Русская сельская община X- начала XX века

Русская община
Печать

«Община – устойчивое социальное объединение, которому свойственны определённые черты производства собственности и взаимоотношений между людьми».


Община возникла ещё в первобытном обществе, она объединяла кровных родственников, где всё было общим: средства производства, само производство. Члены общины обладали равенством.
Первобытные общины преобразовывались в соседские общины. Каждая семья стала вести отдельное хозяйство, появилась частная собственность на жилище, скот, орудие труда. Земля принадлежала всем, т.е. было коллективное владение. Образовывался в сельской общине бытовой уклад, строй семейной жизни, проводились праздники.
По мере развития истории сельские общины реформировывались, видоизменялись, так же, как изменялась в целом Русь.
В Х веке сельские общины были подчинены княжеской власти.
Структура власти была такова:
Главой княжеского хозяйства был огнищанин;
Исполнителем княжеских заданий был тиун;
Сельскими работами распоряжался староста.
Члены сельской общины должны были подчиняться княжеской власти и её представителям. В Х веке штраф за убийство огнищанина должен был разорить всю общину, жизнь же смерда (крестьянина-общинника) оценивалась в 16 раз дешевле.
Селяне распахивали земли: существовала подсечная система земледелия – поля отвоёвывали у леса: поваленные в феврале – сечение деревья после подсушки сжигали на гарях – палах (вот откуда произошло слово «поле»!) после примитивного рыхления высеивали яровые. Эта система земледелия известна как огневая.
Религия в сельских общинах была языческая. Сельчане соблюдали обряды, сложившиеся с давних времён. Например, аграрный обряд – крещение кукушки. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания – возрождением солнечного тепла. Другая сторона действа – повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По приданиям, в кукушку превращалась богиня - Жива. Женщины шили одежду, отправлялись в лес, находили кукушкину траву, обвивали её лентами, обряжали в сшитую одежду, клали в колыбельку, свитую из веток берёзы. Наступало время кумовства. Кумы обменивались платками, кольцами, пели хороводные песни. Духовное родство – побратимство и посёстримство восходит к тем временам, когда верили, что люди, обменявшись личными вещами, вступали в родственный союз.
Обрядов было множество: «вождение колоска» - посвящённый Ладе – богине семейного согласия, Семик – девичий праздник, посвящали Перуну – самому грозному языческому богу – держателю гроз и молний.
Обряды проводились совместно всеми членами общины – селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.
Часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.
Так же междоусобицы князей переходили в войны.
На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X – XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык – древнерусский.
Дальнейшее развитее федеральных отношений привело к переменам в жизни русских сельских общин. Княжеские дружины стали оставаться в своих владениях, заниматься хозяйственными делами. В это время начали изготовлять деньги, но господствовало всё же натуральное хозяйство.
Каждое княжество обладало правом определять «строй земельный», т.е. внутренний порядок жизни, собирать и содержать войско, иметь органы управления, издавать законы, наводить порядок. Сельские общины были подчинены законам князя. Только сильное княжество могло обеспечить себе независимость власти, поэтому князья старались укреплять свои владения. Период феодальной раздробленности стал периодом подъёма экономики и культуры.
Во время возникновения каких-то вопросов князь пользовался советами старшин, собирались собрания «вече», где участвовало всё население, и правом голоса обладал каждый общинец.
Князя поддерживала дружина, которая не только собирала налоги, но и охраняла владения.
В 1236г. орда хана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила её. Войско Батыя продвигалось по русской земле, оставляя после себя пожарища. Пали Коломки, Москва Рязань, Суздаль … Жителей городов и сельских общин забирали в плен, по лесам скрывались уцелевшие от погромов люди, подавленные бедой. Ханы подчинили своей власти русских князей.
В низовьях Волги Батый поставил город Сарай, сделал своей столицей. Возникло новое государство, названное Золотой Ордой. На Русь была положена тяжелая дань.
Сельские общины были в это время полностью подчинены ханским сборщикам дани (баскакам), которые обирали население. Сельские общины приходили в упадок.
Иго ордынское продолжалось два столетья. 

