Илья Ламзин: "Община – это единственное, что правильно и что верно…"

Общинник
Печать

alt

Ламзин Илья, товарищ атамана Дивеевского хутора Нижегородского отдела Западного округа Волжского казачьего войска

 

Илья, расскажите, как был создан ваш хутор, когда? Сколько у вас казаков?

Создан наш хутор был в 2009 году. Община наша существовала и раньше, но именно в этом году волжане пригласили нас к себе вступить к себе. Пообщавшись с ними, мы поняли, что  там – природные казаки, которые чтят традиции, выбирают атамана. Нас ничего не насторожило, и мы приняли решение вступить в Волжское казачье войско.

 

В настоящее время у нас 6 взрослых казаков: двое сейчас на испытательном сроке и четверо постоянных. Почти все (кроме одного) природные казаки, одинприписной. Мы, как и положено, выбираем атамана, все вопросы решаем на кругу и сходе. Молодых казаков мы не причисляем пока, потому что по закону в реестровое войско казак может вступить только в 18 лет. Таких молодых казаков, прошедших испытательный срок, у нас тоже 6 человекТо есть, в общей сложности у нас 12 человек, не считая семей.

 

Какие основные направления работы вашей общины?

Хозяйственной деятельности пока что мы не ведем.  У нас у каждого есть свое личное хозяйство, но общего хуторского хозяйства у нас пока нет. Основное направление у нас – это работа с молодежью. Мы с моим товарищем ведем военно-патриотическую работу в клубе «Град» по всем дисциплинам, связанным с лесом (ориентирование, разведка, диверсионная и противодиверсионная работа).

 

В какой форме у вас представлено военно-патриотическое направление?

Мы делаем полевые выходы, разведывательные выходы – в зависимости от поставленных задач. Все, что мы преподаем и показываем, все связано с работой на природе. Это  и ориентирование в лесу, и работа со страйкбольным оружием. В клубе «Град», на базе которого и проводятся эти занятия, занимаются не только 6 наших молодых казаков, а 20 молодых ребят.

Полевой или разведывательный выход обычно включает в себя тактические занятия и военно-тактические учения. Мы делим наших парней на две, иногда на три части, даем какие-нибудь вводные. Всегда имеется арбитр, судья, который контролирует ход учений, и две или три разные стороны, которые выполняют поставленные задачи. Задача может быть любой: и поиск противника, и захват дота, и встречный бой и т.д. Мы бы хотели заниматься еще и работой в зданиях, в помещениях, но у нас просто нет для этого базы.

 

Скажите, Илья, у вас присутствует казачья культурная составляющая?

Конечно! Но этим мы занимаемся только с казачатами. Мы не видим смысла давать казачью составляющую, казачью культуру всем подряд – не потому, что это какой-то секрет, а потому, что неказакам это будет неинтересно. Человек, который занимается казачьей культурой, должен понимать ее, должен знать ее историю, должен быть заинтересован. Иначе это будет профанацией.

 

А в каком виде у вас это следование традиции?

Ну, во-первых – это казачьи песни. Казачьи традиции как таковые сами по себе. Обязательное воцерковление. У нас в общине есть казаки разной степени воцерковления, но невоцерковленных нет. Это общая взаимовыручка. У нас люди разбиты на пятерки. Если происходит какая-то ситуация, которую можно оперативно решить без обращения в органы власти, то тут помогает обычная казачья взаимовыручка. Казак может и должен рассчитывать только на себя – ни на органы власти, ни на какие-либо правоохранительные структуры. Только на себя и на своих братьев-казаков. Такова наша идеология. Она понятна нашим казачатам, понятна и близка. Человек чувствует себя в этом случае частичкой общины, он чувствует, что за него вступятся.

Также мы воспитываем культуру работы с оружием – с шашкой, нагайкой, ножами…

 

А участвуете ли вы в каких-либо празднованиях – Масленица, Святки?

В Масленице организованно мы пока еще ни разу не участвовали. Если участвовать, то нужно на областном уровне, а не на внутреннем, потому что нас слишком мало.

 

А в Дивеево это есть как явление?

 

В Дивеево есть так называемая «Дивеевская слобода», лужковское строение. Там они проводят праздник для богатых, а празднеств для простого человека в Дивеево практически нет. Создается некая видимость местным Домом Культуры. Но ни стеночных боев, ни каких-либо подобных забав там нет.

 

А как решаются вопросы безопасности в вашей общины? Ведется ли какая-либо деятельность в этом направлении?

Тут есть два момента. Это безопасность окружающего нас населенного пункта и безопасность именно внутренняя, наша. Что касается безопасности общей – например, Дивеева и окружающих деревень, то в этом плане мы минимизируем усилия – у нас все-таки еще недостаточно сил, чтобы наладить какой-то казачий патруль. А идти на поклон к администрации или милиции, выпрашивать себе ярмо на шею мы не хотим.

 

А к вам не обращались с просьбами о подобном сотрудничестве?

Ни администрация, ни милиция пока  не обращались к нам с такими просьбами. Единственное – мы уже второй год осуществляем охрану периметра, когда приезжает Святейший Патриарх. Это у нас официально, от Нижегородской епархии. Приезжают казаки с отдела, и мы в общем строю обеспечиваем охрану внешнего периметра.

