Посёлок для многодетных
В 2010 году моя семья, как многодетная, у нас к тому времени было уже шестеро детей, получила в пользование большой дом – коттедж. Это был действительно огромный дом в три этажа, общей площадью более 200 квадратных метров. Переселение в такой дом из маленькой двухкомнатной квартирки стало огромным событием для всей нашей большой семьи.
Событием это стало не только для нас, но и для многих московских многодетных семей в то время. Идея строить и переселять многодетные семьи в такие дома зародилась в московской мэрии, которой в то время руководил Юрий Михайлович Лужков. В Москве проживало немало многодетных семей, которые стояли на очереди на улучшение своих жилищных условий. По московским правилам на москвича должно приходиться определенная жилая площадь, и если она существенно ниже положенного московское правительство обязано было улучшать жилищные условия. И конечно первыми в очереди на такое улучшения были многодетные семьи, многие из которых с пятью и более детьми ютились в комнатах коммунальных квартир и даже в общежитиях.
Московское правительство во главе с Лужковым посчитало что дешевле будет построить особые коттеджные посёлки для многодетных чем выдавать им огромные квартиры в московских новостройках. Так в Москве появились около десяти поселков, в которые стали заселять многодетные семьи.
Наш поселок построили в московском районе Митино, на его окраине где находилось село Рождествено. В то время и сейчас это село остаётся селом, хотя и зажато со всех сторон многоэтажными домами. Так и стал наш посёлок называться - многодетный посёлок в Рождествено.
Это поселение было одно из самых многочисленных, в нём поселилось около сорока семей, две трети из них были православные, что было совершенно естественно, так как основную часть многодетных семей русского народа в современной России составляют семьи созданные православными воцерковлёнными людьми. Это обстоятельство давало надежду на возможность создания у нас в Рождествено настоящей православной общины.
Храм Рождества Христова в Митино
Недалеко от посёлка стоит храм Рождества Христова, пешком до него не более пяти, семи минут ходу. Этот храм был построен в 1896 году. На этом месте и раньше были деревянные церкви. В далёком прошлом окрестные земли принадлежали Чудову монастырю, который находился в московском Кремле и был создан усилиями святителя Алексея митрополита Киевского и Московского. Поэтому в рождественском храме был предел, посвящённый этому святителю.
Вокруг храма была дивная нетронутая природа. Под горой, на которой стояла церковь располагался большой водоём, который мы стали называть прудом. Этот пруд был создан местными жителями Рождествено в начале 1950-х годов, для полива своих огородов, они называли его запрудой. На восток от храма раскинулась широкая долина реки Сходня, до которой от храма было не более одного километра.
Рядом с храмом располагалось большое поле размером больше двух гектаров. Здесь не было никаких построек, ни деревьев. Мы переселились в Рождествено зимой в канун самого Рождества. Сразу же я отправился осматривать окрестности и особенно меня заинтересовало это поле.
Снега было очень много, но я упорно двигался вперед осматривая окрестности. Дойдя почти до края поля, я увидел место, которое представляла вытянутую метров на 50 в длину ложбину. Поле со стороны храма заканчивалось этой ложбиной с других сторон она ограничивалась деревьями и склонами холма, на котором стаял храм.
Ложбина мне показалось прекрасном местом для проведения лагерей, я представил себе палатки и мальчиков, которые будут заниматься здесь. К этому времени я уже почти 10 лет работал с военно-патриотическими клубами, и до сей поры не было у меня такого удобного места для проведения лагерей и занятий .
А ещё окрестности этого места напоминали мне Боснию где я провёл свою молодость, сражаясь за наших братьев сербов. Всё это было так необычно и очень вдохновляло меня на работу с подростками.
Рождественский казачий курень
Перед тем как создать детско-юношеский военно-патриотический клуб на приходе храма Рождества Христова, была создана казачья организация. Так получилось, что в нашем многодетном посёлке нашлись люди, которым казачья идея была близка.
Создания казачьей организации я безусловно поддерживал, потому что и сам я был казаком и считал, что такое общество станет серьёзным подспорьем воспитанию наших детей.
Наша казачья община получила название Рождественский казачий курень и основано она была на Рождество Христово 2010 года.
Многие люди задают вопрос почему такое странное название получило наша казачье общество?
Наименьшей организационной единицей в современном российском казачестве является хутор.
