Сочинение русского добровольца Александра Кравченко о военно-патриотической игре «Заглавак-92», которая была проведена в Москве в конце декабря 2002 года. Возвращаясь в Россию после восмилетнего моего пребывания в Сербии у меня было огромное желание стать настоящим церковным русским человеком. Хотелось мне очень и послужить новой нараждающейся Православной России, которую я прежде не знал, но к которой стремился всей душой. Получилось так, что служить Церкви и народу мне предстояло на ниве воспитания детей и молодёжи. Осознание важности этого вопроса было очевидно. Моя юность прошла на фоне крушения советской системы и больших надежд на возрождение России, на основе её традиционных ценностей. Однако по прошествию 10 лет после разрушения Советского Союза стало ясно, что истинное возрождение России стоит от нас ещё дальше, чем во времена низвержение коммунистической идеологии. К этому прибавлялось убыл рядов патриотов в основном по естественным причинам, а приток новых молодых сил был незначителен. Для меня было ясно, что в обозримом будущем не только не дождёмся возрождение Родины и народа, но и утратим тех людей кому это возрождение необходимо. Было видно, что внешние обстоятельства приводят к вымыванию у русских людей потребности к настоящей русской жизни, устроенной на нравственных и традиционных основах. Это касалось и старых и главное новых поколений русских людей. С этим надо было что-то делать. Первое, что необходимо было сделать это переустроить свою собственную жизнь, затем необходимо было бросить все силы на воспитание нового поколения русских людей, имею ввиду прежде всего детей и молодёжь. Обсуждая эти вопросы мой товарищ, тоже воевавший в Югославии привел мне в качестве примера сюжет одного из фильмов про борьбу древнего народа дакков против римских завоевателей. Римляне разгромили дакков, убили всех мужчин, женщины и дети бежали в горы. Остался в живых один старый воин. Он стал воспитывать и учить детей военному делу. Оружие и лошадей у него не было – он сажал детей на плечи имитируя верховую езду и учил их биться деревянным оружием. Дети выросли и возродили свой народ, освободив свою землю. Примерно в это же время я познакомился с идеями русского философа Ивана Ильина о том, что после крушения коммунизма для русского народа главной задачей должно стать воспитание национального духовного характера. Эти идеи были для меня дополнительным стимулом. Воспитывая (спасая) подростков мы тем самым воспитываем (спасаем) сами себя.
В 2002 году я оказался на работе в организации «Русская цивилизация». Тогда она не носила еще такого названия – только формировалась. Эта структура должна была поддерживать добрые, хорошие начинания в области практической русской православной жизни. Мне досталось военно-патриотическое направление. То есть – создание и поддержка православных военно-патриотических клубов, которые в то время начали активно создаваться. Первый такой клуб мы создали при московском храме святителя Димитрия Ростовского в Очаково. Тогда он получил название «Военное отделение воскресной школы». В последствие он стал очень успешным православным военно-патриотическим клубом под именем «Росток» многие годы его самоотверженно возглавлял замечательный православный человек Дмитрий Петрук. В то время я являлся прихожанином московского храма св. Царевича Димитрия. Настоятель храма, узнав о том, что я занимаюсь этим делом, сразу же предложил мне при нашем храме создать подобную детско-юношескую организацию. Я всячески отказывался, потому что не чувствовал себя в силах заниматься этим делом, не было у меня ни опыта, ни знаний, ни умений, и все это казалось мне очень сложным делом. Себя в этом деле видел лишь как общего организатора, а не непосредственного руководителя и преподавателя. Но моя супруга Татьяна Евгеньевна, очень настойчиво меня уговаривала, помочь настоятелю храма священнику Аркадию Шатову, и я, в конце концов согласился. Первое занятие должно было состояться в сентябре 2002 года. Отец Аркадий, мне сказал, что когда-нибудь мы назовем наш православный клуб — «Дружина царевича Димитрия», а пока он будет называться «Военным отделением воскресной школы».
