Фалисификация истории в учебниках Татарии: последует ли реакция Генеральной прокуратуры России?

Русская община
Печать

Отсутствие должной реакции федеральных надзорных органов на регулярные сообщения о фальсификации истории в Татарстанских учебниках для студентов, школьников и даже для дошкольников, вынудило русскую общественность обратиться к Генеральному прокурору, ведь распространение русофобских и антироссийских учебников в системе образования страны - недопустимо, считают русские лидеры Татарстана.
Как сообщает федеральное информагентство REGNUM, председатель Общества русской культуры Татарстана профессор-социолог Александр Салагаев обратился к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с заявлением, в котором он просит изъять из учебного процесса в республике две книги - "Освободительная война татарского народа" (автор - Нурулла Гариф, ориентировано на детскую аудиторию) и "История Татарстана с древнейших времен до наших дней" (учебник для студентов ВУЗов, авторы - Д.К. Сабирова и Я.Ш. Шарапов).

Как сообщил ИА REGNUM профессор Салагаев, с аналогичной просьбой к генпрокурору РФ уже обращалсявыпускник казанского вуза Роман Корнилов (КНИТУ-КАИ), однако в результате его обращение было спущено по инстанции в прокуратуру Татарстана, откуда реакции пока нет.

настоящее время ведется активная работа на всех уровнях государственной власти по выработке механизмов для достижения межконфессионального и межрелигиозного согласия и веротерпимости, - указано в заявлении. - Этому, как справедливо полагают в руководстве РФ, должна способствовать правильная подача информации об историческом прошлом России и народов ее населяющих. <...> Однако ряд учебных пособий, подготовленных авторами из Республики Татарстан, находящихся здесь в открытом доступе, и даже "рекомендуемых" к изучению, откровенно направлены на противопоставление русских и татар, православных и мусульман, формирование враждебного отношения к России. Эти обстоятельства крайне беспокоят Общество русской культуры Республики Татарстан, в связи с чем мы считаем необходимым обратить внимание Прокуратуры Российской Федерации на данную ситуацию в её субъекте - Республике Татарстан".

"Нужно сказать, что подобные издания (книга Нуруллы Гарифа "Освободительная война..." и учебник Дании Сабировой и Якуба Шарапова "История Татарстана..." - прим. ИА REGNUM) - не единичные и являются лишь характерными для Республики Татарстан изданиями по истории, - пишет Александр Салагаев. - Нужно отметить, что подобные тенденции являются системными признаками исторической науки, развивающейся последние десятилетия на всех площадках Республики Татарстан, наиболее характерными среди которых являются:

- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (директор Р.С. Хакимов - экс-советник президента РТ М.Ш. Шаймиева по политическим вопросам);

- Исторический факультет Казанского (Приволжского) Федерального университета (декан - д.и.н., академик И.Р. Тагиров - председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций, один из организаторов и первый председатель исполкома Всемирного конгресса татар - признанный глава исторической школы Республики Татарстан).

На основании выше изложенного и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и граждан, а также, охраняемых законом интересов общества и государства от имени Общества Русской культуры Республики Татарстан прошу:

1)Затребовать от руководителей и других должностных лиц, виновных в распространении указанных выше материалов, необходимые документы;

2)Не передавая данную жалобу в Прокуратуру Республики Татарстан и Следственный Комитет Республики Татарстан, самостоятельно провести экспертизу по содержанию изложенных в жалобе фактов на предмет разжигания ненависти и вражды;

3)Принять по содержанию изложенных в жалобе фактов меры прокурорского реагирования, а также, в случаях выявления нарушений законодательства:

- обратиться в суд с требованием о признании данных книжных материалов разжигающими ненависть и вражду;

- изъять данные книжные материалы из обращения ВУЗов РТ и полок книжных магазинов;

- вынести виновным лицам представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина".


Сам Александр Салагаев так поясняет своё обращение к Юрию Чайке: "Применение подобных русофобских и антироссийских учебников на территориях нацсубъектов России просто недопустимо, ведь, например,  в Татарстане обстановка в сфере межнациональных отношений последнее время только ухудшается, исламский терроризм завоёвывает здесь всё новые позиции. А лозунг татарской студенческой молодёжи "Чемодан, вокзал, Россияпосле получения подобного "образования" на всех стадиях воспитания и развития молодого поколения, становится логическим завершением этой грубой фальсификации и тенденциозного - антироссийского, русофобского - трактования нашей истории."