Однако из –за того что большинство наших казаков принадлежали кубанской традиции, которая в свою очередь восходит к запорожской, малороссийской, было выбрано название курень. Курень у запорожских казаков являлся наименьшей воинской единицей. В донской казачьей традиции слово курень означает дом.
Скорее всего слово курень возникла от такого явления как курение дыма в степи. Человек проезжая по бескрайней степи видел в далеке курящийся дым, значит там люди, там курень. В древнерусском языке было известно слово «куръ» (дым, чад).
Слово «курень» прочно вошло в казачью обыденность. Встречаем мы его и в дивной казачье поэзии.
«Ой, бувайтэ здоровы, ой, Днипривство наше,
Бувайтэ здоровы, вы, курени наши,
Тут вам без нас розвалыться»
Эти слова из песни «В 1791 роки», кубанских казаков станицы Васюринской Краснодарского края о переселении Запорожских казаков на Кубань по указу Екатерины II.
У казачьего поэта Николая Туроверова есть такие замечательные стихи:
«О, этот вид родительского крова!
Заросший двор. Поваленный плетень.
Но помогать я никого чужого
Не позову в разрушенный курень.»
Первым делом казачьего куреня стало создание детского военного клуба. Руководство прихода храма благосклонно отнеслось к этой идеи. Поддержку также оказали прихожане , отцы семейств.
Должность атамана Рождественского куреня последовательно занимали – Виктор Голос, Михаил Власов, Кравченко Александр, Ипатов Илья.
Когда в 2014 году на Украине начались грозные военные события Рождественский казачий курень деятельно включился в оказание помощи восставшему Донбассу. Мы собирали и доставляли в Новороссию продовольствие, униформу, генераторы и многое другое. В 2014 и в 2015 году состоялись 7 поездок с помощью для населения и бойцов Новороссии.
В 2014 году в августе месяце, при активном участии нашего куреня в долине реки Сходня был воздвигнут поклонный крест в честь 700 летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского и в память 100 лития начала Первой мировой войны. Крест из сибирской лиственницы изготовил мастер Сергей Афанасьев. Сегодня этот крест возвышается в середине микрорайона «Мир Митино».
С мая 2022 года Рождественский курень собирает и доставляет необходимое нашим бойцам, которые находятся на фронтах СВО. В месяц удаётся собрать примерно 200 000 рублей. Поездки на фронт происходят практически ежемесячно.
Алексеевская дружина
Новый клуб получил название Алексеевская дружина. Такое имя появилось в связи с особым почитанием святителя Алексея в рождественском приходе. Святитель Алексий очень много сделал для русского государства и православной церкви. Он был воспитателем молодого великого князя Дмитрия Донского, победителя Мамая на Куликовом поле. По распоряжению святителя Алексия в московском кремле был создан Чудов монастырь, которому были приписаны земли в близи нашего села Рождествено, возможно даже какое-то время здесь действовало монастырское подворье. Отсюда и связь рождественского храма со святителем Алексием, этому святому посвящен левый предел рождественской церкви.
Вскоре начались первые занятия. Они проходили четыре раза в неделю. По вторникам и субботам был рукопашный бой. Во второй половине дня в субботу были занятия по военному делу, после этих занятий воспитанники шли на вечернюю службу. В воскресный день дружина участвовала в богослужении в храме, а затем в воскресной школе был закон Божий и после него снова военное дело.
Рукопашный бой проходил в моём доме, том самом который мы получили по программе Лужкова. По началу его проводил я, затем преподавание взял на себя Игорь Юрьевич Евтушенко, профессиональный боксёр. Он являлся прихожанином нашего храма и присоединился к казачьей общине. Игорь Юрьевич на протяжении более десяти лет совершенно бескорыстно занимался с детьми отдавая им свои знания и любовь. Сам он тоже является многодетным отцом. Военное дело проводил я на тех самых обширных приходских землях, в соседнем парке и на берегах реки Сходни.
Во время больших церковных праздников Рождества Христова и Пасхи воспитаннике Алексеевской дружины патрулировали территорию храма. Это действие проводилось по всем правилам караульной службы и очень нравилась детям.
В Алексеевской дружине большое внимание уделялось трудовому воспитанию и обучению. Был создан огород, на котором дети регулярно трудились. Также казаки и родители организовали столярную мастерскую, где воспитанники дружины постигали основы мастерства. Обучением детей в мастерской многие годы занимался Андрей Корбут, прихожанин храма присоединившийся к казачий общине. Воспитанники активно привлекались к строительству казачьего куреня и в подготовке массовых мероприятий – концерты, святочные и масленичные гуляния и так далее.
