Интервью с руководителем проекта «Стягъ» и ассоциации военно-патриотических клубов «Стягъ» Кравченко Александром Александровичем
Корр: Здравствуйте, Александр Александрович. Расскажите немного об Ассоциации «Стягъ». Историю её создания, какие цели и задачи ставит перед собой эта организация? В России «Стягъ» знают, хотелось, чтобы о ней узнали и в ближнем зарубежье.
Кравченко А.А.: Ассоциация военно-патриотических клубов «Стягъ» напрямую связана с проектом «Стягъ». Проект «Стяг» возник в 2002 году как некая общественная программа в рамках одного из фондов по содействию развития православного военно-патриотического воспитания молодежи. В то время это было очень востребовано, как в прочем и сейчас. Но какого-то центра, который бы содействовал и помогал уже существующим клубам и тем структурам Русской Православной Церкви, которые заинтересованы в появлении таких клубов не было. Было принято решение создать программу по содействию этому процессу, которое бы включало в себя информационную, организационную, учебно-методическую составляющие. Вот этот проект я и возглавил, и вот уже в течение 10 лет продолжаю возглавлять.
Когда проект заработал на полную мощь, уже к 2004 году многие военно-патриотические клубы, прежде всего региональные, выразили желание, чтобы «Стягъ» организовывал конференции и встречи руководителей таких клубов, чего раньше не было. И уже осенью 2004 года мы провели первую такую конференцию, так называемое «Покровское совещание, на котором по инициативе руководителей клубов была создана Ассоциация «Стягъ». По инициативе тех же создателей, Ассоциация получила то же название, что и проект, хотя мы на этом не настаивали. Таким образом, была создана организация, которая сразу же обзавелась своими органами управления. Базовой его основой стал сам проект «Стягъ», и те ресурсы, которыми он обладал, вошли в состав Ассоциации. Был создан управляющий орган, так называемая рабочая группа, в которую вошли все желающие руководители клубов, которые имели возможность собираться и решать какие-то организационные вопросы.
Хочу заметить, что в самом начале всё это делалось очень осторожно. Люди, отдающие себя делу военно-патриотического воспитания, видят, что их порой очень часто просто используют. Поэтому к объединительному процессу относились очень осторожно. Постепенно вся эта структура довольно эффективно начала работать. Уже в 2005 году нам удалось организовать первый крупный слёт. Сейчас проходит много подобных мероприятий, но в то время оно было знаковым. Потом уже появился Кубок Даниила Московского по пейнтболу и ряд других. И как раз этот слёт подтвердил, что Ассоциация необходима, её деятельность востребована, и она имеет право на существование.
Корр: Как Вы охарактеризуете состояние нынешней русской молодёжи? Кто-то называет её потерянным поколением, кто ругает, на чем свет стоит. Лестных оценок мало. Ваш взгляд на эту картину и на молодёжную проблематику в целом. Что нужно сделать, чтобы молодёжь воспитывалась в русских традициях и трудилась на благо Отечества?
Кравченко А.А.: Молодежь нельзя ни ругать, ни хвалить. Она – плоть от плоти своего общества. Какое общество, такая и молодежь. Какие родители, такие, в общем, и дети. Это аксиома. Смешно порой смотреть, когда родители ругают за что-то своих детей, в то время когда сами уделяли им мало внимания. Особенно, учитывая нынешнее время, когда столько искушений, когда среда вокруг молодого человека крайне агрессивная. Меня даже удивляет, как молодежь еще умудряется выживать как таковая. Общество само должно измениться, тогда и молодежь измениться. Оно должно ощутить потребность традиционных национальных ценностей. Если это и произойдет, то и молодое поколение изменится.
Наблюдая за своими воспитанниками и просто окружающими, хочу сказать, что нынешняя молодежь меняется быстрее общества. В ней видна особая потребность национальных русских ценностей, при внедрении которых, как мы думаем что-то измениться в положительную сторону, как в обществе, так и в государстве. Молодежь последних 2-3 лет более искренняя нежели предыдущие поколения, она более чувствительна на неправду, - и чем-то она напоминает мне поколение конца 80-х начала 90-ых годов. Последние политические события тому свидетельство. С одной стороны это вселяет в меня большую надежду, с другой - я вижу определенную опасность, учитывая непростую ситуацию в стране, так как эту молодежь могут повести не те люди, и это может привести к очень серьёзным последствиям. Поэтому хотелось, чтобы процессу воспитания молодого поколения уделяли более серьёзное внимание, чтобы наши молодые люди находили внимательное к себе отношение.