(Цитиировано по ленте ИА REGNUM http://www.regnum.ru/news/1776666.html)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральному прокурору

Российской Федерации

действительному государственному

советнику юстиции Российской Федерации

Ю.Я Чайке

 

Заявитель:

Председатель Республиканской общественной организации

«Общество русской культуры Республики Татарстан»

 

Салагаев Александр Леонидович

 

адрес для переписки:

420015 г.Казань, ул. Муштари, д.30, кв. 8 Щеглову М.Ю.,

конт. тел. +7-904-665-31-22

№ 7/14 от 07.03.2014г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Об изъятия из обращения учебников Нуруллы Гарифа «Освободительная война татарского народа» (учебное издание ориентировано на детскую аудиторию) и Д.К. Сабировой и Я.Ш. Шарапова "История Татарстана с древнейших времен до наших дней" (учебник для студентов ВУЗов)

 

В настоящее время ведется активная работа на всех уровнях государственной власти по выработке механизмов для достижения межконфессионального и межрелигиозного согласия и веротерпимости. Этому, как справедливо полагают в руководстве РФ, должна способствовать правильная подача информации об историческом прошлом России и народов ее населяющих. На сегодняшний день отсутствует единый взгляд общества на историю нашего государства, что является серьезным препятствием для мирного сосуществования народов. Существующие учебники истории зачастую формируют искаженное представление о России и ее роли в мировой истории, а также, не способствуют формированию российской идентичности. Эта проблема приобретает особую актуальность для учебных пособий для детей, поскольку в детском возрасте формируются основные приоритеты в шкале ценностей человека и для студентов, поскольку они составят в будущем основу думающей части общества.

Так, образование и воспитание и в Республике Татарстан, как в одном из субъектов Российской Федерации, должно быть направлено на формирование у детей и молодёжи российской общности, гражданской культуры, а также, на воспитание гражданского патриотизма, любви к своей родине и уважения ко всем народам, ее населяющим. Правильное воспитание невозможно в условиях, при которых ненаучные и псевдоисторические книги формируют у читающего чувство соперничества и вражды к окружающим народам.

На сегодняшний день в Республике Татарстан также отсутствует единый взгляд на историю России и Татарстана - как части России, что вызывает беспокойство у многих жителей Республики.

Ряд учебных пособий, подготовленных авторами их Республики Татарстан, находящихся здесь в открытом доступе, и даже «рекомендуемых» к изучению, откровенно направлены на противопоставление русских и татар, православных и мусульман, формирование враждебного отношения к России.

Эти обстоятельства крайне беспокоят Обществ русской культуры Республики Татарстан, в связи с чем мы считаем необходимым обратить внимание Прокуратуры Российской Федерации на данную ситуацию в её субъекте – Республике Татарстан. В качестве характерных примеров можно привести анализ двух ниже следующих книг по истории.

I.Книга для детей «Освободительная война татарского народа» (Серия «История татар». – Казань: Татарское книжное издательство, 2007. –71 с. – 5000 экз.», автор – Нурулла Гариф; издание ориентировано на детскую аудиторию).

Согласно аннотации, работа «посвящена борьбе Казанского ханства против завоевательной политики русского государства в освободительной войне булгаро-татар и других народов Среднего Поволжья за восстановление своей государственности вплоть до 1917 г.» (стр. 72). Учитывая, что работа предназначена для детей, некорректно противопоставлять «русское государство» и народы Среднего Поволжья, т.к. боевые действия 1552 г. были противостоянием прежде всего государств «Московской Руси» и «Казанского ханства», а не народов, их населяющих. Народ и государство, как видно на многочисленных примерах истории, не одно и то же.

На лицевой стороне обложки изображена горящая мечеть Кул-Шариф и стоящие друг против друга две группы воинов: московского государства и казанского ханства. Хоругвь с «ликом» Иисуса Христа, прикреплённая к копью, указывающему на минарет горящей мечети, символизирует противостояние христианства и мусульманства. В настоящее время это наносит удар по взаимотерпимым и взаимоуважительным отношениям между двумя ведущими конфессиями РТ.

