Древнерусские Правила поведения в храме и устав о поклонах

Русская община
Печать

Мужчины должны опоясываться поясом сверху рубахи на выпуск, а женщины носят пояс под сарафаном.

Собираясь в храм, ещё дома необходимо приготовить деньги на свечи и церковные сборы, чтобы во время Богослужения не заниматься разменом и прочей суетой, отвлекая внимание и мешая молящимся.

От дома до храма (и обратно) подобает творить  Исусову молитву.

На молитве нужно стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но стопы могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально , на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплотных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы.

Не нужно ходить по храму: Во время всех главопреклонных молитв, особенно той, которая читается священнослужителем в конце Литии.

Во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается.

Во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающим службу) отпуста (который обычно начинается словами «Христос, истинныи Бог наш…»)

На Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) «Единородныи Сын…»

Не принято ходить и во время пространного пения клиросами «причастна» , указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа «Святая святым») священство причащается в алтаре и приготовляет Святые Дары для причащения молящихся.

Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шёпотом подсказывать, что делать.

Нельзя разговаривать с детьми вслух, ни понукать, ни поучать в то время, когда идёт служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.

Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву.  Внушай страх перед Богом за своё плохое поведение.

Не позволяй ребёнку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.

Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно ещё плохо ходят. Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно, благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед  причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьёзное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина. 

Молитва эта должна относится к тому образу ,перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешного». Или: «Господи, благослови». Перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешного раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем»).

В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Такое допустимо вне службы; до её начала или после, но во время богослужения, отвлекаясь самому  и отвлекая других от молитвы и уставных поклонов, этого делать нельзя, ибо такое поведение есть нарушение церковного благочиния.

В конце Литоргии (обычно, - во время ограждения молящихся св.Крестом, а в некоторых храмах, - несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения; иногда, в больших приходах, - в разрезанном виде).

Не достоит также просфору брадобрийцам, курящим, сквернословящим и не соблюдающим постов.

Потреблени просфоры должны быть не на ходу, спокойным, без поспешного проглатывания и непременно в молчании. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два - в пояс, а третий в землю. При этом произносят молитву: «Помяни мя, Господи,егда приидеши во Царствие Си» (поклон). «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си» (поклон). «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си» (поклон земной). Перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св.дору, поддерживая левою. Целует ее во св.Крест и потребляет со страхом Божиим.

Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для одежды его это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы.

Передвходомнапапертьнакрестнаддверямитриждыкрестимсяс  3 пояснымипоклонамисИсусовоймолитвой. Привходевцерковь3 поясныхпоклонасмолитвами:"Божемилостивбудимнегрешному", «создавый мя Господи помилуй мя», «без числа согреших Господи помилуй и прости мя».(Поклоны, войдявхрам,совершатьпоясныевпраздничныеднииземныевбудни).

  1.  Взявподручник, поклонитьсянаправоиналево, касаясьподручникомполасословами«Проститеотцыибратия». Начальныепоклонынеделать, есличитаетсяТрисвятоепоОтченаш-до“Приидитепоклонимся». Приуходеизхраманекланятьсямолящимся.

2)Передначаломипоокончаниикаждогообщественногобогослужениявследзасвященникомвсекладут«начал»:

ГосподиИсусеХристе, СынеБожии, молитврадиПречистыяТвоеяМатери, СилоюЧестнагоиЖивотворящегоКреста, исвятагоАнгеламоегохранителяиижевосвятыхотцанашегоНиколы,архиепископаМирЛикийскихЧудотворца(илидругогосвятого, которомупосвященхрам)ивсехрадисвятых, помилуйиспасимягрешного, якоБлагиЧеловеколюбец. Аминь(поклонземной, безкрестнагознамения; священикделаетпояснойпоклон).

Когдавначалеполунощницычитают«СлаваТебеБоже…» перекреститьсябезпоклонатольконапервомзапеве.На3-мзапеве«Приидитепоклонимся…креститьсяначинаемсослов«ГосподуИсусуХристуЦаревииБогунашему». Навсенощныхбденияхпослечинапрощенияиектенииследующейзанимдовозгласа: «Востаните!» сидеть.Перекреститься причем с крестным знамением  ипоклоном следует только после первого открытия царских врат.

