15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Соха и балалайка
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Соха и балалайка

Соха и балалайка

E-mail Печать

  alt

Случилось мне уезжать из деревни зимой, в середине декабря. До станции Мста, что под тверской Удомлей, я шёл пешком по просёлочной дороге, и все четыре версты сердился на липнувшую к сапогам топкую грязь, разжиженную распутицей.

Начало зимы выдалось невиданно тёплым, иными днями даже и жарким. Стояло покойное безветрие. Изредка порошило клочковатым снежком, который, едва коснувшись прелой травы, тотчас таял. Поверхность земли казалась влажной и тёплой, будто бы кто-то подтапливал снизу, грел почву съисподни.

 
 

   В такую глухую пору на станции народу не бывает много –  едва ли с десяток человек соберутся когда у обветшалого вокзала, стоят молча, переминаются с ноги на ногу в ожидании поезда. Пришедши на станцию, я застал здесь несколько попутчиков, впрочем, мне не знакомых. С двумя из них я скоро разговорился: одна – пожилая деревенская женщина в старом пальто и в грубом сером платке, плотно облегающем седые волосы; другая – на вид городская бабёшка, молодая и смазливая, с крашеной чёлкой, в модной лёгкой шубке и в сапожках на цокающих каблучках. Как потом выяснилось, это мать провожала свою дочь. Разговор завязался непроизвольно, словом за слово, как-то сам собою. С пожилой мы коснулись урожая, та посетовала на старость и пожалилась, что огородничать одной ей уже невмоготу. Здесь в перемолвку встряла молодка:

  – А я ей говорю: чего с огородом возиться ? Теперь всё купить можно. Ей деньгами помогаешь-помогаешь,  а она всё равно: как весна, так опять на грядках в грязи ковыряется.

   На это мать её проговорила как-то виновато:

   –  Так уж надо... Оно ведь как ?... Земля-матушка кормит.

   Видя её растерянность, я решил также высказаться на сей счёт, и заметил молодке, что в земледельческом труде есть не только практическая выгода, но и большая нравственная польза. Даже великие не гнушались крестьянской работы и понимали её глубокий духовный смысл: Лев Толстой, богатый граф, лично возделывал пашню, князь Долгоруков ходил за сохой, сам государь Иван Грозный по весне совершал обрядовую пахоту в память о тех временах, когда и цари «орали» землю... «Ну и дураки !» – прочитал я вдруг в глазах у бабёшки.

   Мы помолчали. Становилось как-то неловко.

  – Да-а, погода вот, –  протянул я. – Не даёт Бог морозца, и снега не даёт.

   Пожилая женщина поглядела в небо, на тусклое солнце, жилистыми руками поправила платок и вздохнула:

  –   Верно, не даёт...

  – А мне в самый раз, –  зевнула бабёшка и поёжилась в шубке. –   Было бы тепло всё время, так и на юг ездить не надо.

  –  Так если мороза-то не будет, и снега, –  рассуждал я,  – тогда и хлеб не уродится.

  – Озими снег нужный, а то как !  – подтвердила пожилая.

   Молодка только бровочкой повела:

 –  Ну и что ?

   Я, признаться, несколько удивился:

 –   Если хлеб не уродится, что же есть-то будем, где хлеб возьмём ?

 –  Хм, не знаю, – фыркнула бабёшка и отрезала: –  Лично я беру хлеб в магазине !

   Уже в поезде, чтобы отвлечься, стал я листать газету. Нашёл статейку о положении высшего образования в современной России. Среди прочего сообщалось в статейке о конкурсах в различные вузы страны. Пробежал я глазами сводку и диву дался. Выходит, что в театральные институты аж до 80-ти человек жилы рвут, из кожи вон лезут, чтобы на место попасть. А в сельскохозяйственные высшие школы недобор – на иные факультеты показатель выше 0,8 не поднимается. В сердцах скомкал я газету, да в котомку её, да на верхнюю полку.

   Боже мой! Дожили, докатились мы до самого до краешка! Святые Фрол и Лавр, угодники крестьянские, покровители сельские! Вы, верно, уж и отвернулись от нас, потому как на Руси обращаться к вам, похоже, больше некому! Да разве есть у того народа будущее, в котором трудовое население делится таким образом, что на одного хлебопашца приходится до ста клоунов ? Да разве есть у той страны надежда, в которой на одном кормильце обузой висит сотня, живущих по правилу: пахать не я, и сеять не я, а попеть-поплясать – лучше меня не сыскать! Впрочем, что ж, по другой поговорке и вывод: зачем мне соха, когда есть балалайка!... Зачем нам и пашня, коли есть магазин ?

    – Такое вот дело, отец ! –  поделился тогда я с мужиком, сидящим против меня. Почтенных лет мужик, сухопарый, с белёсою щетиной на грубом морщинистом лице, с голубыми, поблёклыми глазами, поправил движением плеча свой ватник, одетый наопашь, да махнул мозолистой рукой:

   –  Э-э, –  глухо крякнул он, –  всякое было, перебудет и это !

   Уставился я в окно. За окном проплывала какая-то деревня – угрюмые чёрные избы, дощатые заборы, похожие на скелеты, редкие стожки за околицей возле прясел... Деревенские ребятишки, белоголовые, в рваных куртках, помогали древнему деду чинить сарай.

   Низкий поклон вам, святые крестьяне ! Благословенны вы, не предавшие деревню, не променявшие соху на балалайку, не сбежавшие в города плясать под дудки новых господ. Покуда жив на Руси «соль земли» её –  Крестьянин, поколь боронит он пашню, не исчезнет и племя русское, не пропадём мы, не сгинем «яко обры». А значит и жизнь наша продолжается, слава Богу !

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Корниловец
Image Detail
Золотые вра...
Image Detail
Святочные г...
Image Detail
5
Image Detail
Руссие крас...
Image Detail

Яндекс цитирования