15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение Горлица
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение Горлица

Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение Горлица

E-mail Печать

 

 

Доклад на Международных образовательных Рождественских Чтениях

в январе 2010 года Иерей Сергей Богачков

 

«Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение «Горлица» — это педагогическое событие, разработанное на основе православных ценностей и лучших традиций Российского воинства, детально проработанное и тщательно подготовленное, в котором, сохраняя мирный дух, все участники проходят через ряд испытаний.

Цель: духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Плодами учения признаются те внутренние изменения у участников, которые направлены к совершению ими нравственных поступков.

Учение «Горлица» разработано коллективом педагогов Волгоградского епархиальногоСвято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики.

При проведении учения «Горлица» должны выполняться три основных условия:

  1. В составе устроителей учения (штабе учения) непременно должен быть священник.
  2. Должны неукоснительно выполняться утвержденные правила учения «Горлица».
  3. Все должно быть по-настоящему для всех участников учения.

В случае невыполнения этих условий предпринятое мероприятие учением «Горлица» не является и плоды его непредсказуемы.

В учении «Горлица» во время учебно-боевых действий армиям категорически запрещается использовать технические средства, так как данное учение направлено на собирание внимания к внутреннему миру и духовно-нравственным качествам. Для достижения такой непростой цели в учении «Горлица» введена должность Хранителя учения.

Хранители учения призваны не только контролировать четкое исполнение правил, но совместно с остальными устроителями создавать и сохранять такуюдуховно-нравственную среду, в которой все участники учений сами будут видеть свои недостатки и предпринимать усилия для их исправления.

Основные понятия

В учении «Горлица» можно выделить три этапа:

  • подготовительный,
  • учебно-боевые действия,
  • заключительный.
1.  На подготовительном этапе:
  • создается оргкомитет и штаб учения;
  • оргкомитет обеспечивает материальную базу;
  • штаб учения формирует войско;
  • воины проходят курс молодого бойца;
  • воеводы готовят армии к учебно-боевым действиям.

Деление на армии условно и необходимо для моделирования всех психологических и физических факторов учебно-боевых действий и жизненных обстоятельств в условиях военного положения.

2.  В учебно-боевые действия входят следующие события:
  • выход на место дислокации и разбивка полевого лагеря;
  • единоборства;
  • разведка;
  • учебно-боевое сражение;
  • парад «Десятки Отважных» и христосование (братание).

Победителями в учении «Горлица» считаются все воины, не выбывшие за нечестие.

В учебно-боевом сражении армия считается победительницей, если соединяет два флага и удерживает их до истечения отведенного времени. Овладение флагом противоположной армии и его удерживание происходит путем снимания погон у воинов с учетом категорий.

Воины, проявившие во время учебно-боевых действий честность, благородство, смелость, мужество, решимость, терпение, послушание и бодрость, после окончанияучебно-боевого сражения голосованием бойцов противоположной армии выбираются в «Десятку Отважных».

Парад «Десятки Отважных» проходит под пение Государственного гимна России.

Заканчиваются учебно-боевые действия христосованием или братанием.

3.  На заключительном этапе в учение «Горлица» входят:
  • трапеза примирения;
  • пирог примирения;
  • заключительное построение войска.

Подготовительный и заключительный этапы учения важны для создания и сохранениядуховно-нравственной среды и условий для безопасности всех участников, а также для удержания и закрепления плодов учения.

Заключительное построение является одним из важных событий. Во время этого построения «Десятке Отважных» могут быть вручены грамоты, а всем остальным свидетельства об участии и памятные подарки.

Заканчивается последнее построение прохождением армий перед устроителями парадным маршем со своей строевой песней. Опускаются флаги (Российский Государственный флаг, флаг «Горлицы» и флаги участников учения), поется Государственный гимн России.

Варианты проведения учения

Детско-юношеское военно-патриотическое учение «Горлица» по опыту прошлых лет может быть устроено по одному из трех вариантов.

Первый вариант — в рамках специально разработанных и тщательно подготовленных детско-юношеских военно-патриотических сборов продолжительностью от трех до семи суток.

Второй вариант — в рамках мероприятий по патриотическому воспитанию, организованных в государственных образовательных учреждениях, причем в этом случае подготовительный этап может длиться от двух недель до двух-трех месяцев, а учебно-боевой и заключительный от 3 часов до суток.

Третий вариант — в рамках профильного (православного, военно-патриотического, казачьего) детского лагеря.

