Патриарх Кирилл: казачество, Кубань и вся Россия должны жить по закону духа

Русская община
Печать

 

С 5 по 7 декабря 2010 года состоялся первосвятительский визит в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию. В своих выступлениях и первосвятительских словах патриарх Кирилл, в частности, сказал:


«Казаки всегда гордились своей доблестью, и народ эту доблесть в них почитал. Доблесть - это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть - это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. А победа - дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Народ, теряющий силу духа, перестает быть способным одерживать победу. Это относится ко всему народу, в том числе и к казакам.
Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством.
А когда человек перестает быть способным на доблесть? Когда он теряет силу духа? Когда он начинает жить по законам плоти, когда все цели и ценности жизни фокусируются на удовлетворении своих физических потребностей тела своего.

Мы знаем, что современная культура, я бы называл это псевдокультурой, формирует культ плоти. Посмотрите на рекламы, которыми завешаны наши города, на рекламу, которая потоком обрушиваются на нас через телевидение. Там что, доблесть пропагандируется? Сила духа? Тамраскручивается потребительское отношение к жизни, воспитывается безудержное потребление и удовлетворение плоти своей.
Никто не говорит, что человек должен жить бедно и некрасиво. Но очень важно сохранять приоритеты, чтобы никогда потребности плоти не возобладали над силой духа. Иначе человек не пойдет в бой, у него не хватит сил отдать свою жизнь или даже подвергнуть ее риску за идею, за страну, за народ свой. Перед его глазами будут побрякушки, которые стали для него такими сладостными и, боясь потерять эти жизненные побрякушки, он никогда не совершит подвига, а если не совершит подвига, то и не достигнет победы. А там, где нет победы, там нет и доблести.
А жить по духу можно тогда, когда вера в сердце, когда страх Божий. Тогда человек и понимает, что самый ответственный момент его жизни будет тогда, когда он предстанет пред лицом Божиим на Страшном суде. И вот тогда выстраиваются в четкий приоритетный ряд все ценности земной жизни, тогда человек понимает, ради чего он может отдать жизнь, свои силы, а ради чего никогда не стоит этого делать.

Враг рода человеческого с яростью и ожесточением ополчается ныне на молодых людей, стремясь завладеть их неокрепшими умами и душами. Общество искушается ценностями, чуждыми христианину. В их основе лежит превратное понимание свободы, данной человеку Богом, и идея, что любой выбор правомерен, а мораль относительна. Таким образом искажается само представление о нравственной норме и, как следствие, утрачивается понятие греха.

Когда вдруг нам становятся известны такие страшные события из нашей жизни, как трагедия в Кущевской, вся Кубань вздрагивает, с ней вздрагивает вся страна и ужасается весь мир. Это и есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: живи, один раз живешь, бери от жизни все, удовлетворяй свою плоть, на этом пути нет преград. И человек становится зверем. Церковь кричит: так нельзя, погубите себя, цивилизацию человеческую погубите! Не может человеческая цивилизация основываться на инстинкте - тогда она становится не человеческой, а звериной цивилизацией, и уже слово «цивилизация» не подходит - волчьей стаей. А там все законы хороши - и задушить младенца, и зарезать ни в чем неповинных людей. А почему нет, если через это достигается еще большее удовлетворение плоти?
То, что произошло в Кущевской, это страшный образ того, что происходит сегодня в человеческом обществе, когда смещаются приоритеты, когда люди забывают о Боге, когда люди забывают о вере и жизни в соответствии с духом.
Кущевская - это только то, что нам стало известно, а сколько нам неизвестно, сколько скрывается под скромными и безличными цифрами статистики преступлений. А если этот весь пласт обнажить, вздрогнули бы мы тогда так, что изменили бы свою жизнь? Не знаю. Но Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа. Но сегодня находятся люди, которые тянут нас в бездну, в том числе используя средства массовой информации. У нас должно хватать ума и силы сопротивляться этим дьявольским искушениям.

Кубань была самым религиозным регионом Руси. Горяча вера казаков. Потому эта вера и вызвала страшное гонение, истребление казачества, истребление народного уклада жизни, поскольку боялись те, кто решил проповедовать иные ценности, что сила и доблесть казачества станет несокрушимой опорой сохранения веры в жизни нашего народа. И сегодня, когда возрождается казачество, когда возвращается и возрождается вера православная, нам важно видеть путь, по которому следует идти.
Пусть благословение Господа пребывает над благодатной, богатой, сильной своими людьми Кубанской землей. Пусть снова Кубань станет очагом горячей веры, способности сопротивляться идольским искушениям, способности созидать подлинную доблесть не только казачества, но и всего народа.