3)Когдасвященникпроизноситектеньиивозгласы, креститьсяикланятьсянеследует(тольконалитургиипосле1-гопрошениявеликойектении«МиромГосподупомолимся»-перекреститьсябезпоклона).Послеслов«рцемвси»-3 поклона. Наколенистановитьсяненадо, втомчислеинаисповеди. Креститьсяиделатьпоклонынеобходимовначалемолитвы"ЦарюНебесныи", 3 разапричтенииТрисвятаго,«Приидитепоклонимся», на"аллилуия" (кромеТрисвятагоналитургии, навеликомславословии, наводоосвященииинапервых3 аллилуиянаексапсалмах).

4)Вначалечтения"СподобиГосподи"ипослеслов«БудиИмяГосподнеблагословенно…» - 3  поклона.

5)Вконцемолитвы"Честнейшуюхерувим" - пояснойпоклон.

6)Вначалечтенияексапсалмов-перекреститьсябезпоклонаодинраз.

7)Назаключительныхмолитвахвечерни, утрени,литургииимолебнов- Славаиныне, Господипомилуй(2 раза),Господиблагослови- 3 поясныхпоклонаскрестнымзнамением. ПередначаломчтенияЕвангелияипоокончаниинасловах«СлаваТебеГосподи»-пояснойпоклонскрестнымзнамением.Наслове«вонмем» передЕвангелием» перекреститьсябезпоклона. Евангелиеслушатьнаклонивголову. ПослеокончаниячтенияЕвангелиямолящиеся, неподнимаяголовы, совершаютпоклонскрестнымзнамениемивыпрямляются.

8)Вовремяпения"ВоскресениеХристововидевше" - 3 поясныхпоклонаскрестнымзнамением.

.9)НавоскреснойслужбенаУтреницелованиеСвятогоЕвангелияпроисходиттак: молящиесяподходяткнемуподва, ограждаясебякрестнымзнамением, произносятмолитву:

"СОстрахомилюбовиюприступаюТиХристе, иверуюсловесемТвоим" исовершаютземнойпоклон. Затемследуетвторойземнойпоклонсмолитвой: "Страхому6огрехаради, любовиюжеспасенияради". Послеэтого, ограждаясе6якрестнымзнамениемспроизнесениемИсусовоймолитвы:"Господи, ИсусеХристе, СынеБожии, помилуймя, грешнаго"', целуютСвятоеЕвангелиевправуюстопуизо6раженногонанемраспятогоХриста. Далеесовершаюттретийземнойпоклонсмолитвой: "Верую, Господи, воСвятоеТвоеЕвангелие, ХристеБоже, помозимииспасимя».

Земнойпоклонсвященникубезограждениясебякрестнымзнамениемсословами: "Простимяотчесвятыи", кланяютсядругдругуземно, четкоговоря: "Христоспосреденас" (говориттот, ктосправа, аотвечаеттот, ктослева: «иестьибудет»). Изатемпояснойпоклонмолящимся.

10)Напервыхзапевахпередтропарямина1-йи9-йпесняхканонакреститьсяспояснымпоклоном. 

11)Послекатавасии8-йпеснипояснойпоклон. После8-йпесниканона, когдапоют"ВеличитдушамояГоспода" - вконцекаждогоприпева"Честнейшуюхерувим" - креститьсяспояснымпоклоном, авконцепоследнегоприпева- сземнымпоклоном. 

12)ИзображениеИсусаХристанаиконеиликрестеследуетпоцеловатьвправуюножкуСпасителя. ЕслиХристос, СынБожииизображеннаиконепопояс, тогдацелуемсамыйнизиконыстойстороны, гдедолжнабытьправаяножкаХриста. Нерукотворенный Образцелуютвправыйвисок. ТакжевправыйвисокцелуютиконуИоаннаКрестителянавсепраздникиобретенияегочестнойглавы.

ПресвятуюБогородицу, изображеннуюнаиконе, нужноцеловатьвправуюруку. Еслинаиконенетизображенияправойруки, целуемизображениеПречистойвправоеплечо. Каждогоизсвятыхнаиконахцелуюттакжевправуюруку.

