Президентом Российской Федерации представлен в Государственную Думу для обсуждения и принятия новый федеральный закон «Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации», предусматривающий систему органов общественного порядка, которая включает в себя федеральную полицию, федеральную службу расследования, национальную гвардию и муниципальную милицию, подчиненную органам местного самоуправления.
Государственная Дума в ближайшее время обсудит закон в третьем чтении. На новом витке развития муниципальных органов общественного порядка воссоздаются и общественные структуры, которые в соответствие с пунктом 15 статьи 24 будут привлекать граждан к участию в охране общественного порядка.
Общественные структуры правоохранительной направленности сегодня и завтра
В Российской Федерации был опыт создания своей службы общественных помощников милиции (шерифов по американскому образцу. Московская городская народная дружина помогала властям при пожарах и других бедствиях, работала с трудными подростками, наводила порядок во дворах, проверяла подвалы и чердаки, оказывала помощь ГУВД Москвы на массовых спортивных и культурных мероприятиях, поддерживала порядок на дорогах и принимала участие в контроле за безопасностью дорожного движения, организации спасения на водах. Московская городская народная дружина подчинялась муниципальной власти, и в этом ее основное принципиальное отличие от добровольных народных дружин советских времен, подчинявшихся милиции.
Но эта идея опередила время на полтора десятка лет. При отсутствии федеральной нормативной базы, регламентировавшей деятельность общественных структур правоохранительной направленности, Московский городской штаб дружины действовал по решению правительства Москвы. Дружина входила в его структуру и выполняла распоряжения по оказанию помощи местной исполнительной власти при решении внезапно возникающих задач (эвакуация населения при пожарах, контроль в наведении порядка на закрепленной территории), взаимодействовало с УВД на железнодорожном и воздушном транспорте и метрополитене. Формой взаимодействия с городским штабом по ГО и ЧС было ежегодное обучение начальников штабов муниципальных дружин совместным действиям при чрезвычайных мероприятиях.
Форма организации государственно-общественного объединения была следующей: 257 сотрудников городского аппарата, штабов префектур и муниципальных округов, которые получали незначительную заработную плату из городского бюджета, а также массовая составляющая дружины (около 20 000 человек) - москвичи, работавшие за небольшую льготу бесплатного проезда на общественном транспорте. Совпадение интересов города и жителей было выгодно и городской власти, и москвичам. По большому счету, женщине, у которой хулиган сорвал шапку, неважно, кто его поймал и вернул ей головной убор – штатный милиционер или дружинник.
На основе городского штаба народных дружин была проведена попытка создания системы муниципальной безопасности, в которой были задействованы дружинники, структурные объединения безопасности крупных коммерческих структур и частных охранных предприятий, активисты спортивных обществ. Практические результаты работы системы муниципальной безопасности были использованы при разработке федерального закона «Об общих началах участия населения в охране правопорядка» разработки 1995 -1996 годов, прошедшего два чтения в Государственной Думе, но отклоненного Президентом РФ как противоречащий нескольким положениям других федеральных законов.
С учетом изменений, происходящих в обществе, с принятием новых федеральных законов потребовалось вновь вернуться к разработке системы муниципальной безопасности, в которой необходимо учесть и практический опыт Московского штаба народных дружин. Россия повторно стала разрабатывать концепцию муниципальной безопасности.
Основные цели концепции муниципальной безопасности
Необходимо выработать общность взглядов на структуру и организацию системы муниципальных общественных структур правоохранительной направленности и сформировать их.
Другие цели - оказание практической помощи руководителям городов и регионов по созданию в короткие сроки систем муниципальной безопасности, организации государственно-общественных структур непосредственно в городах и регионах. Определение основных угроз безопасности, снижению уровня которых будут способствовать муниципальные общественные структуры. Очень важная цель - поднять авторитет и улучшить имидж руководителей муниципальных образований в глазах населения. Подготовить общественные структуры правоохранительной направленности к работе под руководством органов муниципальной власти к измененным современным условиям. Разработать единые типовые документы, необходимые для организации практической работы, для всех регионов России. Согласовать принципы оплаты и поощрения граждан. Определить принципы подчиненности и взаимодействия милиции и полиции, МЧС, служб спасения и муниципальных общественных структур.
Привлечение населения к охране правопорядка и противодействию террористическим угрозам необходимо рассматривать на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне необходимо создать центр, координирующий деятельность спецслужб, занимающихся обеспечением внутренней безопасности и внешней разведкой, с силовыми структурами, службами спасения, МВД. Центр должен обеспечить централизованное распространение и обмен информацией и выполнять посреднические функции между ними, а также осуществлять разработку стратегии борьбы с терроризмом и совместных программ по противодействию терроризму. Эти меры должны способствовать разрешению проблем, связанных с неумелым руководством и смешением юрисдикций (при объединении функций милиции и спецслужб в рамках одного ведомства реакция на события запаздывает, разделение функций по сбору разведывательной информации и правоприменительной деятельности способствует «предупреждению» терроризма.). В функции Центра должно входить создание централизованной федеральной базы данных по именам, адресам и местам работы и жительства трудовых мигрантов. Кроме того, необходимо вернуться к разработке федеральной программы по сплошной очистке от взрывоопасных предметов европейской части Российской Федерации, оставшихся со времен Второй мировой войны, в первую очередь - на маршрутах прохождения трасс трубопроводных систем.
