Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Новости
Последние новости

Игумен Кирилл (Сахаров). Ф.М. Достоевский и современность

E-mail Печать

 

Перечитывая свои семинарские выписки из прочитанных статей и писем Достоевского и, конечно же, из «Дневника писателя», был весьма впечатлен: до чего же звучит актуально, современно, что называется, на злобу дня. Посмотрел сериал о Достоевском (насколько это было возможно для неисправимого уставщика-типиконщика; к тому же нашествие рекламы на современном российском телевидении не способствовало цельности восприятия картины). Е. Миронов, как всегда, блистательно играл. Да, и другие актеры тоже. Так и возникают перед глазами ситуации, в которых приходилось оказываться и персоналии, с которыми общался. Сколько ценного русские патриоты, общественные деятели, государственные мужи могли бы полезного извлечь, познакомившись с рассуждениями Федора Михайловича. Загорелся желанием еще раз прикоснуться к творчеству нашего великого писателя. Приведу наиболее запомнившиеся цитаты из его Дневника, его статей и писем.

«Нам надо всегда знать и помнить и быть убежденными, что в решительных общемировых вопросах Россия, если пожелает сказать свое слово или провести свое мировоззрение самостоятельно – всегда встретит против себя всю Европу, без исключения, и что, в строгом смысле слова, - у нас в Европе никогда не было и не будет союзников».

«Да, мы веруем, что русская нация – необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского человека до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем все обратно».

«Нет, не судите наш народ не потому, что он есть, а по тому, чем желал бы он стать».

«Особенность ее (русской народности): бессознательная и чрезвычайная стойкость в своей идее, сильный и чуткий отпор всему, что ей противоречит, и вековечная, благодатная, ничем не смущаемая вера в справедливость и правду».

«Я как-то слепо убежден, что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подл и мерзок, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да и еще сам за нее похваливает».

«Ведь тогда только и можем мы хлопотать об общечеловеческом, когда разовьем в себе национальное… Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить все хорошее национальное, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать общечеловеческий интерес».

«Мы по-прежнему убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы не станем сами настоящими русскими. Признак же настоящего русского теперь, это – знать то, что именно теперь не бранить у нас в России. Не хулить, не осуждать, а любить уметь – вот что надо теперь наиболее настоящему русскому».

«В русском человеке видна самая полная способность самой здравой над собой критики, самого трезвого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия».

«Когда дела нет, настоящего, серьезного дела, тогда деятели живут как кошка с собакой и начинают между собой разные дрязги за принципы и убеждения».

«Жалость – драгоценность наша, и искоренить ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему и самому уже станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».

«Нынче именно такое время и настроение в умах, что любят сложное, извилистое, просёлочное и себе в каждом пункте противоречащее. Аксиома, вроде дважды два – четыре, покажется парадоксом, а извилистое и противоречащее – истиной».

«Не лучше ли исправить, найти и восстановить человека, чем прямо снять с него голову. Резать головы легко по букве закона, но разобраться по правде, по-человечески, по-отечески всегда труднее».

«Любить общечеловека, значит наверно уж презирать, а подчас и ненавидеть стоящего подле себя настоящего человека».

«Между народами никогда не может быть антагонизма, если бы каждый из нас понимал истинные свои интересы. В том-то и беда, что такое понимание чрезвычайно редко, и народы ищут своей славы только в пустом первенстве перед своими соседями».

«Нечего рваться куда-нибудь далеко за подвигом человеколюбия, тогда как он всего чаще у нас дома, перед глазами нашими».

А. И. Осипов в своей статье «Ф. М. Достоевский и христианство» (1983 г.) пишет, что «Достоевский не согласен с тем, что «если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет конфликтовать, и все в один миг станут праведными». Федор Михайлович писал: «Ни в каком устройстве общества не избегните зла… душа человеческая остается такой же, ненормальность и грех исходят из нее самой».

