Вернувшиеся на родину из Южной Америки староверы бедствуют

Общинник
Печать

altВ Жиздринском районе Калужской области (село Огорь) проживает община древлеправославных христиан, вернувшихся на Русь из Южной Америки.

 



 

…В наше время повидать «настоящих» староверов доводится не каждый день. В храмах на Рогожском, Павелецкой или Берсеневке, например, в любое время можно увидеть людей, молящихся в сарафанах, кафтанах и косоворотках, но вряд ли среди них найдутся такие, которые без всякой позы, естественно, ходят в русской традиционной одежде каждый день. Вернувшаяся недавно в Россию братья Мурачевы со своими семьями – это дожившие до наших дней «аутентичные» хранители Старой Веры, словно сошедшие со страниц Лескова и Мельникова (Печерского). Они являют собой чудом сохранившееся звено неразорванных поколений, донесшее до нас неповрежденным дух глубокой древности.
Сегодня эта община, состоящая из двух семей, бедствует и нуждается в помощи.


1

Огорьбольшое село, расположенное примерно в 350 км от Москвы по трассе Е101 (МоскваБрянскКиев). Население несколько сот человек. Бывший здесь ранее колхоз давно разорился, пашни запущены, скот отдан за долги, техники нет.

Староверы живут на окраине. Первой приехала семья Иосифа Мурачева. Сейчас в соседнем доме проживает уже вторая семья - родного брата, Терентия, с женой и семерыми детьми.



…Первое наше знакомство с Мурачевыми завязалось в июне. Хороший друг вычитал про них в интернете и предложил съездить.
наш первый визит:
(Гости - двое слева - с семейством Иосифа)

3

2
4
5Встретили нас приветливо. Правда, очень извинялись, что жилье плохо обжитое и неухоженное. Дома обеих семей расположены напротив друг друга, метрах в двадцати (перейти через «улицу»). Состояние жилищ далеко от удовлетворительного, мужики подлатали что могли, но, конечно же, по-хорошему надо ставить новые срубы. Но об этом пока нет и речи из-за недостатка средств.

Иосиф и Терентий с сыновьями ходят в домотканых подпоясанных рубахах; правда, по необходимости, надевают и современную одеждувидимо, кем-то пожертвованные джинсы, рабочие спецовки, куртки. Жены и дочери одеты в сарафаны или длинные платья. На подрастающее поколение Мурачевых вообще отрадно посмотреть. Потрясающий контраст с нынешним «тинейджерским» стилем. Молодые ребята в рубахах с поясками, девушки в сарафанах - скромные, почтительные к старшим и одновременно хозяйственно-деловитые. Во всем чувствуется традиционное патриархально-русское вежество: пока мы беседовали с главами семейств, молодежь явно любопытствовала, но без одобрения родителей никто не смел и рта раскрыть (при этом абсолютно никакой «запуганности», лишь естественная, с младенчества привитая чинность). Особенно впечатлили красавицы-старшие дочери: сквозящие во всем облике целомудрие и скромность и одновременноцарственное достоинство. Да, и такая деталь: при входе в помещение чужих мужчин они сразу же стараются выйти, остаются только парни (так было при первом визите, при последующих же, когда получше познакомились, к нам стали относиться как к своим, и девушки стали меньше чуждаться).