После падения ордынского ига произошло ускоренное объединение русских земель. К 30-м гг.XII в. сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Свидетельством этого стало создание в1497г. единственного для всей страны судебника. В этом законе содержалась статья о запрещении выхода крестьян в другие места, кроме - Юрьева дня осеннего 26 ноября. Введение Юрьева дня ограничивало свободу передвижения сельских жителей. Но Юрьев день не означал полного закрепощения крестьян.
Создание единого Русского государства привело к расширению его территорий. Но большинство земель находилось в суровых природных зонах. Урожайность (получали в 4 раза больше, чем сеяли) считалась приемлемой. Но развитие сельских общин не стояло на месте. Не стало ордынской дани, хозяйственные занятия получили больше простора. В течение 1 половины XVI в. в России наблюдается экономический подъём. Оживляются земли, используется трёхпольный севооборот применением нового оборудования, рост животноводства. Пока тучнеют нивы, в междупарье, старались побольше навоза вывезти на паровой клин, отчего эту пору называли навозницей. Сдобрить парующее поле – значит, побеспокоиться о ржаном хлебушке на другой год. “Хлеб - всему голова”, с ним связывалось благополучие дома: “Не уродится рожь – по миру пойдёшь”.
Навоз, или назем, - плодородная сила земли. О нём с уст крестьянина слетали яркие выражения: “Возвращай земле долг – будет толк”. “Клади навоз впору, соберёшь хлеба гору”. “Гнои (навоз) сухие – хлеба дорогие”.
С развитием ремёсел, в города, в сельские общины поступали металлические изделия. Значительную роль в развитии сельского хозяйства имели монастыри, которые имели льготы и на их земли охотно селились крестьяне. Государственные налоги были не высокие, а помещик предпочитал получать доход от зависимых крестьян в виде оброка, деньгами или продуктами. Положение сельских общин было вполне сносным.
Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов.
Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века.
В середине XVI века начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в “приказы”. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах – волостей. Те и другие содержались общинниками “кормились” за их счет. За ними укрепилось название “кормленцев” они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.
Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система “кормлений” была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.
Иван IV в 1549 г. созвал первый в истории России Земской собор. Кроме бояр, дворян, духовенства на совет были выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой “пожилого” помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.
В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину – выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.
По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.
Успешное развитие России в I-й половине XVI века сменилось в года правления Ивана грозного хозяйственным упадком.
В начале 80-х годов XVI века был отменён Юрьев день, объявляются запретные годы для ухода крестьян от владельцев. С той поры пришла пословица “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” В начале 90-го года вводится указ о закрепощение крестьян, т.е. прикреплении их к владельцам и земельным участкам. Это уже было КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Побеги из владений не прекращались. Крестьяне уходили в Поволжье, на Дон, в Казачество, которое жило по своим законам и беглых не возвращало. Назревали серьёзные общественные потрясения, вызванные усилением угнетения крестьянства. ”Чёрные” земли переходили к феодалам. Общины сообща боролись за свои земли, подавали жалобы Московской власти, но успеха не добивались.
Новым делом стало проведение государственного учёта земли. Их описание с указом владельца и размер угодий (писцовые книги). Эти документы служили основанием для обложения сельских общин налогами. Одновременно они закрепляли крестьян за владельцем. Сыск беглых проводился согласно записям в этих книгах. Земской собор созывал на собрания различные слои населения, крепостных крестьян на собор не приглашали.
В 1601 – 1603гг. страну поразили стихийные бедствия. Три года были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили сильные морозы. Голод стал всеобщим. Люди разбегались, кто куда мог и за беглыми уже не гонялись.
После Смуты Россия находилась в разорённом состоянии. Помимо возрождения покинутых и пострадавших населений в XVII веке наблюдался рост населения в новых местностях. На черноземные земли устремились беглые крестьяне, новые сельские общины создавались в Поволжье, расширилась пашня на русском севере, Урале, Сибири.
Земледелие начало расти за счёт увеличения пахотных угодий. Урожайность росла медленно. В старых областях продолжает распространяться трёхпольный севооборот с навозным удобрением, на окраинах пашню возделывали более простым способом, временно забрасывая свои участки “на отдых”.
XVII столетие знаменательно усовершенствованием СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРУДЕЙ.
Сохи под влиянием разных условий и опыта делают различными по форме. Появляется одна из самых лучших разновидностей сохи – косуля, трёхзубая соха была шагом вперёд в технике хлебороба.
