От ассимиляции до многонациональности: как гибнут славянские народы

Русская община
Печать

 

Сложный процесс потери различным славянским населением своих особенных этнических черт происходил с древних времен и, к сожалению, продолжается сегодня. Это поглощение где-то выглядит естественным процессом вхождения одного народа в другой (из-за смешанных браков, количественного фактора, войн, других причин), а где-торезультатом жёсткой государственной политики насильственного навязывания иноэтнического самосознания. В некоторых случаях ассимиляция длится очень продолжительное время и затрагивает только небольшую часть населения, не до конца поглощая ту или иную группу. В другихстремительно и быстро. Иногда под воздействием внешних факторов формируется новый славянский народ с совершенно особыми культурными чертами, политическими устремлениями и характером. Рассмотрим принудительные и малоизвестные попытки включения больших славянских национальных групп (с тем или иным успехом) в другие народности, дойдя до проблем современной России.     

Дела давно минувших дней     

Одним из самых ранних примеров ассимиляции большого количества славянского населения стали славяне на территории современной Греции (в особенности полуострова Пелопоннес). Этот процесс полностью завершился к XI веку, где только севернее славянам удалось сохранить своё национальное самосознание. Другим известным примером является практически полное поглощение германцами многочисленных полабских славян, которые с XII столетия попали под власть немецких князей и епископов. Из-за отсутствия собственной развитой письменной культуры и быстрого перерождения славянской знати в немецкую элиту, германизация ускорилась. В итоге славянское влияние на востоке современной Германии (вся территория бывшей ГДР) свелось практически к нулю уже к XIV веку. Только лужицкие сербы (сорбы), живущие на отшибе от стратегических дорог и далеко от побережья, смогли сохраниться в очень малочисленном (≈50 тыс.) виде до сего дня. В подобном положении оказались и славяне Восточных Альп, этническая территория которых к XIV веку сократилась на две трети.     

Лужичане — единственные из полабских славян, до сих пор сохранившие славянское самосознание     

Последствия масштабного поглощения славянского населения предками современных румын и молдаван особенно видны в языке этих народов. До сих пор более 25% их лексики составляют славянизмы. И если в Румынии более сильны южнославянские болгарские элементы, то в Молдавии — восточнославянские русские. В исторической Бессарабии в давние времена вообще жили целые славянские племена — уличи и тиверцы. Славяне там оказали значительное влияние на формирование духовной и материальной культуры. Вплоть до XVIII века славянское население составляло одну треть современной Молдавии. Из-за многочисленности русских в ряде средневековых документов эта территория даже называлась Русовлахией.     

Под османским игом     

С начала XV века дискриминацию начали испытывать на себе южные славяне, которые попали под власть Османской империи. Она была подкреплена ещё и насильственной исламизацией, проводившейся официальным Стамбулом вплоть до конца существования государства. Среди них начали формироваться особые этнические группы, подражавшие туркам (религией, одеждой, манерой поведения, бытом) и потерявшие прежние признаки идентификации. Со временем часть из них полностью вошли в турецкий этнос, а другая часть — сохранила самосознание, главным образом из-за своего языка. Так возникли потурченцы — боснийцы, горанцы, санджаклии (сербы-мусульмане), торбеши (македонцы-мусульмане) и помаки (болгары-мусульмане), которые из-за кризиса и метаморфоз идентичности почти всегда становились яростными противниками тех своих бывших народов, из которых их предки недавно «вышли».     

В отличие от них существуют и славянские потурченцы, сознательно ставшие частью турецкой нации и перешедшие на турецкий язык: по разным подсчетам, в сегодняшней Турции таковых от 1 до 2 млн человек. Главным образом они проживают в Восточной Фракии (европейская часть 21:41:26 страны, где славяне были большинством с XIII века) и составляют часть коренного населении Стамбула. После освобождения Болгарии и Сербии от Османского ига в этих странах была проведена попытка диссимиляции — тогда часть потурченцев вернулись в христианство и в полное славянское самосознание.     

В Дунайской монархии В Австро-Венгрии германизация была официальной политикой, так как сами немцы составляли только 25% всего населения государства, а разные славяне — все 60%. Ассимиляция проводилась главным образом с помощью школ и разнообразных псевдоисторических теорий, по которым чехи, например, — перешедшие на славянский язык немцы, словенцы — «старые германцы» и т.д. И хотя эта политика не принесла особенно ощутимых результатов, которых усиленно добивались её идеологи, в результате всё-таки удалось онемечить часть страны. Власти Австро-Венгрии стремились ассимилировать славян империи, которые составляли большинство населения страны Не отставали и венгры. Со времён появления в Европе им удалось захватить исконные славянские земли, а также включить в свой состав огромное количество русинов, словаков и сербов.

Тех славян, кто предал свои корни и встал на позиции венгерского государства, перенимая культуру, венгерский язык и самосознание, бывшие одноплеменники пренебрежительно называли «мадьяронами».     

Давление усилилось особенно с середины XIX века. Основным методом ассимиляции подчинённых народов венгерские правители сделали распространение своего языка. Мадьярам удалось усвоить большую часть славянской интеллигенции и часть крестьян. Так, например, национальный венгерский поэт и народный лидер Шандор Петёфи (Александр Петрович) был на одну половину серб, а на другую — словак. В Венгрии до сих пор среди населения имеются компактные группы христиан восточного обряда (грекокатолики). Это и есть те самые бывшие славяне-русины, которые утратили родной язык. Прошлое столетие В начале XX века ассимиляции подверглись болгары в Греции.     

