Общинное ведение хозяйства – основа устойчивого развития

Казак
Печать

altМолокане прославили последний в Азербайджане колхоз времен СССР

Пусть слово "колхоз" и звучит несовременно, но результаты его деятельности впечатляющие. Молоканские мясо, молоко и другие продукты славятся на всю страну, а в магазинах за ними выстраивается очередь.

 



Баку, 6 марта. Со времен СССР в Азербайджане сохранился один единственный колхоз. Он находится в селе Ивановка (Официальный сайт), которое основали молокане. Пусть слово «колхоз» и звучит несовременно, но результаты его деятельности впечатляющие. Молоканские мясо, молоко и другие продукты славятся на всю страну, а в магазинах за ними выстраивается очередь. Кто такие молокане и как им удалось создать одно из лучших хозяйств в республике – расскажет корреспондент МТРК «Мир» Фуад Мирмамедов.

В самом центре Баку есть площадь, которую в народе называют совсем не по-азербайджански – Молоканка, от русского слова молоко. А садик на площади зовется соответственно Молоканским садиком. Его символ – 3 грации.

В начале XIX века, когда Азербайджан был присоединен к России, раскольников и сектантов, находящихся в опале у властей, переселили в Закавказье. Так молокане оказались в Азербайджане. Однако в Баку они не жили, а только завозили свои сельхозтовары. Место, где они останавливались на время со своими фургонами и продавали продукты, до сих пор называют Молоканкой. Визитная карточка колхоза - молочные продукты. На небольшом заводике берут начало знаменитые ивановские молочные реки и творожные берега. Каждое утро сюда привозят парное молоко, которое тут же попадает в лабораторию. После проверки и охлаждения в термосе из него начинают делать сметану, масло и сыр. «Свежее молоко мы сразу заквашиваем без всяких добавок и ингредиентов, как это делали наши предки. Они в домашних условиях высушивали кишку животного, в ней настаивали и квасили сыр. Он был вообще бесподобным. А мы используем говяжий сычужный порошок», - рассказывает директор молочной лаборатории Александр Воропаев.

В начале 90-х во время аграрных реформ все колхозы и совхозы в Азербайджане были ликвидированы. Такая судьба ждала и Ивановку. Но президент Гейдар Алиев решил оставить уникальное хозяйство в том виде, в котором оно существовало на протяжении десятилетий. Сейчас это единственный колхоз в Азербайджане. «Наше хозяйство видело период развитого социализма, период реформ, период раздела имущества, период становления, но мы много раз убеждались в том, что только коллективная форма хозяйства способна функционировать и выжить в любых условиях», - уверяет председатель колхоза имени Никитина Михаил Панферов.

Попадая в Ивановку, словно совершаешь путешествие во времени и оказываешься в СССР. Жизнь строится по советским правилам - каждый месяц, помимо зарплаты, работники получают натуроплату – продукцию колхоза. В конце года полагается премия. Каждая семья держит по несколько кур, коров, овец и свиней. Расходы на обучение молодых специалистов колхоз берёт на себя с одним условием – они должны вернуться и работать в Ивановке. Впрочем, большинство покидать Родину и не собирается. «В следующем году я поступлю в медицинский. Отучусь и вернусь в родную Ивановку. Буду врачом», - делится планами на будущее ученица 10 класса Галина Прокофьева. «А я хочу стать компьютерщиком и приехать в родное село, чтобы стать учителем», - добавляет её одноклассник Николай Ермак.

Хоть село и называется Ивановка, фамилия Иванов здесь не самая популярная. В Ивановке живут Орловы, Сергеевы, Панфёровы, Никитины, Казаковы и всего лишь одна семья Ивановых. У каждой фамилии - свои вековые традиции. В семье Казаковых старших сыновей обязательно называют в честь деда по отцовской линии. Так что в этой семье уже на протяжении столетий все мужики или Матвеи Павловичи, или Павлы Матвеевичи. Глава семьи всю жизнь проработал на земле, 41 год был бригадиром. Сейчас свой опыт он передаёт преемникам. «Подсказывает, что и как делать, ведь больше 40 лет проработал в поле и практически всё повторяется – пахота, сев, уборка – это же как колесо», - рассказывает старший сын семейства Матвей Казаков.

Дома у Казаковых, как и у всех ивановцев, всё натуральное. Подушки из гусиного пуха, одежда из шерсти, все это - дело рук хозяек. Впрочем, появились у старообрядцев и новые традиции. Например, носить шляпу. «Раньше мужики носили куртузы. И вот председатель Никитин стал к культуре нас приучать. Всем бригадирам велел купить шляпы», - поясняет глава семьи.

Ивановцы строго соблюдают старинные обряды – креста не носят, икон не признают, но веруют в Христа и апостолов, чтят священное писание, молятся и поют псалмы. Запевают солисты – остальные подхватывают. Во главе молоканского собрания стоит прoсвитор. Он следит, чтобы члены общины жили по закону божьему, соблюдали все обряды, показывали достойный пример молодёжи. «Всячески стараемся показать себя, что мы такие люди – не ругаемся, водку не пьём, не курим. И вот молодёжь призываем - давайте обращайтесь за нами», - говорит просвитор Василий Прокопьев.

Прoсвитору помогают молоканские старцы. Многие из них прошли Великую Отечественную – из Ивановки на фронт ушло 800 человек. Вернулось в 2 раза меньше. Мемориал героям создавали всем селом и, в наставление потомкам, он стоит на пути в школу, которой уже 170 лет. Уроки здесь проходят и на русском, и на азербайджанском языках. Гордость местной школы - краеведческий музей - дело рук ученических. По его экспонатам можно проследить историю Ивановки от основания до сегодняшнего дня. «Вот традиционный костюм – мужской и женский – у женщин юбка и фартук, у мужчин льняные штаны с поясом, рубаха и картуз», - показывает экспонаты основательница музея Анастасия Жабина.

Особое место в музее занимают фотографии и вещи самого знаменитого ивановца, бывшего председателя колхоза Николая Васильевича Никитина. Руководить колхозом он стал в 27 лет и проработал на этой должности 41 год. Именно Никитин поднял хозяйство на небывалую высоту. После смерти легендарного председателя колхозу было присвоено его имя. «Он знал, как оставить молодёжь, как привлечь её к активной жизни в селе. Обеспечивал их работой, создавал социальные условия. И мне кажется, хотя он был и строгий, но никто на него не остался в обиде», - делится воспоминаниями директор школы Николай Урюпин.

Душа Ивановки – дом культуры и местный фольклорный ансамбль. Ни один спектакль, концерт или торжество не обходится без участия «Славяночки». Есть у ивановцев и свой гимн. Современная Ивановка – многонациональное село. Живут здесь более 3000 человек – русские, азербайджанцы, лезгины, украинцы, белорусы. Чистый воздух, вода из горных ледников – все это привлекает сюда туристов. Но в турбизнес ивановцы вливаться не спешат – боятся за чистоту своего края. Поэтому здесь нет ни одного отеля, ресторана или кафе. Но жить весело это селянам не мешает.

 

По материалам tvoidom.galaxyhost.org

Нравится