Но мы должны с ребятами подготовить и провести военные учения в Нескучном саду, то есть, в том парке, который находился не далко от самой церкви. Я попытался объяснить отцу Аркадию, что мне сложно этим заниматься, так как у меня совершенно нет опыта. Провести учения – гораздо сложнее, нежели чем просто начать занятия. Но священник не принимал мои доводы и остался при своем – нужно провести учения. Первое занятие было посвящено автомату Калашникова. Мне было очень сложно. У меня даже не было макета автомата, который бы я мог показать детям – только картинки, которые я распечатал на принтере и показывал их детям. Детей было человек 20, возраста они были 7-10 лет, несколько чуть постарше. С этими детьми мне и предстояло работать. Занятия у нас проводились раз в неделю, по субботам или воскресеньям. Занимались мы изучением автомата Калашникова, строевой подготовкой, пытались заниматься тактикой, но к самим учениям мы почти не готовились, так как ни у кого не было времени показать мне «Нескучный сад», чтобы посмотреть место, где это должна была пройти военная игра, а во-вторых у меня не было сценария, как её проводить. Уже прошел сентябрь, октябрь, ноябрь подходил к концу, и о.Аркадий стал спрашивать– а как там с учениями. В конце концов на все мои просьбы священник Василий Секачёв, который курировал деятельность нашего клуба, отвел меня в Нескучный сад. Мы пришли с ним вечером, практически ничего не было видно, кое-как прошли по всем этим горам (там действительно такая пересеченная местность), вышли на Ленинский проспект и уехали. Но самое главное – я понял как туда дойти. И вот в начале декабря я сам пришел на эту территорию и стал по ней ходить. Ходил я ходил и ничего не понимал, как проводить учения. В конце концов я подошел к самой высокой точке, где был обрыв, а под ним – пруд, с лева где то дальше в лесу находилось здание клуба «Что? Где? Когда?» , справа внизу лежала скованная льдом Москва река. Стоял я на этом месте дышал морозным воздухом и смотрел в разные стороны. В какой то момент меня осенило- я понял, как должно строиться учение. Какие этапы должны быть. В моей голове все сложилось. Действительно, уже потом я шел домой в таком приподнятом настроении, потому что понимал и знал, как это должно выглядеть. После этого похода в «Нескучный сад» я начал разрабатывать учение, описал все его этапы. Учение состояло из определенных этапов, которые должен был проходить некий отряд. Этот отряд выходил из определенного места, проходил по очереди испытания: преодоление открытого места, выход колонны в определенную точку, преодоление минного поля, спуск, ликвидация снайперского гнезда, снова подъем, преодоление проволочного заграждения и завала, выход на рубеж атаки, развертывание в цепь и атака высоты на корой мне прошёл в голову план учений. Когда я писал план этой военно тактической игры, вдруг в мою голову пришла мысль назвать его именем той высоты, на которой мы-русские добровольцы сражались в 1992-93 гг. в Сербской Боснии. Учению я дал название «Заглавак-92».
Через несколько недель на наши учения были выделены небольшие средства. На них мы купили форму КЗС-самая простая советская маскировочная форма. В столярной мастерской при храме Очаково сделали деревянные макеты автоматов, одним словом много всего подготовили, что бы достойно провести наши учения «Загловак-92». Мне захотелось участвовать в учениях в своём комбинезоне, в котором я воевал в Сербской Боснии, том числе участвовал в обороне высоты Заглавак.
Само учение было назначено на конец декабря. Когда я вышел в то утро из метро, был очень сильный мороз, наверное, минус 20. Но у меня было удивительное настроение. На остановке я встретил священника Василия Секачева. И я вдохновенно сказал – «О.Василий, представляете – ровно 10 лет назад, в конце декабря 1992-го года, был такой же мороз в Боснийских горах, и мы русские добровольцы брали высоту Заглавак. А сейчас у нас учения «Заглавак-92». Какое удивительное совпадение! Учения шли хорошо, без заминок, ребята делали все правильно. А во время прохождения этапов за нами ходила делегация от прихода во главе с самим протоиереем Аркадием Шатовым, наблюдая за нами. Несмотря на мороз, ребята все выдержали и в конце учения взяли высоту. Та высота в «Нескучном Парке» каким-то чудесным образом оказалась очень похожа на Заглавак. После очень эмоционального штурма, которым закончилось наше учение в «Нескучном саду», я попытался самоинициативно рассказать своим воспитанникам о событиях десяти летней давности в Боснийских горах. Священник Аркадий Шатов прервал меня и попросил, чтобы я повторил все это на видеокамеру. В последствии из этого получился небольшой фильм, который так и назвали – «Заглавак-92». Когда фильм был готов, я показал его русским добровольцам, в том числе покойному казаку Андрею Богрову. Он был поражен и говорил, что это удивительно все похоже на Боснию — лес, горы, снег, передвижения людей в камуфляже. Все чрезвычайно напоминало прошедшую войну. В скорости после наших учения, священник Аркадий Шатов в храме после литургии объявил — что в нашем приходе успешно и замечательно прошли военные учения с мальчиками. Мне он торжественно вручил икону. На задней стороне иконы была надпись: «Дорогому Александру с благодарностью за организацию детской спортивной игры «Заглавак-92» и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи. Настоятель больничного храма св. блгв. цар. Димитрия прот. Аркадий Шатов». «Заглавак-92» — это, важнейший этап в моей жизни, и в жизни тех мальчиков которые участвовали в этих учениях.
|