15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
По народному календарю
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Культура По народному календарю

По народному календарю

E-mail Печать

Разговор о народной культурк в  гостях: Елена Баронина, Президент Российского комитета Европейской фольклорной организации EFCO, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией народной музыки МГГУ им. М.А.Шолохова.

 

 

БЫКОВ: Вечер добрый. На радио "Финам FM" программа "Вот такая история". Это программа для тех, кто неравнодушен к истории нашего отечества. В студии автор и ведущий программы Михаил Быков, а в гостях у нас сегодня Елена Германовна Баронина, вице-президент Европейской фольклорной организации, кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета музыки Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова. Я ни в чем не ошибся?

БАРОНИНА: Ни в чем не ошиблись, нет.

БЫКОВ: Списочек ваших интересов был значительно шире, но мы его подсократили, оставили самое главное. И поговорить нам сегодня... Апрель на дворе, весна началась, настроение поднимается. Поговорить нам сегодня предстоит о народных праздниках России.

Сразу хочу пояснить, с чего вдруг и что меня тут заинтересовало, заинтриговало. Дело в том, что есть некая классификация праздников, не официальная, конечно, а в сознании людей. На мой взгляд, они делятся на четыре основные части: первая – это официальные государственные праздники, второе – это ведомственные праздники, религиозные праздники и народные праздники. Причем градация, повторяю, эта условная, возможно и пересечение, и смешение, и взаимозамена и так далее. Например, Пасхахристианский праздник, но при этом он очевидно народный в нашей стране. Или День Победы – это, совершенно ясно, официальный праздник, но он тоже народный, с этим спорить нельзя. В то же время есть у нас чудесные совершенно праздники, которые никто, за исключением тех людей, которые имеют какое-то отношение к данной профессии, отмечать не собирается. Например, есть такой военный праздникДень работников тыла. Очень такой бодрящий. И вот в отличие от, скажем, Пасхи или Дня Победы, дням работников тыла повезло, на мой взгляд, значительно меньше в отношении праздника. Ну, это так, частности.

Так вот, хотелось бы из вот этой четверки выделить то, что я назвал последним, но по смыслу и по важности это далеко не последнее место занимает – это праздники народные. Ничего я не упустил, Елена Германовна, в своей классификации?

БАРОНИНА: Давайте о народных праздниках, о том, что мне дорого и близко, о том, что является, в общем-то, моей специальностью, моим увлечением, чем я с удовольствием поделюсь.

БЫКОВ: Давайте. А что началось раньшеспециальность или увлечение?

БАРОНИНА: Специальность, специальность, которая немножко привела в тупик. И я поняла, что я хочу заниматься тем, что живо, то, что питает, то, что имеет такие хорошие внутренние силы, содержание, некую энергию внутреннюю серьезную. Я обратилась вот к этнографии, к подлинному фольклору, к живому фольклору. Это было много экспедиций, это было много очень интересных встреч, это были хорошие профессионалы-учителя. И вот в сумме все это слилось в такую сумму практического и духовного опыта, который сейчас мне посчастливилось, наверное, нести.

БЫКОВ: Итак, народные праздники. Вот если остановить человека на улице современного, да еще и молодого, попросить его перечислить, а что, собственно, у него на памяти на сегодняшний момент из народных праздников, то, скорее всего, мы услышим: Масленица, есть шанс что-то про Ивана Купала узнать, может быть, Красную горку вспомнят в связи с периодом свадеб, с актуальностью в молодом возрасте. Да, пожалуй, и все, наверное.

БАРОНИНА: Ну, я думаю, что Рождество теперь уже вспомнить могут.

БЫКОВ: Как народный праздник или как все-таки религиозный?

БАРОНИНА: Наверное, и то, и другое. Хотя, наверное, больше религиозный, я согласна.

БЫКОВ: Я имею в виду все-таки те праздники, которые пришли к нам из древности, как говорится, из глубины веков, из нашего славянского прошлого дохристианского.

Тут, кстати, у меня такое есть соображение, не знаю, как вы, примете или не примете. Вот в следующем году мы собираемся праздновать 1150-летие российской государственности, отталкиваясь от даты – 862 год. Что такое 862 год? Ну, это приглашение варягов, значит, навести порядок на славянских землях, если придерживаться нормандской теории. С этим можно сильно и долго, глубоко спорить, не об этом сейчас у нас речь. А о том, что раз 862 год, то это время дохристианское, совершенно очевидно, и до прихода христианства на русские земли оставалось еще почти 150 лет. Это колоссальный срок, и, значит, традиции мы должны черпать не только от времени Владимира Красно Солнышко, конца Х века, но и забираться раньше.

И я именно эти праздники имел в виду, пытаясь влезть в сознание современного человека и перечислить за него, что он, собственно, помнит из тех народных дохристианских праздников, которые нам достались, я уже знаю, вы не любите слово "язычество", но все-таки из языческого периода. Так вот...

