Воспитание ответственности

Общинник
Печать


     

alt

 

     Современное российское общество сталкивается с многочисленными проблемами. Несмотря на то, что проблемы эти проявляются в разных сферах общественной жизни, все они исходят из одного источника, а именно из общего духовного кризиса , под влиянием которого наша страна находится вот уже на протяжении 100 лет.

 

 

Основной причиной духовного кризиса является отступление нашего народа от традиционных духовных ценностей, прежде всего христианских, православных.
      Духовный кризис народа выражается в конкретных формах и сильнее всего, как правило, отражается на молодом поколении. Самой опасной формой является рост безответственности и безответственного поведения в среде детей и молодёжи. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут. Безответственный человек сознательно или безсознательно снимает с себя всякую ответственность за свои поступки перед собой и перед окружающим его обществом. При данной форме поведения мы наблюдаем прежде всего распад личности, то есть полное подчинение личности своим пагубным страстям, например, увлечение компьютерными играми, которое ведет к серьёзным проблемам у подростка в психическом и физическом плане. Безответственность человека влияет и на общество в целом, приводя в запущенных формах к таким проблемам как например, низкая рождаемость, высокое количество разводов, рост преступности и коррупции. Нет никаких сомнений в том, что безответственность как явление угрожает национальной безопасности не менее, чем внешние враги. В качестве яркой иллюстрации к этому тезису можно привести повальный уклонизм от службы в вооруженных силах. Да, армейские проблемы, в частности, пресловутая «дедовщина», которая тоже является следствием всеобщей безответственности – это плохо, но если бы наши юноши их родители чувствовали глубокую сопричастность к своей Родине и её армии, они бы ответственно относились к службе и проблемы их не только не пугали бы, но стимулировали к активным действиям по их искоренению.
      Оценивая масштабы данной угрозы, возникает необходимость разработки и реализации всесторонних мер по преодолению безответственности как всеобщего общественно-психологического феномена, который, еще раз повторимся, особенно ярко выражается у подрастающего поколения. Чем раньше у ребенка будет вырабатываться чувство ответственности, тем легче ему впоследствии будет адаптироваться к общественной среде. Огромная роль в данном вопросе принадлежит Русской Православной Церкви, так как сущность христианского учения как раз и состоит в том чтобы воспитать в человеке ответственное отношение к себе, к своей душе, к окружающим, то есть - к ближним, к своему народу и своей стране. Учение Христово преображает человека, вырывая его из состояния безответственного отношения к окружающему миру, делая его настоящим подвижником и преобразователем общества. В качестве примера можно привести тот факт, что в современной России рост числа многодетных семей наблюдается в основном в православной среде. Другие факты говорят о том, что Русская Православная Церковь активно поддерживает те общественные явления, которые приносят благо нашему народу и государству, в частности при православных структурах действует множество образовательных учреждений (высшие, средние учебные заведения, воскресные школы, военно-патриотические клубы, детские и молодёжные лагеря). Эти структуры охватывают огромное количество детей и подростков, именно в них закладываются основы сознательности и ответственности у будущего поколения. Это свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь разделяет озабоченность и ответственность за состояние и судьбу российского народа.
      Существует много различных форм и методов позитивного воздействия на подрастающее поколения, одной из подобных форм является военно-патриотический клуб. История появления военно-патриотических клубов, их позитивное общественное значение относительно неплохо изучены, теперь бы нам хотелось рассмотреть вопрос о роли учебно-методических форм, применяемых в военно-патриотических клубах, на воспитание отношения к жизни у детей и молодёжи.
      Прежде всего необходимо обратить внимание на чрезвычайную популярность среди подростков учебной практики военно-патриотического клуба. Данный факт очень важен в современных условиях, так как современную молодёжь довольно сложно увлечь учебными формами, основанными на созидании и приложении волевых усилий для изменения себя в лучшую сторону. Спорт, рукопашный бой, походы, лагеря – всё это сильно привлекает современную молодёжь.
      Военно-патриотические клубы есть органическая часть системы военного воспитания и образования. Однако отличие от классических военных учебных заведений состоит в том, что подготовка военных кадров для вооруженных сил в клубах не является приоритетной задачей. Их целью является отвлечение молодёжи от пагубных пороков современного мира и воспитание в подростках таких черт характера, которые существенно помогут войти им во взрослую жизнь. Приведем слова первого старосты возрождённого в 1991 году Союза Русских Соколов Николая Джанумова,-: «Мы готовим не к армии, а к жизни». В тоже время, будучи частью военного образования, военно-патриотические клубы, используя военизированные формы обучения, добиваются больших результатов в деле воспитания ответственности у подростков.
