Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Самоуправление Юго-Восток: Избежать балканских граблей

Юго-Восток: Избежать балканских граблей

E-mail Печать

Об общих чертах Косово и Чечни, русско сербских параллелях и актуальных событиях на Юго-Востоке Украины.

В Вербное воскресение 2014 года произошло первое вооруженное столкновение на Юго-Востоке Украины и пролилась первая боевая кровь, хоть на протяжении последнего кризиса в этой стране её и без того было пролито предостаточно.

А в 1991 году, в Вербное воскресение, в свою очередь состоялось первое вооруженное столкновение на востоке Хорватии между местными сербами и, собственно, хорватами, и пролилась первая боевая кровь, хотя за время кризиса, предшествовавшего последовавшей за ним жестокой бойне, её было пролито предостаточно. Сейчас мало кто вспоминает о событиях двадцатилетней давности и проводит параллели между ними, а зря….

Неслучайные случайности

Я не историк, а просто православный человек. И выводы мои скорее антинаучны, поскольку в истории сербского и русского народа я вижу множество не случайных параллелей, которых иначе как Божием промыслом назвать нельзя.

Ну, вот, например, в 1380 году Русь нанесла первый серьезный удар по Золотой орде на Куликовом поле, что позволило русским спустя сто лет освободиться от татарского ига. Спустя девять лет, в 1389 году сербские войска приняли бой на Косовом поле, на котором сложила головы элита этого народа, что позволило туркам спустя сто лет установить собственное иго на сербских землях.

В 1918 году в России вместе с семьей был убит государь Николай II, казнь задумывали и впоследствии командовали ею прежние подданые империи, но отнюдь не титульной национальности. После чего история великого православного государства с многовековой историей завершилась.

В 1934 году в Марселе был убит король Югославии Александр I Карагеоргиевич, покушение на которого был задумано подданными его государства также нетитульной национальности. Смерть монарха стала началом конца православной державы, объединившей славян Западных Балкан.

После гибели государей в их странах были развязаны кровавые гражданские войны, усугубленные иностранной оккупацией. В обоих государствах в результате противостояния между «белыми» и «красными» победили вторые, что привело к созданию новых социалистических «империй», каждая из которых стала серьезным игроком на международной арене. Однако харизматические лидеры обеих держав, опять же нетитульной национальности  добились могущества своих стран во многом благодаря ослаблению государствообразующих этносов – русского и сербского. А проводимая ими национальная политика по созданию множества национальных республик и даже новых наций из множества родственных племен (например, алтайцев или «муслиман», впоследствии «бошняков» в Боснии) после их смерти привела к краху этих красных империй. В случае с СССР угасание растянулось на десятилетия, Югославии же хватило и десяти лет.

Отражение правильное и кривое

Русско-сербские параллели отнюдь не прямы и зеркальны. Наоборот, порой проекции словно проходят сквозь кривое зеркало, после чего как в случае со знаковыми битвами на Куликовом и Косовом полях, плюс меняется на минус, а черное на белое. Как сам и сербский флаг, являющийся, по сути, перевернутым русским. Или двуглавый сербский белый орел по сравнению с российским золотым. А если вспомнить что символом исторической России был орел черный….

Но встречаются и довольно четкие совпадения. Например, в канун Первой мировой войны первые концентрационные лагеря в Европе были созданы австрийцами именно для русских – карпатских русин, самого западного осколка исторической Руси, за симпатии к большой России. Кстати, русинский феномен, имеет аналог и в сербской истории. У сербов также есть далекий осколок некогда общего этнического ареала – проживающие в Германии лужические сербы, как и русины утратившие не только географическую связь с «основным» (назовем его так) этносом, исповедующие иную веру, но сохранившие при этом самоназвание и частично язык.

Но вернемся к Первой мировой.  В той же войне ближайшие родственники австрийцев – немцы, лютой возненавидев сербов за их стойкость и упрямство, позабыв про все еще действовавшие в те годы нормы гуманного обращения с военнопленными и гражданским населением, уничтожили каждого третьего серба, не гнушаясь массовых казней, в ходе которых публично вешали женщин и подростков.

