Выступление Ирины Вихровой на Рождественских чтениях, секция «Новые угрозы семье и детству» …
Доступность, равенство и качество, безусловно, являются основополагающими принципами образования для наших детей.
Основная проблема, которая препятствует сегодня развитию, качественному и количественному росту конфессиональных образовательных школ, заключается в дискриминации учащихся таких образовательных учреждений.
Принципиальный момент заключается в том, что у «светского ученика» (его семьи) есть возможность получить общее образование в государственном или негосударственном (если есть желание и средства) образовательном учреждении. При этом, он всегда может получить образование в государственной школе, т.е. бесплатно, за счет бюджета. Православный ученик может получить общее образование исключительно в негосударственном образовательном учреждении, т.к. православные государственные образовательные учреждения законодательством не допускаются. Таким образом, если местные власти не обеспечивают православным школам финансирования, равного государственным образовательным учреждениям по всем позициям, православный ученик (православная школа) заведомо оказывается в неравных, дискриминационных условиях в сравнении с учеником светской школы.
В течение 2012 года омбудсмен России вел работу, направленную на устранение в российском образовательном законодательстве неравного нормативного финансирования государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. В частности, речь идет об имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных школах, созданных с участием централизованных традиционных религиозных организаций, исключительно в части финансового обеспечения образовательной деятельности, необходимой для реализации основных общеобразовательных программ.
В феврале прошлого года в действующий Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения - Федеральный закон от 28.02.2012 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», призванные обеспечить с июля 2012 года равенство нормативов бюджетного финансирования государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Однако, поступающие к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращения граждан свидетельствуют о том, что в регионах так и не удалось добиться унифицированного применения данной нормы. Формулировки, используемые в Законе, оставляют для местных властей возможность через подзаконные акты сохранять неравенство в финансировании учащихся государственных и негосударственных образовательных учреждений, например, через включение только государственных в особые проекты и программы с более высоким финансированием.
В частности, по официальным данным, в прошлом году государственные школы г. Москвы получали финансирование из бюджета столицы по нормативам финансового обеспечения на учащегося в размере от 84 тыс. руб. в начальной школе до 123 тыс. руб. в средней школе, тогда как для негосударственных образовательных учреждений данный норматив не менялся уже три года и составлял всего 63 тыс. руб.
На протяжении последних двух лет мы тесно взаимодействуем с исполнительным директором Совета православных школ г. Москвы Тишутиным Алексеем Станиславовичем. По всем согласованным вопросам Лукин Владимир Петрович лично неоднократно обращался в Государственную Думу Российской Федерации, к Министру образования и науки России, Прокурору г. Москвы, в Федеральную антимонопольную службу России и иным должностным лицам. К сожалению, решить все наболевшие вопросы, а самое главное равенства в подходе к государственным образовательным учреждениям и негосударственным образовательным учреждениям, коими являются православные школы, пока добиться не удалось. В новом Законе «Об образовании» наши предложения не учтены. Однако такое положение нас, конечно же, не устраивает, и мы намерены продолжать работу в этом направлении.
Как известно, в православных школах обучается много детей из многодетных и малообеспеченных семей и получаемое ими духовное развитие и воспитание во многом влияет на формирование нашего общества. В настоящее время подготовлен раздел в Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год, где отражена наша совместная работа и позиция по обсуждаемому вопросу.
Как это и предусмотрено законом, данный доклад будет доведен до сведения Президента России, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и опубликован в «Российской газете».
Уверена, что мы с Вами будем услышаны и добьемся равного отношения ко всем без исключения школам, так как в государственных и негосударственных школах обучаются равные в правах дети, являющиеся будущем нашей страны.
Ирина Вячеславовна Вихрова, начальник правового отдела Управления по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
По материалам ruskline.ru