15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Община в России
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало История Община в России

Община в России

E-mail Печать

 

 Крестьянская община с 40-х гг. 19 в. находилась под пристальным вниманием мыслителей России. Ее наблюдали, изучали, о ней спорили славянофилы; революционеры-демокроты и народники аидели в ней общественную ячейку, которая облегчала вступление России в социализм, минуя капитализм. Что же представляла собой община, будоражившая умы, породившая утопические идеи?

 

Сельская община — прежде всего общественный и трудовой коллектив земледельцев, возникший в глубокой древности на основе кровно-родственных и территориальных связей. Ее развитие на протяжении 10 веков неразрывно связано со становлением и эволюцией государства. В России эпохи феодализма сельская община — территориальное объединение, в которое входили крестьяне, жившие по соседству в нескольких малодворных деревнях или в одной многодворной. Мелкое, индивидуальное производство крестьянских семей держалось на трудовой кооперации, столь необходимой в условиях зависимости натурального хозяйства от природно-климатиче-ских условий, плодородия земли, цикличности сельскохозяйственных работ.

Просуществовав с 9 по 20 в., община не оставалась неизменной. Соседские общины времени «Русской Правды» — это «верви», организации круговой поруки, они несли ответственность за поддержание порядка на своей территории, а в случае преступлений своих сочленов платили штрафы князю. В период 14 — 17 вв. территория общины совпадала с волостью, в нее входили село (5 — 10 дворов) и тяготеющие к нему мало-дворные деревни (15 — 20). В 17 в., когда появились крупные многодворные селения, общину составляли жители одной деревни.

Крестьянская община, или мир, как она называлась в документах, существовала во владениях монастырей, бояр, помещиков, а также на государственных и дворцовых землях. Ее признавала как государственная, так и вотчинная власть. На ранних этапах развития она имела свое управление, суд, поддерживала общественный порядок. С формированием государства община уже не участвовала в решении вопросов войны и мира, внешней политики и др. Постепенно государственная власть приспосабливала общинную организацию для своих нужд, используя ее исконные функции. Выборные должностные лица общины — старосты, сотские, пятидесятские в 14 — 15 вв. составляли низшее звено княжеского административного аппарата. Они разыскивали преступников в пределах общины-волости, участвовали в княжеском суде как заседатели, свидетели, несли ответственность за организацию сбора налогов и отбывание повинностей. С укреплением феодального строя крестьяне попадали в зависимость от частных феодалов, общины-волости разрывались, их части оказывались в границах феодальных владений. Община не исчезла, но сильно видоизменилась.

С течением времени она не утрачивала свои характерные признаки. Община по-прежнему имела самоуправление, а ее дела решал мирской сход. На него собирались все самостоятельные крестьяне-дворохозяева или представители от деревень. В пореформенное время (тогда общины были однодере-венские) на сходе присутствовало все взрослое население. Принятые на нем решения были обязательны для всех крестьян. Любая попытка противопоставить себя общине осуждалась и решительно пресекалась. На сходах выбирали (обычно на год) общинное руководство: старосту и его помощников — сотских, десятских, целовальников. Они присягали и при этом целовали крест, обязуясь блюсти интересы мира и представлять их в отношениях с государством и вотчиной. Мир доверял избранной администрации ведение необходимых дел и обязывался не препятствовать ей. Чем активнее вел себя сход, чем более был независим от вотчинной власти, тем сильнее и шире становилось самоуправление общины. Конечно, некоторые феодалы, особенно во второй половине 18 — первой половине 19 в., низводили общину до положения придатка к вотчинному аппарату, и тогда сход играл формальную роль.

