Алиса Блинцова, НКО «Русская Школа Эстонии»: Русские дети идут!

Казак
Печать

altНельзя не согласиться с заявлением председателя социал-демократической партии Эстонии Свена Миксера относительно эстонизации русских школ:

«В таком виде реформа неприемлема и бесперспективна, и вместо желаемого положительного результата может, скорее, навредить ученикам русскоязычных гимназий и ухудшить качество получаемого ими образования. Государство не может себе позволить подобные эксперименты, которые играют с будущим молодых людей и могут привести к непредсказуемым результатам

 


Какие варианты русской школы в Эстонии возможны? Русские школы с преподаванием на русском языке, русские школы с преподаванием на эстонском языке или что-то другое?

Совет объединения «Русская Школа Эстонии» предлагает первый вариантшкола с русским языком обучения с качественным преподаванием эстонского языка. В этом нет ничего сверхъестественного. С нашей, русской стороны – все чисто, не придерешься: законы нам это разрешают, родители и дети заявляют о желании, учителя есть и способны преподавать. Да и традиции и история есть, то есть нет необходимости создавать что-либо с нуля.

Зато со стороны правительства в этом аспекте есть нестыковки: программа перехода на эстонский язык противоречит Конституции и закону об основной школе и гимназии, нет качественных методик преподавания эстонского языка как иностранного. Варианты решения проблемы правительством:

1. переделать государственную программу в соответствии с законом и конституцией;
2. переписать конституцию и закон об основной школе и гимназии (этот вариант практически невозможен, т.к. закон был принят в соответствии с Европейскими конвенциями, а конституцию менять не принято).

Если  решение этой проблемы очевидно, то почему же правительство, в лице Министерства образования и науки противится явному факту?

Один из ответов на этот вопрос неожиданно для себя дал социал-демократ Свен Миксер. Он заявил, что Реформа русских школ необходима, потому что русскоязычные родители отдают детей в эстонские школы. Очевидна попытка лидера социал-демократов выкрутится из непростой ситуации путём перекладывания с больной головы на здоровую.

Свен Миксер утверждает, если родители будут отдавать своих детей в эстоноязычные школы, то это станет главной угрозой для будущего русскоязычного образования в Эстонии. Однако, очевидно, что угроза таится также для эстонской школы. В этом и кроится вся «опасность»! Такую большую массу русскоговорящих детей не удастся ассимилировать в эстонских школах без «ущерба».

Читая заметки местных изданий, встречаю недовольство эстонских мамаш на большое количество русских малышей  в песочнице. Одна 6 летняя эстонская  девочка, увидев русского ребенка, сказала  своей маме: «Nii väike, aga juba venelane!» (Такой маленький, а уже русский!). Могу представить гнев родителей «чистых» эстонских школьников, если туда массово пойдут русские детишки.

Совершенно  очевиден страх эстонской общины, нежелающей «переплетаться» (lõimumine-переплетениеслово используемое в эстонском языке для обозначения «интеграции» дословно означает «переплетение»), интегрироваться, скрещиваться и  обогащаться разнообразием перед «плохоуправляемой» русской массой.

Отсюда и разговоры о том, что законы эти вроде как формальны, соблюдать их букву не обязательно. Да и Конституция не священная корова, не все золото, что там написано. А попробуй мы заяви, что русский язык сделать вторым государственным? Конституция станет священной коровой?

Немного удивляют родители русскоговорящих детей, которые поддерживают переход русских школ на эстонский язык обучения. Таких единицы, но они все же есть. Их позиция непонятна - они не хотят учиться на русском, но в эстонскую школу идти не хотят. Им не нравятся эстонские дети и учителя?

Очень часто слышны разговоры о том, что никто русскоязычных не пытается ассимилировать, превратить в эстонцев. Говорят, есть же у вас народные студии, где танцуют хороводы. Блины и кокошники никто у вас не отнимает. Однако, культура прививается не через танцы и блины, а через образование.

Семья хоть и является важным элементом воспитания, однако роль образования не стоит недооценивать. Случаи, когда родители являются одновременно и педагогами-русистами, чтобы задавать высокие стандарты– немногочисленны по понятным причинам. Между тем, культурному человеку следует владеть родным языком в как можно в больших областях знания.

В своем обращении к русскоязычному меньшинству С. Миксер указал, что не поддерживает в обществе разделение по языковому и национальному признаку. На первый взгляд - хорошая мысль. Однако, если прочитать его намерения относительно ликвидации этого разделения, то оказывается господин Миксер хочет упразднить языковой и национальный признак путем эстонизации русских школ. Другими словами, если все станут эстонцы, то и разделения по языковым и национальным признакам не будет.

Откроем Конституцию ЭР и узнаем, что у каждого есть право сохранить свою национальную принадлежность. Именно 12 параграф Конституции, указывающий на это, содержится в подписном листе направленном господину Миксеру.

И последний  вопрос: как называется партия, лидер которой который рассуждает о своём видении какого-либо вопроса, игнорируя основной закон страны и как называется государство, правительство которого не желает соблюдать свою Конституцию и другие законы ЭР?

Автор: Алиса Блинцова, НКО «Русская Школа Эстонии», докторант Таллинского университета.
 

По материалам baltija.eu

Нравится