Лагеря, сборы, праздники
В Рождествено были почти идеальные условия для занятий с детьми. Здесь можно было развиваться в самых разных направлениях. В теплое время года проводились палаточные лагеря, и в них участвовали и другие клубы – «Пересвет-М» под руководством Владимира Карпова. Дружина «Доброволец» из московского района Бибирево, молодёжный отряд «Доброволец» под руководством Дениса Тропина. В иные года нами проводились по три лагеря в течении летних месяцев.
Земли прихода храма Рождества Христова располагали к проведению больших мероприятий. С 2010 года здесь стали проводить Сборы казачьей молодёжи. В них участвовали десятки военно-патриотических клубов, в некоторые годы число участников доходило до 250 человек. Сборы проходили несколько дней, участники жили в палатках. Программа сборов была очень насыщена – соревнования, народные игры, учебные мероприятия, викторины. Главным инициатором этих сборов был известный казачий писатель Валерий Шамбаров.
В Рождественский курень приезжали заниматься и другие клубы и кадетские классы. Такие выезды оставляли неизменно большое впечатление у подростков. Большую роль в организации и проведение этих выездных мероприятий играл Илья Ипатов. Он был в своё время курсантом Отряда «Доброволец», который базировался и проводил занятия в Рождествено. После окончания университета, отслужил срочную службу в ВДВ. На казачьем кругу 2019 года был избран атаманом Рождественского куреня. Основным занятием Ильи Ипатова была работа в московских кадетских классах. Он также организовывал посещение Рождественского куреня студентами и преподавателями Московского казачьего университета.
Ярким явлением в жизни Алексеевской дружины стали народные гуляния во время святок и на масленицу. Прихожане храма Рождества Христова и до возникновения куреня проводили гуляния. Но с появлением казаков и Алексеевской дружины эти мероприятия приняли куда более масштабный характер. Перед гуляниями обязательно строилась снежная крепости и готовилась площадка. Во время гуляний обязательно всем предлагались угощения, проводились показательные выступления, соревнования по рукопашному бою, народные игры м забавы и взятие снежной крепости. На это действие приглашались народные певческие коллективы «Златна капия» и «Казачий круг». В душах всех участников народные гуляния в Рождествено оставляли неизгладимые впечатления.
Строительство казачьей хаты
В 2016 году казаки Рождественского куреня и воспитанники дружины приступили к масштабному строительству. Была мысль построить хату, настоящий дом в казачьем стиле.
До этого времени на базе Алексеевской дружины было уже немало строений - летняя поварня-кухня, сторожевая вышка, комплекс для занятий, который мы называли «Оплот», полоса препятствий, музей сельской жизни «Хлебный двор», нужник.
Была также построена лёгкая конструкция, типа беседки размером 10 на 6 метров, закрытая ПВХ шторами, как это делают в летних кафе. Это сооружение мы назвали горницей, она нам служила спортзалом. В этой горнице с 2015 года проходили занятия по рукопашному бою. Но, необходимо было построить большое, отапливаемое здание, где можно было бы проводить наши занятия, совместные трапезы и мероприятия.
Главную роль в строительстве казачьей хаты сыграл староста Союза русских соколов Николай Митрофанов. Он являлся профессиональным строителем и знал, как можно воплотить наши идеи.
По договоренности с Николаем казачья хата должна была стать первым Сокольским домом в России. Сокольские дома - это предшественники домов пионеров. Они существовали в рамках сокольского движения, которое занималось воспитанием молодёжи в славянских странах.
Поначалу мы думали, что у нас будет достаточно спонсорских средств, для приобретения готового каркасного дома. Этот готовый дом мы планировали задекорировать под казачью хату.
Оказалось, что спонсорские средства есть, но они недостаточны для приобретения готового дома. Кроме того, была ещё одна проблема - мы не могли строить на территории храма капитальное строение, то есть на постоянном фундаменте. Можно было построить некое помещение временного характера.
Проблемы эти мы решили следующим образом. Строить стали постепенно, собственными силами, по мере поступления средств от благотворителей. Дом поставили на деревянных сваях, но не просто на деревянных, а на сибирской лиственнице, то есть на дереве, которое почти не гниёт.
