Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Хозяйство Монастырское хозяйство

Монастырское хозяйство

E-mail Печать

altЕсли обратиться к истории Рождество-Богородицкого монастыря, что в селе Линевичи, неподалеку от Уссурийска, то в архивах можно найти такие сведения: «Хозяйство монастыря размещалось на территории 30 гектаров. Только огородных культур в монастыре возделывалось 26 видов. У обители были три стада – коровы, лошади и мелкий рогатый скот. Была своя пасека в 100 ульев…»

 

Славился монастырь своей рукодельной мастерской. В 1904 году на первой Всероссийской выставке монастырских изделий образцы рукоделия обители получили призы и похвальные отзывы за вышивку по полотну, бархату нитками и золотом.

Сегодняшний возрождающийся женский монастырь в Линевичах небогат, но сестры стараются брать пример со своих самоотверженных предшественниц: осваивают новые ремесла, выполняют послушания в поле, на скотном дворе, на кухне. И постепенно восстанавливают постройки, разрушенные за годы советской власти, благоустраивают монастырский двор, сажают сад, огород...

Есть в обители стадо крупного рогатого скота, выросшее уже до 10 коровок, столько же овец, птичий двор и четыреста гектаров земли. Земля разная, доставшаяся от старых хозяев – совхозов. Многие площади несколько лет, после того, как распались совхозы, не обрабатывались. А настоятельница монастыря, игумения Варвара утверждает, что земля не прощает такого к себе отношения.

Тем не менее, за нынешнее лето вырастили и картофель, и овощи, и зерновые. С молодых яблонек собрали первый урожай – двадцать яблок. Из ягод и винограда варенье на зиму закрыли. Из овощей хороши в этом году огурцы, помидоры, тыква, капуста, перец, баклажаны. Зелень вырастили, лук, чеснок. Все впрок заготовили. Из молока сметану вкуснейшую делают, масло. И самое главное – трудом доказывают, что, если есть желание созидать, все по плечу. Потому, работая, учатся, осваивают специальности, которые в миру им вряд ли пригодились бы.

Например, печь топить. Скажете, дело нехитрое – огонь разжечь? Может быть и так, но живут сестры в строгом режиме экономии, и дрова тоже экономить приходится. Надо так протопить печь, чтобы получить больше тепла, израсходовав минимальное количество дров. Есть в хозяйстве две русские печи, в которых пекут хлеб и просфоры. Тесто дрожжевое не используют – привезли закваску, сделанную по старинным рецептам. Такой хлеб значительно вкуснее и полезнее.

Вырастили небольшой урожай ячменя и пшеницы – по 3 тонны, овса – 6 тонн, одну тонну сои. Соя в этом году плохо уродилась. Зерно пойдет на корм птице. А крупорушкой мелят зерно на комбикорм. И попробовали муку молоть. Хлеб пекли из муки грубого помола.

- Это очень полезный хлеб - ведь самые полезные витамины как раз в оболочке зерна, - говорит матушка Варвара. – Конечно, с непривычки невкусным кажется, но пользы от такого хлеба значительно больше, чем от того, что из белой муки печется.

Овец сестры тоже сами стричь научились. И пряжу прядут, потом носки, варежки вяжут. А из мелкой шерсти одеяла стеганные делают – теплые, мягкие и легкие. Предупреждая мой вопрос, матушка Варвара сразу говорит, что одеяла только для себя делают, нужда в них зимой большая.

Еще есть в монастырском хозяйстве пасека. Правда, не все пока получается. Работа с пчелами – дело деликатное. Но сложился тандем: пожилой пасечник, все знающий, но уже слабый здоровьем, и девушка, полная энергии и энтузиазма. У ее отца тоже пасека была, кое-чему она от него научилась. Так мудрость и опыт объединились с молодым энтузиазмом – должно получиться.

Вернувшись к истории, читаем выдержку из постановления Святейшего Синода от 5 декабря 1900 года: «… близ города Никольск-Уссурийского Южно-Уссурийского края Владивостокской епархии утвердить женскую общину с наименованием оной Рождество-Богородицкою, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства».

Как и в те времена, когда обитель только строилась, так и сейчас сестры прихожан храма своими проблемами не обременяют. Стараются сами обходиться. А вот для окрестных жителей труд обители во многом поучительным является. Вышли, например, перед посевной помолиться в поле – удивляются обыватели, не видят пользы от такого молебна. А потом оказывается, что растет все на монастырских полях лучше, хотя химикаты сестры не используют. Вся продукция, как сейчас принято говорить, экологически чистая. Так по молитвам да по трудам и урожай.

Подарили в этом году обители двух лошадей и полудикого жеребеночка. Уздечку надо на него надеть, а сестры не знают, как подступиться. А у инокини Ирины – послушание на скотном дворе. Значит, ей и приручать жеребеночка. Как приручила, Ирина не рассказывает, но уздечку надела. Теперь подумывают, где всю упряжь брать, да телегу, да сани. Лошадь в хозяйстве необходима всегда.

Только не успели как следует на ноги встать, как в этом году такой земельный налог монастырю насчитали, что вовек не собрать. Вот и думают: как жить дальше? Приход в монастырском храме небольшой, иногда паломники наведываются, но говорить о стабильном доходе с храма пока не приходится, как и с истощенной, запущенной за годы перестройки земли.

Обитель нужна, это доказывает наша прошлая история. Вот что об этом писал первый епископ Владивостокский Евсевий: «Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь имеет доброе влияние на все население края и служит примером веры, знаний и благочестия…».

Такой пример и нам просто необходим: чтобы не впадать в унынье и на жизнь не жаловаться, а своим каждодневным трудом, с Божией помощью делать ее лучше.

  Зоя Нестеренко 

 

По материалам vladivostok.eparhia.ru

 
Loading...


Яндекс цитирования