Что же касается безопасности казачьей общины… Мы, глядя на то, что творится в мире,  пытаемся прогнозировать ситуацию в России. Мы прорабатываем всяческие схемы, которые можно будет применить для защиты своих семей и общины, чтобы не дать мародерам. Уголовным элементам или просто отморозкам повредить нашей общине, нашим семьям. Мы живем не компактно, в разных местах Дивеево, но сейчас у нас есть планы построить казачью управу (для чего нами было приобретено 12 соток земли), надеемся, что получится ее построить укрепленной, чтобы в случае чего там можно было бы держать оборону. Это – задача-минимум. Задача-максимум – это при возникновении ситуации типа ливийской или тунисской – контролировать Дивеевский район. Сейчас государство приняло ряд хороших законов, которые позволяют казакам, входящим в реестр, заниматься любой деятельностью по обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом и т.д. Пока это на бумаге. Но ежели в стране начнется беспредел типа тог что происходит сейчас на востоке, то, думаю, казакам будет включен «зеленый свет»  на обеспечение порядка. Потому что в милиции, в других правоохранительных органах  нет идеологии. При малейшем каком-то конфликте. Потере связи с центром. Они все разойдутся по домам. Ибо сейчас у них нет внутренних связей. Кто же тогда будет обеспечивать порядок и охранять народ? Большой вопрос. Мы же, казаки, как сила, которая идеологически крепкая (под идеологией я понимаю вопрос веры), не сможем уйти или смотреть, как сжигают или громят храмы. В этм случае нашей задачей становится обеспечение Дивеевскому монастырю безопасного существования. И пусть мы сейчас не несем никакой службы в Дивеево, мы невостребованы. Но в случае какой-либо угрозы для храмов, священников или простых людей мы не сможем стоять в стороне.

 

А какое у вас сейчас взаимодействие с монастырем?

Батюшка, который нас снабжает учебно-материальной базой для работы в «Граде», еслия не ошибаюсь, как раз назначен митрополитом Нижегородским   ответственным за военно-патриотическое воспитание. Он служит в монастыре. Все контакты с монастырем у нас проходят через него.

 

Есть ли у вас духовное окормление?

У нас у каждого есть духовный отец –не у всех один, правда. Есть окормляющий нас священник – тот, через которого мы ведем всю работу. В клубе «Град» батюшка ведет духовную работу с молодыми казачатами, проводит духовное воспитание.

 

Возвратимся к хозяйственной деятельности вашей общины. Вы сказали, что

Того у вас еще пока нет, но вы не исключает е этого направления в будущем. Какие у вас на этот счет идеи?

Идей-то много, только денег нет. Сейчас, если Бог даст и у нас все получится с нашей казачьей управой, хотим на хуторской территории поставить помещение для содержания бычков. Мы хотим их покупать весной, откармливать за лето, а осенью сдавать их на мясо. Это – самое простое. Другие, более сложные варианты, мы пока не рассматриваем.

 

Каким образом осуществляется в вашей общине самоуправление?

Все традиционно: проходят круги, сходы. На сходах решаются вопросы, не входящие в компетенцию атамана (принятие новых членов в общину, какие-либо глобальнрые вопросы). Те же вопросы, которые можно решить сейчас и не требуютсанкции всего схода.решаются атаманов или его заместителем.

 

Вы употребляете слово «община». Как вы видите перспективы ее развития?

Ну, я вообще вижу ее, эту перспективу, как единственно возможную. Наше хуторское общество образовалось  не на базе Волжского войска, а на базе общины. Казаки стали вместе общаться… Ведь в чем суть общины? Сначала начинаешь вместе общаться, потом ты начинаешь помогать друг другу, потом начинают общаться ваши дети, семьи. И это уже получаются не просто друзья, это – именно община, которая в трудную минуту тебя выручит, защитит тебя, даже если ты неправ. Да, накажут по внутренним законам, но внешним не отдадут. Община – это единственное, что правильно и что верно…

 

Подобная форма в постиндустриальном обществе выглядит со стороны несколько архаично… Некоторые открыто смеются – мол, возвращение в первобытнообщинный строй…

Дело не в терминах, а в выживаемости. Конечно, можно быть независимым, можно жить одному, но это хорошо делать, когда ты находишься в цивилизованном мирном мире, когда нет врагов, завистников, когда спокойная ситуация в стране. Кроме насущной необходимости, есть духовная необходимость в общении. Можно, конечно, отказаться, уйти и жить одному. Но зачем, если есть близкие по духу люди? Мы не искусственная община, которая пытается привлечь к себе народ. Мы никого не тянем к себе. Кто к нам пришел и попросился к нам сам, кто хочет с нами общаться, на того мы уже смотрим, советуемся друг с другом, не боимся задавать вопросы ему, в том числе и не самые удобные – что он хочет получить от общины, готов ли он жертвовать личным временем?  И уже смотря на то, как отвечает человек, смотря ему в глаза, мы понимаем, что он хочет, чего он чувствует.

 

Спасибо, Илья!

Нравится