«Женщины снова оказались сильнее мужчин…»

Казак
Печать

alt

Н. Б. Жуковачеловек яркий, энергичный. Её любимые выражения: «Во всем должен быть здравый смысл» и «Я — счастливый человек!» 
 
Она — коренная москвичка, родилась 7 марта 1937 года на Рогожской заставе. Прадед её владел несколькими доходными домами, два из них, старинной постройки, уцелели, а на месте третьего возвели «бежевый домик», тот самый, где сегодня разместилась возглавляемая ею организация... 
 
«Бабушка и дедушка родились в 1880 году, — рассказывает Нина Борисовна. — Крестились, венчались и ходили в московский храм преподобного Сергия Радонежского на Андрониковской площади. Когда бабушка умерла, ее отпевали, хотя тогда, в 1972 году, я уже работала секретарем горкома партии. Отец тоже был членом партии. Меня крестили, как только я появилась на светродилась семимесячной, вес один килограмм двести граммов, бабушка подумалане жилец на этом свете! И сразу понесла меня в храм на подмосковной станции Обираловка (теперь город Железнодорожный) к священнику Митрофанову. Для меня семья священников Митрофановых с детства – как родные: старший из Митрофановых ещё мою бабушку крестил, его сын — меня. Когда прихожу к родителям на кладбище, обязательно наведываюсь к «своим» Митрофановым. Их там три поколения похоронено…». 
 
Нина Борисовна родилась в советское время: «Не мы выбираем времена, когда нам появляться на свет», — говорит она. Однако причин упрекать судьбу она не видит. Хотя дед по отцу был заслуженным железнодорожником, что называется, человеком на виду, его семья оставалась верующей: «В доме висела икона, а когда я пошла в школу, мой дедушка привел меня в Елоховский храм и рассказал историю Иисуса Христа, объяснил, что такое вера, что такое жить по Заповедям Христовым». 
 
Первой из двух главных книг, сыгравших в ее судьбе решающую роль, был томик стихов Пушкина, полученный бабушкой-гимназисткой, Александрой Семеновной Гущиной, ещё в 1887 году за отличную учебу. ВторойБиблия, которую открыл для маленькой Нины ее дедушка
 
Семья Ивановых-Громовых (по материнской линии) детей воспитала в духе Православия. Никто ни разу не донес, не упрекнул Ивановых в «мракобесии», не осудил, хотя в советское время за это могли быть большие неприятности (дядю Жуковой исключили из партии за крещение сына, хотя вступил он в нее на фронте, перед боем). 
 
«Конечно, семья Матвея Ивановича не афишировала свои религиозные убеждения, не выставляла на всеобщее обозрение, – говорит Жукова. - Все сохранялось и передавалось внутри семьи, но никто и не предавал верыГосподь не допустил до этого». 
 
«Если семья хранит верность традициям, не забывает культуру и веру предков, то неважно, в какое время ты родился и выроссоветское или несоветское!» — твердо убеждена Жукова
 
Конечно, маленькая Нина не могла тогда по-настоящему осознать ни суть Православия, ни свою глубинную причастность к нему. Вокруг, в большом советском мире царила атмосфера совсем иная. Она, как все остальные дети, была октябренком, пионеркой, любила катание на санках с Воробьевых гор, задорные песни у костра: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» 
 
Счастливое детство оборвалось внезапно — началась Великая Отечественная война. Мать Нины, Вера Никифоровна, ушла санитаркой на фронт, отец, инженер авиационного завода, вынужден был уехать на Урал, забрав с собой дочь. За девочкой ухаживали соседи, отец поздно приходил с завода. Самым радостным событием были письма с фронта от мамы... 
 
В 1959 году Нина Борисовна закончила историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Распределили ее в Балашихинскую школу учителем русского языка и литературы. Но просто отрабатывать часы — не в ее характере: «По выходным школа пустая простаивает, а дети по улице беспризорные болтаются, ведь многие родители тогда в субботу работали, да и сами папы и мамы в домашнем кругу далеко не всегда были лучшим примером моим ученикам — кто выпивает, кто ругается, а кто и похуже... Я и предложила организовать «Клубы выходного дня»: ставили в спортзале столы для пинг-понга, в шахматы играли, в другие спортивные игры. Читали прессу, обсуждали новости, общались. Устраивали концерты, спортивные соревнования. Мой почин по всей области подхватили! Из горкома местного позвонили в школу: «Это кто у вас такая бойкая? Нам такие нужны!» И в 29 лет меня избрали секретарем Балашихинского горкома партии. Позднее пришлось снова идти учиться — в Академию общественных наук при ЦК КПСС». 
 
