Что есть казачье?

Русская община
Печать

Сейчас по понятным обстоятельствам отмечается новый всплеск интереса властей к казачеству. Он проявляется во многом и на разных уровнях власти.

Однако въевшиеся на ранних стадиях подъёма казачьего движения путаница, разнобой и не заметные, не известные с поверхности факторы, породившие расколы, бездействие и парадность, грозят и на этот раз сгубить действенные, утверждающие составляющие казачьего движения.

Главная опасность здесь, как и все эти 24 года, кроется в поверхностном понимании образа казака.

При всей широте спектра достойных казачьих качеств - главным, общим во все периоды, для всех условий и территорий жизни и службы казаков, является не эта, столь любимая многими атрибутика: нагайка, шашка, лампасы, конь, и даже не бытовой укладих в очень большом числе случаев могло и вовсе не быть. Условия и требования совершаемой службы нередко диктовали атрибутику совершенно иную. При этом многие казаки даже не имели коней, зато, к примеру, были хорошими мореходами, разведчиками, диверсантами… Повседневная жизнь и служба нередко вообще не допускала никакой парадности или, по крайней мере, делала её неуместной…

Нет, не набор внешних форм, которые сейчас принимаются многими за образ казака, а блестящее освоение, выработка и умелое практическое использование самых передовых, эффективных методов решения любой из встречающихся задач – вот что по-настоящему характеризует казака. Инициатива, прогресс и мастерство, вместе с неизменной преданностью и готовностью к самоотверженному служению своим, своему народу, России – вот что являлось действительно характерной, неизменной казачьей чертой. И является для многих по сей день!

Именно из-за полезности, даже необходимости для государства наличия людей с такими качествами и допускались правителями непокорный, свободный от администрирования уклад жизни, воспитание, военная и хозяйственная подготовка части населения - служилого сословия, называемого казаки.

Власть всегда с трудом терпит вольностии «прижимает», а то и карает за чрезмерность… Но – без таких людей не прожить!.. И так было во все времена.

И сейчас - вовсе не сомнительного свойства «родовитость», склонность к патриархальному укладу, парадность или надутость щёк определяет тех, в ком действительно сохранился казачий дух. Нет: как и всегда – лишь стойкая действенная, практическая верность России, русскому народу, зоркость, мастерство, инициатива и дружеская взаимопомощь – вот что определяет настоящую принадлежность человека к казачеству. Да оно и раньше-то так же было, ведь ряды казачества всегда пополнялись из неказачьего населения, и даже не только русского. И ассимилировались казачьей средой именно те, кто такими качествами обладал, становясь полноправными казаками.

Не вдаваясь в разбор причин почему такой подход до сих пор не возобладал, следует заметить, что мы живём во времена жёстких противостояний в отношении судеб России её народов и ресурсов.

Наши враги имеют множество рычагов и иных эффективных средств для проведения в нашей среде своих интересов. Они, в отличие от многих из нас, хорошо понимают опасные для них казачьи качества, ослабляющие их влияние на ход событий. Понимают и создают, поддерживают тенденции и стремления, работающие на подавление этих прогрессивных, боевых качеств казачества. Так, они всячески поддерживают культивирование архаичного образа жизни, интересов, уровня образования и подготовки казаков. При этом всячески замалчивается, в частности, большой вклад и авторитет многих выходцев из казачьей среды: учёных, открывателей, изобретателей, организаторов и полководцев.

 Да тот же Завгороднев, один из изобретателей и успешных пользователей радара – задолго до применения союзными войсками. Если бы не использование разработанного им радарного комплекса «Редут», которым была оснащена морская авиация, оборонявшая Ленинград, то уже в 1942 году город был бы разрушен.

А какой вклад давно уже вносили так называемые «городовые казаки», хоть и ассимилированы были иным городским населением. Это же были воины, организаторы, и, если надо - агенты, партизаны, умельцы.

Нет, они не рядились в броские одежды, не навешивали даже и заслуженных наград, а как следует делали своё дело и если надо – брали дело в свои руки, готовые ответить за всё. И выполняли взятое на себя с честью, добавляя в копилку славы нашего Отечества.

 

Владимир Мусин,

ВПО «Отчий Край»,

СПб, Гатчина                                           

Нравится