Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Воспитание Царская школа

Царская школа

E-mail Печать

К. П. Победоносцев

В эпоху правления святого Царя-Мученика Николая Второго, к началу ХХ века, благодаря совместным усилиям Православной Церкви и Самодержавного Государства, в России сложилась стройная система нравственно-патриотического воспитания и разностороннего образования подрастающих поколений.

 

Особая роль в ней отводилась церковно-приходским школам, которые, отвечая возрастающей потребности населения избавиться от неграмотности, стали самыми распространенными учебными заведениями на селе.

Если в начале своего возникновения в 1884 году насчитывалось около 4000 церковно-приходских школ и школ грамоты, где обучались и взрослые, то через тридцать лет неустанных трудов на 1 января 1915 года (по неполным данным военного 1914 г.) их было уже 37.528 с 2.079.900 учащимися. Это не считая земских школ и учебных заведений Министерства народного образования.

Враги Православия и России прекрасно понимали, какую угрозу представляет осуществлению их Бого- и цареборческих планов само существование и дальнейшее развитие церковно-государственного воспитания молодежи. Поэтому либералы и революционеры всех мастей всегда в той или иной мере выступали против церковно-приходских школ, а когда в 1917 году в результате предательства Помазанника Божьего к власти пришло масонское Временное правительство, оно Декретом от 20 июня 1917 г. передало церковно-приходские школы и другие церковные училища в ведение Министерства Народного Просвещения, подточенного давно червем нигилизма и безбожия. Таким образом, Православной Церкви был нанесен двойной удар: во-первых, она утратила благотворное влияние на народное воспитание; а во-вторых, лишилась значительного имущества. В целом Церковь истратила только с 1884 по 1905 год не менее 145.310.692 руб. на приходские школы, из которых 70.198.980 руб. были собственно церковными деньгами.

Советская влас

ть своим Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 1918 года только довершила начатый грабеж и разгром системы православно-религиозного образования. Чтобы прикрыть свои злодеяния, большевистский агитпроп создал трогательную сказочку о темной безграмотной России, которая после воцарения большевиков стремительно превратилась в "самую читающую страну мира". На самом деле мы развивались только благодаря прочному материальному, а главное - духовному фундаменту, заложенному нашими великими предками в основание всего державного здания образования и воспитания народ

а. Во что превращается образование молодежи без веры, без духовного стержня, мы прекрасно видим сегодня, когда некоторые нынешние руководители Министерства народного образования по подсказкам зарубежных консультантов ставят на подрастающем поколении чудовищные социально-психологические эксперименты, могущие в уже недалеком будущем привести страну к непоправимым

последствиям. Редакция РНЛ неоднократно предоставляла слово специалистам, справедливо критикующим бездумные и опасные новации, разрушающие остатки былой системы, пусть и безбожного, но добротного классического образования.

С другой стороны, в церковной ограде стала возрождаться отличная от государственной своя система духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества: от православного детского садика к гимназии и, наконец, к высшим учебным заведениям и церковным аспирантуре и докторантуре. Идет этот процесс с превеликими трудностями и только благодаря в основном усилиям самой Церкви и добровольных жертвователей. Введение в государственной школе вместо Основ православной культуры предмета "религиоведения" выглядит неким общественным компромиссом.

В возрождении системы православно-церковного образования и воспитания - наша, родительская, надежда. В нем заключается и упование России на то, что через десяток-другой лет взрастут невидимые пока миру молодые православные богатыри, которые сумеют выстоять и победить на новом поле Куликовом. В этом богоугодном деле воспитания и образования грядущих поколений ценным подспорьем и образчиком для сегодняшних государственных и церковных деятелей на ниве просвещения являются труды замечательного сына великой самодержавной России, долголетнего Обер-Прокурора Святейшего Синода, Друга Царей и горячего поборника Православной веры - Константина Петровича Победоносцева.

Предлагаемый сегодня боголюбивым читателям текст К.П. Победоносцева является не публичной статьей, а служебным документом, исходя из которого принимались соответствующие церковно-государственные решения, то есть творилась история Православной Церкви и Государства Российского. Это обстоятельство придает тексту особый интерес и значение в наших глазах, ибо дает возможность сравнить тогдашний уровень подготовки церковно-государственных решений и взаимодействия светских и церковных властей с нынешним положением дел.

Документ был обнаружен при работе в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока в переписке различных лиц по поводу церковно-приходского школьного строительства в Приамурском крае.

Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Макарий (Дарский - рукоположен 9.10.1883 в епископа Киренского, викария Иркутской епархии, с 15.07.1889 епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии, с 25.10.1892 епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский, + 7.09.1897) поставил 19 сентября 1895 г. в известность Военного Губернатора Приморской Области генерал-майора Павла Федоровича Унтербергера о том, что 23 апреля 1895 г. Училищный при Святейшем Синоде Совет рассмотрел вопрос об образовании и направил в Государственный Совет подписанный Обер-Прокурором К.П. Победоносцевым журнал. Выдержки из этого журнала, послужившего руководством к дальнейшим действиям местных церковных и светских властей в деле церковно-приходского школьного строительства, мы и публикуем ниже, сохраняя пунктуацию и орфографию оригинала.

Печатается по: РГИА ДВ (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока). Фонд 1, опись 5, дело 616, листы 68-76.

 + + +

 С 1864 по 1884 г. дело народного образования находилось в исключительном ведении Министерства Народного Просвещения; за этот период времени оно развивалось весьма медленно. (...)

Если бы продолжалось исключительное ведение начального обучения Министерством Народного Просвещения и Земством, по принятой ими системе, то повсеместного распространения грамотности в России пришлось бы ожидать многие сотни лет. (...)

Результатом всех обсуждений этого вопроса было ВЫСОЧАЙШЕ утвержденное 26 января 1882 года Положение Комитета Министров, по которому было поручено Обер-Прокурору Святейшего Синода, по соглашению с подлежащими ведомствами, дать сему делу дальнейшее движение. Вследствие вышеупомянутого Положения Комитета, в октябре 1882 года при Святейшем Синоде была образована, под председательством Синодального члена, архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия, комиссия из членов Духовного Ведомства и Министерства Народного Просвещения, результатов трудов которой были ВЫСОЧАЙШЕ утвержденные 13 июня 1884 года "Правила о церковно-приходских школах". Правила эти, не внося ничего нового в разрешение вопроса об участии духовенства в деле начального народного образования, возвращают лишь к ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 18 января 1862 года, по коему заведывание церковными школами предоставлено духовенству.

За десять лет самостоятельного существования своего церковно-приходские школы, не смотря на незначительное в первое время пособие из сумм Государственного Казначейства, успели широко развить свою деятельность и приобрести сочувствие всех классов населения.

За истекшее десятилетие духовенством построено 9.208 школьных домов, которые, с инвентарем и земельными участками, оцениваются в сумме 7.000.000 рублей. К 1892/3 учебному году духовенством открыто около 30.000 церковных школ, из коих - 200 двуклассных и около 12.000 одноклассных церковно-приходских школ; остальные - школы грамоты. В этих школах обучалось свыше 900.000 детей обоего пола. В ведении Министерства Народного Просвещения в это же время было такое же количество школ, около 30.000, по заявлению самого г. Министра Народного Просвещения в Департаменте Государственной Экономии 15 апреля 1893 года. (...)

Православный храм для окружающего его православного прихода был с самого начала христианства на Руси истинным училищем благочестия и гражданственности, в котором подрастающие поколения почерпали все доброе и полезное, как для спасения души, так и для жизни семейной, общественной и государственной, по уставам Церкви Православной и Законов Верховной Власти.

Приходский храм для православного русского человека всегда был и будет заветною святыней. С ним связаны самые радостные и самые торжественные минуты его жизни. Подле храма, рядом с могилами родных и друзей, место его будущего упокоения. Все святое и умилительное в жизни самого бедного и самого богатого из прихожан связано с храмом Божиим. Отсюда крепкая любовь крестьянина к своему приходскому храму, составляющая самую высокую поэзию народной жизни, без которой жизнь эта потеряла бы свою прелесть и устойчивость.

Вот почему необходимо принять все меры к тому, чтобы вокруг храма православного развивалась приходская жизнь в том духе и направлении, какой указывают ей уставы и учение нашей святой Церкви.

Непосредственно и ближе всего связано с Церковию, по заповеди Спасителя нашего, воспитание подрастающих поколений народа. Приходская школа служит преддверием храма, приходский пастырь по самому званию своему становится руководителем и воспитателем учащихся в его приходской школе. Только таким путем возможно развить и укрепить в детях любовь к храму Божию и церковным службам, особливо когда они сами научатся принимать в них живое участие пением и чтением церковным. При храме же учреждаются попечительства или братства церковные, которые, заботясь о благолепии храма и церковных служб, в то же время обращают свое внимание на оказание пособия бедным прихожанам, особливо сиротам, и на содействие начальному просвещению путем поддержания своей приходской школы, воскресных и праздничных чтений, народных библиотек, раздачи книжек и листков для назидательного чтения, учреждения обществ трезвости и т.п. Рядом с церковию, при школе должна быть устроена приходская читальня и при ней хор любителей духовного и светского пения.