Из-за желания греческого правительства оторвать их от Болгарии, письменность местных славян была переведена на латиницу. Во время Второй мировой войны процессы ассимиляции славянского населения в Европе приняли угрожающий характер. Правительство Третьего рейха утвердило, например, программу «Окончательного решения чешского вопроса», который предусматривал германизацию западных славян. Известный чешский писатель Милан Кундера так описывает историю своего народа того периода: «Нам всё время хотели доказать, что у нас нет права на существование, что мы — говорящие на славянском языке немцы».     

Подобные планы поглощения существовали и по отношению к другим национальностям — полякам, словакам, словенцам и другим. Со времени начала Второй мировой проводилась албанизация в Косово. Главным образом правительством сверху, в частности, были отменены славянские окончания фамилий «-ич», изменялись географические названия. В первую очередь ей подверглись славяне-мусульмане и горанцы, тогда как сербов просто убивали или изгоняли. Этнос рафчан представляет пример до сих пор не завершенной албанизации. Эта группа сейчас имеет албанское самосознание, но до сего дня считает родным южнославянский язык, который называют «рафчанским» или «нашенским».     

В Косово и сегодня происходит масштабная ассимиляция славян (горанцев, боснийцев, сербов) на государственном уровне Особым видом усвоения одного народа другим может считаться процесс межславянской ассимиляции, который имел успех из-за близости родственных народов. В своё время для укрепления державы Российская Империя проводила русификации в Польше и на других окраинах. Большевики после прихода к власти начали проводить диаметрально противоположную политику дерусификации.     

Так, например, школы, институты, театры и даже вывески в бывших Новороссии и Малороссии должны были теперь быть исключительно на «мове». Украинизация достигала таких масштабов, что устроиться на работу без знания украинского было невозможно (а его из городских жителей никто практически не знал), а за пропуск заводских языковых курсов, где его изучали, увольняли с работы. Политику украинизации продолжили и нацисты, оккупировав Украину. После окончания Второй мировой и присоединения Подкарпатской Руси к УССР насильственно ассимилировали русинов, в паспортах им всем советские власти автоматически записывалась национальность «украинец». Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении, в них записывали, что все жители Закарпатья родились на Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии). Все школы были срочным образом переведены на украинский язык. Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из центральных районов Украины и Галичины, особенно с педагогическим образованием.

Современное российское чужебесие Национальная политика современной России практически полностью копирует курс времён СССР в худших проявлениях, не обращая внимания на то, что в новых реалиях этнический состав и количественное соотношение национальностей существенно изменилось. А риторика прошлого всё равно осталась. Официальные власти стали больше бояться ущемить национальные интересы меньшинств, чем основного населения страны.     

Отсюда — уникальный и редкий в истории процесс искусственного завышения влияния и присутствия нацменов в общественно-политической и культурной жизни государства, а также частичная ассимиляция титульного народа внутри страны малочисленными народностями, которая особенно проявлялась в 1990-е и 2000-е годы. Тогда же начали появляться новые, часто абсолютно выдуманные национальности («сибиряки», «орки», «казаки» и прочие), а ещё поиски некоторыми гражданами «второй идентичности» (русские люди искали у себя в роду какого-нибудь прадеда грека или еврея, начинали себя этими греками и евреями искренне осознавать, выбирая более выгодную идентичность для жизни в России).     

Русских в России примерно 80% Из-за слабости политики в национальном вопросе, отсутствии чёткого и открыто декларируемого русского самосознания у высшего руководства РФ и других не менее важных причин возникла, с одной стороны, огромная масса людей, которая быстро теряет чёткие черты русской идентичности. Некоторая часть вообще решает добровольно ассимилироваться в другие народы. Например, желание некоторого числа русских женщин выйти замуж за тожероссиян больно бьёт по численности нашего народа не меньше, чем естественная убыль населения. У таких женщин, «инкубаторш многонациональности», в межэтнических браках рождаются дети с часто антирусской идентификацией (есть и исключения, но они редки).     

Власти и большинство СМИ поощряют мультикультурализм, уменьшающий количество этнических русских, который уже показал свою несостоятельность в Европе. С другой стороны, началось русское национальное возрождение снизу, значительных успехов которого стало опасаться руководство государства. К слову, есть в мире страны, которые на официальном уровне понимают опасность ассимиляции титульного народа.     

Например, в Израиле при поддержке правительства и Еврейского агентства «Сохнут» запустили пропагандистскую кампанию проекта «Маса», цель которой — объяснить евреям опасность смешанных браков. На российском телевидении открыто пропагандируется ассимиляция русских в чужие культуры В сухом остатке История показывает, что главными факторами этнической консолидации славянского населения были язык и культура, а также внутренняя политика государства, куда эти славянские народы входили. Утрата лингвистических и культурных особенностей приводила к быстрой ассимиляции в окружающей этнической среде.     

При попадании на долгий исторический период славянских народов под власть инонациональных правителей или тех, кто не поддерживал на государственном уровне национальные устремления этноса, часто ещё быстрее происходил процесс вхождения славян в другие народы или создания особых национальных общностей, которые со временем начинали носить антиславянский характер. Это можно проследить на примере славян-мусульман или так называемых мадьяронов.     

В современной России численность русского населения уменьшается не только из-за высокой смертности, но и ассимиляции, вызванной, в том числе, и браками русских женщин с представителями других этносов, воспринимаемых как более «успешных», а также слабой и не до конца проработанной внутринациональной политикой.     

Нравится