13)Порядокцелованияиконытаков: к  иконеподходятподвачеловека. Совершаютдваземныхпоклонасзапевамипразднику. Например, еслипраздникРожестваХристова, тозапев:

"Слава, Господи, РожествуТвоему". Затем, оградивсебякрестнымзнамением, стемижесловами,целуютикону, какуказановыше.

Послеэтогосзапевомпраздникусовершаютземнойпоклон. Потомземнойпоклонсвященникубезограждениясебякрестнымзнамениемсословами: «Простимя, отчесвятыи»..Затемкланяютсядругдругуземно, четкоговоря: "Христоспосреденас" (говориттот, ктосправа, аотвечаеттот, ктослева: «иестьибудет». Ипояснойпоклонмолящимся. Потакомужепорядку(заисключениемпоклонениясвященнику) совершаетсяцелованиеиконыивдомашнихусловиях, когдамолятсябезсвященника. Кплащаницеприкладываемсякчелуиножкам. ЛобызатьтолькоправуюстопуСпасителя.

14)Креститьсяикланятьсясразупослесловвпенииичтении– «кланяюсь», «поклоняюсь», »кланяемся» ,»поклоняемся», »поклонимся», «поклоняющиеся». «поклонящихся» и « поклоняющимся»ит.п.Послесловсвященика«ГлавывашаГосподевипреклоните»- нужнореальнонаклонитьголову..

15)Вначалепения«ЕдинородныиСыне» нужноперекреститьсябезпоклона.

16)НавыносеЕвангелияинавсенощнойинаЛитургиинужноперекреститьсяспоклоном. (на литургии с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему, и Воскресению»).

17)Насловахсвященика  «мирти» ииприкаждении  «ДухСвятыинайдетнатя…» кланяется толькочтец.

18)КреститьсябезпоклонавначалечтениякнигиДеянийиСоборныхпосланий.

19).НаХерувимскойперекреститьсябезпоклона,стоять, наклонивголову.

 Делая1-йпоклоннавеликомвходе, просебяпроизносить: -ПомянимяГосподиегдаприидешивоЦарствииСи. На2-мпоклоне: - ПомянимяВладыко… На3-мпоклоне: - ПомянимяСвятыи… Напении– ЯкоЦаря… - вновьсклонитьголову.

20)Вначале« Верую» - крестимсябезпоклона.. 

21)Крестимсяспоклоном с молитвой Исусовойпослевозглашения  священником–«Приимитеиядите…»,«Пийтеотнеявси…»,«ТвояотТвоих…».Вначалевозгласа«ИзряднооПресвятей» -всегдаземнойпоклонс молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице спаси нас».

22)Послепения«Отченаш»наЛитургии–креститьсяспоклоном.

23)Привыносечаши- перекреститьсяспояснымпоклономс молитвой Исусовой (такжепривыносечашисословами« Всегданынеиприсноивовекивеком»).

Напении– ЯкоЦаря… - вновьсклонитьголову.

24)Причастникипослесловсвященника  «земнойпоклонТелуиКровиХристовым» - вположенииницвыслушиваютпрощение.Когдасвященникчитаетпрощениепередпричащениемвседелают5 поясныхпоклоновсмолитвой– МилостивеГосподиспасиипомилуйрабаСвоегосвященноиерея(имярек(поклон)) иизбавиегоот всякие скорби, гнев и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон), прости ему всякое согрешение вольное и не вольное (поклон) и душам нашим полезное сохрани (поклон)

25)Подходякчашедляпричастия, заранееперекреститьсябезпоклонас молитвой Исусовой.

26) Когда священник ограждает крестом все крестятся и кланяются с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Подходя ко кресту нужно перекреститься без поклона с молитвой: «Верую господи и поклоняюся честному и животворящему кресту твоему, яко на нем соделал еси спасение посореди земли» сложить руки крестообразно (правая сверху) с пальцами в крестном знамени. Целовать крест и поручь священника (причастники поручь не целуют).

27)Послепроповедисвященника, послетогокакхорпропоет: «Многолеттичестныиотче»– всекланяютсясвященникубезкрестногознамения.

 

Примечания:

 

1)Не стоять спиной к алтарю.

2)Проходямимоцерковныхвраткреститьсяненадо.

