Александр СОТНИЧЕНКО, представитель РК "Новоселие" по Санкт-Петербургу: "РОССИЯ КАК КУЗНИЦА КАДРОВ БУДУЩЕГО"

13.11.2010 00:16 Русская община
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

 России нужно найти свою универсальную идею, привлекательную для всех жителей Земли вне зависимости от вероисповедания и национальности. Идею, которая бы составила конкуренцию постмодернистским общечеловеческим принципам крайнего индивидуализма и вседозволенности. Идею свободного коллективного труда, общины новой формации.

 

Есть ли кадры для модернизации?

Президент России Дмитрий Медведев в своей программной речи «Вперед, Россия!» очертил границы нашего ближайшего будущего. Если мы не хотим как прежде находиться в тисках ресурсной экономики, то в течение ближайших лет нас ждет коренная модернизация промышленности, сельского хозяйства, науки. Для этого у нас достаточно ресурсов, территории, государственных инвестиций. Однако, достаточно ли кадров?

Россия сейчас одна из самых непривлекательных для проживания территорий для людей умственного труда. Климат слишком суров для тех, кто знаком с жарким солнцем Южной Европы или Восточного побережья США. Современный сервис, развитие инфраструктуры также не выдерживают конкуренции. Невысок и уровень безопасности в крупных городах. Конечно, государство может предложить высокие зарплаты за работу в передовых отраслях, однако, люди станут воспринимать свою работу только как способ вахтового накопления денег для последующего переезда в более благополучные страны и регионы. Сейчас у нас уже действует такая модель: специалисты едут работать в нефтедобывающие районы России за «длинным рублем», но затем, чтобы на эти деньги обустроить дом, купить машину, и жить уже в более благоприятных местах.
Всем ли по душе тоталитарная «свобода»?

Если мы действительно зададимся целью построить передовую инновационную экономику, то для привлечения кадров в первую очередь следует создать определенные условия не только финансового свойства. Высококлассному специалисту, привлеченному к процессу, следует создать настолько комфортные условия во всех отношениях, чтобы ему не захотелось уезжать. Каким образом этого удалось достичь в США, где работают большинство ученых с мировым именем? Уверяю, не только высокими зарплатами и уровнем сервиса. Существует миф об Америке как стране, в которой максимально можно раскрыть свои способности, реализовать желания, не боясь морального осуждения. В Америку едут за свободой, однако, всем ли такая свобода по душе? У всех ли специалистов такое же понятие о свободе, как в США?

А пресловутая свобода там понимается следующим образом. Американские корпорации высоких технологий известны своей абсолютной толерантностью. Сотрудники Google и Microsoft, например, могут приходить в одежде, подчеркивающей нетрадиционную сексуальную ориентацию, а гомосексуальным парам предоставляются льготы. Традиционалисты США и Европы уже давно бьют тревогу по поводу программ общеобразовательных школ, в которых толерантность в отношении к различным меньшинствам давно зашкаливает. Фактически, в современном западном мире созданы новые идеологические стандарты, которые дискриминируют значительный пласт населения, сохраняющего традиции, религиозные установки. Если в Европе их действительно меньшинство, то в США – миллионы, а во всем мире – так и вовсе большинство населения. И на их потребности внимания особенно не обращают.

В современном либеральном обществе позволено все. Но многие забывают, что этот лозунг касается только личности, индивида. Как только дело касается общества, выясняется, что его законы примерно так же тоталитарны, что и в бывшем СССР. И «стучат» друг на друга там не меньше, чем при Сталине, только поводы находят иные – расизм, гомофобия, дискриминация по гендерному признаку и т.п. Консерваторы побогаче пока имеют возможность отдавать своих детей в закрытые религиозные школы, однако, кто подумал о тех, кто не вписался в общество потребления и развлечения по идейным мотивам?
Мы должны предложить альтернативу

В России всегда была проблема с кадрами. Население росло медленно и никак не хотело заселять обширные пространства Евразийского континента. А требовались трудолюбивые, ответственные, образованные, идейные. В IX в. призвали варягов, в XVI татар, в XVIII – европейцев. Причем, ехали к нам не только за титулами, наградами и денежным содержанием. Вспомним, кто переселялся в Россию на службу по призыву Петра и Екатерины. Шотландцы и ирландцы, страдавшие от гнета Британской короны. Немцы, бегущие от княжеских междоусобиц. Сектанты, скрывающиеся от католического и протестантского давления. Российская империя дала им то, что не мог дать Запад, не только высокий уровень жизни, но свободу вероисповедания, возможность создавать независимые религиозные общины, заниматься предпринимательством под защитой государства. Фактически, царь предоставлял потенциальным мигрантам альтернативные европейским варианты взаимоотношений человек – государство, община – государство.