В городе Волгограде учение «Горлица» проводится в течение 9 лет в сменах летнего детского православного поселения «Страна детства». В 2009 году оно впервые прошло в летнем семейном поселении. Получен уникальный опыт участия в учении детей вместе с родителями.

В Пензенской области в течение пяти лет организуются районные детскиевоенно-патриотические сборы, стержневым событием которых является учение «Горлица». Накоплен опыт проведения не только летних, но также осенних и зимних сборов.

На Камчатке учение «Горлица» проводится в течение пяти лет в сменах летнегодетско-юношеского военно-патриотического лагеря.

В Омской области дважды учение «Горлица» в сокращенном варианте (без разведки) было организовано в профильной казачьей смене детского летнего лагеря «Березка».

В мае 2009 года в городе Омске впервые учение «Горлица» в сокращенном варианте было организовано как мероприятие по патриотическому воспитанию учащихся интерната № 19 и воспитанников детского дома № 1. Учение было проведено совместно на территории интерната.

С чего начать?

Подготовка к проведению учения «Горлица» начинается с создания совета устроителей из трех и более единомышленников.

Совет устроителей формирует оргкомитет и штаб учения.

Оргкомитет создается для обеспечения взаимодействия заинтересованных сторон в вопросах качественной подготовки и безопасности проведения учения. В него в зависимости от местных условий могут войти представители официальных и других органов:

  • администрации местного управления;
  • отдела образования или администрации школ-участниц;
  • отдела финансирования;
  • пожарной части;
  • медицинской части;
  • санитарно-эпидемической службы;
  • отдела по делам гражданской обороны;
  • отдела по делам чрезвычайных ситуаций;
  • отдела внутренних дел;
  • военного комиссариата;
  • казачества;
  • заинтересованных общественных организаций;
  • штаба учения.

Председатель оргкомитета входит в состав штаба учения в должности главнокомандующего войском.

Штаб учения состоит из устроителей, которые утверждаются на следующие должности:

  • главнокомандующий войском,
  • главный хранитель учения и духовник,
  • начальник штаба учения,
  • командующий учением,
  • начальник службы тылового обеспечения,
  • военный советник.

Штаб учения должен обеспечить:

  • согласованность действий с оргкомитетом;
  • планирование всех событий учения согласно с церковным календарем церковными традициями и укладом;
  • проведение всех действий учения согласно с лучшими традициями Российского воинства;
  • условия для сохранения мирного духа всеми участниками;
  • необходимое количество участников учения, как рядовых, так и командного состава;
  • условия для выполнения правил всеми участниками;
  • контроль за исполнением правил всеми участниками;
  • тыловое обеспечение войска;
  • безопасность всех участников.

Штаб учения на подготовительном этапе подбирает и утверждает воевод, педагогов — наставников, командиров отделений и военных советников.

Все участники учения являются воинами одного войска и носят погоны одного цвета. Минимальная численность войска:

  • 40 рядовых воинов на зимних сборах;
  • 60 рядовых воинов на летних сборах.

Армии формируются с учетом категорий и равносильности участников и делятся на отделения, состоящие из 5 -7 рядовых воинов.

На время учебно-боевых действий армиям выдаются погоны разного цвета.

По опыту прошлых лет оптимальный возраст участников — 9 лет и старше (без ограничения возраста).

Участники младше 17 лет должны:

  • иметь заявление от родителей по установленной форме;
  • иметь справку о состоянии здоровья с допуском медицинского работника к участию в таком мероприятии;
  • подать прошение на имя главнокомандующего учением с просьбой принять их в ряды воинов, обязуясь выполнять правила, распорядок дня, приказы воеводы и командиров, а также терпеть все тяготы и лишения воинской службы.

«Горлица»  — это учение

По некоторым внешним признакам учение «Горлица» напоминает игру «Зарница» прошлых лет, которая почему-то из ролевой военно-патриотической игры со временем превратилась в спортивное состязание.

Почему же авторы «Горлицы» и устроители, которые участвовали в ее проведении, категорически против определения «Горлицы» как ролевой игры? Только иногда в официальных документах в качестве исключения они допускают называть ее учением-игрой.

Игра — это действия в условных обстоятельствах. Под игрой чаще всего мы понимаем различные забавы, потехи, веселье и развлечения.

Учение «Горлица» проходит в полевых условиях при сорокаградусной жаре, в двадцатиградусный мороз, в дождь и слякоть. Участники переживают отнюдь не условные испытания как в физическом плане, так и в душевном и духовном планах.

