.

Там, где удаются такие инициативы, формируется здоровый экономический и нравственный климат.

В основу эффективной национальной политики, рассчитанной на молодежную среду, должны быть положены не заимствованные из-за рубежа схемы, используемые для регулирования этнокультурных процессов, слабо соотносимых с российскими реалиями, а многовековой опыт дружбы и соседства народов нашей страны, имеющих свой неповторимый культурный облик. Традиционные религиозные общины России, выступая историческими хранителями этого опыта и осуществляя свое служение на основе близких, созвучных этических принципов, призваны сыграть ключевую роль в «разрядке» межнациональной напряженности».

Следует обратить внимание, что община здесь рассматривается, как универсальная форма взаимодействия людей, способствующая урегулированию этнических конфликтов, преодолению психологической нестабильности молодежной среды, реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д. Попробуем разобраться, что же скрывается за термином «община» и в чем же актуальность этого социального явления.

Возрождение общинности
Община – название различных форм социальных коллективов. В широком значении термина это самые разнообразные общности людей: диаспоры, землячества, сельские общества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и даже некоторые кружки по интересам можно отнести к общинам. В ряде стран община – низовая административно-территориальная единица, в некоторых – звено общественно-политической организации страны.

Слово «община» происходит от прилагательного «общий», то есть это коллектив людей объединенных чем-то общим, которому присущи общинные формы собственности и (или) производства. Абсолютная община, когда у людей все общее, утопична. Реальные же жизнеспособные общины всегда строились и строятся на объединении свободных личностей вокруг различных общественных отраслей, при сохранении частной собственности и немалой свободы личной жизни каждого отдельного индивидуума.

Тема общин в последние годы становится все более актуальной. Сейчас в России и в других странах набирает обороты закономерный процесс возрождения общинности, обусловленный многими экономическими, политическими и социальными факторами. С каждым годом он ускоряется и расширяется, принимая различные формы. Можно уверенно заявить, что пришло время возрождать проверенные временем традиционные формы самоорганизации и самоуправления людей. Для более глубокого понимания ситуации сделаем небольшой экскурс в историю.

Гарант стабильности
Традиционная русская община долгие века являлась гарантом общественной стабильности в России. Она эффективно решала многие задачи местного самоуправления. Благодаря общине во многих губерниях дореволюционной России практически не знали, что такое беспризорность и детская преступность (сироты централизованно распределялись по семьям). В отличие от современной реальности у людей была твердая уверенность в завтрашнем дне. Старикам, вдовам и нетрудоспособным гарантировалась общественная поддержка и защита (без государственных пенсий). Община выполняла низшие полицейские, судебные и налоговые функции, самостоятельно решала внутренние конфликты. Служила надежным буфером между человеком и государством. В общине человек никогда не оставался наедине со своими бедами и трудностями. Принципы взаимопомощи и взаимоподдержки являются значительно более результативными, чем государственные законы, гарантом исполнения которых являются чиновники всех мастей.

После разрушения «общинной» России в начале XX века советское государство взяло на себя большую часть социальных функций, которые несли на себе общины. И надо признать, что власти достаточно успешно справлялись со своими обязанностями. Сейчас в связи с процессами глобализации мы наблюдаем необратимый процесс отступления государства из многих социальных, экономических и даже политических сфер. Образование и жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионная система и даже правопорядок, все это сферы, которые государственные органы либо все слабее контролируют, либо вообще отдают в частные руки. В этих условиях люди становятся перед выбором смириться с неизбежным ограничением своих прав и свобод или начать самоорганизовываться. Являясь самым действенным средством объединения людей, община способна эффективно защищать экономические, социальные, политические и другие интересы своих членов. В этих условиях общинность – это достойный ответ на повсеместно насаждаемую и приевшуюся всем пропаганду эгоистического либерализма и разобщенности.

Предпосылки к объединению
В современной России подавляющее большинство русского населения живет в городах. Это обстоятельство вносит существенные коррективы в развитие общинности. Городская община сегодня строится вокруг отдельных отраслей общественной жизни. Наиболее часто такими объединяющими социальными сферами становятся:

Совместное воспитание детей в едином духе – желание уберечь их от дурного влияния «улицы» (пример: школы с этно-культурным компонентом). Кооперация людей для добывания хлеба насущного. В том числе коммерческие объединения, в которых все большее распространение получает так называемая корпоративность – создание фирмы-семьи. Объединения, основанные на проведении совместного культурного и спортивного отдыха и досуга, на основе общих интересов, всевозможных хобби и увлечений (общества охотников и рыболовов, туристов, спортсменов, филателистов и др.). Особенно крепкие структуры общинного типа возникают вокруг идейно-религиозных тем (кружки любителей русской культуры, истории и ремесел, различные религиозные и этнические объединения и т.д.). Усугубляющийся правовой «беспредел» служит серьезным побуждающим к объединению мотивом. Очевидно, что человека, за спиной которого стоит община, нельзя безнаказанно ограбить или обмануть.

Эти отдельные объединяющие людей факторы и различные их совокупности являются основными социальными стержнями вокруг которых сегодня образуются корпоративные структуры общинного типа.

Необходимо отметить, что в чистом виде большинство из вышеперечисленных сообществ обладают лишь высокими корпоративными качествами, не являясь общинами в полной мере. Но почти каждая из них обладает хорошими стартовыми условиями для преобразования в современную городскую общину. Наблюдая за общемировыми, а в особенности за Российскими тенденциями можно не сомневаться, что в будущем эти протообщинные объединения послужат хорошим фундаментом для консолидации общества.

Общинность – это эффективно
В современных условиях наиболее влиятельными общинами являются диаспоры, которые создаются, прежде всего, для сохранения религиозно-национальной самобытности в условия более или менее враждебной среды. Монополизируя целые коммерческие отрасли и целенаправленно продвигая своих соплеменников на государственные посты, они постоянно усиливают свое влияние в регионах расселения. Отметим, что благодаря обеспечению внутренней безопасности и взаимоподдержке, а также соблюдению национальных традиций, семья в диаспорах продолжает оставаться многодетной.

Также мощными объединениями являются различные религиозные организации. Привлекательность сект, между прочим, объясняется в первую очередь общинной средой, которую целенаправленно создают руководители этих деструктивных организаций. Многие церковные приходы уже сейчас являются полноценными общинами, с широким спектром социальной поддержки (от денежных выплат на детей прихожан и выдачи продуктовых пайков малоимущим до служб ухода за стариками и инвалидами), со своими образовательными и воспитательными учреждениями, агентствами трудоустройства и т.д. и т. п.

В то же время сейчас остаются жизнеспособными и приобретают все большую актуальность сельские общины, в том числе возрождаются коллективные формы ведения животноводства и обработки земли. Причины кроются в испорченной городской экологии и оживающему в мечтах русских людей светлому образу дореволюционной «Крестьянской России». Сельским общинам присущи многие вышеперечисленные черты городских общин, но кроме этого появляется такой серьезный консолидирующий фактор, как совместное проживание.

Подводя итог, можно сказать, что наиболее жизнеспособные и сильные общины должны сочетать в себе общие мировоззренческие принципы, совместные предприятия для добывания средств к существованию семей, организацию досуга взрослых и воспитания детей в едином ключе общинной среды. Будущее за общинами, которые смогут добиться максимально широко вовлечения в свою среду (от общей работы до общего досуга), создавая и оберегая свой уклад и образ жизни.

Дмитрий Преображенский

Источник материала.

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

1597
Image Detail
Казаки
Image Detail
сербский пл...
Image Detail
s60b
Image Detail
42-ap
Image Detail

Яндекс цитирования