15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Кацкари и их предания
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Кацкари и их предания

Кацкари и их предания

E-mail Печать

 

КАЦКАРИ

Давно это было. Напали на нашу землю страшные враги. Все, кто вышли с ними сражаться, погибли. Некому было хоронить героев — так и лежали они без погребения. И уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напитались смертельным трупным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.

Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашёл он родник — студёная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Взял он тогда кадку-кадушку — большую деревянную бочку — выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевою водою.

Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку

Потому и назвали реку Кадка. И местность, по которой она течёт, тоже Кадка назвали. А жителей кацких поречин — кацкари.

Кацкари — люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных — «заволосные», то есть за волостью Кадкой живущие. С точки зрения этнологов, наличие самоназвания и противопоставление себя окружающим — верный признак малой этнической общности, или субэтноса.

Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно»: кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).

Можно найти особенности и в быту, и в способах хозяйствования; чтобы собрать, сохранить и показать всё кацкое своеобразие, и был затеян Этнографический музей кацкарей.

КАДКА

Летит время, и вместе с ним бежит-спешит-торопится невеликая речка Кадка, протекающая с севера на юг на крайнем западе Ярославской области. Она и впрямь небольшая — 57 километров от истока до устья; таким у нас в Отечестве, казалось бы, и счёт потерян. Но Кадка дала имя целой сельской местности по её берегам — волость Кадка, а значит, это всё-таки необыкновенная река!

Причём случилось так, что имён у страны кацкарей два: волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название — Кацкий стан. Сейчас употребимы оба эти имени.

А время и впрямь летит, меняется и Кадка. Сто лет назад в 130-ти селениях по её берегам проживало 22906 кацкарей. Стояло 11 каменных церквей и одна деревянная, 9 часовен. Функционировало 27 школ, библиотека, больница, 22 ветряные мельницы и одна водяная, 3 толчеи, 11 маслобойных заводов, 6 сыроваренных и 1 кирпичный. Были и овчинная мастерская, и сапожная; кузниц — 14. А уж торговых заведений не сосчитать!

Теперь селений 80, а кацкарей в них — 2020 человек. Церковь служит одна, школ — 5. Работают 4 детских сада, 4 библиотеки, 5 Домов культуры и клубов. Больница сохранилась, а к ней добавились 4 фельдшерско-акушерских пункта. Есть у кацкарей и собственный журнал «Кацкая летопись», и 2 музея. СПК, бывших колхозов, 7, в их числе и льнозавод «Мерга»

Мир, конечно, сузился, но Кадка ещё жива. Приезжайте!

МАРТЫНОВО

В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь — дак лестно!… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын — помирилися. С тех пор снова вместе живут…

Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» XVII века знают деревню Марьино на Грязде — первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же XVII столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело — осталось одно Мартыново. Вот и не верь после этого народным побасенкам!

Современное Мартыново — одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 70-ти и жителей около 200 — все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Румыновка, а ещё в деревне различают Петушки, Каменку, Прогон, Старое Мартыново, Щербово и Хутора. В Мартынове есть детский сад, школа, Дом культуры, библиотека, ФАП, ветеринарный участок, почта, АТС, три магазина и музей. Мартыново — центральная усадьба СПК (колхоза) «Верный путь».

БЕЛАЯ КОРОВА

Кацкие «укороны» (то есть мифы) — явление уникальное хотя бы потому, что сохранились до наших дней. Согласитесь, все мы хорошо знаем мифы Древней Греции или Древнего Рима — в школе их изучаем, но кто сможет рассказать мифы наших предков-славян? А кацкари свои «укороны» рассказывают. Основной кацкий миф о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана.

Сонцо-Белая Корова

Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах — всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.

Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь — всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»

А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры — зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася — быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.

Баять, бахорить — говорить; глобка — тропка; глумяной — древний; зыкать — носить; мантурица — труженица; маскалить — идти; неслетьё — холодное и дождливое лето; хиз — ветер.

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте



Яндекс цитирования