Как нужно правильно поститься?
Как нужно правильно поститься?
Все ли посты равнозначны?
Пост для православного христианина - одно из средств, которое способствует спасению «со страхом и трепетом». Пост нельзя считать самоцелью.
О посте немало говорится и Ветхом, и в Новом Завете, что указывает на пост как божественное установление и определение. Ветхий Завет хранит множество преданий, повествующих о плодах поста и покаяния.
Постился пророк Моисей 40 дней на Синае, ничего не вкушая, и удостоился из рук Божиих принять Скрижали Закона; постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве - и остались невредимыми в печи вавилонской; постились ниневитяне после проповеди пророка Ионы - и спасли свой город от угрожавшей гибели; Царь Давид в покаянии восклицал: Колена моя изнемогоста от поста (Пс. 108, 24).
В Новом Завете Господь Иисус Христос не только заповедовал пост и учил о его значении, но и Сам подал нам пример поста, воздерживаясь от пищи 40 дней, подобно Моисею, в пустыне.
Постились и ученики Иоанна, и святые апостолы, постятся все истинные правые христиане.
Святая Православная Церковь считает пост важным и значительным установлением духовной жизни своих чад, а также необходимым средством в деле спасения, которое Бог определил для нас как окончательную цель.
Пост - не только божественное установление, но и божественный образ жизни. Но слову св. Симеона Со-лунского, «Бог не потребляет пищи, пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют, пост укрощает тело, чтобы душа ожила, в то время как угождение телу убивает душу. Постом очищаемся от страстей, которые развиваются угождением телу».
Но один лишь телесный пост недостаточен. Ему должен сопутствовать пост духовный, под которым подразумевается воздержание от всякого греха, - с одной стороны, и добрые дела милосердия - с другой. Когда удерживается желудок от жирной и сытной пищи, тогда ум должен блюстись от гордых, суетных и грешных мыслей, сердце - отстрастных похотливых желаний, язык - от скверных слов и ругательств, руки - от злых дел, ноги - от кривого пути. Нельзя разделять пост телесный и духовный, т.к. не возможно телом быть сластолюбивым, а душой боголюбивым. Свт. Иоанн Златоуст так объяснял смысл духовного поста: «Не говори мне: столько-то дней
постился, не ел того-то и того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого - добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду? Если душа, госпожа тела, заблудилась, зачем казнить слугу ее - тело и утробу? Не выпячивай телесный пост, ведь сам пост телесный не возносит на небо без милостивой его духовной сестры, которая не просто спутница его, но и колесница».
Эта мысль развивается и в церковных богослужебных текстах (стихирах и тропарях), особенно во время сырной седмицы: «От снеди постясь, душа моя, не очистившись от страсти, напрасно радуешься своему усердию; если пост не ведет тебя к исправлению, - за ложь будешь ненавидима Богом и уподобишься злым, которые никогда не едят». Или: «Отказываясь от пищи, поспеши на деле достойно покаяться в грехах». А в службе Первой седмицы Великого Поста говорится: «Истинный пост есть зла отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похо-тей отлучение, осуждения, лжи и клятвопреступления. Сей пост истинный есть и благоприятный».
Или в другом месте: «Как мы удаляемся от мяса и другой пищи, так же станем избегать неприятельства с ближним, блуда, лжи и всякой злобы» и т. д.
Точно так же не приносит пользы фарисейский пост «ради похвалы перед людьми», ведь Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к покаянию, преломлению гордости, смирению, молитве, богопознанию, освящению и соединению с Богом и ангелами, с жизнью святых на небе и со страданиями и смертью Спасителя, а не ко славе людской, что есть цель фарисейского поста.
Единство телесного и духовного поста имеет великую ценность перед Богом.
Пост в соединении с молитвой, по словам Святых Отцов, представляет собой два крыла, возносящих нас на небо. Пост и молитва - два самых мощных средства в борьбе против всякого греха и диавола. Злой род ди-авольский, по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа, не может ничем другим быть изгнан из человека, но только молитвою и постом (см.: Мф. 17, 21).
По продолжительности пост может быть однодневным и многодневным. Однодневные посты бывают каждую среду и пятницу в течение всего года (кроме сплошных седмиц), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября), в день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) в Сочельник перед Богоявлением (5/18 января). Многодневные посты Святая Церковь установила перед великими праздниками, которых четыре. Святой Великий или Честной Пост - Четыредесятница (перед Воскресением Христовым; длится 7 недель); Рождественский пост (перед Рождеством - 6 недель); Успенский пост (перед Успением Пресвятой Богородицы - 15 дней) и пост святых апостолов (перед днем памяти святых апостолов Петра и Павла, продолжительность которого зависит от даты празднования дня Всех Святых). По строгости посты бывают пяти видов:
1. Полное воздержание от всякой пищи и от всякого питья, например, в первые три дня Великого Поста (примирение) и в Великую Пятницу.
2. Сухоядение, когда дозволяется есть хлеб и пить воду один раз в день после девятого часа (три часа дня).
3. Принятие пищи, приготовленной на воде (у нас принят такой пост перед Причащением).
4. Вкушение пищи, приготовленной на растительном масле, и питие вина два раза в день.
5. Вкушение рыбы и питие вина (самый легкий вид поста).
Насколько важен пост, указывает то обстоятельство, что многие святые каноны, начиная с 69-го, посвящены посту: канон святых апостолов; каноны святых Вселенских и Поместных Соборов; канон и Правила Святых Отцов, принятые многими Соборами. Пост имеет целью смирить тело, его страсти и низкие порывы души. Каноны, как правило, освобождают от поста телесно немощных и больных, т. к. считается, что тела их смиряются болезнью, и поэтому они уже не имеют необходимости в посте. Но следует знать, что и в болезни верующий сам не может себя освободить от поста, - дозволить послабление может только его духовник, которому он предал себя в духовное руководство. Если мы сами допускаем ослабление поста, то сильно грешим, преступая Закон Божий и заповеди Матери-Церкви, чем ставим под вопрос свое спасение и вечную блаженную жизнь. Не следует успокаивать себя словами Евангелия, что «грех не входит через уста» и так далее, самовольно применяя к себе цитаты из Священного Писания, выдернутые из контекста ради самоугождения. Поступая так, мы лишь подтверждаем свое отступление от истинной веры.
Мир вам и спасение от Господа!
Все ли посты равнозначны?