В горкоме Жукова в меру сил защищала верующих: «Церковные старосты приносили мне ежемесячно списки всех, кто венчался и крестился. На территории Балашихинского района было пять действующих церквей. Сейчас семь. Зачем приносили? Уполномоченный по делам религий в исполкоме это требовал. Получаю списки, там все значится: фамилия, имя, отчество, место и дата рождения. 
 
Работники горкома должны были проверять: кто из этих «споткнувшихся» состоит в комсомоле, в партии, кто где работает, сверять паспортные данные, «принимать меры». А я списки окрестившихся и венчанных возьму: «Спасибо!» — и под сукно. 
 
И все, и тихо... Наказывали только когда приходил донос по всей форме. Поссорятся соседи, допустим, один возьмет да и настрочит: «Такой-то, живет там-то, работает там-то... ходил к попам, венчался, крестил детей» и так далее. Тут уж не скроешь! Жалобы и кляузы мы вынуждены были рассматривать». 
 
Сейчас принято упрекать старшее поколение: вы под советскую власть прогибались! Однако немногие помнят, а иные не могут понять, чего стоило в то время — быть верующим. Жукова считает, что эта тема закрыта сегодня для молодежи. А её нужно знать, особенно слушателям православных университетов. 
 
Нина Борисовна быстро поднялась по служебной лестнице: от секретаря горкома до инструктора по культуре в Центральном Комитете КПСС, а с 1986 по 1992 год работала заместителем министра культуры России. Она поняла: на этом посту у нее большие возможности! И российская культура стала для нее делом жизни. 
 
«В министерстве было пять заместителей, на всех обязанности распределены: один работает с художниками, другой — с артистами, третий — с учебными заведениями. Например, нужно было наладить контакты с иностранными библиотеками по обмену книг, а то у российских читателей из-за политических препон образовались большие пробелы в знании литератур других стран. И наладили!» 
 
При поддержке Нины Борисовны Жуковой возродились и обновились Всероссийские праздники славянской письменности и культуры, посвященные святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, создавшим славянскую письменность. 
 
В 1863 г. в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю) — это был год тысячелетия со дня создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. 
 
В 1986 году, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен в СССР «праздником славянской культуры и письменности». Инициатива его проведения принадлежала Союзу писателей, активную поддержку которым оказало Министерству культуры РСФСР и Нина Борисовна Жукова лично. От Московской Патриархии праздник возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. «Он был нашим духовным наставником», — говорит Нина Борисовна. 
 
«Масштабы праздника были грандиозны. Органы власти всех уровней помогали в его подготовке и проведении. Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый город России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск) — и перемещался в столицы областей и республик России, а завершался в Москве — в Богоявленском Соборе. В 1992 году в Москве появилась Славянская площадь, а на ней памятник Кириллу и Мефодию. Я счастлива, что в этом есть доля и моего труда», — говорит Жукова. 
 
Нине Борисовне вообще приходилось много ездить по стране (да и сейчас она редко на месте сидит!). Часто рядовой визит превращался в событие, имевшее огромное значение для Русской Православной Церкви: «В 1990 году приезжаю в Казанский собор в Ленинграде, а на нём вывеска: «Музей атеизма». Директора спрашиваю: «Тебя устраивает это название?» Он отвечает: «Нет... А что я могу сделать?» Я говорю: «Наймите альпинистов, снимите вывеску для начала». А он мнется, не решается... Я тогда: «Пойдем к Владыке!» Тогда в Ленинграде был митрополит Иоанн (Снычев). Принял он нас. Обсудили наши с директором предложения, выслушали митрополита и решили в музее для начала оставить экспозицию о Православии. Наняли альпинистов, они всю ночь работали. Просыпаются утром ленинградцы — нет вывески «Музей атеизма». А через несколько лет не стало в Казанском соборе музея. Его перевели в другое здание. 
 
Вернули мы Церкви мощи святого благоверного князя Александра Невского. Торжественно пронесли их по Невскому проспекту крестным ходом... Мощи других святых продолжали храниться в холщовых мешочках под инвентарными номерами. Почему бы и их не передать Церкви? 
 
