Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Выступление координатора проекта «Новоселие» по СЗФО Салмина Кирилла Геннадьевича на конференции в Санкт-Петербургском Государственном Университете (факультет международных отношений)

Выступление координатора проекта «Новоселие» по СЗФО Салмина Кирилла Геннадьевича на конференции в Санкт-Петербургском Государственном Университете (факультет международных отношений)

E-mail Печать

Конференция: «Возможности религии в созидании мира и урегулировании конфликтов»

Секция: «Примеры практического взаимодействия религиозных организаций с государством в деле укрепления мира»

Тема: "Православная община как залог экономической безопасности государства"

Стенограмма выступления

 

Добрый день, дорогие друзья! Тему моего доклада я бы хотел немного уточнить, говоря о православной общине не только как об основе экономической безопасности государства, но и основе безопасности и состоятельности государства как такового. Всем понятно, что миротворческая деятельность государства, о которой мы сегодня говорим на конференции, не может быть успешной, если само государство не имеет должного веса в международной системе взаимоотношений. Вообще, эффективность государства и как субъекта международного права и как системы, выполняющей функции внутреннего управления и развития, обусловлена во многом, помимо личных качеств и способностей не очень большого числа профессиональных политиков, стоящих у власти, отношением большинства населения к происходящим событиям, его поддержка или отрицание предпринимаемых правительством шагов. Идеальной и практически недостижимой является ситуация, когда большинство решений правительства, касающихся как внутренних, так и внешних действий государства, выверены, оптимально точны и учитывают интересы основного населения. Подобная идеальная ситуация возникала бы в случае гармоничного сочетания таких факторов:

- общей цели, идеи бытия государства, с которой солидарны граждане,

- наличия адекватной обратной связи между населением и властью,

- активного участия населения в решении насущных государственных задач

- нацеленность политической элиты, высших управленцев на достижение цели и воплощении идеи бытия государства.

Общеизвестен тот факт, что идеи и мысли, способные стать мощным импульсом, обеспечивающим движение вперед, лежат исключительно в области духовного и нравственного начал жизни общества и человека, и таковые идеи и мысли в основе своей – религиозны. Даже советский проект, при том, что повсеместно декларировал тезис о полном исключении религии из жизни общества, по сути был основан на вере – на вере в человека, и в грядущий рай на земле, коммунизм, который будет построен потомками. Очень образно и емко охарактеризовал роль христианской религии в политической жизни известный русский философ начала ХХ века Л.А Тихомиров в работе «Христианство и политика»: «В течение почти двух тысяч лет своего существования христианство не уклонялось от воздействия на общественную и политическую жизнь, а, напротив, было постоянно одним из могущественнейших факторов в создании человеческих обществ, государств и культуры. В эпоху господства христианства человечество развило до высочайшей степени свои силы, свои средства действия и свою общественность. Все это именно потому, что христианство указывает человечеству истинные основы для развития личности и общества и предостерегает против заблуждений и ошибок, влекущих личность и общество к разложению». Вопросы оптимального устройства государства как «строя жизни и живой организации народа» (Ильин И.А.), проблемы взаимодействия города и села, роли религии в государственной системе были предметом анализа и размышлений ряда выдающихся мыслителей и философов 19 века и первой половины 20 века – в частности, Алексея Степановича Хомякова - «Всемирная задача России», выше уже упомянутого Льва Александровича Тихомирова – «Самодержавие и народное представительство» и др., Ивана Александровича Ильина – «О грядущей России», Михаила Осиповича Меньшикова – «Из писем к ближним» и др.. Рассматривая разные стороны этого вопроса, все перечисленные авторы последовательно и принципиально отстаивали точку зрения о необходимости осознанного и активного участия дееспособного населения в жизни государства.

Способ участия народа России в жизни государства исторически был реализован в форме и принципах общины, прежде всего, конечно, крестьянской. Этот принцип, в разные исторические периоды жизни России был заложен в самой основе устройства жизни мирской и духовной и всего народного быта. Вопрос общины считал «бесспорно самым важным изо всех не только русских, но и вообще современных вопросов» А.С. Хомяков. Он же утверждал, что «…община сельская… есть одно уцелевшее гражданское учреждение в русской истории. Отними его, не останется ничего, из его же развития может развиться целый гражданский мир».

