Что значит пост для православного верующего?

Епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий
Печать

alt

Как нужно правильно поститься?

 

Как нужно правильно поститься?

Все ли посты равнозначны?

 

Пост для православного христианина - одно из средств, которое способствует спасению «со страхом и трепетом». Пост нельзя считать самоцелью.

О посте немало говорится и Ветхом, и в Новом За­вете, что указывает на пост как божественное установ­ление и определение. Ветхий Завет хранит множество преданий, повествующих о плодах поста и покаяния.

Постился пророк Моисей 40 дней на Синае, ничего не вкушая, и удостоился из рук Божиих принять Скрижали Закона; постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве - и остались невредимыми в пе­чи вавилонской; постились ниневитяне после пропо­веди пророка Ионы - и спасли свой город от угрожав­шей гибели; Царь Давид в покаянии восклицал: Коле­на моя изнемогоста от поста (Пс. 108, 24).

В Новом Завете Господь Иисус Христос не только заповедовал пост и учил о его значении, но и Сам по­дал нам пример поста, воздерживаясь от пищи 40 дней, подобно Моисею, в пустыне.

Постились и ученики Иоанна, и святые апостолы, постятся все истинные правые христиане.

Святая Православная Церковь считает пост важ­ным и значительным установлением духовной жизни своих чад, а также необходимым средством в деле спа­сения, которое Бог определил для нас как окончатель­ную цель.

Пост - не только божественное установление, но и божественный образ жизни. Но слову св. Симеона Со-лунского, «Бог не потребляет пищи, пост нас прибли­жает к ангелам, которые не едят и не пьют, пост укро­щает тело, чтобы душа ожила, в то время как угожде­ние телу убивает душу. Постом очищаемся от страс­тей, которые развиваются угождением телу».

Но один лишь телесный пост недостаточен. Ему дол­жен сопутствовать пост духовный, под которым подразу­мевается воздержание от всякого греха, - с одной стороны, и добрые дела милосердия - с другой. Когда удерживается желудок от жирной и сытной пищи, тогда ум должен блю­стись от гордых, суетных и грешных мыслей, сердце - отстрастных похотливых желаний, язык - от скверных слов и ругательств, руки - от злых дел, ноги - от кривого пути. Нельзя разделять пост телесный и духовный, т.к. не возможно телом быть сластолюбивым, а душой боголюбивым. Свт. Иоанн Златоуст так объяснял смысл духовного поста: «Не говори мне: столько-то дней

постился, не ел того-то и того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого - добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду? Если душа, госпожа тела, заблудилась, зачем казнить слугу ее - тело и утробу? Не выпячивай телесный пост, ведь сам пост телесный не возносит на небо без милостивой его духовной сест­ры, которая не просто спутница его, но и колесница».

Эта мысль развивается и в церковных богослужебных текстах (стихирах и тропарях), особенно во время сырной седмицы: «От снеди постясь, душа моя, не очистившись от страсти, напрасно радуешься своему усердию; если пост не ведет тебя к исправлению, - за ложь будешь ненави­дима Богом и уподобишься злым, которые никогда не едят». Или: «Отказываясь от пищи, поспеши на деле до­стойно покаяться в грехах». А в службе Первой седмицы Великого Поста говорится: «Истинный пост есть зла от­чуждение, воздержание языка, ярости отложение, похо-тей отлучение, осуждения, лжи и клятвопреступления. Сей пост истинный есть и благоприятный».

Или в другом месте: «Как мы удаляемся от мяса и другой пищи, так же станем избегать неприятельства с ближним, блуда, лжи и всякой злобы» и т. д.

Точно так же не приносит пользы фарисейский пост «ради похвалы перед людьми», ведь Сам Спаси­тель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к покаянию, преломлению гордости, смирению, молитве, богопознанию, освящению и соединению с Богом и ангелами, с жизнью святых на небе и со стра­даниями и смертью Спасителя, а не ко славе людской, что есть цель фарисейского поста.

Единство телесного и духовного поста имеет вели­кую ценность перед Богом.

Пост в соединении с молитвой, по словам Святых Отцов, представляет собой два крыла, возносящих нас на небо. Пост и молитва - два самых мощных средства в борьбе против всякого греха и диавола. Злой род ди-авольский, по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа, не может ничем другим быть изгнан из челове­ка, но только молитвою и постом (см.: Мф. 17, 21).

По продолжительности пост может быть одноднев­ным и многодневным. Однодневные посты бывают каждую среду и пятницу в течение всего года (кроме сплошных седмиц), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября), в день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) в Со­чельник перед Богоявлением (5/18 января). Много­дневные посты Святая Церковь установила перед вели­кими праздниками, которых четыре. Святой Великий или Честной Пост - Четыредесятница (перед Воскресе­нием Христовым; длится 7 недель); Рождественский пост (перед Рождеством - 6 недель); Успенский пост (перед Успением Пресвятой Богородицы - 15 дней) и пост святых апостолов (перед днем памяти святых апо­столов Петра и Павла, продолжительность которого за­висит от даты празднования дня Всех Святых). По строгости посты бывают пяти видов:

1. Полное воздержание от всякой пищи и от всяко­го питья, например, в первые три дня Великого Поста (примирение) и в Великую Пятницу.

2. Сухоядение, когда дозволяется есть хлеб и пить во­ду один раз в день после девятого часа (три часа дня).

3.  Принятие пищи, приготовленной на воде (у нас принят такой пост перед Причащением).

4.  Вкушение пищи, приготовленной на раститель­ном масле, и питие вина два раза в день.

5. Вкушение рыбы и питие вина (самый легкий вид поста).

Насколько важен пост, указывает то обстоятельст­во, что многие святые каноны, начиная с 69-го, посвя­щены посту: канон святых апостолов; каноны святых Вселенских и Поместных Соборов; канон и Правила Святых Отцов, принятые многими Соборами. Пост имеет целью смирить тело, его страсти и низкие поры­вы души. Каноны, как правило, освобождают от поста телесно немощных и больных, т. к. считается, что тела их смиряются болезнью, и поэтому они уже не имеют необходимости в посте. Но следует знать, что и в бо­лезни верующий сам не может себя освободить от по­ста, - дозволить послабление может только его духов­ник, которому он предал себя в духовное руководство. Если мы сами допускаем ослабление поста, то сильно грешим, преступая Закон Божий и заповеди Матери-Церкви, чем ставим под вопрос свое спасение и вечную блаженную жизнь. Не следует успокаивать себя слова­ми Евангелия, что «грех не входит через уста» и так да­лее, самовольно применяя к себе цитаты из Священно­го Писания, выдернутые из контекста ради самоугож­дения. Поступая так, мы лишь подтверждаем свое от­ступление от истинной веры.

Мир вам и спасение от Господа! 

Все ли посты равнозначны? 

Нравится