Иногда говорят, что страна не может жить без идеологии, что непременно нужна идеология. Это неправда. Идеология живет в течение трех, максимум четырех поколений людей. Ни одна идеология, которая существовала в мире, не выдерживала больше этого срока.
Самая сильная идеология была в нашей стране. Почему она была сильной? Почему она выжила три поколения, а другая идеология в Германии - только одно? Потому что идеология, которая существовала в нашей стране, эксплуатировала христианскую идею. Люди оставались верующими, как здесь уже было сказано, не потому что они посещали храмы - они не могли их посещать, в духовном смысле они были загнаны в подполье. Но они сохраняли систему ценностей, сформированную в Православии. И идеология эксплуатировала эту систему ценностей.
Откуда взялись герои трудовых строек? Откуда брались герои, шедшие навстречу пулям? Что такого было в атеистической идеологии, что могло бы заставить человека идти навстречу пулям или отдать свою жизнь на прокладке железной дороги? Да ничего, потому что атеистическая идеология не верит в будущую жизнь, а значит всякий призыв отдать свою жизнь бессмыслен, потому что жизнь одна. И каждый может ответить - да пойдите прочь с вашей идеологией, я один раз живу, я хочу любить, иметь семью, я хочу иметь дом, комфорт. Как вы можете вдохновить человека на то, чтобы встать и идти в атаку, если за гробом нет ничего? А ведь люди шли. И не только потому, что стояли загранотряды за спиной, но шли и по совести. В людях генетически работала христианская нравственная идея. А идеологии не живут. Нам не нужно больше никакой идеологии.

У нашего народа есть сильная, ясная христианская система ценностей. Церковь проповедует не для того, чтобы становиться сильной, храмы нужны не для того, чтобы собирать в них деньги, не для того, чтобы правящий архиерей чувствовал себя этаким местечковым князем. Сегодня мы создаем все это для того, чтобы возродить нравственное чувство в людях, которые уже в пятом поколении начинают утрачивать рудиментарные свойства нравственности и терять эту инерцию, заложенную тысячелетними усилиями наших предков; для того, чтобы снова воспитать молодежь и определить развитие жизни нашего Отечества на многие поколения, чтобы величайшие ценности, такие как любовь, дружба, жертвенность, способность на подвиг, никогда не исчезали из жизни нашего народа.

Наступает момент, когда мы все эти добродетели должны ввести не только чисто в религиозный порядок жизни. На нравственные идеи мы должны опираться в нашей политике, экономике, в деятельности правоохранительных органов, в развитии культуры, потому что нет ничего сильнее и значительнее нравственного начала. Если законы не соответствуют нравственности, они не живут. Если деятельность власти не соответствует нравственным началам, власть нежизнеспособна. Если деятельность правоохранительных органов не соответствует нравственным принципам народа, эти органы воспринимаются, как органы притеснения, давления, а не защиты людей. Все должно быть проникнуто этой нравственной, духовной составляющей, идущей из недр нашей народной жизни.

Мы говорили о строительстве храмов. Еще раз хочу подчеркнуть - не ради храмов, не ради того, чтобы появлялось больше священников, а только для того, чтобы изменить жизнь нашего народа. Есть регионы в России, где даже умножение храмов сегодня не способно изменить ситуацию - так мощно прошелся каток безбожия по этим регионам. А на Кубани это возможно.
А рядом с храмами должны строиться общественные и социальные центры - для работы с молодежью, с людьми, подверженными разным недугам, для работы с пожилыми людьми. Храм должен становиться центром социальной и культурной жизни в станицах, как было всегда. Если мы будем работать все вместе для того, чтобы возродилась социальная функция православного прихода, мы действительно изменим лицо России.

Нет ни одного казака, который бы не был патриотом. И очень важно понимать, что сегодня подлинный патриотизм связан с верой, потому что вера пробуждает нравственную силу, силу духа человека. Спасти страну, возвысить ее можно только опираясь на эту силу.

Regions.Ru с использованием материалов агентства "Патриархия.ру"

Нравится