6

Перед тем, как семье сесть трапезовать, кто-нибудь из старших дочерей благоговейно кладет три поясных поклона перед иконой, после чего чинно застилает обеденный стол скатертью и подает кушанье. Быт подчинен свято хранимым древлеправославным традициям, лица у всех очень светлые, совсем «не современные».
Одно лишь огорчает: эти послушные и благочестивые дети явно не досыта едят… Но о плохом после.
По поводу Веры: как можно понять, Мурачевы принадлежат к старообрядцам-часовенным (ранее представителей этого упования лично встречать не доводилось). Однако отношения с местным населением у Мурачевых сложились очень хорошие: Иосиф уточнил, правда, что «праздновать праздники мы с ними не ходим» (как я понял, имелись в виду совместные возлияния, к которым нынче сводятся любые праздники), однако всегда готовы по-соседски помочь в любом деле. Вообще надо сказать, что у Мурачевых напрочь отсутствует какая-то агрессия или нетерпимость по отношению к «мирским»: да, они не могут вместе молиться, но дают это понять без какого-либо вызова (как то часто бывает у наших записных). Настроены ко всем весьма благожелательно. Господствующей церкви, понятное дело, чуждаются, однако я слышал от Иосифа высказывание, что они всё же рады, что после долгих годов богоборчества в России открылось много храмов, где звучит Слово Божие. Позже Терентий при мне очень тепло отзывался о соседях по селу, которые, как он считает, сохранили христианское доброе отношение к окружающим.
Нашлось уже и полезное применение элементарных навыков переселенцев: Мурачевы пекут на дому хлеб (мука, правда, пока что не своя), - пекут для себя, как всю жизнь с детства привыкли, но для наших-то замутнённых мест такая выпечка стала шедевром; так вот, преподнес как-то Терентий каравай в подарок некоему чиновнику, тот по случаю угостил друга-предпринимателя, держащего в округе магазин; предприниматель попробовал и крайне заинтересовался; встретился с Терентием и предложил печь хлеб для его магазина. Тот не отказался. Таким образом, включились в местную микроэкономику и стали получать небольшой дополнительный доход. Недавно Терентию удалось очень дешево приобрести десяток кур-несушек, что, конечно, стало существенным подспорьем для многодетной семьи.
Да, забыл указать на немаловажное обстоятельство: дети Иосифа и Терентия в России стали ходить в школу. Это небесспорное решение, конечно, далось староверам нелегко и, кстати, привело к ухудшению отношений с многими родственниками. В последующие визиты заходили разговоры на эту тему, и Терентий высказал мне такое рассуждение: «Нужно или бежать в леса, к инокам – там да, никаких школ; но если мы уж живём в миру, среди людейнужно учиться, без этого невозможно». Детям в школе нравится. Я всё думал с опаской: каково-то юным Мурачевым среди современного «продвинутого» молодняка? Оказалось, всё не так уж плохо.


Сельские «мирские» сверстники оказались вполне дружелюбными и терпимыми к «странностям» новичков. К тому же, школа в с.Огорь крайне малочисленна: например, в 9-м классе учится всего четыре человека. Правда, учиться Мурачевым нелегко: они очень стараются, но сказывается отсутствие всей предыдущей базы. 17-тилетняя Катерина Терентьевна, поступившая «в первый раз в 9-й класс», очень хотела бы успешно сдать «е-гэ», но с сожалением понимает, что шансов немного… Тут как Бог даст, а главное - всегда можно утешиться тем, что настоящее-то образованиеумение читать Писание и богослужебные книги, петь столповым напевом и др., которое Мурачевым привили с детствастОит не в пример дороже.
Соборная молитва у Мурачевых совершается пока что у Иосифа в избе, перед совсем еще скромным иконным углом. Надеются в скором времени выпросить у муниципальных властей и отремонтировать соседскую пустующую избушку и сделать там моленную. Богослужебных книг и икон братья с собой не привозили (что разумно, учитывая ценность этих книг и икон на фоне нашей криминальной действительности); запаслись, совершив пару поездок в Москву, на Преображенском и Рогожском. Иконы и кресты – в основном медное литье. Книги тоже все привычные: современные издания иосифовских Часослова, Шестоднева, Псалтыри и проч. Я поинтересовался, как новые знакомцы поют на богослужении; Иосиф продемонстрировал мне приобретенный на Рогожке Ирмолой (ирмосы) – наречные. Мы открыли книгу на 4-м гласе; я стал напевать «Моря чермнаго пучину», Иосиф тут же подхватил, также присоединился его сын; поют они по знамени наречь уверенно, но при этом отлично от Рогожки и Михайловой слободы, используя своеобразные дополнения, особенности попевки. Тут произошел эпизод, хорошо характеризующий сохранившееся мировоззрение «настоящих» староверов: я захотел было записать пение Мурачевых на диктофон, обратился к Иосифу с просьбой спеть еще что-нибудь. Однако тут он, попросив прощения, отказал, пояснив, что по их понятиям, богослужебный текст никак нельзя фиксировать и воспроизводить, «как радио какое-нибудь». «Вы уж простите, но нам так дедушки наказали».
… После первого визита в июне мы стали периодически бывать в Огоре; я и мой друг ездили поочередно, старались чем-то оказаться полезными.
Итак, рассказал о положительных моментах, теперь перейду к грустному.
Как принято и древлеправославных, Мурачевы, приехав в Огорь, хотели начать активную хозяйственную деятельность. Они – опытные земледельцы, «на ты» с любой сельхозтехникой. Полагали сразу взять несколько десятков гектаров пашни и приняться за дело с размахом, вдохнуть новую жизнь в вымирающую и спивающуюся глубинку… Однако здесь им очень быстро пришлось узнать, что «там тебе не тут».

