Быть или не быть

Казак
Печать

alt

В конце восьмидесятых - начале девяностых, благодаря имевшим место быть в нашей стране переменам, в России начинается повсеместное массовое возрождение казачества.

 

Что это было на самом деле, сегодня трудно сказать. Можно лишь предположить, что, инициируя возрождение казачества, демократы, становящиеся на тот момент перед уже хромающими на обе ноги коммунистами твердо на ноги, хотели по всем фронтам и любыми способами укрепить свое положение.

Но, как показали события тех лет, опыт возрождения был крайне неудачным. Общество, несмотря на то, что всеми силами стремилось к переменам, тем не менее, не приняло возрождающееся казачество всерьез. Да этого и нельзя было сделать. Потому что возрождение казачества имело от казачества всего лишь одно название –«казачество». Объяснить это можно тем, что в стране, которая на заре своего становления видела в казачестве своих врагов, до наших дней сохранилось весьма скудное собрание исторических фактов и прочих документов об этом воинском сословии.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что единых сведений о том, что такое казачество, на тот момент в стране было ничтожно мало. Из школьных учебников было известно лишь то, что казаки - это беглые от крепостного права крестьяне.

И все.

Идейные представители советской власти хорошо поработали над тем, чтобы общество выглядело максимально однородным, без каких-либо социальных неравенств.

Именно поэтому, не имея на заре демократии четких путей возрождения, масса энтузиастов к вопросу возрождения казачества подошла с творческой стороны. Что, в конечном итоге, привело данный процесс, мягко говоря, в тупик. А общественное мнение – к негативным характеристикам.

Далее процесс возрождения казачества, пусть и не полностью, но был взят под контроль государственной системой. Еще при первом президенте России Борисе Ельцине был издан указ о формировании реестра и внесении в него казачьих войск и обществ.

Данное обстоятельство на тот момент позволило хоть как-то структурировать все то, что имело стихийную основу. Но вхождение в реестр было интересно далеко не всем казакам, так как на тот момент уже многие из них из-за нестабильной обстановки в стране уже были нелояльны к действующей власти и поэтому отказывались поступать на государственную службу.

С этого момента новейшая история казачества выделяет два основных направления в развитии и возрождении современного казачества: реестровое (те кто добровольно вступил на государственную службу) и общественное (кто отказался от первого и зарегистрировал свое общество как общественную организацию).

С этого момента можно констатировать и появление двух основных направлений будущего развития современного казачества:

Казачества как воинского сословия, как институциональную форму

Казачество как отдельный народ, обусловленный отдельными этнокультурными особенностями

Перспективы развития казачества по второму пути – это прямая угроза сепаратизма в регионах массового проживания казаков, например – Ростовская область.

Интересно ли это государству? Думаю, что нет. Мало кому может понравиться тот факт, что при малейшем желании некоторые группы людей будут признавать себя отдельным народом, требовать землеотвод и прочие привилегии, что полагаются малым народам на территории Российской федерации.

Развитие же казачества по первому сценарию тормозится на сегодняшний день самим государством в лице его чиновников аппаратов низшего уровня.

Объясняется это, прежде всего тем, что казачество - это сложное сословие, имеющее свои институциональные обязанности, такие, как, например, были у казачества в дореволюционной России. Полицейские, пограничные, военные, административные и др.

Таким образом, процесс возрождения предусматривает в обязательном порядке слияние казачества с местными органами власти. А если выразиться проще, то для дальнейшего развития казачества необходимо, чтобы оно как можно более плотно вошло во власть.

Данное обстоятельство весьма невыгодно местным чиновникам, которым не хотелось бы уступать свои места «неизвестно кому».

Для них гораздо удобнее было бы, чтобы казачество представляло собой не институциональную форму, а просто некий культурный областной элемент. Папахи, пляски, песни… и художественный свист.

Государству же, его верховным представителям, напротив, выгодно чтобы казачество в регионах как можно плотнее сращивалось с властью, ибо данное обстоятельство позволит не только избежать угрозы сепаратизма, но и упразднить для себя ряд моментов, таких, например, как решение правоохранительных проблем и вопросов в данном месте.

Но, повторюсь, инициатива одних чиновников напарывается на стойкую преграду, выстроенную другими чиновниками. Что, впрочем, для России далеко не редкость.

Также не редкость и тот факт, что обе перспективы развития не двигаются с места. Первая – из-за того, что не нравится вообще. А вторая - потому что не нравится конкретно кому-то.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что казачество как социокультурный феномен в ближайшее время, конечно же, благодаря стараниям отечественных и зарубежных ученых, будет благополучно разрешен, а количество чиновников, вставляющих палки в колеса, будет сокращено, и процесс возрождения некогда могучего, доблестного и прекрасного сословия будет продолжен и… завершен.

Слава Богу, что мы казаки!

 

По материалам sozidatel.org

Нравится