 

 

В старообрядческом Духовном училище прошла презентация новой книги игумена Кирилла (Сахарова)

E-mail Печать

 

Восьмой том воспоминаний игумена Кирилла, презентация которого прошла 11 декабря, посвящен 400-летию протопопа Аввакума. Книга содержит статьи и интервью, полностью посвященные старообрядческой тематике. Опоздав на 40 минут, автор заметил: «Вечер пятницы – не самое удобное время для мероприятия. Находясь в пробке, тягостно осознавать, что ты опаздываешь. Вдвойне – если тебя ждут. В несравненно большей степени, если в числе ожидающих сам Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Презентация книги действительно интересной и содержательной, логична и оправдана, а если книга мало интересна, то нет смысла и в ее презентации. Я благодарен владыке Корнилию за благословение провести настоящую презентацию в стенах Духовного училища».

Открыл презентацию директор училища А. И. Шатохин. Он отметил, что игумен Кирилл часто бывает на лекциях в училище, где его всегда рады видеть. Особо отметил выступающий статьи о старообрядцах Румынии и воспоминания о митрополите Алимпии.

По сути, свои Воспоминания о. Кирилл начал писать, поступив в Данилов монастырь (1983 г.), делая записи в своем дневнике. Учась в семидесятые годы в светском вузе, он делал заметки в блокноте о действующих и закрытых храмах столицы.

В предисловии книги старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий, которого о. Кирилл назвал «самым тщательным и вдумчивым читателем своих книг», отметил: «Многие мероприятия столицы, посвященные теме староверия, проходят с активным участием игумена Кирилла (Сахарова). Его неиссякаемые потоки литературной энергии, направленные на проповедь старообрядчества и его культурно-исторической составляющей, превращаются в замечательные статьи и рассказы, от которых невозможно оторваться, не дочитав все до конца». Далее приводится характеристика личности о. Кирилла и его деятельности на «старообрядческом поле» редакцией портала «Русская вера» и интервью о. Кирилла этому порталу «О признании равночестными и равноспасительными старого и нового обрядов почти ничего не знают». Первая статья в книге посвящена посещению центра Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) в городе Новозыбкове Брянской области в год Тысячелетия Крещения Руси. В статье о тезоименитстве Предстоятеля РДЦ о. Кирилл делится впечатлениями от архиерейской службы в Покровском кафедральном соборе у Павелецкого вокзала. О Предстоятеле РДЦ о. Кирилл вспоминает в своем интервью газете «Берсеневские страницы». Здесь содержатся интересные детали о времени совместной учебы в Московских духовных школах. Значительно большее количество материалов посвящено жизни РПСЦ и ее Предстоятелю митрополиту Корнилию. Отец Кирилл многократно с ним общался, организовывал презентацию сборника его проповедей и выступлений в Международном Славянском фонде, выступления на Народном радио, описывал впечатления от присутствия на днях Ангела владыки. Здесь о. Кирилл оговорился, упомянув юбилей 75-летия митрополита, на что тот мгновенно: «Вы хотите меня как-то состарить на несколько лет?» О. Кирилл заметил: «Бывает так, что выступление блестяще, но какой либо огрех смазывает общее положительное впечатление. Так было, например, при посещении Патриархом Кириллом одной из епархий, когда престарелый местный архиерей назвал его Алексием». По поводу многочисленных положительных отзывов о личности старообрядческого митрополита, владыка заметил: «Я считаю, что с похвалой перебор в отношении Корнилия». В книге также содержатся заметки «После Литургии архиерейским чином» - на сей раз в Покровском кафедральном соборе на Рогожском. Далее были упомянуты статьи о публичной лекции о. Михаила Родина «Старообрядчество протестантизм», о вечерах памяти о. Евгения Бобкова и епископа Михаила (Семенова). О презентации книги Е. М. Юхименко «Старообрядчество: история и культура», книг Д. А. Урушева «Святая Русь. Подлинная история старообрядчества», о выставках на Рогожском, про вечера духовных песнопений в Международном Доме Музыки и в Покровском соборе на Рогожском. О многочисленных поездках в старообрядческие центры и приходы (Саратовская область: Балаково-Черемшаны; Петербург, Ржев, Сычевка, Тураево и др.). Заметки о старообрядчестве в Молдавии, Литве, Москве (Замоскворечье, Лефортово, Таганка). Несколько статей посвящены безпоповцам: впечатления о службах на Преображенке, общение с простыми прихожанами и наставниками.
Митрополит Корнилий задал о. Кириллу несколько вопросов широкого диапазона: от «болели ли Вы коронавирусом», до «что дает Вам общение со старообрядцами». Он также отметил познавательную ценность книг автора лично для себя. В книгах о. Кирилла рассказывается о диспутах, которые проходили в Москве между старообрядцами и новообрядцами, в частности, о личности патриарха Никона. По мнению митрополита, споры на таких диспутах «усугубляют разрыв и пропасть между дискутирующими сторонами». О. Кирилл напротив отметил в целом продуктивность диспутов, как в прошлом, так и в настоящем. Эти обсуждения, по мнению игумена, инициируют мобилизацию большого и ценного материала исторического, канонического и богослужебного характера. Главное, чтобы строго соблюдался регламент выступлений и чтобы обе стороны придерживались заявленной темы. Также владыка выразил благодарность за статьи памяти недавно скончавшегося о. Леонтия Пименова, который являлся его духовным наставником.

