15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Когда ребенок ничего не хочет. Интервью с протоиереем Андреем Речицким
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Когда ребенок ничего не хочет. Интервью с протоиереем Андреем Речицким

Когда ребенок ничего не хочет. Интервью с протоиереем Андреем Речицким

E-mail Печать

altСегодняшнее состояние общества, когда среда с рекламой пива, фильмами насилия и ужасов делает детей растерянными, равнодушными и вялыми, сводит усилия родителей и педагогов практически на нет. Отец Андрей, просим Вас поучаствовать в обсуждении проблемы «Когда ребенок ничего не хочет».

Первый к Вам вопрос: как можно воспитать жизнелюбивых, добрых и активных в жизни детей. Иногда кажется, что никогда не знаешь, каким вырастет ребенок, как его не воспитывай!

 

Все темы, касающиеся воспитания деток, возможно обсуждать только внутри того целого, что представляет собой семья — это средоточие всего для ребенка. Самым важным является то, какие образы воспринимает душа смлада, а они выстраиваются не иначе, как в доме, в семье. Развитие ребенка, систему ценностей и духовную цель его жизни полагают родители. Следуя доброму примеру папы и мамы, дети усваивают истинные жизненные ценности и находят лучшее применение своим физическим и умственным силам.

А наши беспокойства по поводу того, как это будет реализовано в его дальнейшей жизни, связаны с тем, что мы забываем: действует и воспитывает в этом мире Господь, мы лишь Его соработники. Именно потому порой получается, что наши «наиблагочестивейшие» родительские устремления заканчиваются ничем: непременно хотели вырастить из ребенка преподобного, а он почему-то в храм перестал ходить! Видимо, родители применяли насилие, а ребенок видел разницу между образом благочестия, которое мы ему навязывали, и тем, как жили сами родители. Они должны подавать детям живой пример того, какими желают видеть детей.

Конечно, со стороны родителей требуется мудрость к тому, как поступать и как по чувствовать волю Божию о ребенке — на каждом она своя.

Каковы же истоки у этой проблемы?

Сама проблема заставляет нас, взрослых задуматься о том, что мир, который мы создаем для наших детей — не благополучный, он не дает им возможности полноценно жить и развиваться, ребенок отстраняется от него. Дети очень устают от обилия информации, теперь они знают о тех сторонах жизни, которых им не положено знать по возрасту. Мы видим огромное число образов порока, грехопадений, которые вкладываются в детские души через средства массовой информации, и никто не говорит о святости! Теперь даже в школе все реже можно слышать: «Совесть у тебя есть?» Кто сейчас говорит о чести, честности, о том, что предавать нельзя? А это помогло бы им чуть устоять, не пасть совсем! У ребенка нет необходимого духовного опыта, чтобы защититься от агрессивного мира, и поэтому он уходит в себя. Остается только семья!

Если семья не просто хранит эти понятия, но и являет в жизни нравственные образы, ребенку будет проще находить правильные ответы на смущения, возникающие по мере его взросления, когда ему приходится сталкиваться с жизненными задачами, которые так или иначе сопровождают нас в земной жизни.

Здесь очень важно и церковное воспитание — оно дает ребенку фундаментальное представление об окружающем его мире. Становление личности ребенка на житиях святых дает правильное восприятие и понимание мира. Как говорят: «По имени твоему житие твое». Он будет ориентироваться на примеры из жизни своего святого, будет знать, как его святой боролся с соблазнами мира и как в них выстоял.

Правда, иногда в сердце повзрослевшего ребенка может постучаться вопрос: «Мама, зачем ты меня так воспитала? Мне очень трудно, я не могу поступать как многие вокруг!» — но это лишь свидетельство того, что в семье было положено начало святости в человеке, которое будет сопровождать его по жизни.

Церковь, имеющая целью достижение святости, предлагает средства к этому, как жить и что делать! Чем раньше ребенок напитается благодатью Божией, тем ему проще будет дальше жить. Это не означает, что он будет избавлен от тернистого пути с искушениями и обретением своего духовного опыта, мы за него этот путь пройти не можем, но благодатное начало ребенок все равно никогда не потеряет. Оно будет основанием для него, что бы не происходило в его жизни дальше: он будет знать, что есть такое место в мире, где можно найти утешение, поддержку и совет. Его будет вести Господь, он всегда может вернуться в отчий дом — притча о блудном сыне актуальна во все времена!