Правила учения «Горлица» предусматривают обязательное присутствие священнослужителя Православной Церкви. Он не играет, а реально:

  • служит молебен на начало доброго дела и благодарственный молебен по окончании учения;
  • окропляет святой водой участников и места их временного пребывания;
  • благословляет все предприятие и каждое его событие;
  • благословляет участников по их просьбе:
    • перед поединками во время единоборств,
    • перед учебно-боевым сражением;
    • в любое другое время (по прибытии, утром, вечером, перед выполнением ответственных послушаний и перед отъездом);
  • исповедует и наставляет;
  • во время сборов продолжительностью семь суток служит всенощное бдение и Божественную Литургию и причащает;
  • молится вместе с желающими исполнять утреннее и вечернее правило.

За девять лет проведения учений накоплено много свидетельств участников о реально испытанной ими силе молитвы и помощи Божией в трудных обстоятельствах.

Все участники живут традиционным укладом православного человека не условно, а по-настоящему. Реальность достигается тем, что для большей части устроителей стремление к нравственной чистоте в отношениях является их образом жизни.

Во время учения «Горлица» не играют, а учатся преодолевать свои немощи и изменяться к лучшему в нравственном и духовном отношении.

Никто не называет военные учения игрой, хотя во время их проведения никого не убивают.

Хранители учения

Должность хранителя учений является ключевой, так как от их слаженных и правильных действий зависит согласие, спокойствие, благопристойность, дружественность и доброжелательность в отношениях между всеми участниками, а в конечном итоге и характер плодов учения.

Хранители учения, по определению, это помощники всем участникам учения в хранении нравственной чистоты в отношениях, в неукоснительном исполнении правил учения и утвержденных правил жизненного уклада во время сборов.

Хранитель учения находится в прямом подчинении у главного хранителя учения и духовника учения и в непосредственном подчинении у старшего хранителя учения.

Хранители учения не являются воинами ни одной из армий и не носят погон. Они носят нагрудный знак с надписью «Хранитель учения „Горлица“».

В зависимости от численности войска назначается от 2 до 8 хранителей учения(на 12 — 15 воинов обычно приходится один хранитель)На время учебно-боевого сражения количество хранителей может быть увеличено.

Основные требования к хранителю учения:

  • должен быть не моложе 18 лет;
  • должен иметь опыт работы с детьми и желание помочь им закрепиться в добром (мужественно терпеть тяготы службы) и отсечь худое (не подводить армию поведением и речью);
  • должен в совершенстве знать правила учения «Горлица» и владеть ими как инструментом хранения нравственной чистоты в отношениях между всеми участниками учения;
  • должен быть примером в исполнении правил учения и утвержденных правил жизненного уклада сборов;
  • быть всегда нравственно бодрым, уравновешенным, уважительным и вежливым.

Основные обязанности хранителя учения:

  • поддерживать авторитет воеводы и помогать ему в рамках своих полномочий в налаживании добрых и дружественных отношений между воинами и в укреплении дисциплины в армии;
  • предупреждать назревающие конфликты, связанные с незнанием, неправильным пониманием и применением правил:
    1. предупреждением и разъяснением особенностей правил учения;
    2. своевременным замечанием, без начисления штрафных очков;
    3. предупреждением духовника армии о складывающейся критической ситуации;
    4. намеренным созданием (моделированием) поучительных нравственных ситуаций с целью предупреждения явных нарушений;
  • приводить воинов в бодрое и собранное состояние с помощью:
    1. начисления штрафных очков за нарушение правил учения;
    2. перечеркиванием категории за грубые нарушения правил учения;
    3. удаления из учения за грубейшие нарушения правил учения;
  • во время разведки не выдавать воинов своим присутствием;
  • останавливать учебно-боевое сражение словами: «Стоп учение!» в критических обстоятельствах, грозящих повлечь травмы участников.

Хранителями назначаются обычно педагоги или студенты, имеющие опыт работы с детьми. Там где есть возможность, хранителей выбирают из участников не менее двух учений. Где такой возможности нет, берут новичков по рекомендациям. Они непременно должны иметь авторитет у всех устроителей.

В зависимости от возможностей штаба учения дляхХранителей учения организуютсядва-три обучающих семинара.

На таких семинарах разъясняются требования, которые должны предъявлять хранители учения как к участникам, так и к себе.