Приехавшим из-за океана людям, не имеющим стартового капитала, естественно, для начала деятельности требовалось – на первоначальном этапе – какая-то помощь, содействие. Вот тут-то у них коса на камень и нашла.
Тут я позволю себе ненадолго отвлечься от огорьских Мурачевых и рассказать в целом о серьезной проблеме, которая теперь уже ясно видится. Эта проблема касается всех нынешних русских «возвращенцев» в Россию. Но я сейчас буду говорить именно о староверах с их особой спецификой.
Итак, за пределами России (и территории бывшего СССР) проживают тысячи русских древлеправославных людей, отцы и деды которых из-за преследований вынуждены были покинуть родину и искать спасения на чужбине. Эти люди, в отличии от «интеллигентской» иммиграции первой половины 20-го века, являются очень стойкими в плане сохранения своей национально-культурной идентичности. Кроме того, для любого государства они являются очень ценными кадрами в плане социально-экономическом: они трудолюбивы, инициативны, плодовиты и законопослушны. В их среде практически полностью отсутствуют такие пороки, как пьянство, наркотики и увлечение политикой. В странах Южной Америки русские староверы дали множество образцов прекрасного хозяйствования и пользуются заслуженным уважением.
И вот начиная с начала 2000-х годов новые российские власти, обеспокоенные скверной демографической ситуацией в стране, вдруг вспомнили о столь ценном кадровом резерве. Южноамериканских староверов стали активно зазывать в Россию. Те могли бы призывы полностью проигнорировать – им на чужбине живется вполне вольготно, а главное – за Веру никто не преследует. Однако в сердцах этих людей, конечно же, тайно всегда жила тоска по покинутой родине, тяга к корням, к земле, на которой некогда расцвело древлее благочестие Святой Руси, бережно хранимое ими на протяжении веков… И поэтому настойчивые приглашения нашли свою благодатную почву.
Как я теперь понимаю, на российские дипломатические представительства в Южной Америке возложены специальные «приглашательские» задачи. По крайней мере, несколько известных мне случаев приезда староверов в РФ произошли в результате общения с российскими послами «на местах». Так было и с братьями Мурачевыми. Российские дипломаты работают следующим образом: разъезжают по староверческим селениям и активно рекламируют пресловутую «Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Перед неискушенными людьми разворачивается завораживающая картина далекой родины, где наконец-то стали у руля умные и честные правители, желающие сделать все для ее возрождения и процветания; возвращающихся трудолюбивых староверов ждут там золотые горы, молочные реки и кисельные берега.