Только ли духовные корни у этой проблемы?

В жизни много сторон — не все переносится на духовное. Мы не можем многого требовать от детей, которые живут в больших городах, и особенно в Москве: во многом детская вялость связана с атмосферой, в которой они живут, не только информационной — им просто нечем дышать, нет физических сил! Порой та апатия, которую мы в них видим, может быть связана элементарно с физическим состоянием: их детское сердце вынуждено переносить испытания и переживания, которые трудно вместить в этом возрасте. На психику ребенка давят постоянный поток информации, невозможность уединиться, раздраженные вокруг люди. Нетрудно заметить, как в них просыпается энергия, силы и интерес ко всему на природе!

Когда-то годам к двадцати, а то и раньше, человек успевал выполнить все необходимые биологические и социальные функции: и добытчиком стать, и потомство оставить. А в наше время к 16-20 ти годам человек все еще находится в положении ребенка-потребителя, так сказать, жизнь только начинается. Хотелось бы услышать Ваше мнение об инфантилизме, о котором обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста.

Это одна из современных болезней, которая свойственна не только детям, но и взрослым — сколько семей, в которых взрослые мужчины не хотят работать! Речь идет о духовном иждивенчестве: кто-то за нас все должен сделать! По сути своей, эта болезнь поразила все общество — никто не знает куда идти, нет цели, а если нет цели, — зачем что-либо делать! Дети не нужны обществу и миру — мы это понимаем, а они ясно чувствуют.

Эта болезнь, более свойственная взрослым, поражает теперь и детей, их волю, весь состав их детского устроения. К сожалению, от нее никто не застрахован: нередко это касается и детей из вполне благочестивых семей. Нам тут следует крепко задуматься, поскольку сам ребенок не может сформулировать, что с ним происходит! Ему конечно можно давать психологические обманки, для того, чтобы заставить куда-то двинуться, но все дело чаще всего в том, родители должны повзрослеть сами, перестать быть инфантильными и держаться за свою безынициативность. Инфантильность может быть результатом не совсем правильного воспитания в отрочестве, когда ребенку особенно необходимо передоверять ответственность за себя самого, за свои поступки.

Почему ребенок не хочет брать на себя ответственность?

Раньше всех воспитывали весьма определенно: девочек — в понимании того, что они должны стать женами и матерями и что от них потребуется определенный подвиг. Теперь никто не воспитывает девочек быть матерью! Точно также мальчиков с детства воспитывали как будущих мужей, кормильцев, защитников — и это было в любом сословии.

У писателя Василия Белого есть произведение «Лад», в котором он удивительно ярко описывает мир крестьянской общины, семьи, хозяйства. Этот мир предстает в «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождался правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Что важно, тогда у детей игрушки были связаны с трудом, не было абстрактных игр и игрушек. Дети сами их делали и это было детским вхождением в строй и порядок взрослой жизни, и это делало жизнь понятной для них!

А сейчас ребенок погружается в мир виртуальный. Играя, он вполне может причинять боль кому-то — в том несуществующем мире от этого ничего страшного не происходит. Но, когда ребенок выходит в реальный мир, часто даже в отроческом возрасте, он начинает обижать других, совсем не понимая, что причиняет другому боль! А если ему сделают больно, обижается, удивляется и опять ничего не понимает, потому что привык жить нереальным миром! Конечно, это разрушает психику ребенка и последствия таких игр не заставляют себя долго ждать — происходит поражение личности, которую потом трудно восстановить. Такие дети уже старички: еще не потрудились, а уже хочется отдыхать, поиск отдыха идет впереди всего!

А для нас взрослых — это свидетельство того, какой мир мы строим! В таком мире нет места полноте детской жизни, которая способствует становлению личности его. Мир детства можно сохранить только в семье — теплый, защищенный, радостный, с особой атмосферой, с запахом родного дома, с мамиными руками ! Жаль, что мы часто не предаем значения тому, как легко отдаем наших детей в этот безумный, безумный, безумный мир! А мир над ними не устает трудиться!

