Встреча в "Палате ремесел" города Жуковского

18.01.2011 11:58 Общинник
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

alt

По рекомендации знакомого отправляюсь в Палату ремесел города Жуковского Московской области. На электричке доезжаю до станции Отдых и прогулявшись по предновогоднему лесному парку попадаю на улицу Фрунзе к нужному дому.

 

Нахожу пятый подъезд со звонком под номером 101. На звонок мне открывают дверь и я спускаюсь в полуподвальное помещение. Внутри сразу же забываешь о «полуподвальности», так как все обшито светлыми досками, висят картины, работают улыбчивые люди, и ,вообще, тепло и сухо. Навстречу выходит молодой бородатый мужчина, представляется директором «Палаты ремесел» Александром. И предлагает с дороги попить  чай. Но так как меня разбирает любопытств, то я прошу отложить чаепитие до после осмотра «Палаты». Директор соглашается и ведет меня сразу в один из оборудованных небольших экспозиционных залов.

alt

Александр    Здесь у нас Жуковская палата ремесел. Палата работает в районе 5 лет Это объединение людей и мастеров г.Жуковского Московской области Очень много людей приезжают из регионов. .Особенно нам близки северная часть России : Архангельский край, Вологда, Кострома, Тверь.  Как правило,  у нас  работают  и люди  , и выставленные экспонаты  

 Есть у нас реставраторы-плотники, например,  (вот  их стенд ) Это реставраторы – плотники. Очень серьезно подходят к своему делу.. 30 лет  занимаются реставрацией. Рассматривается  прежде всего северная изба и все ее элементы, и сакральный ,и элементы  строения , и вообще все, что вокруг избы. Это и  правильное строение избы. Во главе ее, как правило, печной столб, далее с элементами еще дохристианской символики старые столбы, и с христианскими - красный угол. Само строение избы, как она строилась. Всем этим они и занимаются.

 

Корреспондент: А мастер-классы по строительству  даете? Например, люди хотят создать общину и не знают,  как построить избу. Как быть ?

alt

 

Александр   Именно  поэтому у нас был курс плотницкого мастерства.  Мы читали теорию, а потом проходили практику. Шел курс лет пять . Потом мы записали теорию курса  на видео- диск, он у нас на есть  в продаже. А практику мы  теперь проводим следующим образом  У нас строится усадьба по Ярославскому шоссе, это село Воздвиженское, примерно  45 км от Москвы, недалеко от Абрамцево. Привезли туда  старую курную избу из Архангельска и там ее восстанавливаем. Есть там три еще новых здания: домик гончара, баня, и что-то вроде трапезной. Рядом  есть церковь. Батюшки из нее поставили рядом часовню небольшую. И все это обносится интересным  красивым забором из бревен. Такой вот объект. Туда и приглашаем тех, кто хочет научиться рубить, т.е теорию можно купить на диске у нас, либо  в библиотеке, потом переписать  а практику -уже ездить туда по субботам рубить.

alt

Корреспондент:  Т.е. у Вас не просто музей, а он привязан к практической жизни.. Раньше народное творчество выходило из повседневной жизни, а теперь сохраненные народные промыслы могут помочь наладить современную жизнь, формировать ее уклад, вернуться к своим истокам. Т.е живая такая обратная практическая связь?

 

Александр    Да, так.  Двигаемся  дальше...  Вот интересные наглядные пособия, это то, что ребята реставрировали: макеты церквей, изб. Представленные экспонаты это макеты всего крестьянского быта начиная от церквей и заканчивая крепостными башнями. Это и водяная мельница, и обычная мельница, амбар,  баня, сам дом, колокольня, …- все постройки, представляющее деревянное зодчество, которые было в XVII, ХVIII,XIXвеках на Руси.

Единственно чего у нас нет, но мы об этом думаем как сделать, это полоскальни.. Мы недавно были в Каргаполе, там сохранились такие интересные постройки –полоскальни, т.е посеред реки стоит изба, в нее женщины входят по мосткам и начинают полоскать белье. Вот мы хотим макет тоже сделать.

Следующее-это пчеловодство. У нас очень сильные  пчеловоды. Например, есть такой Звездин Николай Николаевич, который ведет у нас курсы по пчеловодству. Это пчеловод с сорокалетним стажем, потомственный пчеловод- ему отец передал ремесло. Сейчас Николаю Николаевичу 78 лет. Зимой он у нас читает лекции по пчеловодству, а летом в Липецкой области держит 180 ульев. Вот у нас есть улей. Ему 120 (сто двадцать лет). Последний раз он вывозился на пасеку   лет пять назад, т.е.  всего на пасеке этот улей отработал сто с лишним лет..

