Воспитание ребёнка в современной семье. Опыт народной педагогики кубанского казачества

Казак
Печать

alt

«Познание корней России сынам Отечества во благо».
     (Пётр Великий).


     
     Все мы, живущие на земле люди, знаем, что самое главное богатство, которым обладает каждый человек - это его Родина.

 

Только в своем Отечестве человек чувствует себя свободным и может реализоваться как личность. Для каждого из нас Родина – это место, в котором мы родились и живем. Это наша семья, близкие и все, кто окружает нас в жизни. Недаром поется в известной песне:
     
     С чего начинается Родина?
     С картинки в твоем букваре,
     С хороших и верных товарищей,
     Живущих в соседнем дворе,
     А может она начинается
     С той песни, что пела нам мать?
     С того, что в любых испытаниях
     У нас никому не отнять?
     
     
     Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно – «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родителитаким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком. Как же воспитать своего ребенка так, чтобы главной духовной ценностью его личности стала любовь к близким, родным, к своей Родине? Ведь любовь – это главная заповедь, завещанная Богом людям. Человек, обладающий чувством любви, никогда не предаст и не обманет, не покривит душой и протянет руку помощи слабому. Такой ребенок станет настоящим гражданином своей страны. Как же этого добиться?
     
     В мире существует много концепций и теории по вопросам воспитания личности. Но от этого не стало меньше насилия, злобы, ненависти, нетерпимости и жестокости.
     
     Одна из главных причин несовершенства педагогики кроется в том, что издержки воспитания идут, в первую очередь, из семьи. Именно семья как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.
     
     Наше российское общество очень изменилось за последние два десятилетия. Опыт последних лет показал, что в условиях свободы и рыночной экономики мы не можем рассчитывать на успех в воспитании подрастающего поколения, полагаясь только на семью или школу. Нынешнее общество влияет на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо издержки формирующегося капитализма, противоречащие духовному началу: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат – в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина «незаконнорожденные дети». Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим. А это уже беда.
     
     Современные родители, отдавая годовалого ребенка в детский сад, удивляются: почему он плачет и капризничает? А ведь его с «пеленок» отрывают от матери. Другой случай. Мать радуется, рассказывая соседке, что ее сын часами просиживает у телевизора или за компьютером и не мешает никому! А какие передачи он смотрит, и в какие компьютерные игры он играет, ей все равно! Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.
     
     К сожалению, средства массовой информации и TV «льют» на головы наших детей поток насилия, порнографии, жестокости и всякого негатива. Семья в состоянии противостоять этому? Вряд ли родители, которые заботятся о благе ребенка, будут поощрять программы, где присутствует безнравственность. Главная задача семьи и, конечно, школы – оградить детей хотя бы отчасти, от этой «духовной отравы», которой вокруг нас так много.
     
     В последнее время, как снежный ком, стала расти проблема беспризорности в стране. Это беспрецедентное явление, если учесть, что мы живем в мирное время. Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей (за исключением сирот, о которых заботится государство) – яркий пример того, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи.
     
     Что же можно сделать в таких условиях? Оглянуться назад и обратиться к народной мудрости. Именно в ней мы найдем самое ценное, необходимое для воспитания будущего гражданина своего Отечества.
     
     История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев?
     
     Имя ему – Народная Педагогика! Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи.
     
     Что мы наблюдаем в современной семье? Большинство школьников считают своими обязанностями выполнение школьных домашних заданий, уборку детской комнаты, поход в магазин за хлебом. Кто-то может возразить, что изменились условия жизни, современная технология облегчила наш быт. Это верно, но в семье всегда много забот, только делятся эти заботы, к сожалению, неравномерно, большей частью, тяжелым грузом ложась на плечи женщины – матери.
     
     В прошлом приобщение детей к общественно-полезному труду велось в течение всех школьных лет, причем такие работы приносили благо не только родной станице, но и волости. К примеру, силами учеников Новощербиновской и Абинской школ были заложены питомники по выращиванию саженцев фруктовых деревьев. Дети станицы Вознесенской, кроме плодоводства, осваивали приемы разведения пчел.
     
     Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми. Воспитывали страхом наказания и осуждения поступка. Так за сквернословие и кражу пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным. И хотя казачата порой и нарушали порядки, но все же не выходили за рамки дозволенного. Вырастая, они становились достойными людьми.
     
     Кто-то возразит: «Зачем такие крайности? Сейчас другое время, и педагогика отрицает телесные наказания». Я согласна с таким мнением, но все же должна возразить: слишком мягко порой семья и общество относятся к такого рода шалостям подростков. И еще нередко в семье отсутствует личный положительный родительский пример.
     
     Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:
     
      1. Казак верен Отечеству.
      2. Казак вежлив.
      3. Казак бережлив.
      4. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.
      5. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.
     
     Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.
     
     А в наше время, несмотря на то, что в стране так развит спорт и школы имеют огромные физкультурные залы, молодые люди, попадая в армию, часто «ломаются» при встрече с трудностями, не могут постоять за себя, сталкиваясь с «дедовщиной». Оставляет желать лучшего и физическая подготовка молодежи.
     
     В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. У кубанцев было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам, и потому случаи такого рода были крайне редки.
     
     После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», - так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».
     
     Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.
     
     Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела. «Мы тоже стараемся ограничить своих детей от дурного»,- скажут многие. Но одно дело, когда мы внушаем это ребенку, и совсем другое дело, когда он сам будет убежден, что этого делать нельзя!
     
     Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Именно поэтому никогда не стоял вопрос перевоспитания у казаков. Когда же мы задаем вопрос современной молодежи: «Во что вы верите, каковы ваши идеалы?», то часто слышим в ответ довольно расплывчатые суждения.
     
     В свете этих мнений хочу выразить все же надежду на то, что наши дети понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И их родители, дающие им эти изначальные понятия о жизни, чаще будут обращаться к опыту своих предков в вопросах воспитания. Примеров этому множество. Взять хотя бы семьи талантливых юных ученых и спортсменов, где проблема воспитания разрешается развитием способностей ребенка через его трудолюбие и самостоятельность.
     
     Хочется напомнить всем родителям народную мудрость казачества: «Где вера - там и Родина», «Где Бог – там и правда». Всегда надо начинать воспитание с души ребенка, и учить свое чадо главным Божьим заповедям: «Возлюби ближнего своего, не убей, не лги, не укради, не завидуй» и т.д. Это необходимо для того,чтобы ребенок вырастал Человеком и гражданином, а не привел свою нацию к трагедии, о которой так хорошо сказал в своем стихотворении иеромонах Роман:
     
     Без Бога нация – толпа, объединенная пороком…
     Или слепа, или глуха, и что еще страшней, жестока!
     И пусть на трон взойдет любой,
     Глаголящий высоким слогом.
     Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.
     
     Исходя из этого, хочу подчеркнуть, насколько важное значение несет ныне преподавание в школах предмета «Основы православной культуры». Возродить веру в человеке – главная первостепенная задача и семьи, и школы, и общества. Научить детей, и родителей хранить и обеспечивать общечеловеческие ценности, которые завещаны нам Свыше.
     
     И наконец, обществу настала пора поднять Семью, ее ценности на самый высокий пъедестал.
     
     И да поможет Вам Бог, дорогие родители, выполнить эту святую обязанность – воспитать настоящего гражданина и патриота своей страны!
     
     

Удальцова Раиса Ивановна,
     участник конкурса педагогического мастерства
     «Учитель года-2007»,
     учитель кубановедения МОУ СОШ №2 МО г. Тихорецк.


Удальцова Раиса Ивановна
Нравится