Теперь поговорим о распаде СССР и СФРЮ. Нет, мы, конечно, помним армянский терроризм семидесятых, и резню в Баку, и полномасштабную войну в Карабахе, но уже тогда большинством населения страны это конфликт воспринимался как междоусобица по факту вроде бы «своих», но на деле - довольно чужих народов, живущих где-то далеко на периферии советской империи. А распад Советского союза, по сути, начался с ухода Прибалтики . Земля, населенная народами, по менталитету более принадлежащими к Западу, отделилась в результате политических провокаций и развязывания националистической истерии, в духе «мы культурный народ, пострадавший от коммунистической диктатуры, не обязаны жить вместе с этими восточными варварами».  Малой, но все же кровью (Рижский ОМОН и тд.).

Распад социалистической Югославии также начался с ухода Словении. Земли, населенной народом по менталитету близким Западу, в результате политических провокаций и развязывания националистической истерии «в духе «мы культурный народ, пострадавший от коммунистической диктатуры, не обязаны жить вместе с этими южными варварами».  Малой, но все же кровью.

После этого некогда великие государства – лидер «красного» социалистического блока и лидер движения неприсоединения, государств «третьего мира», по сути, посыпались. Конфликты на потстюгославском и постсоветском пространстве, их причины и нынешнее состояние имеют массу сходств. Не зеркальных, безусловно, но все-таки заставляющихся задуматься.

Что общего у Косово и Чечни?

Взять, например, ситуацию с Белоруссией и Черногорией. По сути, черногорцы такие же сербы, как и белорусы – русские, особой разницы нет ни в менталитете, ни тем более в исторических корнях, просто исторически сложилось так, что какое-то время всем пришлось пожить врозь. Что, к счастью, не привело к серьезному антагонизму во взаимоотношениях, но дало повод коммунистическим «императорам» выделить их в разные народы со своими территориальными образованиями. Впоследствии, политическая конъюнктура сложилась так, что и с разными государствами, отделенными друг от друга местными властными элитами по принципу «дружба – дружбой, а денежки врозь». Конечно, на волне этого процесса нашлись и альтернативно одаренные горячие головы, доказывающие что русские и белорусс, равно как и сербы и черногорцы все-таки разные народы, но вопреки стараниям этих деятелей большинство черногорцев говорит на сербском, а белорусов – на русском, Черногория, несмотря на создание собственной никем не признанной раскольничьей автокефалии, окормляется Сербской православной церковью, а Белоруссия, несмотря на угрозы батьки Лукашенко таки принять в Минске римского папу, Русской православной церковью. 

Или, рассмотрим, ситуацию в Косово и Закавказье. Что кавказцы в России, что и албанцы в Югославии, а впоследствии в Сербии,- изначально были, как гворится, «вещью в себе». Кодекс «детей гор»: клановость, кровная месть, склонность к созданию криминальных группировок, нарочито вызывающее поведение на территории метрополий… Конфликты в Чечне и Косово, впоследствии вылившиеся в «контртеррористические операции»,  были вызвня этническими чистками в одном случае сербского, в другом – русского населения. Правда, на первый взгляд завершились конфликты с диаметрально противоположными результатами: Косово от Сербии отделили, а вот в лице нынешнего главы чеченской республики сегодняшний российский лидер получил верного соратника, готового за послднего в огонь и в воду.

Но это только на первый взгляд. В поруганном Косово сербы сейчас более-менее свободно живут только в Косовской Митровице – небольшом городке на севере края, плюс существуют еще несколько анклавов, жизнь в которых больше напоминает существование в гетто. Но все-таки они там есть.

А вот кто помнит сейчас о русских в Чечне? Особенно о целых казачьих станицах в Надтеречном и Шелковском районе? В республике эти уцелевшие единицы давно перешли в разряд экзотики, которую демонстрируют исключительно по праздникам в виде наглядного доказатиельства русско-чеченской дружбы.

