Валентина Рубан, Татьяна Морозова
Однажды отец Николай пришел в детский дом окрестить сирот. Пока шел по коридору приюта, грязные, сопливые детишки в одинаковых серых курточках хватали его за полы рясы:
— Ты мой папа? Забери меня отсюда, — просили малыши, заглядывая в глаза.
Решение пришло тут же. Из этого детдома он увел сразу десятерых детей. Всех усыновил.
Под опекой… закона
В ОКРУГЕ оживленно обсуждали решение священника стать многодетным отцом. По-разному воспринимали люди поступок отца Николая. Кто с пониманием, кто с уважением, а кто и со злорадством. Посмотрим, мол, что вырастет из детей алкоголиков, наркоманов, уголовников и проституток. Но некогда было слушать пересуды.
Полным ходом шло строительство обители. Время летело незаметно. А ведь, казалось бы, совсем недавно молодой диакон Николай Стремский после окончания Московской духовной семинарии приехал в Оренбургскую епархию с женой — матушкой Галиной. Служил в селе Верхняя Платовка в местной церкви. И неизвестно, как бы сложилась судьба, если бы его не возвели в сан иерея и не направили служить в качестве настоятеля молитвенного дома в поселок Саракташ. Обычная судьба обычного православного священника. И если бы кто-нибудь сказал ему десять лет назад, что он станет протоиереем и основателем Свято-Троицкой обители милосердия, православной гимназии, духовного училища, вряд ли поверил. Но случилось то, что и должно было случиться.
Отец Николай понимал: мало возводить храмы, надо, чтобы в душах людей возродились вера, доброта, желание помочь ближнему.
Он взял на воспитание 48 детей. Успел усыновить только 24. Над остальными пришлось оформить опеку. И только трехмесячная Василиса (она оказалась 49-й) не доставила бюрократических хлопот, так как родила ее матушка Галина. Всех бы детей усыновил отец Николай, но недавно вышел закон о том, что можно брать на воспитание не более 7 детей. Странный какой-то закон. Но что поделаешь, пришлось обходить его, оформляя над другими детьми опекунство.
Построили с помощью спонсоров дом. Правое крыло его занимают девочки, левое — мальчики. Посредине домовая церковь. В ней ведется богослужение только для детей. Старшие девочки от 13 до 15 лет имеют свои комнатки, уютные, чистые, с мебелью, игрушками.
Малыши живут отдельно. Девчонки постарше присматривают за ними, готовят еду, убираются в комнатах.
— Разницы между усыновленными и опекаемыми детьми никакой нет. Все они для меня родные, — говорит отец Николай, показывая детские владения. — Нас с матушкой Галиной называют папой и мамой.
Но не все так просто и красиво. Нельзя забывать, из какой жизни, из какого окружения попадали дети в семью Стремских.
За чертой бедности
КУПИЛ отец Николай пару кроликов, чтобы веселее детишкам было, чтобы, ухаживая за ними, ребята становились добрее. Поручил одному мальчику присматривать за животными. А через несколько дней обнаружил в клетке кроликов зарезанными. Кто мог пойти на такое ужасное дело? Оказалось, тот мальчик, что ухаживал за ними, их и убил. У него под матрацем нашли нож. Мало того, он собирался зарезать еще и ребенка из младшей группы, чтобы узнать, что у него внутри.
В чем же причина жестокости? Мальчик с детства видел, как отец дрался, избивал бабушку, порезал ножом нескольких человек, убивал собак, а потом ел их мясо.
Тут, как говорится, все ясно. Но чем объяснить поступок интеллигентной женщины, врача, которая оставила в роддоме дочку? И только потому, что у той на левой руке два пальца, а на ножках их вообще нет.
Какого же труда требует воспитание мальчика, который появился на свет в результате кровосмешения! Произвели его на свет несовершеннолетние родные брат и сестра. Мальчик нервный, неуживчивый, капризный. Как будто чувствует свою беду.
Горько, когда в обитель приводят своих детей люди вполне нормальные, но живущие, как говорится, за чертой бедности. Тут уж поневоле задумаешься: а где же государство, его забота о бедных? Да только нет времени размышлять об этом и возмущаться.
Надо думать, как детишек прокормить. Пожертвований от богатых все меньше. Видно, мода на благотворительность проходит. Вот и ведет отец Николай натуральное хозяйство, обрабатывая с помощью добрых людей 180 гектаров земли, выращивает скот, расширяет хлебопекарню. Но денег все же не хватает. А тут еще в Пенсионный фонд требуют внести 200 тыс. рублей. Как будто не знают, что в обители 25 беспомощных старушек лежат. И что за ними нужен уход. Думал отец Николай, прихожане помогут. Да только добровольцам быстро надоело с больными старухами возиться. Пришлось по объявлению набирать за зарплату сестер милосердия. Откуда взять деньги?