 Если кто хочет научиться пчеловодству, пусть приходит на курсы к Звездину, пока он этой информацией делится. Николай Николаевич ведет курсы по своему дневнику, в которой   записаны все дни за сорок лет:. каждый улей у него под номером, указано , когда

он был выставлен, когда  облет произошел,  когда и сколько меда с него было собрано, сколько градусов было в каком году  и т.д. Звездин дает дельные практические советы. От того на каком  расстояние друг от друга ставить  улья.  Должен  быть один метр. Почему? Чтобы успеть все ульи обслужить. Снимает крышку с одного улья, делает шаг, кладет ее на другой, в первом улье разбирается. Встает Звездин в шесть утра и ложится в полночь, и каждый шаг и движение  у него рассчитаны, даже  то, что ручка у стамески должна быть белого цвета, потому что если положишь ее в траву, стамеска будет видна и ее сразу найдешь.

 

                   Идем с Александром дальше

 

А вот небольшой стенд пряников, продолжат он. Девчата его готовят  Это Архангельские пряники: козули, тетеры.  За январь должны стенд доделают. Здесь проходят экскурсии и мастер-классы.по изготовлению пряников. Такое совместное семейное творчество объединяет.. Отец, например, месит тесто, делает пряничные формы, деревянные, мама выпекает. Для изготовления форм обычно идут твердые породы деревьев - береза, дуб, бук.   Мягкие породы, такие как липа удобна тем, что  можно быстро вырезать форму, но такая форма долго не живет, т.к. по ней то скалкой пройдутся, то еще чем. . 

alt

Корреспондент:  А Вы не проводите выездные мастер-классы в других городах ?

 

АлександрПроводим. Выезжают   наши пряничницы и кукольницы с мастер-классами.

Показывают обрядовые куклы. Кукол у нас много, порядка  трехсот. Мы работаем по всем регионам. Куклы собраны в нашем музее разные, почти на все случаи жизни: «крупяница», «столбушки», «на счастье» и другие. Вот, например,  «Дрема-Ерема» на случай. когда ребенок плохо спит, мама делает ему «Дрему-Ерему». Есть куклы «материнства», «родовспоможение», «неразлучница» (для новобрачных), много других кукол.

            А это уголок по льну. Здесь рассказывают, как лен сажали, мяли, чесали , обрабатывали,  ткали и т.д.

                                          (Александр показывает на мялку)

Вот какая мялка. Очень трудоемкий процесс был. Представляете, сколько энергии надо было потратить, прежде чем что-то сделать.  Приданое готовили годами. Одну рубаху могли ткать несколько лет. Вещи были довольно-то дорогими.  Конечно,  кроме льна на Руси еще были и другие материалы: пенька, конопля, крапива…

 

            Корреспондент:   А проводите молодецкие забавы, «стенка на стенку»?                 

                     

 

Александр    Проводим . Они, в основном, привязаны к Солнцу и праздникам, связанных с Солнцем (четыре раза в год , это и Коляда, и Масленица , и Купала .) . Тут и дети, и взрослые вместе обычно.

 

                        (Подходим к стенду с игрушкам и директор оживляется.)

 

Теперь об игрушках.   Глиняная игрушка. Это, в основном , интересная игрушка Каргапольская игрушка. Возродила ее Ульяна Бабкина.  Потом, Ярославская игрушка. Посмотрите, как сделана.  В отличии от Каргапольской, которая расписана, Ярославскую игрушку обжигали., т.е. делали заготовку из глины, выкапывали  яму, туда клали будущую игрушку, подсыпали солому, поджигали и засыпали землей. Как сейчас торфяники горят  Три дня горела, потом ее вынимали  и получалась такая вот темная и как будто бы лаком покрытая. А это свистульки, те самые известные Каргопольские. По игрушкам можно долго рассказывать. У нас на каждую   тему  есть отдельная экскурсия.

           

           Идем в другую комнату как оказывается, игровую.                         

 

Александр Здесь рукоделие проходит. Теперь - игровая комната. Основные направления предметы для детей, конечно, это физкультура, фольклор и труд. Рукоделие, чтобы дети научились своими руками что-то делать, фольклор-это традиционные игровые вещи. преподаем детям. Причем те, кто занимается  фольклором с  детьми, работают по такому принципу:  сами играют, а детей пока не втягивают в игру, дети находятся рядом, и через какое-то время, увлекшись, ребенок  поддавшись общему азарту, вливается в игру. Т.е не надо ребенка заставлять что-то делать , в хоровод тянуть, например. Он сам под общим задором  втянется.

 

          Корреспондент:  То есть своим примером его учить, а не просто объяснениями.