Скажем больше, а кто теперь вспомнит о русских Ингушетии и Дагестана, где их, конечно, не вырезали (хотя иногда случалось и такое, просто преступления не приобрели массового характера), но выдавливали всеми силами? Нынешняя  ситуация пришла к тому, что русские побежали и из включенного в Северо-Кавказский округ русского Ставрополья, которое сейчас за глаза называют «русским Косово».

Да, по факту Косово отделили от Сербии, но албанцы вольготно чувствуют себя на территории последней, проживая там и ведя свой успешный бизнес, нередко криминальный.  И рядовые сербы справедливо опасаются их, зная что эти горячие парни всегда готовы взяться за нож.

Нечто похожее происходит с Кавказом. По факту эта территория к счастью до сих пор остается в составе России, но на подсознательном уровне, вопреки официальным заявлениям руководителей государства и сериалам, пропагандирующим дружбу и браки между славянами и представителям кавказских народов, в сознании жителей других регионов федерации, она воспринимается как чужая земля. Туда опасаются ездить, чтобы не попасть в рабство на кирпичный завод или в зиндан горского авторитета. Но вот сами кавказцы вольготно чувствуют себя на остальных территориях страны, проживая там и ведя свой бизнес, нередко криминальный.  И рядовые русские справедливо опасаются их,  зная что эти горячие парни всегда готовы взяться за нож…

Что водится в тихом омуте?

Есть в истории наших народов и стран события и регионы, не вызывающие прямых аналогий. Например, у Югославии не было своей Средней Азии, как и у СССР - Македонии. А представителей многочисленных народов России: «восточных» (буряты, тувинцы, алтайцы) , северных и угро-финских, вряд ли можно как-то сопоставить с такими же коренными «сербиянцами»: венграми, влахами, буневцами. Разве что творчеством цыганских ансамблей в исторической России увлекались с той же страстностью, как еще десять лет назад в Сербии слушали цыганских исполнителей и цыганские оркестры (правда, нынешняя вестренизирующаяся сербская молодежь постепенно изживает это).

Казалось бы нет в истории России и аналогии с Боснией и случившимся там кровавым конфликтом. Хотя я, когда проезжаю по боснийским серпантинам, видя как бошнякские села (деревни боснийских мусульман) сменяются селами сербскими, невольно вспоминаю родное Поволжье, где также непринужденно наблюдаешь из окна автомобиля, как русские села переходят в татарские. Везде одни и те же лица, по большому счету одни и те же избы, и даже язык, ибо русским татары-селяне пользуются не реже, чем и своим родным. Только в одних деревнях стоят мечети, а в других - православные церкви.

Ощущение дежа вю усиливается, когда узнаешь что до 1992 года, когда усилиями Запада и сепаратистов была развязана боснийская бойня, в этом регионе был самый высокий во всей Югославии процент межнациональных браков –в больших городах современного Татарстана этим тоже давно никого не удивишь. И там тоже дети ходили в общие школы, и юноши служили в одной армии, и все болели за одни и те же спортивные команды. А потом сараевской элите захотелось большей власти, для чего был поднят на щит сначала пантюркистский (утверждалось, что Босния – это осколок отнюдь не славянского, а османского мира), а потом и радикальный исламский фактор. Вспоминая про недавние игры татарстанской элиты с суверенитетом, про практически вчерашние поджоги исламистами православных церквей, про медленное выдавливание русских со всех ответственных постов в республике, про заявление татарских националистов о строительстве Татарстана, объединяющего осколки Золотой орды от Урала до Черного моря, а то и вовсе пантюркистского Турана… Выводы напрашиваются как бы сами собой.