Тогда приказа заместителя министра культуры было достаточно для решения вопроса. Я не бегала к Горбачеву: «Разрешите мне вернуть мощи!» Не должны святые мощи под инвентарными номерами в мешочках лежать! Министр культуры такие решения поддерживал. Позже всех, в январе 1992 года, передали Церкви мощи преподобного Серафима Саровского, потому что долго не могли их найти. В каждом отдельном случае по идентификации мощей я писала письмо Патриарху Алексию II: «Пришлите, пожалуйста, комиссию, которая проведет соответствующую экспертизу», а он всегда мне отвечал: «Я доверяю Вашим сотрудникам и работникам музея». Он знал: пока отдают, нужно поскорей забрать — а вдруг завтра опять все переменится, запретят трогать «музейные экспонаты», вернется антирелигиозная пропаганда? Время такое было... переходное». 
 
А чуть раньше с огромным энтузиазмом готовилась заместитель министра культуры Жукова к великой дате: тысячелетию Крещения Руси. И этот праздник, радостно всколыхнувший весь славянский мир, прошел успешно. 
 
С ее легкой руки — и благодаря ее же твердому характеру! — в 1992 году было подписано соглашение о поэтапной передаче церковных зданий их законным владельцам. 
 
«Митрополита Александра Костромского встретила недавно: он мне напомнил, как приходил ко мне в министерство, требовал вернуть Ипатьевский монастырь. А я ему тогда ответила: «Я готова хоть сейчас. Но ваше областное руководство не выделило помещения для краеведческого музея, мы его что, на улицу выкидывать будем? Давайте вместе думать и решим этот вопрос к обоюдному согласию!» При встрече он сказал: «Простите, вспоминаю то время, когда к вам приходил, и не очень корректно себя вел! Но тогда я хоть знал, к кому приходить, чтоб оказали реальную помощь. А теперь уже и не знаешь, куда идти». 
 
Под опекой Нины Борисовны расцвели всемирно известные музеи-усадьбы Михайловское, Ясная Поляна и другие, росло число клубов, музеев, библиотек. Толчок к бурному развитию получили народные театры. 
 
Возглавив после ухода из министерства АО «Галарт», Жукова занималась спасением народных промыслов; поощряла неформальные молодежные объединения (Нина Борисовна также была инициатором принятия закона о любительских объединениях). 
 
«С 1994 года я имею возможность работать в Соборе под руководством сначала митрополита, а теперь Патриарха Кирилла, - говорит Жукова. - Рядом с ним можно только умнеть! Он нам всем, членам Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, поставил высокую планку. До неё всё время нужно было расти». 
 
Недавно Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В годы духовно-нравственного кризиса, породившего экономический, женщины снова оказались сильнее мужчин». 
 
Предложение о создании Международной общественной организации «Союза православных женщин» впервые прозвучало 3 декабря 2009 года на I Форуме православных женщин, обсуждавшем тему «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении Отечества». «Святейший Патриарх Кирилл, который давно знает меня, как члена Бюро Президиума ВРНС, поручил реализовать эту идею, организационно её оформить и зарегистрировать в Минюсте РФ. Соратницы — Галина Ананьина, Светлана Тягачева, Валентина Сигаева и другие активно помогали. Объединять женщин намного труднее, чем мужчин! У каждой стоит за плечами своя общественная организация, свои проекты, есть накопленный опыт... Но мы справились, преодолели разногласия во имя общего дела». 
 
Так 20 ноября 2010 г. возникла Международная общественная организация «Союз православных женщин». Сопредседателей Союза избрали на общем учредительном собрании, дав Жуковой право подписывать документы и решать финансовые вопросы. «Видимо, учли мой большой жизненный опыт, — улыбается Нина Борисовна. — Кто-то помнит, что я много лет была заместителем министра культуры. Другие знают, что я 20 лет руковожу Региональной общественной организацией «Клуб «Реалисты» и столько же лет работаю во Всемирном Русском Народном Соборе». 
 