Потому и обрушились нападки на институт семьи, что это передовая в войне за ребенка, это единственная преграда тому, чтобы окончательно не развалилась личность ребенка.

Вот что удивительно, раньше ребенок начинал исповедоваться лет в семь, когда у него пробуждалось самосознание — теперь это происходит нередко и пять лет! Он все понимает, и как сознательный человек может назвать грех. В том, что малые дети приходят на исповедь, тоже наверное есть знак нашего времени: они все раньше начинают понимать, и это для них трагедия!

С одной стороны его детское сердце не может принять грех, но с другой стороны, мир через уродливые формы и образы производит насилие над его детской душой — страсти человеческие молодеют! Бесконечно работающий телевизор в квартирах закладывает образы падшие, образы гнилые, которые начинают разрушать его личность — плоды не заставят себя долго ждать! Родителям нечего удивляться! Где-то мы просмотрели, пропустили момент, и вместо того, чтобы напитаться детской чистотой — той, что была в сердце маленького ребенка — сами ничего не получили, и ему не дали развиваться в естественном для него детском чистом устроении.

Или как может быть активным ребенок, или если родители без конца обсуждаются вселенские события или патриотические темы, а своих детей не замечают. Как говорил преподобный: «Любить все человечество легко, попробуй полюбить того, кто рядом с тобой, дома»! В воспитании детей это важно, и конечно, не должна уходить родительская молитва! Не случайно сказано, что молитва матери поднимает со дна океана — это же изведано, веками!

Но, батюшка, у ребенка наступает буйство молодости, и иногда проблемы подросткового возраста становятся порой нестерпимо тяжелыми!

К сожалению нет, так сказать, корреляции между тем, какие ценности, идеалы и устремления ребенок выносит из Церкви и тем, что происходит в обществе, в котором все сводится к денежному эквиваленту. Для ребенка это трагедия — отсюда пессимизм, лучшие движения его души оказываются не востребованными.

К человеку приходит время осознания себя в этом мире — здесь от взрослых требуется много терпения. Апостол говорит: «Родители, не раздражайте детей». Все сказано, что еще можно добавить! Но чаще всего принципом нашей родительской воспитательной линии становится именно раздражение, мы пытаемся уколоть, надавить на гордость, на тщеславие, и в итоге сами начинаем вызывать в ребенке стороны жизни, которые раньше не считали хорошими!

Один батюшка, который вел много лет гимназию, на встрече с родителями сказал: «Любите их такими, какие они есть Они почувствуют вашу любовь — их сердце обязательно откликнется!» Отталкивать нельзя, даже если ребенок не оправдал ваших чаяний и надежд — это для него опять станет трагедией: «Родителям я не нужен!» А мир найдет ему применение быстро и начнется разрушительная жизнь!

Но как бы мир не катился ко злу унывать нельзя! Что поделаешь, есть времена, более способствующие утверждению человека, а есть и такие, по выражению Анны Ахматовой, когда даже самые простые поступки для человека становятся подвигом!

Что бы Вы, отец Андрей, пожелали нашим читателям в связи с обсуждаемой темой?

Опять же, все уже сказано: «Да любите друг друга!» Это самое главное. Сейчас многие рассуждают о конце времен, но мы не должны забывать, что сроки сокрыты даже от Ангелов Божиих! У нас есть только один признак конца времен, о котором говорил Господь: «Когда оскудеет любовь». Только бы она не оскудела в нашем сердце! Мы должны бороться за любовь, должны детям передавать это состояние любви к Богу и к ближнему. Из любви исходит все: и ответственность, и интерес к жизни, и активность, все отсюда. А любовь начинается с семьи: там, где научили детей любить, жизнь у них будет строиться полно

Источник: портал СЛОВO

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Терские каз...
Image Detail
Рождествено...
Image Detail
1778
Image Detail
8001
Image Detail
Военный пла...
Image Detail

Яндекс цитирования