В сюжетах книги, посвящённых походам Ивана Грозного на Казань, трактовка событий изложена крайне тенденциозно. Московская Русь постоянно называется «Русским государством», по тексту идёт противопоставление «русских» – «захватчиков» и «казанцев», отстаивающих свою независимость. Термин «казанцы» в тексте несколько затушёван, открыто знак равенства между ними и татарами не ставится. Судя по стр. 28 Н. Гариф относит к «казанцам» всё население Казанского ханства, борющееся против «оккупантов» – «русских». Таким образом, налицо формирование неприязни между народами, сегодня населяющими Среднее Поволжье.

Для выпада против русских автор использует цитаты из «Казанского летописца» (источника, не вызывающего доверия у исследователей): «Ине видеть бы нам и не слышать того, что русскими твоими людьми, погаными свиноядцами, населён и управляем стольный город наш Казань, и добрые наши законы вашими ногами попраны и осмеяны, и установлены в нём русские обычаи» (стр. 10-11).

Стремление вызвать религиозную рознь, чувствуется в оформлении иллюстративного материала стр. 24-25. На стр. 24 сверху изображена картина водружения Иваном IVкреста после взятия Казани. Чуть ниже помещена немецкая гравюра «Апофеоз злодеяний Ивана IV», где последний изображён в виде медведя посреди горы трупов. Но ведь автор гравюры имел в виду опричнину, а не сюжет, связанный со взятием Казани. Налицо элементы фальсификации. Ниже размещена репродукция картины «Реквием. Посвящается защитникам Казани», на которой женщина рыдает над убитым татарским воином. Половину следующей 25 стр. того же разворота занимает фрагмент иконы «Церковь воинствующая». Как было отмечено выше, расположение иллюстративного материала подобным образом может вызвать у детей национальную и религиозную неприязнь.

Некорректна формулировка предложения «Борьба татарского народа за освобождение от русского гнёта и восстановление независимого государства была продолжена и в последующие годы» (стр. 35).

Национальную и религиозную рознь вызывают следующие предложения:

·   «В конце XVIIвека процесс захвата земель и раздача её русским дворянам в Предкамье был уже завершён. Русские колонизаторы пришли в Закамье и начали захватывать лучшие земли. Самые удобные места и плодородные районы выделялись христианским монастырям. Захват земель шёл за счёт разорения мусульманских вотчин» (стр. 39);

·   «Повстанцы вели вооружённую борьбу против русского гнёта на всей территории Волго-Уральского региона» (стр. 43, 44);

·   «Татары в период царизма всегда выражали своё негативное отношение к дискриминационной политике русского государства» (стр. 45);

·   «Сопротивление насильственной христианизации ослабляло позиции феодального строя. Для инородцев Поволжья это было одной из форм национально-освободительной борьбы за избавление от русского господства» (стр. 62).

 

Ущерб современным геополитическим интересам России и РТ могут нанести также следующие высказывания:

«Национально-освободительная борьба татарского народа проявилась и во время русско-турецкой войны (1877-78 гг. – А.О.). Татары отказывались воевать против своих братьев-мусульман. Были случаи, когда крещёные татары приходили в военные комитеты в зелёных тюбетейках, проявляя солидарность со своими соплеменниками» (стр. 63).

Российское государство для народов Среднего Поволжья в книге Н.Гарифа предстаёт захватчиком и колонизатором, против которого ведётся «народна борьба»: «Россия для борьбы с восставшим населением Волго-Уральского края направила двадцатидвухтысячное карательное войско. Сюда же были направлены воинские части из разных областей России» (стр. 48). Речь идёт о восстании 1735-37 гг., когда Среднее Поволжье уже почти 200 лет находилось в составе России.

Подтверждением общего контекста книги, как скрытого призыва к действиям экстремистского характера, может служить следующее высказывание: «Борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни» (стр. 66).

Редакторской вставкой и своеобразной «насмешкой» над читателем, является последний абзац книги: «В современных условиях принципиально важно отойти от однобокой трактовки событий тех лет, заидеологизированных стереотипов, штампов и догм в оценке их исторических последствий» (стр. 66).

 

 

II. Вторым, заслуживающим пристального внимания федерального надзорного органа, является учебник Д.К. Сабировой и Я.Ш. Шарапова "История Татарстана с древнейших времен до наших дней", выпущенный издательством "КноРус", Москва, 2009.