3)Подходяккресту нужноперекреститьсяисложитьрукикрестообразнонагруди.

4)Когдасвященниккадит,желательноподнятьруки  спальцамивдвуперстии,кланяясьна3-йвзмахкадила. Вответнасловасвященника«ДухСвятыинайдетнатя…» нужнонегромкоответить«ДухТвойБлагиинаставитмяназемлюправу» .Отходитьвсторону, когдасвященниккадит,ненадо.

5)Есликтозабылдомапояс  илилестовку, тонавремяслужбыихнадовзятьзасвечнымящикомипослеслужбывернуть.

Вовремяпроповедисвященникаможносидеть.

6)Вначалепениясвященником«ХВ» перекреститьсябезпоклона,анапениихора  «ХВ»– 3 поясныхпоклона.

7)Когдапростозажигаютсяранееустановленныесвечи, креститьсяненадо. Передтемкакпоставитьсвечудваразаперекреститьсяспоклоном, перекрестившисьпоставитьегоисноваперекреститьсяспоклоном

8) Благословение у священника 6ерется не чаще одного раза в день: делается это следующим образом. Взять подручник, и, делая метание (а не земной поклон), сказать: "Прости, отче". В ответ на слова благословения священника сказать: "Аминь" и поцеловать руку, а мужчинам еще и правое плечо. На слова священника «Христос посреде нас» сказать "и есть, и будет»: и снова сделать метание.        

9)Одеждадолжнапокрыватьнетольконоги, ноируки. Онанедолжнабытьслишкомяркойилипрозрачной. Мужчиныдолжныиметьбородуибытьодетывкосоворотки. Женщины– одетывюбкуилисарафан, ноневбрюкиилишорты, головавплаткеподбулавку.

10)Молитвы, каквцеркви, такидома, принятосовершатьстоя, исключениеделаетсятолькодлябольныхинемощных.

11)Стоятьнужноестественно: ногисдвинуты, рукикрестообразносложенынаживотеилинагруди, головадержитсяпрямо, взглядобращенкиконам.

12)Недопустимововремямолитвыстоятькиконамбокомилиспиной, прислонятьсякстенам, периламит.д., переминатьсясногинаногу, переходитьсместанаместо, задиратьголовувверх, стоятьсопущеннымируками.

13)Недопустимооглядываться, отвлекатьмолящихсяразговорами. Еслиестьнеобходимостьобратиться, шепотомилизнакомможнопригласитьчеловекавыйтиизхрама.

14)Всегдакреститьсяпослепризыва: «Господупомолимся».

15)Передтемкаквзятьдорусподноса–крестимся.

16_)ПослеИсусовоймолитвывконцеисходныхпоклоноввсенегромкоговорит«Аминь».

17)Замужняяженщина(венчанная) должнабытьвповойнике.

19)Каждый уверовавший должен быть крещен полным погружением.Самослово«крещаю» означаетвпереводесгреческого«погружаю»;всвятоотеческихтворенияхвстречаютсяоколо130 свидетельствоважностипогружения.. через погружение не только символически , а реально происходит соумирание и совоскресение со Христом

20)Каждыйхристианиндолжениметьдуховногоотца(вопрособустановлениидуховничестваобычнорешаетсяврамкахисповеди).

21) Крестимся так как крестилась Русь при князе Владимире, приняв это от древней Византии, т.е. двумя перстами: на лоб налагаем два пальца в честь распятого Христа – Богочеловека, три перста- большой и два последних слагаем вместе – они знаменуют Святую Троицу. Распялся Христос, а не Троица поэтому логично налагать два перста.

 

22) Об исповеди:

Подходянаисповедьделаем4 земныхпоклона, апотомземнойпоклонсвященникусословами«Отче, простиХристаради, иблагословинаисповедь».

Когдасвященникчитаемразрешительныемолитвы–всевположенииницчитаютпросебяпс. 50 или40 раз«Господипомилуй»(еслибылонаисповеди1-2 чел, томожнотольконаклонитьголову). Наисповедитот, укогогрехизаписаныналисточке, сразуначинаетихчитать.; Духовникже, еслисочтетнужным, самбудетчитать.Когдаисповедникназываетсвоигрехи, топослекаждогоназванногосмертногогрехатворитземнойпоклон(безкрестногознамения) святомуЕвангелиюиЧестномуКресту, обращаяськдуховномуотцусословами: «Грешен(илигрешна), простиХристаради, отчечестныи». Еслижесвященникспрашиваетотомилииномгрехе, которыйнебылсовершенкающимся, топоследнийотвечает: «БлагодатиеюБожиеюсохранен(а)».