В результате многие стали собираться в дальнюю дорогу. Продавали имущество, готовились к перелету через океан, к началу «новой жизни на старом месте». Прилетали, спускались с трапов и… сталкивались с реальностью, весьма далекой от того, что им наобещали краснобаи из диппредставительств.
Как события могут развиваться потом, хорошо показывает история семьи Зайцевых.
Вот так у них начиналось:

http://www.rg.ru/2008/05/28/obschestvo.html
И вот так закончилось:
http://www.rg.ru/2008/05/28/obschestvo.html
Возможно, этот случай наиболее плачевный. Конечно, в сравнении с ним положение братьев Мурачевых в Огоре пока более благоприятное.
История их вкратце такова. Дед Иосифа и Терентия в 30-х годах XX века вместе с семьей бежал от преследований безбожников за границу: первоначально в Китай, затем в Латинскую Америку. Этот материк стал прибежищем для многих русских староверов. Селились, строились, обзаводились хозяйством. Местные власти ценили трудолюбивых переселенцев, в исповедании Главное, за Веру никаких преследований не было. Однако Мурачев-старший всегда помнил о своей исторической родине; умирая, он завещал детям и внукам: если позовут обратно в Россию, не задумывайтесь – все бросайте и езжайте.
Зов прозвучал в 90-х годах, когда стала реализовываться упомянутая программа.
…У Терентия в Боливии было 600 га земли и несколько тракторов и комбайнов. Жил небедно. Но завещание деда помнил всегда. Когда от российских дипчиновников прозвучало приглашение – богатое хозяйство было отдано за бесценок, фактически брошено.
Когда встал вопрос о выборе конкретного региона для проживания, выбрали Приморье – там у старшего брата Ульяна были какие-то связи. Кстати сказать, далеко не все родственники Терентия оказались столь почтительны к посмертной воле деда. Многие не пожелали расставаться со спокойной жизнью, решение о переезде вызвало в клане Мурачевых нешуточный конфликт. Остающиеся родственники даже пытались запугать и удержать силой тех, кто решил уехать. Не обошлось и без недобросовестных, нехристианских поступков: так, Терентий, уезжая из Боливии, выдал доверенность своему близкому родственнику, чтобы тот продал остающееся имущество и выслал деньги; увы, Терентий обманулся в своих ожиданиях и уезжал с американского континента практически не с чем.



Приехали и сразу столкнулись с массой проблем.
Упомянутая гос.программа полна благих абстрактных пожеланий и деклараций. Пожалуй, единственное что в ней есть реального - это т.н. подъемные – денежная сумма, которую выплачивают переселенцу. Сумма варьируется от 40 до 120 тыс.рублей в зависимости от региона. Любому «россиянину» очевидно, что сумма – мизер, начинать с нею, например, серьезный сельскохозяйственный проект, если у тебя на шее многодетная семья – смешно.
Терентий надеялся, что на родине предков его знания, опыт и трудолюбие окажутся востребованными. Еще в Боливии дипломаты красочно описали ему, в каком плачевном состоянии пребывает сельское хозяйство в России. Терентий представлял, как он будет «делать прогресс» в русской глубинке… Реальность оказалась иной. В Приморском крае условия для посевного земледелия скверные: каменистая, малоплодородная земля. Сумма подъемных испарилась, а наладить успешное хозяйство не удалось. Обещанная помощь с жильем и благоустройством оказалось совсем не такая, как ожидали, вместо обещанных частных домов поселили в обшарпанные панельные пятиэтажки. Местные власти долгое время кормили обещаниями о стройматериалах, но переселенцы их так и не увидели. Вскоре у Терентия возникли разногласия с братьями: те не одобряли его решения учить детей в школе. Местное население тоже стало проявлять враждебность. В общем, вскоре Терентий принял решение покинуть Дальний Восток и перебраться в Центральную Россию, куда его позвал Иосиф, уже год как пытающий счастье в Калужской области. Калужских чиновников от сельского хозяйства вроде как заинтересовало мастерство посева Мурачевых, пообещали землю и технику. Терентий с женой и семью детьми вновь совершил стремительный «бросок» на тысячи километров. Надеялся, что под Калугой он обретет наконец свою землю обетованную,  сможет спокойно и плодотворно трудиться… Увы, и здесь оказалось все тяжело. Для нормальной деятельности братьям  требовались трактор, грузовая машина и комбайн. Получили только трактор. Комбайн через какое-то время так же удалось временно заполучить, (18 сентября, когда я там был), однако здесь приходится вспомнить народную мудрость о том, что дорога ложка именно к обеду, а не к отбою. Посевы и уборки должны проводиться в срок. Первоначально (весной), когда нужно было сеять, Иосиф с Терентием подготовили пашню и просили дать им семена. Получили с большим опозданием, и посеяли уже тогда, когда пашня заросла мощной «зелёнкой». Это уже понижало урожайность на порядок. К осени же, когда ячмень поспел и настало время жатвы – та же история: комбайн дали тогда, когда зерно уже большей частью осыпалось или было потравлено кабанами. Причем замечу, что комбайн долго пришлось ждать еще и потому, что за его предоставление хотели взять мзду в 30% урожая (в конце концов Иосифу как-то удалось договориться подешевле). В итоге получилось около 5-ти центнеров с гектара (рассчитывали на 25). Сейчас решают проблему сбыта...

