Жизнь общины – путь к обретению отечества

Русская община
Печать

 

Когда в 1812 году немецкий писатель Эрнст Морис Арнтд посетил Петербург, он писал:
«Я поистине дивился лицам молящихся в церквах и на улицах, когда раздавался утренний или вечерний звон. Как все останавливалось и складывало руки, как все смотрело глубоко, словно заглядывало в небо и в самого себя, словно внезапно переносилось из веселости предыдущей минуты, из суеты житейской в иной мир, словно ударил гром и приковал всех к месту, где только что все беззаботно двигались и шумели.

Ты чувствуешь, что в этом народе есть нутро, есть твердая неразрушимая сущность». Вот это глубокое русское нутро, этот дух я почувствовал, когда познакомился с православной общиной «Спас». Я привел для примера впечатления немецкого писателя с целью наиболее полно выразить свое состояние после первого знакомства с общиной. Осознав увиденное, я почувствовал себя иностранцем в своей родной России; не немцем, не французом, не американцем, но и не русским. Большинство из нас настолько оторвалось от своих культурных и исторических корней, от своей веры, что стали представлять собой какое - то новое образование без роду, без племени, с внутренним содержанием в виде какого-то «винегрета» из натасканных осколков других культур и очерненной родной истории.
Многие русские люди сейчас предпринимают поездки за границу, чтобы увидеть и восхититься зарубежной экзотической культурой, но наша история, образ жизни русского народа для нас же, русских, представляет не меньшую экзотику. Зарубежная экзотика не плохая, но она внешняя, какая-то «сладкая». Русская же культура настолько высокодуховна, что ее нужно не только узнать и увидеть, ее нужно прочувствовать всей душой. И для того, кто сумеет это сделать, она становится бездонным «колодцем» источника жизни. Но сначала это вызывает некое шоковое состояние в людях от перемены нравственной атмосферы. Ты попадаешь в среду, которая как одежду, снимает с тебя социальные установки, после чего ты чувствуешь себя освобожденным от их тяжести, которую раньше не замечал, т.к. они нарастают с самого рождения и становятся неотъемлемой частью нашего «Я». И приходит понимание, и даже ощущение того, сколько же хорошего мы потеряли, откинули от себя за ненадобностью и забыли. Сотрудничая с общиной с декабря прошлого года, знакомя с ней солдат и наблюдая за их реакцией на это знакомство, понимаешь, что такие же впечатления испытывают и они уже от первой встречи с казаками.
Я, военный психолог, каждые пол. года принимаю новое пополнение призывников и по их нравственному состоянию могу судить о духовном упадке, в котором находится наша страна. Постоянно приходится сталкиваться с такими проблемами, о которых лет десять назад я и предположить не мог. В части после каждого набора призывников по состоянию психического здоровья, по заключению военно-врачебной комиссии, приходится увольнять одного – двух человек. Чтобы представить общую картину, приведу некоторые справочные материалы об осуждении военными судами военнослужащих ВС РФ в 2003 году. Количество осужденных военнослужащих за неисполнение приказа, сопротивление, принуждение, насилие и угрозу начальникам возросло на 9,9 %, самовольное оставление части – на 36.3 %, членовредительство и иные способы уклонения от военной службы – на 88,9 %, нарушение правил караульной и внутренней служб – на 41 %. Образно говоря, духовный кризис страны ощущаешь руками.
И каждый раз, встречаясь с новой проблемой личности, не перестаешь удивляться духовному обнищанию общества и становится действительно «За Державу обидно». Народ, у которого была украдена его вера, культура, искажена история, стал духовно-нищим народом. Теперь он отправляет в армию своих морально-обессиленных, изможденных сыновей, многие из которых не могут понести армейского быта и стать полноценными защитниками Родины. В условиях армии, казармы, решая проблемы одного человека, невольно затрагиваешь целый клубок проблем, в котором решение вопроса одного человека становится началом новой проблемы другого. Появление в коллективе новых людей приносит новые проблемы и понимаешь, без воспитания и просвещения, без наведения моста от прошлого к настоящему духовный кризис преодолеть невозможно. Становилось все более ясно, что необходимо создавать среду, или хотя бы так называемую группу взаимопомощи среди солдат, чтобы иметь возможность выявлять суицидальные настроения у отдельных военнослужащих и вовремя реагировать на их возникновение. Поскольку я сам православный, я понимал, что путь один: через православие. Но какими методами? Попытки воцерковления не принесли плодов.
Поиск привел меня в казачью общину «Спас». Атмосфера доброго, искреннего, истинно русского духа разом разрушила все условности, какие бывают обычно при новом знакомстве. Понимая, как важна для многих военнослужащих психологическая поддержка, я начал привозить туда солдат. Результаты этих поездок превзошли все мои ожидания.
