Самарская Старообрядческая Поморская община. Книжница

Русская община
Печать

 

Среди унаследованного от своих предков, староверы пронесли через века древние церковные традиции в пении, изобразительном искусстве и книжности.

На протяжении трехсот пятидесяти лет, когда РПЦ (Русская Православная Церковь) вела жесточайшую борьбу по искоренению старообрядчества, древнейшие памятники славянской книжности безжалостно уничтожались, а староверы сохраняли их, несмотря на преследования.

Воспитанные на реальных книжных древностях, староверы, как правило, ценили, знали и понимали книгу. Книги выменивались и приобретались за большие деньги. Во многих староверческих семьях были большие библиотеки.

Можно составить очень большой список староверов - собирателей древней книги. Отметим лишь особо значимые имена. Это: Егор Егорович Егоров (г. Москва), Михаил Иванович Чуванов (г. Москва), Иван Никифорович Заволоко (г. Рига).

Собрания Е. Е. Егорова сегодня составляют персональный фонд Российской национальной библиотеке, М. И. Чуванова также - в Российской национальной библиотеки и археографической лаборатории МГУ. И. Н. Заволоко принадлежит заслуга в открытии одного из автографов "огнепального" протопопа Аввакума.

Не мал список и наших земляков - староверов - собирателей книг XIX - XX веков. Среди них можно выделить Илью Степановича Карпова, Леонтия Николаевича Пашкова, Никифора Савельевича Солодовникова и Дмитрия Романовича Рузанова. О принадлежности книг к их собраниям говорят владельческие записи, экслибрисы и печати.

Отметим, что двое последних были, всего - на всего, крестьянами с. Черноречья Самарского уезда и губернии, а среди их собраний можно встретить уникальные рукописи и издания начала XVII - XVIII вв.

Леонтий Николаевич Пашков - это человек очень необычной судьбы. Его приобретения старопечатных книг относятся к 30 - 60 годам ХХ в. В период культа личности он был репрессирован и неоднократно подвергался ссылкам, где входил в контакты с местными староверами. И только представьте себе, возвращаясь из очередной ссылки, он привозил в Самару мешки с книгами.

Так, книги из собраний вышеупомянутых и других лиц аккумулировались вокруг Самарской Старообрядческой Поморской общины, и составили сегодня основу ее фонда. Книги же, находящиеся при Церкви, были безвозвратно отобраны в лихолетье. С 1929 и по 1980 гг. община практически не имела постоянного места. Книги переносились из дома в дом и, к сожалению, большая их часть была утрачена в этот период.

В начале 80 - х гг. ХХ века, когда общиной был приобретен собственный частный дом для отправления служб, кроме книг богослужебного характера, фонд стал пополняться другой церковной литературой.

С переездом общины в историческое здание Храма по ул. Л. Толстого, 17 появилась возможность просто нормального их хранения.

Только за прошедшее десятилетие книжное собрание общины увеличилось в три раза. Отдельные, редкие и более интересные издания для книжницы выискиваются и приобретаются по всей России.

В основном же это книги, переданные в дар общине, и порой целыми собраниями, в том числе и из других городов.

Здесь можно отметить собрание рода Байдосовых из г. Златоуста. Особо ценными из этого собрания являются два рукописных сборника XIX в. Первый - это сборник статей по византийской и старорусской церковной и светской истории, содержащий хронологические и синхронистические таблицы.

Второй сборник называется "Ответ о святом крещении". "Сей ответ, - написано в конце книги, - предоставлен златоустовскому благочинному и председателю духовного братства протоиерею Стефану Васильевичу Яхонтову, от старовера Поморскаго согласу Трофима Васильева Байдосова. Мая 20 дня 1873 - го года. г. Златоуст".

В 38 главах книги, составленной и написанной в течение полугода в форме выписок из священного писания и учения святых отцов, сочинений богословов и светских историков различного времени, объединенных предисловием, заключением и различными сносками, рассматриваются все аспекты чина крещения. Написана она грамотно каллиграфическим почерком "полууставом"1 и содержит 140 листов. Это сочинение было гектографировано2 небольшим тиражом А. Т. Мельновым в Златоусте в начале ХХ в. и имело хождение среди российских староверов. Неизвестно, сохранились ли печатные экземпляры, но рукописный, авторский подлинник в прекрасном состоянии находится в нашей книжнице.