По свидетельству устроителей, имеющих многолетний опыт проведения учений, для исключения конфликтных ситуаций, связанных с неправильным поведением хранителей, нужно назначать на эту должность людей, желающих учиться:

  • быть соработниками Богу в воспитании младших;
  • быть терпеливыми и сдержанными в проявлении эмоций;
  • не бояться увидеть свои недостатки и признаться в них;
  • перенимать опыт от старших и опытных воспитателей;
  • развивать в себе чуткость к окружающим;
  • быть всегда нравственно бодрыми и благоразумными.

Опыт показывает, что как ни высоки такие требования, выполнить их обычно возможно.

Удивительная ситуация сложилась в Пензенской области на зимних сборах в январе 2010 года. Большая часть воинов прибыла на учение не в первый и не во второй раз, некоторые из них были на сборах по семь и даже более раз. Хранители учения были опытны и внимательны, но смогли за двое суток отметить всего девять нарушений, связанных с использованием сорных слов, и назначить всему войску только 90 штрафных очков. Безнаказанно армии могли получить по 500 штрафных очков.

Позднее выяснилось, что те из воинов, кто чувствовал за собой слабость в контроле над своей речью, взяли зарок не произносить сорных и других запрещенных на учении слов.

Педагог Омского детского дома № 1, прошедшая с детьми два учения «Горлица» и организовавшая после этого подобное учение в летнем лагере, отметила, что воины на удивление быстро обрели контроль над своей речью.

Вторым нарушением после использования в речи запрещенных слов является незнание или нечеткое понимание правил учения. На хранителей в этом плане возложена обязанность регулярно, обычно в трапезной после обеда, напоминать отдельные положения правил и по мере необходимости в частных беседах объяснять непонятные в них моменты.

Большая деликатность и чуткость требуется от хранителя в ситуации, когда назначить штрафные очки нужно за нарушение, связанное с произнесением слов с раздражением. Обычно хранитель сначала выясняет причину такого проявления недовольства, старается помочь ее устранить и только, если нарушение связано с упрямством, капризом или другой подобной немощью, назначает штрафные очки. При этом опытный хранитель обязательно проследит, помогло ли наказание воину в преодолении его немощи.

Грубые нарушения правил учения бывают весьма редко.

Должность хранителя учения требует как физического, так и душевного напряжения, поэтому опытные устроители всячески опекают и оберегают их. Особенно важную роль в этом играет командующий учением. Хранителям, защищенным его авторитетом и установками всему командному составу, легче нести тяготы своего служения.

Кроме того, по правилам учения за любое пререкание с хранителями учений и невежливое поведение по отношению к ним начисляется 100 штрафных очков.

Необходимо сказать о трудностях в хранении правил учения во время учебно-боевогосражения. В это время постоянно складываются ситуации, в которых хранителю необходимо вмешаться в ход сражения для предупреждения, для перечеркивания категории у нарушителя или вывода нарушителя из учения. При таком неожиданном и непредвиденном вторжении в ход учебно-боевых событий могут быть нарушены тактические планы воинов и отвлечено внимание, что нередко имеет решающее значение в расстановке сил.

От учения к учению авторы искали способы уменьшить влияние хранителей учения на ход учебно-боевого сражения и даже отменили поощрительные очки за снятые во время сражения пагоны, но проблема пока остается. Есть надежда частичного ее преодоления путем организации для хранителей предварительных тренировок. Их цель &ndsp; — отработать приемы адекватного вмешательства в ход сражения.

Есть еще ряд тонкостей служения хранителя. Например, привязанность к одной из армий по причине нахождения в ней родных, друзей или в результате долгого нахождения в ней. Влияние этого фактора уменьшается благодаря тому, что хранителей время от времени по приказу командующего учением перемещают из одной армии в другую.

Учитывая все вышесказанное, на должность хранителей учения назначают только по собственному желанию. Нарушение этого условия может нанести трудно поправимый вред и самому хранителю, и всему войску.

Чем чаще проводится учение и чем больший процент среди участников «ветеранов», тем легче служение хранителя и тем меньше хранителей требуется.

Сохранение во время учения как хранителями, так и всеми устроителямидуховно-нравственной среды, в которой каждому предоставляется возможность жить и активно действовать в мирном духе, благотворно воздействует на души всех участников, а пребывание в такой среде остается незабываемым на долгое время, и может быть на всю жизнь.

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

С Днём защи...
Image Detail
4722n
Image Detail
345
Image Detail
ikona_prest...
Image Detail
ВСК "Вольни...
Image Detail

Яндекс цитирования