Наши посещения общины проходят по вечерам. За день солдаты конечно же устают и многим хочется просто посидеть и ничего не делать. При оценке уровня их субъективного контроля до и после поездки в общину оказалось, что все ощущали полное восстановление сил и после двух часов пребывания в общине возвращались в часть бодрыми и отдохнувшими. Тогда я начал собирать отзывы у солдат о их впечатлениях. По правде сказать, я знал что отзывы будут хорошие, но для меня стало неожиданностью что они пытаются выразить что-то большее: не впечатления от приятно проведенного времени вне части, а именно что-то глубинное, эту нравственную глубину, которую народу всегда обеспечивало православие. И чтобы не быть голословным, хочу привести отзывы об общине самих солдат, т.к. они лучше всего передадут их впечатления от знакомства с общиной.
Рядовой Добрынин А.В.: «Мне поездка в Казачью общину очень запомнилась с положительной стороны. Когда мы туда приехали, я был поражен атмосферой, которую создали те люди, перенявшие эти обряды от наших предков. Это было очень интересно и красиво. Я думаю, такие выезды нужно делать почаще».
Рядовой Бушмакин М.В.: «Впервые в своей жизни мне представилась возможность побывать в казачьей общине. Проведя там вечер, мне представилась возможность поучаствовать в занятиях по ратоборству. После чего я испытал большой прилив энергии и заряд бодрости. При общении с Атаманом мне многое открылось, я познакомился с жизнью в этой общине. В этих людях меня порадовало то, что люди объединены общей целью, Верой. Оказать помощь тому, кто в ней нуждается – их главная цель. Свидетельство их благодеянию то, что я видел множество благодарностей от Администрации города и различных организаций. Подводя итог вышесказанному, считаю целесообразным более плотные отношения с этой общиной и посещение ее нашими военнослужащими как можно чаще».
Рядовой Шушпанов Д.Ф.: «После посещения братства меня удивило, что люди, которые там служат, ходят туда не для себя, а для народа. Помогают каждому человеку в трудную минуту, а их мудрые упражнения, занятия, делают человека крепким, здоровым, умным и сообразительным. Мне кажется, что каждому человеку, военнослужащему необходимо побывать там.»
Рядовой Галиев Д.Р.: «После того, как я побывал в Казачьей общине, мне это очень много дало для понимания того, как дружно можно жить одной семьей, как можно спокойно обдумывать все свои мысли и еще мне понравилось, что они помогают тем, кому действительно требуется помощь, любовь, защита. А больше всего меня удивило, что они каждого, кто к ним приходит, воспринимают как члена своей семьи казаков.»
Ефрейтор Наумов Д.А.: «После моей поездки в общину казаков я почувствовал себя намного лучше, чем до приезда к ним. Мое состояние до приезда было подавленное и очень сильно хотелось домой. А когда я приехал в общину, то почувствовал какое–то облегчение, особенно после спортивных занятий и последующей беседы с атаманом. После армии я собираюсь устроиться на работу тоже в общину казаков потому, что у них очень хороший коллектив и самое главное, что они верят в Бога. Община казаков это единственный сплоченный коллектив, который соблюдает старинное военное мастерство.»
Рядовой Дацкевич В.А.: «Поездка в казачество мне очень понравилась. Я был там уже второй раз и хотел бы поехать туда снова. Пребывание там очень поднимает настроение, душевный настрой, помогает отвлечься от повседневных и однообразных дней службы. Занятия, которые проводит атаман Игорь Константинович, помогают развитию интеллекта, резкости, в то же время развивают рефлексы, связанные с защитой человека при нападении на него. Я думаю, если бы такие занятия проводились бы почаще, это способствовало улучшению отношений между военнослужащими, ведь эти занятия помогают разрядить негативный настрой, скопившийся у человека. Большое спасибо организаторам этих поездок.»
Рядовой Смирнов С.В.: «Во время пребывания в казачестве я чувствовал легкость на душе. Забыл все проблемы и трудности ближайших дней. Мое состояние души и тела поднялось в хорошем смысле. При опрыскивании святой водой появилось облегчение на душе. После поездки в казачество мое отношение к религии намного повысилось, хотя я с самого детства верю в Бога. Мать моя верующая, поэтому вера в Бога меня сопровождала всю жизнь. Но до этого я не встречал коллективов, сплоченных религией и, возможно, я религию не так понимал. Храмы я тоже не посещал. Но по прибытию в общину я убедился, что религия не только воодушевляет человека, но и объединяет его с точно такими-же. Эти люди понимают друг друга и в общении легкие, с такими людьми и легко сотрудничать, и такой человек тебя никогда не обманет и не обидит. Я думаю, что с этой поездкой мое отношение к религии утвердилось вследствие вышесказанного. Ведь в современном мире у людей мало понимания друг о друге. Оно было бы с верой в Бога, но забываются старые традиции. Я думаю, что никто не пожалел, съездив туда. И если будет такая возможность еще, я обязательно съезжу.»