Следующая мера - создание института профессиональных судей (юристов), занимающихся исключительно различными аспектами феномена терроризма и политического и религиозного экстремизма для беспристрастного расследования преступления, квалифицируемого как акт терроризма. Следует принять федеральный закон «Об общих началах участия населения в охране правопорядка и при столкновении с террористической опасностью», в регионах и крупных городах разработать «Единую систему обеспечения безопасности». Необходимо ужесточить государственные требования к безопасности трубопроводных систем, использовать частные военные организации – аналог существующих в Северной Америке или на Ближнем Востоке - для охраны протяженных объектов (трубопроводных и энергетических систем, путей сообщений, акваторий портов и гидросооружений).
В регионах надо создать Центры общественной безопасности и информации, взаимодействующие со СМИ и спецслужбами, МВД, силовыми структурами, службами спасения, - для работы с местным населением. Главная его цель - приподнять завесу тайны, традиционно окружающую спецслужбы, изменить имидж спецслужб и милиции, пользующихся у населения дурной репутацией и не считающихся с законом, завоевать доверие общества.
Другие цели:
? Разработка программ, проясняющих характер и цели работы спецслужб, МВД, силовых структур под лозунгом «предупреждать об опасности, а не паниковать»;
? Проведение разъяснительных бесед с местным населением, организации теле- и радиопередач, изготовление и рассылка информационных буклетов о работе спецслужб, мерах предосторожности при столкновении с террористической опасностью;
? Создание сети «номеров опасности» - разработка телефонов, радиосредств, телесредств с автоматическим номером «опасности».
? Создание центра, аналогичного, например, австралийскому, который за четыре года до Олимпийских игр изменил мнение населения: оно откликнулось на призыв правительства, и только в прошлом году было зарегистрировано более 5000 добровольных обращений к спецслужбам.
? Разработка региональных программ защиты от террористических угроз. В первую очередь это касается объектов «легкой добычи» - школ, детских садов, интернатов, общественных мест, учебных заведений (это можно сделать путем размещение вблизи них оперативных частей МВД и организации постоянного наблюдения). Обеспечение безопасности трубопроводных и энергетических систем (путем «легендирования» и маскировки пунктов управления, станций перекачки, электоподстанций и т.п., установки специальных замков и антивандальных устройств на газовых вентилях бытовых газопроводов).
? Принятие аналогичных мер в отношении воздушного и морского транспорта (особенно малоразмерного - «москитного»), железнодорожных станций и метро, морских и речных портов и пристаней, городского транспорта общественного пользования.
В городах следует разработать систему обеспечения общественной безопасности, по аналогу Москвы и Санкт-Петербурга. В подчинении одного из заместителей, курирующих силовые и правоохранительные структуры, управление по ЧС, военкомат, ввести структурное подразделение, в задачу которого может быть вменена разработка программы «городская безопасность». Для ее выполнения привлечь муниципальные и общественные структуры, охранно-сыскные предприятия, частные охранные предприятия, объединения граждан в работе по снижению уровня опасности для жителей города и улучшения имиджа правоохранительных структур, оказания содействия в создании центров безопасности в муниципальных образованиях.
Деятельность Центра безопасности муниципальных образований должна быть направлена на формирование в крупных городах и регионах России систем муниципальной безопасности в рамках исполнительной власти для подготовки введения в действие Федерального Закона «Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации». Необходима также заблаговременная подготовка специалистов, способных практически организовать в городах действующую государственно-общественную структуру правоохранительной направленности под руководством исполнительной власти.
В России много людей, способных воплощать в жизнь идеи безопасности местного самоуправления, организовывать общественные и государственно-общественные структуры правоохранительной направленности, но они не имеют повсеместной поддержки и недостаточно компетентны в вопросах организации такой работы совместно с правоохранительными структурами. Для организации такой работы необходима компетенция по всем вопросам, связанным с разработкой документальной базы, практического становления структур, их первоначальной подготовки к практической работе. Такая возможность появляется в результате создания в регионах и крупных городах России центров (школ) муниципальной безопасности в рамках существующей нормативной базы.
Обучение в этих центрах должны пройти заместители глав муниципальных подразделение (комитетов, советов, союзов) курирующих силовые и правоохранительные структуры (муниципальную милицию, подразделения по ЧС, ЧОПы) и лица, предполагающиеся к назначению на должность руководителей государственно-общественных формирований городов и руководителей структурных подразделений этих формирований. Возможно обучение в центрах сотрудников муниципальной милиции и сотрудников транспортных организаций, предназначенных для организации взаимодействия с государственно-общественными формированиями правоохранительной направленности.
Только в совокупности этих организационных и практических мероприятий возможно создать действующую систему муниципальной безопасности, в которой максимально будут задействованы по единому плану разнородные структуры безопасности, в настоящее время действующие разрозненно.
Анатолий Цыганок