Корр: Какова роль церкви в воспитании молодого поколения?
Кравченко А.А.: Наша церковь делает просто колоссальную работу. Но её возможности ограничены. С одной стороны объективными обстоятельствами: наша церковь пока еще не заняла подобающего места в обществе, с другой стороны – многие священники и представители РПЦ еще не готовы к такого рода работе. Хотя то, что сделано – это огромный труд и самое главное, чтобы труд этот был востребован обществом и государством. Ведь те образцы воспитания современного поколения настолько уникальны и не только в нашей стране, а вообще в мире. К примеру, Святоалексеевская пустынь или одна из светских школ в селе Ивановка Ярославской области, которой руководят православные люди. Я там был и дети, которых я там увидел, меня поразили. Они очень трудолюбивы, образованы, воспитаны и обладают всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, о которых мы просто забыли, и мы сожалели о том, что всё это ушло безвозвратно. Оказывается ничего подобного. Поэтому эти образцы должны изучаться и внедряться повсеместно. Тогда мы действительно почувствуем эффект и в политической, и в экономической и в других сферах нашей жизни.
Корр: Сколько клубов входит в Ассоциацию «Стягъ» и, примерно, какое количество воспитанников занимается этим крайне нужным в наше время делом?
Кравченко А.А.: В «Стягъ» на данный момент входят около 70 клубов, причем не только российских, есть клубы из Узбекистана и Украины, и порядка 3000 воспитанников и наставников. Но цифры эти очень относительные, потому что наш проект и Ассоциация «Стягъ» ведет работу с 600 клубами. Так что вопрос даже не в том, сколько клубов входит в «Стягъ», а в той «орбите», которую он охватывает.
Корр: Какие знаковые мероприятия проводились в последнее время под эгидой «Стягъ»? Планы организации?
Кравченко А.А.: Хочу отметить, что «Стягъ» не обладает никаким финансовым ресурсом. Проводить что-то крупное у нас нет возможности. Для проведения мероприятий межрегионального или всероссийского масштаба нужны бльшие средства. И вот эти средства мы совместно с другими организациями и клубами стараемся изыскивать. Но всё это проходит не под эгидой «Стягъ» или какой-либо другой организации, всё проходит под эгидой …нашей доброй воли.
Хотел бы выделить одно знаковое мероприятие в этом году – Всероссийский учебно-тренировочный семинар в Ставрополье, проведенный на уникальной базе одного из авторитетных клубов в России «Русские Витязи». Данное мероприятие считаю прорывным событием во всем военно-патриотическом воспитательном движении за последние несколько лет. В нем принимали участие представители более 40 клубов, хотя это не так уж и много. Но самое главное, что именно в мероприятиях подобного толка отрабатывается технология поиска наиболее эффективных учебно-методических направлений. Отличительным признаком нашей работы является именно творческая составляющая, мы постоянно находимся в неком поиске. Мы берем наш традиционный опыт, поднимаем пласты прошлого, изучаем зарубежные наработки, ищем что-то новое, и всё это сразу внедряется, без всяких согласований и обсуждений. Минимум формализма, максимум эффективности – это наш такой неформальный девиз.
Корр: Ну и завершающий вопрос, что бы вы пожелали молодым российским соотечественникам, проживающим в республиках СНГ? Есть ли у них возможность включиться в русское молодёжное движение?
Кравченко А.А.: В этом году исполняется 20 лет возрождению сокольского движения в нашей стране. Это движение возникло в XIX век в Чехии и было активно перенято рядом других славянских стран, в том числе Россией.
В той среде, где люди оторваны от исторической Родины, есть возможность именно через эту практику оставаться тем, кто мы есть, в данном случае русскими - активно заниматься воспитанием, возрождать свою русскую традицию. Опыт сокольских обществ как раз показывает, что даже находясь в неблагоприятной среде или в той среде, которая не совсем понимает и разделяет наши убеждения, можно созидать, активно развиваться и приносить большую пользу своей семье, своему народу и матери-родине, находясь далеко от неё.
Российским соотечественникам я пожелал бы, прежде всего не унывать, а активно брать на вооружение эффективные методы работы с молодежью и присоединяться, хотя бы в информационном сфере, к подобным организациям, которые существуют в России.
Корр: Большое Вам спасибо, Александр Александрович!