Воровали, чтобы выжить
МРАЧНЫЕ слухи поползли среди прихожан Свято-Покровского прихода. Прямо в храме во время службы у старушек стали пропадать кошельки с деньгами. Истово молились бабули, прося Бога помочь найти пропажу и наказать воров. Пенсионеры-атеисты кликушествовали: вот, мол, какие неправедные дела творятся в церкви. Только лишь отец Николай догадывался, чьих это рук дело…
В обитель привели троих детей: мальчика 4 лет и девочек — 5 и 7. Родители-алкоголики просто бросили их. Спасаясь от голода, дети вылезли через окно на улицу и отправились на поиски пропитания. Они просили милостыню, воровали у людей деньги. Так и жили. Когда оказались в обители, девочки по привычке таскали на кухне продукты. Мальчик виртуозно чистил карманы прихожан. Сколько же сил пришлось положить, чтобы отучить их этих привычек, избавить от недоверия к людям и страха.
Почти все дети приходили с целым букетом болезней, приобретенных в прошлой жизни. Три года пришлось лечить одну девочку от болей в желудке. У некоторых ребятишек остались на всю жизнь страшные шрамы, следы побоев.
Отшельницей живет появившаяся недавно в обители тринадцатилетняя девочка. Она добралась до Саракташа аж из Башкирии. Мать хотела сделать из нее проститутку.
Не очень хотят горе-родители видеть своих брошенных детей, хотя знают, где они находятся. Если кто и появляется, то лишь из любопытства. Никто еще из них даже не попытался передать детям хоть какой-нибудь подарок.
Я спросил отца Николая, как он представляет дальнейшую судьбу своих детей.
— Мне кажется, они нас будут радовать, — сказал он. — Многие уже решили, кем они станут. Настя, например, хочет быть врачом. У нас есть мальчик, который мечтает стать летчиком. Правда, у него плоховато со зрением. Он даже согласен быть авиатехником, лишь бы быть ближе к небу. Уже сдал экстерном экзамены за 7-й и 8-й классы. Каждый выбирает свой путь, один хочет быть шофером, другой поваром. А вот священниками, закончив православную гимназию и духовное училище, хотят стать один или два ребенка. Почему? Глядя на то, чем я занимаюсь, они считают, что это очень трудная работа.
Конечно, главное, о чем мечтает отец Николай, чтобы благополучно сложились судьбы его детей. А если заглядывать еще дальше, чтобы таких обителей, как Свято-Троицкая, в России было больше. Тогда больше будет добра и меньше несчастных людей.
А чтобы сбылись мечты отца Николая, давайте поддержим его и его детей чем сможем.
«Для нас одинаково родные и усыновленные, и опекаемые дети, – говорит отец Николай, – все они зовут нас папа и мама». Софья лишь на два месяца старше первого внука отца Николая и матушки Галины.
В конце декабря 2004 года у Павла – первого птенца «гнезда Стремских» – и его жены Елены родился сын. Его назвали Николаем, в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Прибавление в семействе радует отца Николая: «Вы знаете, что, если каждая русская женщина не родит пятерых детей, то мы очень скоро вымрем как нация. От русских останутся лишь воспоминания…» – с горечью говорит батюшка.
Но родить ребёнка – это ещё не всё. Батюшка считает, что правильно воспитать детей в наши дни гораздо важнее и труднее, чем в традиционной российской семье конца XIX – начала XX веков. Тогда вся атмосфера России была как бы пропитана благочестивыми традициями. Люди ходили в храм Божий, а не просиживали днями и ночами у телевизора или компьютера. Теперь же воспитание становится огромной проблемой для благочестивых людей.
Как уберечь ребёнка от потоков грязи и пошлости, льющихся не только с экранов телевизоров, но и с рекламных щитов, заполонивших улицы, из радиоприемников, откуда звучат такие песни, что слушать тошно? «Так часто и получается, что растят не достойную смену и защитников Отечества, а преступников, пополняющих потом колонии и тюрьмы. Горько всё это, очень горько», – говорит отец Николай. Решение проблемы воспитания он видит только в возрождении и укреплении нравственности, в Православии, в жизни с Богом, в церковном общении детей и родителей
Корпуса для мальчиков и девочек разделены – или соединены? – домовым храмом во имя святителя Николая. Мальчики просыпаются раньше девочек. У них – первая смена. После утренней молитвы они бегут, благо недалеко, через узенький переулок от родного дома – в обитель, где приветливо светятся окна Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.
Девочки занимаются во вторую смену, успевают с утра и порядок в комнатах навести, и с малышами понянчиться. «Девочка прежде всего должна готовиться к роли матери, хозяйки дома, – считают отец Николай и матушка Галина. – Она должна не только уметь всё делать по дому, но и быть физически сильной и здоровой, иначе ей очень трудно будет родить полноценного ребёнка. Потому мы специально нанимаем преподавателей по труду и физкультуре. А в детском корпусе оборудовали классы: мальчики плотничают, девочки шьют.
Сельский труд для наших детей не в диковину – они помогают бабушке, матери отца Николая, монахине Маргарите, на животноводческой ферме. О кухне мы с матушкой уже не беспокоимся – готовят старшие и средние девочки, даже детское питание для выкармливания грудных малышей, которые в семье, так получается, всегда есть, старшие девочки-няни выбирают и покупают сами». Практически все дети Стремских школьного возраста владеют музыкальной грамотой. Преподаватели занимаются индивидуально с каждым, и маленькие пианисты уверенно выступают на концертах вместе с семейным хором. В прошлом году несколько мальчиков освоили старинный музыкальный инструмент – гусли. Учитель их живёт в Москве и приезжает не часто, но мальчики оказались на удивление способными, уже успешно выступают на концертах и даже записали свой диск.