Развивалось животноводство, появились новые мясомолочные породы коров – холмогорские и ярославка, новая порода романовских овец. Сельские жители так же занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой.
53 % крестьян проживало во владениях вотчинников и помещиков. 16 % церкви, 9 % двора. Черносошных (государственных) крестьян было не более 21 %, т.е. до 80 % крестьян было в зависимом, крепостном состоянии.
Большую часть среди владельцев земли составляли мелкопоместные дворяне, но были и крупные владельцы. Например, боярин Морозов имел 33 осел в 19 уездах помимо того, что крепостной не имел собственности на землю, на которой “сидел”, его имущество могло быть по суду передано должнику хозяина. Семью крепостных, принадлежащим разным помещикам, могли разделить как имущество. Крепостного можно было продать, обменять на собаку, проиграть в карты. А так как помещики стали чаще заводить собственное хозяйство, они принуждали к труду на барском поле, что называлось барщиной. Крестьянин работал на барина, используя свой инвентарь, лошадь в самые благоприятные погодные условия. Хлеб к тому времени становился товаром. На рынке продавался и помещичий хлеб и крестьянский, а так как барин использовал даровой труд, возникали противоречия. Натуральные основы феодального хозяйства подрываются. Наряду с сельским хозяйством крестьяне начинаются заниматься производством ремесленной продукции: добычей и обработкой железной руды, мыловарением, кочевничеством. Село Иваново производило ткани.
Во второй половине XVIII в значительно усилились новые черты хозяйственной жизни страны связаные с упадком феодализма и утверждением капитализма. В промышленности большую роль играли мануфактуры. Среди мануфактурных рабочих многочисленную группу составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Помещики оценили этот источник дохода. Крепостной в виде оброка отдавал барину часть заработка. Положение “благородного” обязывало жить барина на широкую ногу. На подведомственные ему сельские общины возложены были дополнительные трудовые и денежные повинности. Барщина достигла 4-6 дней в неделю, оброк увеличился в 3-5 раз. Общины не выдерживали и беднели. В погоне за дополнительным источником доходов помещики заводили различные предприятия. Это приводило к нарушению натуральных устоев помещицкого хозяйства, феодальные отношения вступали в стадию упадка. Происходит расслоение деревни на крестьян - бедняков и богатую верхушку пре успевающих, которые ведут торговлю, обзаводятся мануфактурами, они используют труд своих односельчан. Самые богатые из них уплачивали большие деньги и выкупались на волю.
Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было всё же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали “живым” товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова (1730-1801 гг.) замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.
Произвол крепостников достиг крайних пределов. 

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.
Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения. В начале XVIII века существовали должности “прибыльщиков”, которые придумывали с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки – ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелей повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность.
Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и тд…) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить “как смирять и унижать” своих “рабов”.
В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.
Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на “доброго царя”. Вследствие этого крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение.
В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости”и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.
В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.
Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.
Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.
Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела черезполостно. Каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало умерших, поэтому производился общий передел примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему, в одной деревне делали передел, в другой – нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.
Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорило переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.
В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа.
9 ноября 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший Столыпинской аграрной реформе начало. Главной её целью стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулатских). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства, реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулатских хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал. В 1917 году в июне реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.
К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн крестьян с 17 млн десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах. Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.
В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.
Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн человек, ещё 5 млн было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.
Таким образом русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века. 

Нравится