Началом строительства мы считаем апрель 2016 года. Именно тогда мы доставили огромные лиственничные брёвна.
Строительство дома- хаты происходило в несколько этапов. В первую очередь, конечно, это было установка фундамента из лиственницы. Дело это было не простое, сначала надо было окорить брёвна, затем выкопать ямы под столбы. Грунт нашего холма располагал для подобного основания, он был полностью песчаным. В этом деле помогли участники Сбора казачьей молодёжи, который проходил у нас в начале мая 2016 года. Надо обязательно отметить, что в установки основания хаты приняли участие и мои друзья сербы, которые в это время оказались в Москве. Среди этих сербов был самый знаменитый сербский доброволец, который с 2914 года сражается за Новороссию.
В течение лета поставили каркас. Осенью необходимо было срочно сделать крышу, с тем чтобы наш каркас зимой и осенью не заливало водой. По срокам мы не успевали. Но сделать это было необходимо. На все предложения оставить это до весны покрыв, некой временной пленкой крышу, я категорически не соглашался. Прорабатывали даже идею нанять бригаду строителей.
В это время мои дети, старшие сыновья Фёдор и Степан учились в православной гимназии, и я их снял с учёбы на неделю, чтобы мы могли подготовить крышу к зиме. Федору тогда было 14 лет, а Степану 13.
Дело с крышей было не простое. Работать приходилось на высоте. Сначала укладывали ОСБ - панели на стропильную систему, затем гидроизол, закрепляя его брусками и уже потом шла контробрешётка, для будущей тростниковой крыши. В результате мы добились своего сделали гидроизолированную крышу к середине ноября 2016 года.
Зимой делали полы на чердаке, сразу утепляя их. Потом каркас обшивали ОСБ - панелями, делали полы, утепляли стены.
Летом 2017 года были сделаны окна, двери. Окна и двери непременно должны быть деревянные. И то и другое заказывали у настоящих мастеров. Залили основание под будущую русскую печь, правда сделать эту небольшую печь удалось только летом 2024 года. Всю следующие осень и зиму штукатурили и красили стены внутри хаты. А уже на следующий год штукатурили и красили внешние стены.
Самое сложное в нашем строительстве было сделать настоящую тростниковую крышу. Непременно хотелось сделать её такой, чтобы соответствие с казачьей хатой было полное. Оговорюсь, что тростниковую кровлю мы делали в виде имитации, но это не упрощало задачи.
Ещё до того, как каркас хаты поднялся я стал заготавливать тростник в долине реки Сходня, которая находилась примерно в километре от нас. Мне удалось обнаружить самые настоящие «плантации» отличного тростника, он был более двух метров в высоту и в мизинец толщиной.
На заготовку тростника я выходил в каждый свободный день. Помогал мне в этом мой годовалый пёс. Вук, восточно-европейская овчарка. Серпом срезал тростник, вязал его в снопы и укладывал их на санки. Во время такой заготовки Вук бегал рядом. Потом я впрягал пса в рыбацкие сани и так мы не спеша возвращались в курень. Несмотря на все усилия становилось очевидным что собрать даже минимальное количество тростника для кровли хаты мне не удастся. Надо было искать иное решение.
Необходимо было приобрести этот тростник. По самым минимальным подсчётам требовался объём тростника, который бы поместился в большегрузный автомобиль «КАМАЗ». При этом такой тростник стоил в Москве довольно дорого.
Дело в том, что тростник- камыш становился всё более популярным строительным материалом. Он использовался в строительстве экологических домов, из него делали в основном кровлю, и не имитацию, а настоящею крышу. Это было и экологично, и красиво. Большую популярность дома с тростниковыми крышами получили в Западной Европе, особенно в Германии, там и был основной рынок сбыта этого материала.
В России тростник добывался во многих южных регионах Северного Кавказа и Поволжья. В то время через Москву тростник-камыш отправлялся в Европу. Его можно было приобрести в Москве, но по ценам европейским, а они были в два раза выше, чем у заготовителя на Азовском море, в городе Ейске.
Решили ехать в Ейск и покупать кровельный материал именно там. В этом деле достойно проявил себя наш общинник Олег Фатюшин. Он был владелец большегрузного автомобиля и готов был съездить на Азовское море с тем, чтобы доставить необходимый материал для нашей хаты.