В конце 2013 года В Общество русской культуры Республики Татарстан обратился бывший студент КНИТУ-КАИ Корнилов Роман. Он, как и наша общественная организация, обеспокоен фальсификацией исторических событий и их трактовок, в результате чего, в целях обоснования национальной исключительности того или иного народа, используются методы по созданию исторических мифов.

Приводим доводы Романа Корнилова, с нашей точки зрения – вполне логичные, юридически выверенные, значимые и символичные для современной Республики Татарстан – региона Российской Федерации.

 

«Анализируя содержание этого учебника с позиций выпускника, я нашел целый спектр исторических мифов относительно истории Татарстана, которые формируют чувства исключительности представителей татарского этноса, одновременно формируя негативное восприятие русского этноса и самого нашего государства – России.

 

            1. Древность этноса

Народу, к которому относят себя татарские националисты, приписывается исключительная древность. Происхождение этноса может прослеживаться от легендарных великих героев или гипотетических исчезнувших великих народов.

Например:

«Татарстан — одна из древнейших стран на северо-востоке Европейского континента. Еще в V—IIтысячелетии до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной "уральской культурой". Исторически как страна и как государство Татарстан локализовался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Ура-ла. В период средних веков Татарстан воспринимается в границах Казанского татарского государства (Казанского ханства). В XVII—XIXвв. Татарстан входил в состав Российской империи, В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Социалистическая Республика. В 1990 г. произошло провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации».

Таким образом, авторы цитируемого текста увеличивают историю Республики Татарстан, образованную 30 августа 1990 года, с 22 лет до более чем 7000 лет.

 

2. Автохтонность татарского этноса либо имперское прошлое

Народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на данной территории, существование на этих же землях других народов и, тем более, государств, отрицается или замалчивается. Либо, напротив, народу приписывается в прошлом владычество над огромными территориями и другими народами.

Например:

«Археология Татарстана еще молода. Тем не менее, она сумела открыть завесу над культурой жизни древнейших северотюркских племен, живших на сплошной территории от предгорий Урал тау до Волжско-Окского междуречья, опускаясь по Волге до реки Самара».

И далее:

«На этой базе шло становление «великой древнебулгарской культуры», которая составляет сущность древней истории Татарстана».

В продолжение этого тезиса авторы спорного текста говорят о том, что«венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средневолжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще «большие исторические этнонациональные культуры» создавались в течение большого промежутка времени: с Vтысячелетия до н.э. до Iтысячелетия н.э. Среди наиболее древних обычно называют Египет и Китай, Двуречье и Иран, Индию и античный мир восточного Средиземноморья (Греция и Рим). Древняя цивилизация Средневолжской Булгарии относится к числу сравнительно молодых. Она возникла в Iтысячелетии н.э.».

 

            3. Территориальные претензии

Часть соседних земель, занятых другими народами или государствами, объявляется незаконно отторгнутой и требующей возвращения во владение «исторического хозяина».

Так, авторы спорного текста утверждают, что«реализованную татарским народом в 1920 г. национально-территориальную автономию можно назвать ограниченной сверху автономией советского типа. Эта автономия возникла как результат компромисса между татарским национальным движением и федеральным центром. Татарское национальное движение согласилось на создание ТАССР на части территории Татарстана».Таким образом, авторы наводят читателя на мысль о том, что существующие границы Республики Татарстан могут быть расширены за счет ближайших соседей в случае обретения им, Татарстаном, независимости.

Кроме создания перечисленных и некоторых других мифов, националистические фальсификации истории часто направлены на создание образа врага из тех наций и государств, которые в настоящее время рассматриваются как соперники.

Авторы спорного текста «доказывают», что Россия и Татарстан – два разных враждующих субъекта исторического процесса, а также о том, как эти же авторы в том же текста говорят о влиянии русского народа на формирование современных татар.

Термины «оккупационные войска», «оккупационная администрация», «колонизация» и т.п., на взгляд заявителя, употребляются авторами спорного текста только с одной целью: показать читателю, что отделение Татарстана от Российской Федерации – вопрос времени.

Подобные идеи являются с точки зрения заявителя ничем иным, как пропагандой нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Кроме того, в ряде глав спорного текста авторы создают негативное впечатление о русском народе как об оккупанте и колонизаторе.