      Важнейшим фактором воспитательного процесса является сама среда и атмосфера военно-патриотического клуба, как особой молодёжной военизированной организации, где культивируется дух братства, уважения и добровольчества, где идет борьба с пороками и приветствуются благородные стремления. Ребенок, попадая в такую среду, имеет все возможности развить в себе множество положительных качеств, закладываемых в семейной среде.
      Далее предлагаем рассмотреть конкретные учебно –методические формы, используемые в практике военно-патриотических клубов и имеющие большое значение в деле воспитания ответственности у детей и подростков.
      Практически во всех клубах есть своя особая форма одежды, как правило, это военная форма – камуфляж. В некоторых организациях используют, как и в армии несколько видов униформы – повседневная, полевая, парадная. Ряд клубов , прежде всего казачьих, имеют традиционную униформу. Воспитанник, поступая в клуб, получает или приобретает униформу установленного образца, вынужден проявлять значительные усилия для того, что бы его внешний вид соответствовал принятому в клубе. Подросток на первых порах при помощи родителей и наставников, а затем самостоятельно проявляет большое внимание, к своему внешнему виду следя за собственной выправкой и опрятностью. Многие навыки воспитанники клубов осваивают на 5-7 лет раньше армейских новобранцев, эти навыки закладываю прочный фундамент ответственного отношения. Здесь можно добавить и то что различные знаки отличия практикуемые в клубах (шевроны, головные уборы, погоны, нашивки ,значки) а также звания , тоже оказывают огромное влияние на собранность и дают стимул воспитанникам для совершенствования.
     Приходя в клуб, ребенок попадает в совершенно новую для себя среду военизированной организации, которая основана на иерархии и субординации. Большинство клубов состоит из подразделений, управляют которыми, как правило, сами подростки. Соответственно структура клуба быстро вырабатывает у ребёнка способность выслушивать и выполнять приказание, в дальнейшем по мере взросления воспитанники получают возможность самостоятельно управлять и командовать звеньями, отделениями, группами, командами формируемых в составе клуба. Таким образом, происходит возрастание подростка, делая его сознательным и ответственным по отношению к себе, к своим товарищам и к своему клубу.
     Составной частью учебного и воспитательного процесса в клубах является занятие спортом, в частности рукопашным боем и разнообразными коллективными спортивными играми . Современные методики позволяют вовлекать в эти занятия детей, начиная с 5 лет. Занимаясь воинскими единоборствами ребенок, безусловно, укрепляет своё здоровье, у него развиваются психофизические качества воина, которые способствуют успешному вхождению во взрослую жизнь. Регулярность занятий, следование определённым правилам, спортивный дух товарищества, преодоление трудностей все это присуще спортивным занятиям как коллективным, так и индивидуальным. Всё это с самого раннего возраста развивает у ребёнка чувство ответственности.
     Военно-прикладные дисциплины играют большую роль в воспитании ответственности у подростков. На первом месте здесь, как и в армии стоит строевая подготовка. Слово строй есть синоним слова порядок, и действительно осваивая основы строевой подготовки в клубе, дети приобретают важнейшие навыки послушания, дисциплины и порядка. Внешняя дисциплина строя требует наличия внутренней дисциплины у тех, кто этот строй составляет, и практика показывает, что за относительно короткое время у подростков появляется эта внутренняя дисциплина, которую они пронесут с собой через всю жизнь. Занятия по тактике ведения боя тоже имеют важное значение, так как требуют концентрации, собранности и способности к сложным действиям в коллективе, при тесном взаимодействии со своими товарищами.
     Во всех военно-патриотических клубах регулярно организуются полевые выходы, походы, летние и зимние лагеря. Данные мероприятия являются своего рода экзаменом для воспитанников клубов, где они реализуют навыки и знания, полученные на занятиях в клубе. Как правила, походы и лагеря проходят в условиях полной или частичной автономности. Это значит, что подростки проживают в палатках, самостоятельно готовят себе пищу, следят за своей гигиеной и порядком в лагере. Отметим, что все эти ответственные действия ребята, как правило, делают с удовольствием и без особого принуждения. В походах и лагерях за короткое время под воздействием объективных трудностей (погодные условия, многокилометровые переходы, перенос тяжестей и другое) происходит укрепление воли и становление характера.
     Продолжая ряд методов воспитания ответственности в военно-патриотическом клубе укажем также на то, что деятельность клуба строится на коллективной и индивидуальной ответственности воспитанников, например за состояние общего и личного имущества, за уборку помещения. Добавим, что клубы в своей практике воспитывают у подростков трудовые навыки и основы экологической ответственности.
     Общая политическая и экономическая обстановка недвусмысленно говорит о том ,что наша страна находится на пороге серьёзных испытаний. Противостоять вызовам современного мира, могут лишь психически и физически здоровые люди, с высокоразвитым чувством долга и ответственным отношением к происходящим событиям. Совершенно очевидно, что огромную роль в воспитании крепкого, здорового поколения, горячо любящего свою Родину, способного ответственно решать все возникающие проблемы, играют военно-патриотические клубы. Переоценить этот способ воспитания невозможно. Это доказывает историческая и современная практика.
     

Нравится