23)  Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтоб коснуться лбом рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне. Попутно отметим, что в древней Православной Церкви не было обычая молиться на коленях, нет такого обыкновения и в Старообрядчестве. К новообрядцам же этот обычай проник с католического запада. Хорошим его никак назвать нельзя, ибо Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий, показал нам в Гефсиманском саду образ молитвы: «Паде на лицы Своем, моляся» (Евангелие от Матфея, зач.108). воины же, «ругавшиеся» т.е. насмехавшиеся Господу во время Его Страстей, творили поругание «поклоньшеся на колену пред Ним» (Евангелие от Матфея, зач.112). Ясно видно, какому из евангельских примеров соответствует обычай православный, а какому – католический (он же новообрядческий).

24)  Когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющеся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», всегда кланяться в пояс.

 

В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием., что должно быть во всяком храме.

Мужчинам, не желающим носить бороду, всем курящим табак и т.п. душепагубные зелья, оскверняющим язык свой бранными ругательствами, скверными, гнилыми словами (Еф.4,29) и подверженным другим не потребным привычкам, порочащим християнское звание, женщинам и девицам, находящимся в состоянии нечистоты (месячных), а также женскому полу (разве, кроме юных отроковиц) с непокрытой головой не подобает просить благословения, а пастыпрям подобает не благословлять, если таковые дерзают и требуют.

Следует, не совершая крестного знамения, поклониться священнослужителю до земли и сказать: «Прости мя , владыко святыи, и благослови» (если это епископ; а если эот священник, то ему говорят: «Прости мя , отче честныи, и благослови»). Пастырь на это отвечает : «Бог да простит тя». Далее просящий благословения говорит свое имя. После этого благословляющий ограждает просящего крестным знамением и произносит молитву: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (или рабе Божией: называет имя) всегда, и ныне и присно, и во веки веком». Получивший благословение отвечает: «Аминь» и целует руку давшего благословение. Затем благословивший говорит: «Христос посреде нас», а получивший благословение свидетельствует ему: «Есть и будет», и целует его правое плечо и вновь крестясь, кланяется в землю.

Вместо обыденного «Здравствуйте» или «Добрый день» при встрече с епископом или священником (будь то и по телефону, причем, независимо – кто кому звонит) младший первым должен сказать: «Прости мя, владыко святыи (или отче честныи), и благослови». А старший отвечает: « Бог простит тя; Бог благословит» (если есть достоинство). И затем уже переходят к деловой части разговора.

На прощание не только духовным лицам не должно говорить привычное в наше время «До свидания», но и христианам следует употреблять освященные духом евангельского учения выражение : «Прости Христа ради» а в ответ должно прозвучать: «Бог простит. И меня прости». Эти слова должны произноситься не небрежно, не формально, а от всей души. Ибо мы просим простить нам все, чем мы, вольно или невольно, могли опечалить ближнего, и сами прощаем его чистосердечно, с миром и любовью молимся о том, чтобы Господь простил и помиловал его. Просить прощения и благословения у епископов и священников принято и в письмах.

Радостные события Крещения и Венчания зачастую, к сожалению, проходят неблагочестиво и неблагообразно. Подобает присутствовать на таинствах с благоговением, с молитвой на устах и в сердце, за крещаемого или венчаемых. Посему нечестиво при совершении Таинств вместо молитвенного участия разговаривать, шутить, смеяться, бегать с камерой или фотоаппаратом, и вообще проявлять излишнюю суетливость. Крещение и Венчание должны быть запечатлены молитвой, а не на пленке.

Если на Таинство приглашены иноверные, им должно объяснить заранее, в какой одежде приходить и как себя вести (стоять в притворе, не креститься и не кланяться).

Поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих ни сколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру: избравших профессию артиста, актера, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию (Литоргию), разве что, по рассуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектении.

В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога, иноверных, еретиков, а ткже православных христиан, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными.