По окончании презентации, участниками которой были в основном студенты Духовного училища и прихожане храма святителя Николы на Берсеневке, был фуршет, но уже без митрополита (ему нужно было помолиться и подготовиться к поездке на родину протопопа Аввакума). За скромным фуршетом продолжился обмен впечатлениями. Сразу произошла дифференциация – студенты училища и «берсеневские прихожане» стали «вариться каждый в своем соку». Непонятно, кто должен был продолжить «регулировку» общения, продолжение «постпрезентации». Чувствовалось, что все устали и «переваривали», услышанное на презентации.

Пресс-служба общины храма Святителя Николы на Берсеневке

 

 

Игумен Кирилл (Сахаров). На презентации фильма о старообрядцах юга России

E-mail Печать

 

            Презентация фильма режиссера К. Южного и продюсера В.Костиковой состоялась 8-го декабря под эгидой Всемирного Союза Староверов, возглавляемого Л.М. Севастьяновым, в рамках Международного фестиваля документального кино имени Саввы Мамонтова. В течении 53-х минут была показана жизнь старообрядческих приходов  Приморско-Ахтарского, Новонекрасовки, Сочи и др., находящихся на Кубани. В отличие от других фильмов на старообрядческую тематику текущего юбилейного года, здесь не было истории раскола, полемических сюжетов, фрагментов богослужений. Перед глазами зрителя прошла плеяда простых русских людей, приехавших сюда из Турции, Румынии, Болгарии и Грузии. «Строгие к себе и другим, невероятно работоспособные, крепкие в вере» - так они характеризовались в фильме. О.Георгий Ефимов, настоятель храма в Покровско-Ахтарском, рассказал о тайных жертвователях на строительство в городе старообрядческого храма. Среди них – митрополит Волоколамский Питирим – «умница, мудрый, импозантный» – так характеризовал его батюшка. Митрополит пожертвовал немалую сумму по тем временам – 50 тысяч рублей. Когда о.Георгий приехал, чтобы отчитаться о потраченных суммах, владыка недоумевал:  «Зачем, Бог все видит. Ответ будете перед Ним держать». В фильме прозвучал драматический рассказ о том, как старообрядцы, жившие в Турции, уезжали в Россию. Оставаться было уже трудно, турки не хотели отпускать, т.к. русские были очень трудолюбивы. Ночью на лодках подплыли к кораблю, прибывшему из России. Когда младенцы кричали – их, чтобы никто из турок не всполошился, опускали в воду - некоторые захлебнулись. На новом месте первым делом строили храм, а потом упорным трудом превращали болотистую местность в цветущий сад. О.Артемий Ефимов (г.Сочи) рассказал о большом событии, когда часть старообрядцев - беглопоповцев, к которым относились местные старообрядцы, воссоединилась с Русской Православной Старообрядческой Церковью. Была подписана Мирная грамота. Произошедшее, по словам о.Артемия, воодушевило, консолидировало людей. Был показан фрагмент венчания, шествие молодых к родительскому дому, где их благословляли родители. О.Георгий показал ковчег с частицами мощей боярыни Морозовой и ее сестры княгини Урусовой. По словам создателей фильма, объем видеоматериалов у них был отснят на целых пять часов. Уникальность фильма в том, что рассказывали о себе в основном простые миряне. На хорошем русском языке – и где? – не в столице или на севере, а именно на юге России, где старообрядчество сравнительно менее распространено. Успех фильма очевиден, благодаря, прежде всего, силе подлинности, настоящести тех, кто свидетельствовал о духовной мощи и красоте древлеправославия. Старообрядцы, жившие в Турции, в большинстве своем вернулись только в начале 60-х годов прошлого века.  Они помнили завет казачьего атамана Игната – не возвращаться в Россию при царях. И в Турции и в Румынии у них были прекрасные условия для жизни, но они стремились в Россию, чтобы здесь положить свои кости. К сожалению, телевидение и школа в России нарушили цельность их общинной жизни, преемственность поколений, молодежь в значительной степени ассимилировалась. Выступили почти все присутствовавшие на презентации. Мероприятие было прекрасно организовано, все чувствовали себя естественно, царила доверительная обстановка. Положительное впечатление дополнил отличный фуршет, подготовленный поваром из Италии. Особенно запомнилось одно из фирменных итальянских блюд - тыквенный суп с семечками.