Конфликт в Поволжье по боснийскому сценарию сейчас вряд ли возможен, но тревожные предпосылки все же есть. Например, для тех кто знает, какую роль в развале Югославии сыграли атомизированные футбольные болельщики, с тревогой будет наблюдать за разделением по национальному признаку болельщиков казанского «Рубина». В прежние нашумевшие на весь Советский союз гопнические времена все казанские группировки были исключительно интернациональными. А ведь с тех пор прошло не так мало времени…

Безответная ненависть

Постепенно я подошел к основной сути нашего рассказа – русско-украинскому конфликту. Который до боли напоминает конфликт сербо-хорватский. Даже чисто внешне. Например, в годы Второй мировой, вырезавшие сербов пособники немецких нацистов – хорватские «усташи», в качестве одного из своих девизов избрали кричалку «Србе на врбе!» (Сербов на вербы!). То есть призывали вешать представителей несимпатичного им народа на ветках деревьев. Ничего не напоминает? Правильно, примерно в это же время украинские пособники немецких нацистов – бандеровцы, придумали аналогичную закличку «Москаляку на гиляку!». Оба девиза были реанимированы и приобрели огромную популярность в новейшей истории, под ними, собственно, и проходили национальные революции хорватов и украинцев. Вместе с реабилитацией усташеского и бандеровского движений.

И в том, и другом случае идеи наци-революционеров бизировались на крайней ненависти. Причем, как правило, без взаимности – объекты оной – русские и сербы, наблюдали за этими процессами чаще с недоумением, далее, в зависимости от развития ситуации – страхом, гневом, иронией, но до ярко выраженной ответной ксенофобии дело никогда не доходило. И, естественно, отход Загреба от Белграда, равно как и Киева от Москвы без экивоков и оговорок приветствовались Западом.

Причина таких неприязненных чувств одного народа к другому кажется странной только на первый взгляд. Ибо любой знающий историю прекрасно понимает, что украинцы – это те же русские, которые, так уж случилось, слишком долго жили под поляками и австрийцами. Такой же любознательный исследователь раскопает, что где-то половина нынешних хорватов, особенно обитатели тех районов, где громче всех клянутся в ненависти к сербам – это те же сербы, но в свое время «покатоличенные», как правило, насильственно за всю историю непростых отношений славянского мира Балкан с Западом. Иногда, правда, использовались и иные, не столь жесткие  методы, когда, например, в Герцеговине щедрые католические монахи во время засухи давали воду и еду только тем крестьянам, что соглашались признать власть Римского престола.

Говоря о русофобах в украино-русском конфликте мы, естественно, в первую очередь ведем речь о западенцах-галичанах, выступающих локомотивом этого процесса -  в своей массе они греко-католические униаты, в то время  как их нынешние последователи из центральных областей Украины – сторонники раскольничьего Киевского патриархата. Новое национальное сознание, подкрепленное и новым религиозным сознанием  при наличии хотя бы зачатков исторической памяти, рождало комплексы. Избавиться от которых можно было только путем резкого неприятия правдивой, а не мифической истории. Ну, а что так не сплачивает, как мифы, создаваемые вокруг врага, к тому же такого близкого и понятного?

Без права на ошибку

В девяностые годы, придя к власти, хорватские сепаратисты объявили сербскую кириллицу вне закона, изгнали сербов из МВД  и ключевых ведомств,  а также под улюлюкание разрушили памятник усташеского геноцида сербов, евреев и цыган, построенного на месте концлагеря Ясеновац. В ответ сербы создали свою Республику Сербская Краина в северо-восточных областях Хорватии, где доминировало сербское население. Что, безусловно, не понравилось новым загребским властям. 31 марта 1991 года, в православное Вербное Воскресенье и по совместительству католическую Пасху они отправили отряды вооруженной милиции уничтожить взбунтовавшийся анклав в район Плитвицких озер. Но последний попал в засаду, один хорватский офицер был убит, остальные ранены, в итоге, усмирители отступили не солоно хлебавши. С этого, собственно, и начался кровавый сербо-хорватский конфликт.