Попытаемся дать определение понятия общины. Община в широком понимании – это непосредственная самоуправляемая организация населения, живущего, прежде всего, на земле, в сельской местности, и включающая в себя не отдельных индивидуумов, но семьи. Это коллектив единомышленников, сплоченных общей идеей, ведущих образ жизни, построенный на национальных традициях, а также на ориентирах и установках исповедуемой каждым из них религии (в данном случае речь идет о православии), выполняющий важнейшую государственную задачу – снабжение страны продовольствием - и обеспечивающий своим трудом достойный уровень жизни членам своих семей. Община, особенно в части приходской жизни, является, с одной стороны, хранительницей и защитницей традиционных устоев и духовно-нравственного стержня нации, с другой стороны – эффективной системой организации и обеспечения производственных, если можно так выразиться, функций населения, прежде всего сельхозпроизводства. Еще одним важнейшим результатом деятельности общины является подготовка молодежи к роли защитника своего отечества. Достаточно очевиден тот факт, что в обществе, разобщенном духовно, «атомизированном», весьма сильны пацифистские настроения, проще говоря, под предлогом, например, вырванной из контекста библейской заповеди «не убий», заинтересованными лицами и структурами формируется активное неприятие самой мысли о службе в армии с оружием в руках. В то же время, защита своего отечества с оружием в руках является как раз первейшей обязанностью христианина, за которым стоят родные, близкие и все те, в конечном итоге, духовные ценности, которые делают человека человеком. К сожалению, современная действительность характерна все большим распространением уверенности все большего числа людей в том, что служба в вооруженных силах является профессиональной обязанностью узкого круга специалистов. К чему такой подход мог бы привести в 1941 году, достаточно очевидно.

Вообще-то проблемы, с которыми имеет дело наше государство, и граждане, что характерно, за прошедшие сто лет особенно не изменились. Так, например, предметом острых публикаций М.О. Меньшикова в начале 20 века были такие злободневные вопросы: «Страны, отпускающие сырье, торгуют, в сущности, собственною кровью, они не только истощают весьма исчерпаемые запасы своей природы – почву, леса, недра гор, - но как бы ставят крест на над собственной народной энергией. Последняя обрекается на самые тяжкие, наименее производительные, рабские формы труда». «Государства, не сумевшие развить в себе высшие промыслы или добровольно отказавшиеся от них, начинают играть в семье народов роль темных бедняков, которые только и умеют, что почистить трубы и натереть полы. Мы, в течение двухсот лет вывозящие только сырье, рискуем навеки остаться в положении простонародья на всемирном рынке: от нас всегда будут требовать много работы и всегда будут бросать за это гроши».

А вот его взгляд на другую актуальную тему – «Городская культура, беспрерывно ломая семью и совершенно не давая сложиться роду, в сущности, крошит всякое органическое строение в обществе. В этой кромешной свалке карьер и профессий, построенных не на семье, не на земле, гибнут лучшие человеческие силы. … В свободное от службы и работы время город манит … не библиотеками и музеями, а кабаками и публичными домами».

Не правда ли, все это звучит так же злободневно, как и в 1909 году?

В настоящее время принципы общинного бытия в России практически утеряны.

Государственный проект индустриализации 30-х годов, и связанный с этим мощнейший отток дееспособного населения в города, абсолютно оправданный необходимостью решать задачи того времени, в современных условиях обернулся деградацией всего сельского хозяйства, усиленной массовым импортом зарубежного продовольствия. Государство также отвернулось от агропромышленного комплекса, отдав в руки частных посредников вопросы закупки и оборота произведенной продукции. В итоге сегодняшний потенциал производства сельхозпродукции едва ли сможет обеспечить продовольственную безопасность нашей страны.

Понимая необходимость практических действий в деле возрождения общинных принципов жизни и работы, и прежде всего на селе, группа инициативных граждан разработала и приступила к воплощению ряда проектов, объединенных названием «Новоселие», под девизом «Новые люди – в новое село.»

Позвольте вам зачитать выдержку из программы «Новоселие», осуществляемой при непосредственном участии АНО «Спас» (г.Обнинск) :

"В сложившейся ситуации группа общественных организаций и общественных деятелей, объединившихся вокруг АНО «Общинный центр педагогики «Спас» при поддержке Молодежного клуба «Всемирного русского народного собора» (ВРНС), выступает с гражданской инициативой создания общественно-государственной программы возрождения российского села «Новоселие». Программа направлена на восстановление сельской инфраструктуры, подъем отечественного агропромышленного комплекса, на решение задач в области демографии и социальной политики путем использования внеэкономических форм и методов привлечения человеческих ресурсов на село. Программа рассчитана на партнерское участие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса"...

Закончить свое выступление хотелось бы словами И.А. Ильина – «Свободный народ сам знает свои права, сам держит себя в пределах чести и закона; он знает для чего ему дается свобода: он наполняет ее верной творческой инициативой – в религии, в самоуправлении, в хозяйстве, в общении, в науке и в искусстве. Он не пойдет за негодяями, соблазняющими его «вседозволенностью», но заставит их замолчать. Он не позволит тоталитаристам отнять у него свободу, но сумеет отстоять ее».

Спасибо за внимание, если есть вопросы- готов на них ответить.

 
Loading...


Яндекс цитирования