 

Александр   Да. Вот у нас , например, младшему  ребенку два с половиной года. На первом занятии он просто сидел, смотрел.  На втором уже начал принимать участие. А на третьем, причем мы это записали на видеодиск(мы ведь и записываем занятия, и записи с занятиями  продаются в библиотеке), он уже взял бубен, бегал вокруг и кричал: «Мама, пой. Мама, пой…». Мама там поет «Мак-маковица… » , и он вокруг скачет… И мы всех призываем учить детей песням. Мы можем предоставить и диски с песнями, и с хороводами,с играми, с музыкальными инструментами простыми. Например, есть семьи, объединились,  пять детей есть, сами тоже вечером собрались, песни запели, на простом инструменте поиграйте, хот на бубне,. И так два раза в неделю попели. Вот такое объединение происходит, праздник такой сделайте..

 

Корреспондент Таким образом происходит зарождение самого начала общины из культурной и духовной составляющей?

 

Александр      Да, да.  Дети должны в такой среде находиться, они через это сильно развиваются. Я по своим детям сейчас смотрю.. Это три вещи:  спорт, песни и пляски и труд:  лепка из глины, изделия из бересты, старше девочки уже что-то шьют, режут из дерева. Не надо думать, что  в современном обществе  это не понадобится, что нужны только бухгалтеры. Человек должен развиваться. Могу привести пример по тем же самым прялкам. В Японии, например, отменили в первых классах липучки на обуви, потому завязывание шнурков через мелкую моторику развивает мышление  Бабушки сейчас выбрасывают прялки.  А возьмем старый вид прялки, где одной рукой нитка скручивается , а другой наматывается на веретенцо., оба полушария мозга работают, и через эту моторику человек по-другому развивается и по-другому воспринимает мир. И даже в одних и тех же современных экономических условиях человек начинает мыслить по-другому, интересней и быстрей. То есть такое обязательно. Не надо думать, что сейчас только мир компьютеров. Если с детства человек привязан только к компьютеру, то получается  работ какой-то. Если же он вырос  в нормальных условиях, ему потом можно дать компьютер, и уже развитый человек воспользуется им по-другому.

 

Корреспондент: Это так же, как человек не может везде и всегда ездить на машине, он должен бегать, плавать, прыгать, ходить…

 

Александр  Ну, да т.е не говорить, зачем мне ходить или плыть, если у меня машина есть

Теперь идем дальше. Помимо того, что у нас выпускаются эти аудио и видеодиски с уроками, лекциями и семинарами, т.к. у нас есть аудио студия , в которой мы записываем  интересные аудиокниги: сказки и т.д.  ( показывает все и объясняет)

Вот здесь сидит за компьютером и пультом звукооператор, а в звукоизолированной комнате могут песни петь, на балалайках играть и т.д.

А теперь пойдемте чай пить.

 

По пути в трапезную  заходим в библиотеку.

 

Александр   Знакомьтесь, Елена Николаевна, наш библиотекарь. Куда бы мы ни ехали, там мы все снимаем на видео, записываем на аудио и, привозим из всех экспедиций интересные книги. И помимо всего, для тех, кто плохо видит, есть аудиокниги. Конечно есть книги по русской культуре. Едем ли мы в тот же Каргаполь, или в Вологду, книги о том крае, куда едем,  покупаем ли, дарит ли местная Администрация или другие люди.- все сюда привозим: начиная от фольклора и до русской кухни.. Любой человек может прийти записаться, взять книги, посмотреть , почитать. Результаты всех экспедиций на видео записаны.

 

Идем в другую комнату  Директор продолжает свой рассказ.

 

 

.Александр      Здесь у нас по дереву мастерская. Тут , если кому что-то на заказ надо сделать из дерева. Тут позвонили недавно, сказали: «Нужны музыкальные инструменты»,- мастера делают. Вчера просили скалки, потом веретенца. Такая вот мастерская по дереву. 

 

 

Корреспондент:  Если кто-то захочет Вас найти. Скажите как это сделать.

 

Александр    Очень просто. Жуковская палата ремесел. Город Жуковский  Московской области, улица Фрунзе , дом 12 , 5-й подъезд, зовут меня Смолянинов Александр,

мой телефон 8-963-7505609

 

После экскурсии идем в трапезную и там пьем чай со сладостями. Беседа продолжается, к ней присоединяется несколько гостей  и работников «Палаты ремесел». Выясняется, что

«Палата…» имеют хорошие, как говорится, устойчивые связи с производителями  мяса птицы, яиц, молока и рыбы и покупает продукты у них, а не в магазинах-супермаркетах, хотя , конечно, не все.

Разговор получился в общем-то многообещающим.  Уезжаю из Жуковского с определенным оптимизмом. Как работа дальше пойдет, да как Бог даст ?

  

     

Вел беседу   Редкий Леонид

Нравится