Обращаю внимание на то обстоятельство, что данная книга содержит гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений». Вместе с тем, Информационным агентством «Регнум» было распространено сообщение следующего содержания:

 

«Минобрнауки России "умыло руки" от татарстанского образования

После более четырех месяцев молчания и обращения ИА REGNUM в прокуратуру Москвы из-за нарушения закона о СМИ Минобрнауки РФ все же ответило на запрос агентства об использовании учебника Д.К. Сабировой и Я.Ш. Шарапова "История Татарстана с древнейших времен до наших дней" в татарстанских вузах.

Напомним, что 7 декабря на имя министра Фурсенко от редакции ИА REGNUM было направлено официальное письмо с двумя вопросами:

1. Кто в Министерстве образования и науки РФ принимал решение рекомендовать данный учебник?

2. Является ли точка зрения авторов учебника на историю Татарстана точкой зрения специалистов Министерства образования и науки РФ?

В ответе, подписанном директором департамента Минобрнауки РФ Г.В. Шепелевым, в частности, говорится:

"Учебник для студентов вузов, изданный (или переизданный) в 2009 году, не может иметь грифа Минобрнауки России и использовать гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. <...> Начиная с 2007 года в полномочия Минобрнауки РФ не входит принятие решений относительно рекомендаций к изданию учебников для студентов вузов.

Минобрнауки России не уполномочено также давать оценку позиции авторов учебников относительно тех или иных событий и явлений. Вместе с тем, образовательные учреждения вправе самостоятельно принимать решения о публикации учебных изданий и комплектовании своих библиотечных фондов, в соответствии 273-ФЗ«Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением».

Таким образом, выяснились несколько фактов:

Министерство образования и науки РФ, которым руководит Андрей Фурсенко, не следит за процессом образования в Татарстане, а также не намерено противодействовать пропаганде взглядов татарских националистов, прикрывающихся грифом Минобрнауки РФ.

 

Учебник Д.К. Сабировой и Я.Ш. Шарапова "История Татарстана с древнейших времен до наших дней", выпущенный издательством "КноРус" (Москва, 2009), НЕ БЫЛ И НЕ МОГ БЫТЬ РЕКОМЕНДОВАН федеральным министерством образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Ссылка на источник: http://www.regnum.ru/news/1513833.html#ixzz2Hxk7Yp3S

 

Таким образом, указанный выше гриф размещен на спорном издании без каких-либо законных оснований.

В то же время, несмотря на явное нарушение действующего законодательства, спорное издание находится в библиотеках нескольких казанских вузов, по нему продолжают обучать студентов. Кроме того, в текст издания, называемого учебником, введены спорные положения, которые могут быть признаны пропагандирующими неполноценность физических лиц по национальному признаку, а также идеи, которые могут быть признаны способствующими нарушению государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.» (Конец цитируемого обращения Р.Корнилова).

 

Нужно сказать, что подобные издания – не единичные и являются лишь характерными для Республики Татарстан изданиями по истории. Нужно отметить, что подобные тенденции являются системными признаками исторической науки, развивающейся последние десятилетия на всех площадках Республики Татарстан, наиболее характерными среди которых являются:

- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (директор Р.С. Хакимов – экс-советник президента РТ М.Ш. Шаймиевой по политическим вопросам);

- Исторический факультет Казанского (Приволжского) Федерального университета (декан – д.и.н., академик И.Р. Тагиров – председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций, один из организаторов и первый председатель исполкома Всемирного конгресса татар – признанный глава исторической школы Республики Татарстан).

 

На основании выше изложенного и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и граждан, а также, охраняемых законом интересов общества и государства от имени Общества Русской культуры Республики Татарстан  

 

прошу:

1)Затребовать от руководителей и других должностных лиц, виновных в распространении указанных выше материалов, необходимые документы;

2)Не передавая данную жалобу в Прокуратуру Республики Татарстан  и Следственный Комитет Республики Татарстан, самостоятельно провести экспертизу по содержанию изложенных в жалобе фактов на предмет разжигания ненависти и вражды;

3)Принять по содержанию изложенных в жалобе фактов меры прокурорского реагирования, а также, в случаях выявления нарушений законодательства:

- обратиться в суд с требованием о признании данных книжных материалов разжигающими ненависть и вражду;

- изъять данные книжные материалы из обращения ВУЗов РТ и полок книжных магазинов;

- вынести виновным лицам представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

Председатель Общества Русской                                        А.Л. Салагаев

культуры Республики Татарстан,

д.с.н., проф.

Нравится