Рядовой Зенкин А.А.: «Мне в казачестве понравилось все: отношение друг к другу, к религии, к себе и ко всему. Понравились физические зарядки в игровой форме, отношение к детям, которых они готовят с детства ко всем трудностям и обучают всему тому, что нужно нормальному человеку. Понравились беседы за чаем, где люди общаются – помогает сближению людей и, можно сказать, превращает их в общину и вообще все в братстве хорошо.»
Рядовой Лебедько А.В.: «Поездка в казачью общину мне очень понравилась. Во первых, жизнь немного разнообразилась, т.к. покинули стены казармы. Еще очень впечатлило сплоченность казачьего коллектива, не зря оно именуется братством, все вокруг пропитано духом русской самобытности, православия, взаимопомощи и уважения. Что особенно понравилось, так это то, что община живет как одна семья, воспитывает подрастающее поколение в соответствии с обычаями русской культуры и православия, от чего мы в последнее время уходили.»
Рядовой Тоболин А.Ю.: «Меня не просто заинтересовала увиденная мною казачья община, меня поразили эти люди. Я, конечно, раньше слышал о казаках и об их общинах, но не придавал этому никакого значения. Я слышал также по радио и телевидению об общинах, в которые сбиваются разные по взглядам и жизненным убеждениям люди и создают натуральное хозяйство, возделывают землю, разводят скот, вобщем некое подобие колхозов и продают продукты своего труда. Вот с такими общинами все ясно и понятно: Люди сбиваются вместе, чтобы как-то выжить и прокормить себя.
Но то, что я увидел в «Риге», не было ни на что похоже. Эти люди занимаются тем, что возрождают или хотя бы стремятся возродить Величие Руси. Той самой Святой Руси, которой Верой и правдой служили много лет назад казачьи общины, сражались и отдавали за нее свои жизни.
Эти люди не преследуют для себя какой-либо финансовой или материальной выгоды, что более всего непонятно и удивительно в наше время. Они верят в свое движение и в правильность его идей. Свято верят в Бога, что придает им сил и уверенности во всех их начинаниях. Они возрождают забытые и почти утерянные традиции Русского народа, тем самым поддерживая ту нить, которая связывает нас с Древней Русью, с нашими корнями. Они воспитывают в себе дисциплину и силу духа, то, что должно присутствовать в настоящем мужчине, патриоте своей Родины.
Я считаю, что такое движение надо поддерживать. Чем больше людей примет эту идею и присоединится к казакам в их нелегком, но безусловно праведном деле, тем движение будет становиться сильнее, о нем услышат новые люди и правительство вынуждено будет считаться с ним, а возможно и станет активно его поддерживать. Ведь все великое начинается с малого, как в данном случае с горстки людей – единомышленников, движимых общей идеей.»
Рядовой Могильный А.В.: «Сегодня я попал в казачью общину. До этого я о ней слышал из уст своих товарищей, и хотелось туда попасть. Мне она очень понравилась. По-моему мнению – это очень хорошая и дружная, дисциплинированная община. Когда я туда приехал, мне на мгновение показалось, что я оказался в прошлом. У них там в этом «закуточке» совсем другая обстановка, свои взгляды на жизнь, свой мир. У них там совсем все по-другому: когда мы им помогали, то они тебе больше помогут своими разговорами. И они вообще очень умные, знают всю историю, ну может быть не всю, но мне так показалось. Сейчас в наше время редко можно увидеть таких людей. Также я увидел их спортзал и по обстановке и по макетам оружия, которые я там увидел, я понял, что они могут за себя постоять. Так же они наверное помогают людям, заботятся о будущем, о природе, из всякого дела выявляют пользу.
И еще мне понравилось как они и мы во время трапезы, как в былые времена, ели из одной миски. Мне кажется, что это как то сближает человека с человеком. И если бы в мире было бы побольше таких общин, то и мир бы изменился в лучшую сторону.»
Я думаю, что мои комментарии здесь излишни, слова солдат говорят сами о переживаниях, которые они испытали в общине. Главное, что они не забудут эту встречу, в них остался образ общинной жизни. Некоторые после этой встречи начинают определяться как им жить после армии. Для них община стала примером и возможно уже сыграла роль пробуждающей силы, поскольку «душа все-таки у всех христианка» и все несут в себе образ Божий. Правда у многих он запрятан так глубоко под социальными установками, сквозь которые пробиться к нему и увидеть его не удается, а вот коснулся людей чистый луч настоящей веры и высветил все самое лучшее и потянулись они сами всей душой к тому, без чего жить нельзя: к вере, любви, культуре своей страны. Поэтому развитие общинной жизни еще больше вселяет надежду на духовное возрождение России.
Психолог части майор Кондратьев О.А.
Статья из газеты «Московские ворота» (№ 26 от 28 июня – 5 июля 2004 г.)

Источник материала.

Нравится