Сегодня книжница общины содержит более 600 томов книг богослужебного характера, а также богословского, полемического и исторического содержания. По возрасту и изданию они разнообразны. Это и старопечатные кириллические книги начала XVII в. и совсем новые издания. Это книги типографии царского двора при Василие Шуйском, издания Патриархов Ермогена, Филарета и Иосифа, книги Виленской, Супральской и Почаевской печати, Единоверческой и Синодальной типографий, гектографические издания, и в т. ч. существовавшей в Сызрани типографии Прокопия Максимовича Безводина, и многих других. Имеются также и рукописные фолианты Поморья, Гуслиц, Иргизских монастырей и местных писцов поморского согласия начала ХХ в.

На все имеющиеся книги составляется профессиональная опись и картотека. В этом деле община тесно сотрудничает с отделом редких книг Самарской Областной универсальной Научной Библиотеки.

Доступ к пользованию книжницей осуществляется только с непосредственного разрешения руководства общины.

Несколько прошедших месяцев текущего года преподнесли нам поистине дорогие подарки.

Староверами одного из сел Самарской области была передана книга, которую первоначально, по характеру шрифта и заставок атрибутировали как: "Апостол, начало XVII в., Западная Русь", конечно же, под знаком вопроса. Но эта закапанная воском, пыльная, отреставрированная где то в XIX в., с дописными листами, без выходных данных, книга имела какую то особую притягательную силу. При помощи сотрудников ОРК было установлено, что это - второе, Львовское издание "Апостола" первопечатника Ивана Федорова 1574 г. Отметим, в том же ОРК самая старая из печатных кириллических книг датируется 1595 годом.

Несмотря на то, что во II - ой половине XIX века открылось сразу несколько старообрядческих типографий и как бы недостатка в печатной литературе уже не было, рукописные книги создавались вплоть до 60 - х годов ХХ века.

Чаще всего, имена каллиграфов - переписчиков и художников - оформителей рукописной книги не известны.

При просмотре рукописей в книжнице была выявлена книга "Обиход", где в заставках встречается автограф "Г. Вяткин. в лета 7430"3 и просто: "Г. Вяткин". Это автограф нашего земляка Георгия Андреевича Вяткина, старообрядца поморского согласия.

Данная находка подтверждает бытовавшую некогда мысль о существовании в старообрядческих кругах Самары школы по переписке книг. Очень трудно предположить, куда корнями уходят ее традиции, так как на примере рассматриваемой книги можно увидеть ни с чем не сравнимые и ни на что не похожие элементы книжного оформления.

Работы Георгия Андреевича Вяткина - своеобразная страница в истории поздней рукописной традиции - интересны как творческое осмысление старинного книжного ремесла. Отдавая должное каллиграфическому мастерству Георгия Андреевича, следует иметь в виду, что будучи стилизатором в оформлении книги, он не стремился к абсолютно точному воспроизведению признаков древнего оригинала. Он осмысливал главные особенности его стиля и воплощал их по - новому.

В работах мастера поражает разнообразие композиций в заставках и инициалах, трактованные объемно и живописно. Роскошность рукописи придает новый, сложный тип орнамента, где растительные мотивы виртуозно переплетаются и создают некое обрамление миниатюры.

Помимо упомянутого, книжница Самарской Старообрядческой Поморской общины хранит еще много уникальных памятников древности, которые мы считаем достоянием всего современного общества.

Представленное кириллическое собрание на сегодняшний день является вторым по величине и значимости в Самарской губернии, после ОРК Областной библиотеки.

Это огромное поле для исследовательской работы. А озвученные здесь изыскания говорят о том, что этот материал разнообразен и интересен.

Соответственно встает задача по комплексному изучению рукописного и старопечатного наследия, хранящегося в Самарской Старообрядческой общине.

Реальным шагом по изучению значительного пласта древнерусской книжности могла бы стать совместная работа специалистов -филологов и староверческой церкви.

--------------------------------------------------------------------------------

П.В. Половинкин, председатель Совета старообрядческой общины

Нравится