Винить администрацию Калужской области не совсем корректно: программа по переселению в этой области, как оказалось, не действует, однако при этом Мурачевым не отказывают в помощи, стараются сделать что возможно. Так, хочется сказать теплое слово в адрес советника министра сельского хозяйства Н.Я Курбацкого: благодаря его помощи буквально на днях был погашен долг Терентия за дом, в котором тот сейчас проживает. Этот добрый поступок снял с семьи большую тяжесть и тревогу. Однако подобную помощь чиновные люди могут оказывать только в обход бюрократических процедур, и потому многое сделать невозможно.  Проблем остается пока еще очень, очень много, и на первых порах переселенцы самостоятельно справиться с ними не смогут.   

Кстати, не могу не рассказать о бюрократическом идиотизме, «жертвами» которого стали личные документы переселенцев. Сегодня у всех у них российские паспорта. Паспорта эти оформлялись на основе прежних бразильских документов. И конечно же, наши гениальные делопроизводители неукоснительно соблюли инструкции: все имена-фамилии латиноамериканских староверов были переведены буква-в-букву, никаких изменений/дополнений – ни-ни! И вот в результате все Мурачевы, во-первых, лишились отчеств (в документах на португальском языке отчеств не писали – значит, и на русском быть не должно!): сколько Терентий не упрашивал, отчества в паспорте ему так и не проставили, там только фамилия и имя. И вот теперь в любых анкетах в графе «ФИО» он лаконично пишет: «Мурачев Т.» - а отчества указать нельзя, поскольку в паспорте прочерк… Во-вторых, Мурачевы-женщины оказались прописаны по-мужски: их фамилии… чиновники отказались склонять по правилам русского языка. Например, у жены Терентия – Ксении – родовая фамилия Реутова (официально фамилия в браке не изменялась). В португальском языке фамилии по родам не склоняются, и в документах у неё значилось «Кseniya Reutov» - или как-то так. Ну и наши великие паспортисты решили: раз в португальском документе не склонили, значит, и нам не треба! Неззя, менять что-либо, лишнюю буковку писать Инструкция не велит! И вот теперь мать семерых детей предъявляет родной паспорт, в котором значится: «Ксения Реутов» (!) А у дочерей так даже двойное (по отцу и матери): «Катерина Мурачев Реутов», «Олимпиада Мурачев Реутов», «Агриппина Мурачев Реутов» и т.д. То есть назваться нормальной русской фамилией не дали, и теперь даже в школе, среди сверстниц, девицам Мурачевым приходится зваться на мужской лад.. Но больше всех не повезло 10-тилетнему сыну Терентия, носящему старинное русское имя Варлаам. Если девчонкам пришлось зваться по-мужски, то ему – по-женски! Видимо, по недоразумению, в исходном португальском документе тамошние аборигены не справились со сложной «славянской вязью» и не дописали на конце имени букву «м». В результате получился «Varla». Ну, в латинице староверы были не особо сильны, не доглядели. А вот теперь аукнулось. Получивший российский документ парнишка стал называться «Мурачев Реутов Варла». И ничего изменить родители не смогли: чиновники вынесли вердикт - раз там так прописано, значит – так и должно быть, во веки веком и аминь!
…В целом сейчас, после нескольких поездок в Огорь, мне очевидно, что положение Мурачевых следует считать бедственным. Зимой их могут ожидают суровые испытания, наличных денег у семьи практически нет. Последние недели Мурачевы занимаются тем, что оформляют соц.пособия (по безработности, многодетности и проч.). Они будут получать жалкие гроши, но для них сейчас и это важно. Однако сам процесс оформления связан с преодолением тяжелого препятствия: приходится ездить в районный центр г.Жиздру (40 км), каждая такая поездка наносит сокрушительный удар по скудному бюджету. Личного транспорта у братьев пока нет; автобус между Жиздрой и Огорью до недавнего времени курсировал 2 раза в неделю, а теперь отменен вообще (!); наем такси стоит 600-1000 рублей…