Одна из главных хозяйственных задач общины — поддержание порядка владения и пользования землей. Каждый крестьянин-дворохозяин и глава семьи имел свой кусок пахотной земли, который переходил по наследству к потомкам по мужской линии. Выгонами, сенокосами, лесами, водами крестьяне пользовались сообща, по установленным ими правилам. Каждый хозяин получал участки разного качества в каждом из полей, и поэтому наделы земли в общине были расположены чересполосно, чтобы быть в равных условиях с другими. Так сочетались в общине частное и общее начала в землевладении, что придавало ей жизненную силу и прочность устоев. Регулируя пользование землей, община строго следила за соблюдением межей, их обновлением; не допускала запустения земель и отдавала выморочные или бесхозные участки на обработку заинтересованным крестьянам; разбирала и решала спорные дела, поземельные и семейные конфликты; утверждала сделки на землю между крестьянами. С 15 в. общинник мог продать свой участок как члену своей общины, так и человеку со стороны (им мог быть и феодал). Непременным условием сделки было правило: покупатель должен нести налогово-повинностные обязательства прежнего хозяина. Б 17 — 18 вв. крестьяне крупных монастырей и феодалов, вотчинников и помещиков могли совершать сделки с землей только в границах своей общины, шире — в пределах владения.

Не менее важная задача общины — раскладка повинностей, определение вклада каждого хозяйства в выплаты феодалу, государству и на мирские нужды. Тягло как совокупность налогов и повинностей (см. Налогообложение) находилось в соответствии с размером обрабатываемой земли. Община учитывала при разверстке податей «силу», т. е. доходность и рабочие руки, имевшиеся во дворе, позволявшие «тянуть тягло» именно того или иного размера. В уплате налогов и несении повинностей крестьян связывала круговая порука. Если кто-нибудь из общинников не платил причитающихся податей, то их сумма разверстывалась на всех членов крестьянского мира. Это обстоятельство препятствовало разрыву общинных связей и с течением времени стало мешать выходу из общины. Постепенно соразмерность земли и тягла нарушалась, так как происходили изменения в численности дворов, семейном составе хозяйств, массиве обрабатываемой земли. Тогда община проводила переверстки-поравнения, прибавляя Землю тем деревням и хозяйствам, которые в ней нуждались, отрезая и перераспределяя ее в других местах и хозяйствах. Действия с землей обязательно утверждались решением схода и документом; при этом землепользование деревень и отдельных дворов выравнивалось, чересполосица уменьшалась, соответствие наделов и тягла восстанавливалось. В 19 в. стал периодично проводиться полный передел земли между общинниками. Он заключался в перемеривании и перераспределении («равенстве») всех угодий: пахотных, сенокосных, выгонных, а нередко и усадебных между всеми членами общины, либо по душам мужского пола, либо по тяглам (т. е. семейным парам). В ходе передела земельное хозяйство общины приводилось в соответствие с трудовыми возможностями и потребностями ее членов. Переделы были радикальным способом регулирования земельных отношений, а поравнения избавляли от недовольства и конфликтов.

Для решения каждодневных (особенно спорных) дел общинные власти привлекали третьих лиц, обладавших большим опытом в сельском хозяйстве и умевших определить размер пашни, по растущим колосьям — будущий урожай и др.

По мере усиления власти феодала над крестьянами община делалась менее действенной, становилась лишь частью управления вотчины.

На протяжении всего своего существования община была организацией мелких крестьян-производителей, поддерживавшей традиционный хозяйственный и бытовой уклад жизни, защищавшей их перед властью даже в пору крепостничества. Контролируя землепользование и обложение, раскладку и сбор налогов, хозяйственные и семейно-бытовые устои, община препятствовала пауперизации крестьян, сдерживала инициативу зажиточных, которые тяготились общинными порядками.

Реформа 1861 г. {см. Александр II и реформы 60 — 70-х гг. 19 в.) не расшатала общинных порядков, хотя после нее крестьянские хозяйства стали сильнее втягиваться в рыночные отношения, резче расслаиваться на полярные группы. В 1881 — 1893 гг. правительство провело ряд законов по консервации общины, направленных против «язвы пролетариатства». В 1893 г. был установлен срок проведения переделов через 12 лет. Столыпинская' аграрная реформа сильно подорвала общинное землевладение, но полностью не смогла его ликвидировать. Лишь проведенная большевиками насильственная коллективизация окончательно покончила с общинными традициями в русской деревне.

Источник материала.

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

129
Image Detail
118
Image Detail
Дивеевские ...
Image Detail
Руссие крас...
Image Detail
Военный пла...
Image Detail

Яндекс цитирования