   

Информационное сообщение о новом сопредседателе СПБ

E-mail Печать

 

28 ноября 2020 года на съезде СПБ его новым сопредседателем был избран Феменко Владимир Петрович. Это избрание произошло на сороковой день преставления прошлого сопредседателя В. Н. Осипова. Заместителем сопредседателя был избран Порожников А. Л. Был избран так же духовник СПБ.

Пресс-служба СПБ

   

Установка поклонного креста на поле Куликовом при слиянии рек Непрядвы и Дона

E-mail Печать
 

Василий Жданкин в сербском сердце навсегда!

E-mail Печать

 

 

В Белграде состоялся вечер памяти Василия Жданкина, великого сына русского и украинского народа. Человека, который был сама молитва, любовь и песня предков.

В Сербском Культурном центре «Кирилица» силами Центра и Общества православных женщин Сербии был проведён вечер, посвящённый памяти и творческому наследию Василия, который никто из участников не забудет!

О жизни и трагической гибели Василия Жданкина говорил председатель Сербского Культурного центра «Кирилица» Милорад Джошич. Он - полковник сербской военной авиации, участник войны 1999 года, когда Сербию бомбили самолёты НАТО, имеет боевые награды.

Профессор Весна Арсич, председатель Культурно-просветительского Отделения СКЦ «Кирилица», размышляла о творчестве знаменитого Кобзаря.

Автор этих строк, писатель Биляна Живкович, которая была близкой подругой Василия Жданкина, говорила об уникальной миссии нашего Василия в православном мире, о его любви к России, Украине и страдающему сербскому народу.

На протяжении всего вечера памяти мы слушали песни великого славянского кобзаря, певца и композитора. Человека, который любил Бога, людей и землю двух своих Родин - России и Украины.

Вечер снимали журналисты ТВ.

В прошлом году сербы тоже были первыми, кто организовал вечер памяти Василия Жданкина, как раз на сороковины его кончины. Вечер тогда прошёл в Свято-Савском храме. Снимки из Белграда посмотрели наши братья и сестры в Москве, Петербурге, Перми, Краснодаре, Костроме.

К сожалению, из-за ограничений, вызванных коронавирусом, в вечере не смогли принять участие все, кто хотел это сделать. Было около 30 человек.

В Сербии ситуация с вирусом похожа на ту, какая и в России. Мы не захотели быть в масках, поэтому нам запретили приглашать много людей. Но и Василий вряд ли захотел бы играть на кобзе в маске...

В тот же день на сербском телевидении вышла передача, посвящённая великому кобзарю Василию Жданкину.

Мы никогда не забудем великого сына русского народа, хранителя древней старорусской песни. Человека, который очень любил сербский народ!

Биляна Живкович, писатель, председатель Отделения Св. Благоверного Князя Александра Невского, основатель и председатель Общества Православных женщин Сербии

 
 
 
 
 
     


Страница 7 из 132
Loading...


Яндекс цитирования