А поездок много, очень много. Например, поехал Терентий с женой и сыном в службу занятости в Жиздру. Там им объясняют, что для пособия необходимо оформить сберкнижку и удостоверение пенсионного страхования. Приходят в Сбербанк – там выясняется, что у 20-тилетнего Дениса Мурачева (сын Терентия) просрочен паспорт (добрые дяди чиновники, выдавая парню долгожданный российский паспорт за несколько месяцев до 20-тилетия, забыли предупредить о сроках). Бегут Мурачевы в паспортный стол – а он сегодня не работает, приезжайте на следующий день… Вот уже следующая поездка наметилась. Добро, платит Денис на следующий день очередные 600 - 1000 рэ, приезжает, пишет заявление, платит «штраф за просрочку» 1500 рэ – так паспорт-то в тот же день не выдают! Приезжай на следующей неделе. Едет Денис домой и понимает, что и следующая поездка за паспортом будет не последней: при оформлении сберкнижки необходимо наличие в паспорте штампа прописки. А штамп этот ему поставят только в администрации с.Огорь. То есть в следующий раз приедет Денис в Жиздру за паспортом, но пойти с ним с Сбербанк не сможет: он должен будет вернуться в Огорь, поставить штамп и вновь отправиться в Жиздру. Таким образом, за неделю парень платит несколько тысяч рублей для того, чтобы оформить пособие 800 рэ в месяц...
…Да, сейчас братья Мурачевы предпринимают попытки зарегистрироваться в качестве крестьянских (фермерских) хозяйств. Это – очередной этап бюрократической эстафеты.
В мой последний приезд Терентий поделился, что продукты он сейчас вообще не покупает – семья питается прошлыми запасами риса и муки, все имеющиеся деньги отложены для оплаты поездок… Хорошо еще, что в рационе есть яйца из-под кур, а куриное мясо Мурачевы могут себе позволить разве что по большим праздникам… На минувшей неделе Терентий возил двоих дочерей в поликлинику: какие-то недомогания, делали кардиограммы. Я сразу же подумал, что причина – в недоедании. И точно: после общения с терапевтом девчушка сказала, что доктор посоветовал кушать «скотско мясо». «А мы из мяса только курятину едим. Она, говорит доктор, сердце ослабляет». Да и по виду девочек можно догадаться: чрезмерная бледность и худоба. И как потом Терентий проговорился, «скотско мясо» (т.е.говядину или свинину) они не ели с тех пор, как покинули Бразилию… (К слову, дети Иосифа выглядят лучше).
Горьким упреком всем нам звучат слова Терентия Мурачева: «Я не понимаю. Государство нас пригласило для прогресса, сеять большие посевы, а теперь про нас забыло».
В последнюю неделю у Терентия возникло новое серьезное затруднение. Для дальнейших оформлений необходимо сделать официальный перевод оригиналов документов на детей (свидетельств о рождении, выданные в Бразилии); так вот, когда их привезли в Москву в соответствующее учреждение, выяснилось, что в документах имеются серьезные недостатки. Выданы они там с какими-то нарушениями, отсутствует консульская легализация и что-то еще. Как устранить это препятствие – пока неясно, но уже очевидно, что проблема серьезная и может обойтись в немалую временную и денежную трату. Вновь предстоит тяжелейшая бумажная волокита; да, при я забыл уточнить, что Терентий и его жена Ксения пишут на современном русском языке с огромным трудом – в джунглях Южной Америки они учились только церковнославянской
грамоте…