Вся эта широкая просветительная деятельность приходского священника, поддерживаемая лучшими людьми прихода, возможна лишь в том случае, когда поставленный духовною властью приходский священник является вместе с тем и пред лицом Государственной Власти ответственным за начальное просвещение детей, которое вверено ему самою должностью пастыря. Наше приходское духовенство совершает пастырское свое служение народу часто в бедности и уничижении. Но всегда, и в мирное время, и в тяжелых бедствиях войны, является оно верным слугою своего Государя и Отечества. Россия всегда была крепка неразрывным союзом духовной и светской власти и в нем находила свое спасение в самые тяжелые времена своей истории. Напрасно недоброжелатели церковных школ стараются поселить раздор между светскою и духовною властью, называя школу, руководимую православным духовенством церковною в отличие от царской школы, управляемой светским ведомством. И церковные, и министерские школы суть школы правительственные, государственные, потому что уставы свои и та и другая получили от Верховной Власти Государя Императора. Но как всякое дело у православного человека идет прочно и успешно лишь тогда, когда освящается молитвою Церкви, так и школа церковная, будучи учреждением государственным, усугубляет свое духовно-воспитательное воздействие на учащихся постоянным общением, молитвами и наставлениями пастырей Церкви. Нам нечего увлекаться тем, что на Западе, в просвещенных странах Европы, школа изъята из-под живого и непосредственного заведывания духовенством и что школьное обучение стало там вполне светским и обязательным. Плоды этого просвещения не настолько хороши, чтобы им можно было завидовать. На съездах немецких учителей и в серьезной педагогической литературе слышатся жалобы на нравственное "одичание" немецкого народа, среди которого быстро распространяется безверие и крайние социалистические и анархические учения. Республиканские школы Франции, из коих изгнано преподавание Закона Божия и вынесены иконы - плохой образец для нас. А между тем Германия и Франция стоят во главе европейского просвещения и по их следам идут все прочие государства, не исключая православных греков, румын, сербов и болгар, погибающих нравственно и материально под игом подражательного парламентаризма и либерального европейского просвещения.

Могила К.П.Победоносцева у стены церкви Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы, основанной им

Против разлагающего народную веру и государственность наплыва религиозных и социальных лжеучений наша церковно-приходская школа будет несокрушимым нравственным оплотом. Она сохранит и укрепит в сердцах подрастающих поколений народа русского любовь к храму Божию и учению святой Православной Церкви, любовь и преданность Помазаннику Божию, любовь к родине и честному крестьянскому труду. Если иноверное население России: лютеране, католики, евреи и магометане достигают известных успехов в грамотности и культурном развитии, то этим они обязаны своему духовенству, которое, руководя начальным обучением, бдительно следит за религиозным воспитанием детей, с юных лет внедряет в души их горячую, фанатическую любовь и преданность своей религии и своим храмам. (...)

Из вышеизложенного выясняется следующая простая организация церковно-школьного дела среди православного населения Империи:

1) Приход православный. Во главе его стоит приходской священник и попечительство из лучших людей прихода. Священник - руководитель сельской церковно-приходской школы и деревенских школ грамоты и ответственное лицо за правильное и вполне в православном духе ведение начального обучения в приходе.

2) Уезд. Уездное Отделение Епархиального Училищного Совета и Уездный наблюдатель-священник стоят во главе православно-церковного просвещения в уезде. Их главная забота - школы грамоты, порученные их специальному надзору и попечению.

3) Епархия. Православный Епископ и состоящий при нем Епархиальный училищный Совет и Епархиальный наблюдатель школ стоят во главе церковного школьного дела в губернии или епархии. Их главная забота - устройство церковно-приходских школ, библиотек, читален, воскресных и праздничных чтений в школах и развитие правильного церковного пения.

4) Святейший Синод и состоящий при нем Училищный Совет ведают все школы Империи. Преимущественное внимание Училищного Совета при Святейшем Синоде обращено на программы учебных предметов для церковных школ и школ учительских для приготовления учителей и на образцовые школы при Духовных Семинариях и Женских Епархиальных Училищах, а главное - на изыскание денежных средств и на правильное распределение их по епархиям. (...)

Тенденциозные выходки так называемой либеральной печати против церковных школ и православного духовенства служат для правительства лучшим оправданием мудрой меры почившего Государя, призвавшего православное духовенство к руководству начальным образованием народа. (...)

Воспитанный духовно православною Церковью под кровом самодержавной власти наш народ призван идти вперед тем же историческим путем своего развития, чтобы достигнуть возможного на земле духовного и материального благосостояния.

 

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/01/26/carskaya_shkola/

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте



Яндекс цитирования