 

 

 

 

 

 

Како крестити лице свое крестообразно и со страхом стояти во святей божией церкви

Пишет святыи Иоанн Златоуст сице.

Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою, творяще крестятся; всуе труждаются, занеже не исправляют истова креста на лице своем, тому бо маханию беси радуются. А иже кто крестится истово, покладая руку на челе, и на животе, и на правом раме. И потом на левом, то ангеле зряще, веселятся истинаго Креста воображаема на лица их, и Ангел Господень написует тогда входящия в церковь Господню со страхом и верою. Да еще кто, пришед в церковь, стоит со страхом и со умилением, поклоняние творя ко образу Божию, той восприимет отпущение грехов и милость Божию. Аще ли без страха, то таковыи большии грех получив отходит. Темже  и мы, вшедше в церкоь, стоим со страхом, чающе от Бога великия милости, в сии век и в будущии. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Святаго Иоанна Златоустого о псалтыри.

Вопрошен бысть великий Иоанн Златоустый от братии: добро ли есть оставити Псалтырь? Он же рече: уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтырь. Вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом, и почитати прилежно Псалтырь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтырь, да не нерадим.

Как приготовить себя к принятию святых таин.

Все готовящиеся к святому Причащению должны соблюсти всю седмицу сухоядением и пребыть в молитве в церкви или, за церковную службу, дома помолитися: поклонами (по лестовке), или кафизмами (по Псалтыри), или по Уставу церковному (у кого есть книги) – судя по возможности и усердию каждого.

Кроме уставной церковной службы все говеющие должны помолитися в течение седмицы семь Правил, в церкви или дома. Правило – Правильные каноны на каждый день. Если готовящийся к Причащению не имеет возможности помолиться в церкви или дома эти Правила, то вместо каждого Правили надо молиться десять лестовок (три земных и семь поясных).

Молиться Правило лестовками следует в таком порядке: одна лестовка с молитвой Исусовой земная и две лестовки с молитвой Исусовой поясные. Эти три лестовки молиться в таком порядке три раза. Затем следует помолиться одну поясную (десятую) лестовку Богородице. Эти десять лестовок и составляют одно правило.

Таких правил надо помолиться семь всякому готовящемуся ко святому Причащению. Если кто по каким-либо обстоятельствам не успеет исполнить семь  Правил до принятия Святых Таин, то оставшееся неисполненным следует исполнить после принятия Пречистых Даров.

Приведенный выше порядок исполнения правила говения обязателен для иноков. Мирянам же можно молитися это правило в несколько ином  и облегченном виде: в каждой из десяти лестовок первые 12 и последние 17 поклонов – земные, остальные в пояс; 7 лестовок – с молитвой Исусовой, 8-я лестовка Ангелу Хранителю, 9-я лестовка Иоанну Предотечи и 10-я лестовка Пресвятой Богородице.

Если кто слаб (по болезни или старости), пусть молится в каждой лестовке только последние 17 поклонов земными. По немощи великой, а не за леность, можно молиться всю лестовку в пояс.

Отдельно каждую лестовку следует молится – во всех случаях келейной (домашней) молитвы – следующим образом.

Первые три ступени и последние три в лестовке – с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже», с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) – с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствие Си»; поклон земной.

Вторая великая ступень – с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствие Си»; поклон земной.

Третья великая ступень – с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствие Си»; поклон земной.

 В конце лестовки: Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

Аптека духовная

 Человек некии прииде во врачебницу и спроси врача: есть былие, еже бы врачевало болезни душевные и иные грехи?

Врач же отвеща: есть.

Прииди и возьми корень послушания и правды, листвия упования и терпения;

Цвет красоты, или чистоты душевной и телесной;

Плод добрых дел;

И изотри в сосуде сокрушения сердечного;

Просей в решете рассуждения;

Прилей воды от слез молитвенных;

И раствори горестию покаяния;

Потом воспламени себе Божественною любовию;

Вложи в горнило ничтожества, или смирения;

И, осолив себе солию братолюбия, отверзи щедрую руку к милостыни, южа да твориши в тайне.

Егда же все то уготовится чрез огнь веры и благодати, уотребляй в твою пользу. Тогда будеши совершенно здрав!

 

Нравится