…Думаю, если помочь этой семье на первых порах, а в последствии не создавать искусственных препятствий, то можно не сомневаться – Мурачевы встанут на ноги и прекрасно заживут. Это тот тип людей, который не пропадёт нигде – сохранившийся до наших дней тип древлерусского пахаря, труженика, покорителя дремучих лесов и безкрайних просторов. Их можно, что говорится, сбросить с вертолёта в тайгу – и там они выживут, расчистят место, срубят дом, распашут целину и пустят корень. Именно такие люди освоили наши огромные пространства в прошлых веках – начиная от иноков-учеников прп.Сергия оканчивая бежавшими от преследования хранителей Старой Веры… Однако парадокс нашего времени в том, что в тайге-то выжить стало даже в чем-то проще, ибо там нет тяжких бюрократических пут, которые вяжут труженика по рукам и ногам. Мурачевы могли бы, как Микула Селянинович, пахать плугом, а жать – серпом, и таким образом кормиться по-средневековому. Но зачем им это делать, если они на прекрасном уровне владеют современными сельхозтехнологиями- и хотят применить свои знания для пользы общества? Нужно только дать им эту возможность.

7
Фото: Полина Ерёменко/PublicPos


В общем, если у кого-то хватило терпения прочесть мою писанину до конца – обращаюсь ко всем с призывом помочь этой общине. Если про них не хочет помнить государство – нужно показать, что Россия – Русь – еще жива и заключается она не в одном лишь государстве. Всегда на Руси находились добрые люди, христиане, неравнодушные к чужой беде. Помощь может быть самой различной. Было бы здорово, например, если бы нашелся кто-то, имеющий связи во властных структурах, регулирующих вопросы финансов или сельского хозяйства. Помочь Иосифу и Терентию встать на ноги мог бы, например, недорогой кредит – получить таковой возможно только при содействии властей предержащих. Немалой подмогой в нынешних условиях стало бы содействие с транспортом – элементарно в очередной раз свозить Мурачевых в нужное время в районный центр, когда они оформляют какие-нибудь бумаги или получают пособие. Можно помогать продуктами – у многодетной семьи всегда дефицит мяса, рыбы, фруктов (правда, для доставки также потребуется наличие автомобиля и ресурс времени)… Если же кто-то пожелает внести лепту в денежном выражении – вот реквизиты сберкнижки Терентия:

42307.810.2.2212.0027347 - Мурачев Терентий

Нужды на данное время:
Мука, сахар, масло растительное, порошок, рис, мясо.

Наш контактный е-мейл адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Просьба обращаться по всем вопросам о доставке того что вы можете передать, контактные телефоны Иосифа или Терентия, как добраться...

 

Источник: http://dm-nikolich.livejournal.com/28327.html

 

Нравится