БАРОНИНА: А можно мне?

БЫКОВ: Да, конечно, конечно.

БАРОНИНА: Я хочу сказать, что вот такое вот разделение, как вы сейчас провели, оно существует, но оно, опять-таки, чисто научное. Как говорят ученые, что для того, чтобы столько-то изучить, нужно обязательно структурировать и взять некий организующий момент, и вокруг него все, так сказать, нанизать. В общем, да. Но давайте, в общем, ближе к жизни, наверное, так.

Вот на сегодняшний день разделение праздников дохристианских, как вы говорите, народных и христианских практически уже очень мало существует. На мой взгляд, это уже достаточно слитое понятие в подавляющем большинстве нашего народа. Ведь проведено статистическое исследование, и говорили: "Вы веруете в Бога?" – "Да нет, я не верю, но я христианин, вот я по своему мировосприятию именно таков в основном". Это более 70% населения нашей страны, скажем так. Ну, это приблизительные исследования. То есть для них и Пасха действительно народный праздник, и Рождество действительно народный праздник. Но вот те вещи, которые происходят сейчас между соединением нашей церкви и, может быть, каких-то дохристианских...

Хотя я не думаю, что здесь идет речь именно так. Наверное, какая-то внутренняя наша потребность в том, чтобы экологичность некая существовала в нашем сознании, чтобы это все оздоравливалось внутренне совершенно. И для людей, тех, кто 70 лет не верил, и их родители тоже не верили, и сейчас многие из них пришли к христианству, у них существует некое такое обобщенное представление об этих праздниках. Они помогают, они ведут, они контролируют, они направляют человека в целом. Ведь христианство... Мы сейчас будем меньше об этом говорить, потому что теманародные праздники. А где-то близкие вещи... Ведь для чего существовало? Чтобы вести человека.

В традиционной культуре очень много существует законов, правил, нормативов. Ведь это просто норма жизни, которая помогала человеку оставаться человеком, она его сохраняла. Ведь совершенно точно известно, что в праздник нельзя работать, нельзя в традиционной культуре, нельзя, в общем-то, в христианской культуре. Почему? Потому что шесть дней ты работай, а седьмой день отдыхай. Если ты будешь и седьмой день работать, ты себя просто разрушишь, ты перестанешь как биологическое существо, физическое существо приносить пользу. Ты станешь неврастеником или просто физически погибнешь.

БЫКОВ: Как это сейчас со многими и происходит.

БАРОНИНА: Как сейчас это со многими происходит. Потому что если уж не работа, то звонки абсолютно все семь дней в неделю, которые просто... На потолок можно от них и дальше улететь и убежать. Хотя все это действительно имеет под собой очень серьезный смысл.

Ведь в традиционной народной культуре считается, что праздник – это некая имитация Ирия, то есть того состояния, в котором человек был и будет. То есть двухмерность определенная мира была. То есть вот прошлое, настоящее, будущее, ад, рай и, так сказать, вот то кратковременное пребывание, в котором мы находимся, как бы трехмерность вообще-то. А двухмерное пространство – это Ирий. И вот сейчас. Ирий – это то, откуда приходит всё и все, и куда уходят, опять-таки, куда птицы летят, куда реки текут. И наше вот оно сейчас такое временное пребывание.

Так вот, праздник, это имитация вот этого самого Ирия должна быть, состояние радости, состояние, так сказать, неозабоченности, состояние... Как-то вот, ну, не то что между небом и землей, но где-то так. Легкости определенной, релаксации, созерцания.

БЫКОВ: Ну, вот вы у меня как раз с языка сняли. Вот я когда смотрел историю возникновения народных праздников по верхам что называется, сразу обратил внимание на то, что в основе всего лежит, все их объединяет природа.

БАРОНИНА: Природа, безусловно.

БЫКОВ: Все идет оттуда. Оно, в общем-то, понятно, если пытаться это примитивно объяснить. В старое время люди с природой были на "ты", они от нее напрямую зависели, они с ней работали, они от нее все получали. Соответственно, они в ней пребывали и в дни досуга, в свободные дни. Но мне сдается, что здесь есть и более глубинные, конечно, смыслы.

БАРОНИНА: Конечно, безусловно.

БЫКОВ: Самого появления человека из этой природы. Так вот, народные праздники имеют в основе своей природное начало, можно так сказать, да? Но ведь потом, и даже христианские, скажем, праздники или другие религиозные праздники, они несколько от этого постулата, от этой нормы отошли. А уж потом искусственно придумываемые нами праздники бесконечно, они вообще, как правило, никакого отношения...

Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/3992/

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

35b35
Image Detail
3537
Image Detail
О Казаках
Image Detail
Хоровод
Image Detail
Пощупово
Image Detail

Яндекс цитирования