Спустя десятилетия события в украинском Славянске, где местные русские объявили о независимости от киевского режима, пообещавшего провести дерусификацию и с не меньшим вожделением сносящего памятники, прошли по до боли схожему сценарию. Украинские усмирители были вынуждены отступить под огнем русских ополченцев, унося с собой убитого офицера…

Вы знаете, чем закончилась история Республики Сербская Краина? В 1996 году, испугавшись усилившегося давления со стороны Запада президент Югославии Слободан Милошевич по сути «сдал» её. Этот человек, поднявшийся на волне заверений, что не позволит бить сербов в Косово, но вместо этого создавший коррупционно-чиновничьий режим экс-коммунистов, в ответ на просьбы о помощи в телефонном разговоре ответил: «Продержитесь как-нибудь хотя бы неделю!». И уехал в отпуск.

Без поддержки большой Сербии Сербская Краина буквально за несколько дней была уничтожена хорватской армией, подготовленной спецами НАТО, вооруженной западным оружием и техникой (самое занятное, что краинскую столицу – Книн, хорватские вояки штурмовали в списанной американской форме 80-ых годов, которую им милостиво выделили новые благодетели). Итог: колонны сербских беженцев, прицельно расстреливаемые победителями смеха ради и сафари на тех, кто не успел убежать, организованные предприимчивыми подонками для желающих пощекотать нервы таких же подонков из Западной Европы...

Спасти соплеменников от разгрома и уничтожения не смогли и приехавшие с исторической Родины многочисленные сербские добровольцы-четники в меховых шубарах и шайхачах, так похожие на наших добровольцев-казаков в кубанках и папахах, что когда-то отправлялись защищать русскоязычное Приднестровье, а недавно отстояли и Крым. Правда, на Юго-Востоке их до сих пор особо не видно…

Присоединяя полуостров президент Владимир Путин тоже много говорил о защите русских. Он же впоследствии не раз заявлял, что Россия не намерена присоединять Юго-Восток, что он - за «федерализацию» Украины, и что на территории этой страны нет российских войск. Подобные заявления вслед за лидером не раз делали и другие представители отечественного истеблишмента.

Из чего выходит, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Да и ополченцы Донбасса подтверждают, мол, мы все местные, форма на нас – эсбеушная, и оружие мы тоже забрали у них. А еще в свое время очень хотели, чтобы нас к России присоединили, но теперь уже и не надеемся на это.

 Но как долго простоят русские республики Донкецка, Харькова, Луганска и, возможно, Одессы, оставшись один на один с украинской какой-никакой, но армией, спецслужбами, американскими наемниками, пропагандистской машиной США и ЕС? Без российских финансов, продуктов, медикаментов, оружия и добровольцев? С одним лишь молчаливым одобрением российских политиков, отчаянно не желающих ссориться с Западом до последнего предела?

Опыт Республики Сербская Краина показал, что недолго. Впрочем, я – православный человек, и поэтому не фаталист. И верю, что Господь даёт России исторические параллели с Сербией (и, конечно, Сербии с Россией) для того, чтобы мы могли видеть, анализировать, делать правильные вводы и не наступать более на одни и те же грабли.

Тем более, что у Югославии девяностых не было и львиной доли от того, чем обладает сегодняшняя Россия: ядерного оружия, нефтегазовой трубы, лояльности стран БРИКС, международного телеканала RT и крымской виктории, в конце концов. Даже при исключительно сырьевой экономике, запредельной коррупции, нищающем населении и тотальной зависимости от курса доллара и экспорта комплектующих и ширпотреба, мы еще далеки от последней черты. Поэтому всегда есть шанс все исправить.

Для этого не будет лишним всем вспомнить трагедию Сербской Краины. А кому-то и не забывать о том, как закончил свои земные дни Слободан Милошевич.

Алексей Топоров, Казань, в 2008-2013 гг. пресс-секретарь Общества Русской Культуры Татарстана

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

4
Image Detail
Терпи казак...
Image Detail
Военный пла...
Image Detail
Семья основ...
Image Detail
Казак
Image Detail

Яндекс цитирования