Святейший Патриарх Кирилл поставил перед новым Союзом задачу: объединить усилия православных женщин на постсоветском пространстве. «С нашим Уставом, то есть с едиными целями и задачами созданы Союзы в Казахстане, Украине, Приднестровской Молдавской Республике, открыт филиал в Армении, отделения в Волгоградской, Оренбургской, Новосибирской, Омской областях, — рассказывает Нина Борисовна. — Подготовлены для рассмотрения государственными органами предложения в Программу защиты материнства и детства. На миллионы рублей оказана благотворительная помощь многодетным и нуждающимся семьям, престарелым. В соответствии с законодательством независимых республик открываются республиканские организации, филиалы или отделения в областях России, потом будут созданы городские или поселковые. Идет персональный прием заявлений от желающих работать в Союзе. Мы хотим поднять на высокий пьедестал святость материнства и ответственного отцовства. Наша организация не возводит храмы, монастыри, не ставит памятники. Мы можем только инициировать их установку, как это делают Галина Васильевна Ананьина, Анастасия Петровна Оситис, Валентина Афанасьевна Сигаева, Светлана Николаевна Тягачева. Частично их финансируем. Не можем мы помочь всем нуждающимся, даже при наличии больших средств. Мы стараемся разработать и предложить органам государственной и исполнительной власти пути радикального решения проблем: как избавиться от нищеты, как умерить вкус к чрезмерной роскоши богатых. Как привести в порядок детские дома, жуткие интерны для престарелых? Как помочь женщинам, которые вынуждены забыть о своем образовании и профессии, воспитывая на дому детей-инвалидов? А самое главное для нас — внушить очень многим женщинам, что нельзя делать аборты и уничтожать миллионы уже живых существ!» 
 
Несмотря на то, что в названии организации есть слово «женщины», членами Союза могут быть и православные мужчины. Пока основной контингент составляют учителя, преподаватели вузов, социальные работники, матушки — жены священников. Есть пенсионеры, но средний возраст — 45 лет. «Большинство современных православных женщин сохранили семьи, дали воспитание детям и внукам и при этом «не потеряли лицо. Равных прав с мужчинами такие женщины достигают благодаря своему образованию, уму, успехам в профессии, настойчивому характеру. А те, кто ничего не достигает, а только всю жизнь «борются за равные права» — часто одинокие и не очень счастливые женщины…» 
 
Сама Нина Борисовна — человек счастливый: «Я с мужем живу 44 года в браке, имею дочь и сына, четырех внучек. Семья мне никогда не мешала, а только помогала. Все мои мечты за эти годы сбылись…» 
 
Дети и внуки — по духу наши с мужем, верные соратники! Предательств по-крупному я не испытывала. Старалась многим помогать, в ответ получила любовь и благодарность. Моя семья привыкла, что я много работаю, часто езжу в командировки. Повезло с супругом — Лев Васильевич взял на себя большую часть обязанностей по воспитанию детей и внуков! Я с детства живу в полной семье. Всегда рядом были старшие, которые показывали пример младшим». 
 
Нина Борисовна и Лев Васильевич не венчаны. Но... подвенечное платье у Жуковой есть! Она бережно хранит его — ждет, когда муж будет готов к столь ответственному шагу. А сын Жуковых Юрий, будучи курсантом военной академии, венчался в храме у митрополита Питирима. «Он учился в Можайске, в академии, на математическом факультете, — вспоминает Нина Борисовна. — Решил жениться. Сразу же — ко мне: «Меня крестили?» Я говорю: «Да, конечно. А Оля, невеста твоя, крещена ли? Нет. Значит надо крестить». Он как пошел всех родственников и знакомых опрашивать: крещены или нет?! Потом отчитался: так — вот этот дядя некрещеный, вот этот ваш знакомый — тоже... Мы собрали целую «бригаду», повели в Брюсов переулок, да там всех и окрестили (смеется). И лишь после этого они венчались». 
 
Отвечая на вопрос: «Имело ли место в вашей жизни чудо?», Нина Борисовна сказала: «Чудо для меня и моей семьи — это встреча в 1986 году с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом, который стал для нас всех духовником и вел по жизни до конца своих дней». 
 
Нина Борисовна — на редкость позитивный человек: всегда деловита, собранна, её яркие серо-голубые глаза светятся умом, интересом к людям и к жизни. Глядя на неё, трудно поверить, что в этом году она отметила своё 75-летие. 
 
Глава Союза православных женщин говорит: «Иногда хочется сесть и написать книгу о времени и о себе. Пока не получается из-за нехватки времени. Я бы изложила, что думаю, какой хочу видеть Россию. Я хочу видеть Родину Великой, хочу, чтобы жизнь людей не была нищенской ни в материальном, ни в духовном плане. Хочу, чтобы русский народ жил по православному мировоззрению. Чтобы в паспорте было записано, что я — русская. И чтобы я могла гордиться этим!»
 
 
 
Наталья Лясковская
 
 
 
По материалам издания "Столетие".
Нравится