Обратившись к руководству предприятия, которое занималось заготовкой камыша, мы неожиданно нашли взаимопонимание и нам было предложено купить на складе в Подмосковье тростник по закупочной цене. Радости нашей не было придела. Сложная поездка на Кубань сама собой отменилась.
В солнечный морозный февральский день целый «КАМАЗ» азовского тростника был доставлен на территорию нашего храма. Да самого куреня машина не могла доехать. Последние 200 метров большие бухты по сто снопов в каждой мы перевозили на нашем квадроцикле «Тундра», небольшом грузовичке-вездеходе, это была «лебединая песня» «Тундры», она вскорости окончательно сломалась.
В начале мая 2018 года в курене проводился традиционный лагерь «Алексеевская застава». Именно в это время мы приступили к непростой кровельной работе. Точнее её начал мой старший сын Фёдор, ему было тогда 16 лет. Он начал крыть крышу тростником, он же в течении лета 2018 года и закончил, сделав это непростое дело практически в одиночку.
Хотелось отметить роль моих детей в строительстве казачьей хаты. Все они без исключения принимали участие в этом деле, несмотря на свой юный возраст. Федор (15-16 лет), Степан (14-15 лет) кровельные работы, укладка пола, утепление, стены, штукатурка, монтаж окон. Иван (12-13 лет, Данила (11-12 лет) черновой пол, утепление, покраска. Дочери Александра (10-11 лет) и Мария (7-8 лет) покраска внутренних стен хаты. Без помощи моих детей постройка казачьей хаты была просто невозможно. Посильную помощь в строительстве оказывали и воспитанники Алексеевской дружины, и их родители.
Первые упоминания фамилии Кравченко относятся к XVII-XVIII векам: в казацких реестрах того времени значится Олексий Кравченко из Мишастивского куреня и Иван Кравченко из Шкуринского куреня. А в начале XXI века фамилия Кравченко тесно связанна с Рождественским казачьим куреннем.
Казачья хата на землях храма Рождества Христова в московском районе Митино была построена к осени 2018 года.
Хотелось бы отметить роль в строительстве казачьей хаты Андрея Корбута, Алексея Карцева, Сергея Ушакова, Михаила Власова, Ольги и Павла Ульянова, Виктора, Игоря Евтушенко, Олега Кущ. Татьяны Кравченко, Андрея Даценко. Большую помощь оказали курсанты отрядов «Шквал» и «Доброволец».
Перед началом строительства нашей хаты я познакомился с творчеством православного певца, поэта, кобзаря Василия Жданкина, который проживал на западной Украине. Песни его произвели на меня огромное впечатление, они были созвучны моим чувствам, кроме того исполнялись на малороссийском наречии под его, Василия, собственное сопровождение кобзы или гуслей.
Строительство нашей казачьей хаты тогда только начиналось, но о том, как её открывать соответствующим образом, я стал уже думать. И мне пришла мысль, что присутствие Василия Жданкина на будущем открытии нашей хаты не только украсит собрание, но и отразит глубокий русский, казачий, славянский дух нашего казачьего дома в Рождествено. Но2 сентября 2019 года Василий Жданкин трагически погиб почти на пороге своего дома. История гибели Василия и странная, и обычная. Был ли здесь злой умысел или это был обычный несчастный случай, нельзя с уверенностью сказать. Ясно только одно, что современная Украина отторгает своих лучших сыновей и дочерей, в угоду служению откровенному горделивому братоненавистничеству.
Наша казачья хата в Рождествено очень похожа на карпатские дома русских людей – гуцулов, лемков, русинов. И хоть Василий никогда не бывал в ней, пусть она напоминает о его трудах во имя собирания русских людей.
***
На начало 2020 годов Алексеевская дружина остаётся одним из немногих православных военно-патриотических клубов в Москве. К сожалению, ситуация за последние 20 лет в области православного военно-патриотического воспитания сильно изменилось. Если раньше священники сами активно искали руководителей приходских детско-юношеских организаций, то теперь инициативы в этой области практически не поддерживаются, и это несмотря на то, что наша страна вступила в период сложных военных испытаний, а в самих храмах детей и молодёжи стало очень мало.
За долгие годы своего существования Алексеевская дружина и Рождественский казачий курень превратились в мощный православный военно-патриотический центр с огромным опытом работы с детьми и молодёжью. Этот опыт должен быть обязательно востребован.
Александр Кравченко
март 2025 года
глава из книги "Как развивался "Стяг""