Примерно такая же система сформировалась и в США конца XVIII-XIX вв. Эмигранты также привлекались из Европы новой системой общественных отношений. Результат известен – за 200 лет страна стала ведущим актером мировой политики, экономическим гигантом и центром инноваций. Американские власти вовремя распознали кризис европейской феодально-монархической системы и опередили время, предложив людям идеалы завтрашнего дня. Однако, сейчас сами США начинают отставать от будущего. Зловещие признаки этого мы можем воочию наблюдать, следя за развитием мирового экономического кризиса. Сможет ли Россия предложить альтернативу, стать новым центром миграции кадров будущего?

Мировая политическая и экономическая система, возглавляемая США находится в упадке. Причем, это не только известный нам финансовый кризис, о котором нам говорят с экранов ученые и политики. Этот кризис системный, то есть, обусловленный особенностями самих принципов функционирования мировой экономики. Недовольных становится все больше, как перед любой кардинальной сменой парадигм. Не настало ли время перехватить лидерство, создав в России инкубатор для альтернатив?

В XVIII-XIX вв. Америка стала прибежищем эмигрантов, которых привлекала возможность жить по собственному усмотрению. Однако, сейчас в тех же США существуют недовольные либерально-толерантным прессингом. Фактически, традиционно мыслящих американцев, по их собственному признанию, вытесняют не периферию. Европа привлекает мигрантов со всего мира, которые приезжают не только с целью повышения уровня жизни или лучших социальных гарантий. Молодежь из мусульманских стран (Египта, Алжира, Пакистана и т.п.) зачастую привлекает фривольный образ жизни, возможность безнаказанного нарушения традиционных табу, связанных с сексуальным поведением, употреблением наркотиков, алкоголя. Теперь уже европейцы вынуждены бежать от сбросивших оковы религиозных запретов соседей, однако, куда? Еще несколько лет назад наиболее привлекательным местом для миграции белого населения из ЕС (в первую очередь, Голландии, Дании, Бельгии) была Австралия, однако, сейчас там происходят те же процессы, что и в Старом Свете. Для человека, желающего воспитать детей в рамках традиционной морали, остается один путь, прекрасно описанный Л.Н. Гумилевым и предназначавшийся в древности для элиты завоеванных стран – вытеснение в крестьянство.

Россия своими пространствами, инвестициями, технологиями вполне может исправить эту критическую ситуацию. В качестве альтернативы создания периферийных игровых зон вполне можно реализовать идею инновационных центров, подобных американской Силиконовой долине. Только, в отличие от западных коллег, привлекать мигрантов не повышенной толерантностью, а напротив, возможностью для воспитания детей в строгих рамках традиции. Фактически, сейчас добрые католики и честные протестанты Запада находятся на положении чуть лучшем, чем было у британских пуритан XVII в. За веру, вроде как, не гоняют, да и церкви открыты, а вот лишать детей представлений о либеральном общечеловеческом будущем запрещено. Да, они могут, подобно секте амишей в США, бежать от цивилизации. Но управлять ходом истории – нет, все традиционное обречено на маргинальность. Россия же может создать им реальные условия для полноценного развития в мире высоких технологий, участия в создании новой, нелиберальной инновационной концепции развития.

Были ли попытки создания подобных центров в мире кроме США в недавнем прошлом? Были, и вполне успешные. Именно таким образом создавалась пакистанская атомная бомба. Доктору Абдул Кадир Хану удалось привлечь в Пакистан большое количество мусульман, работавших в европейских и американских ядерных центрах не только высокими зарплатами и высококачественными лабораториями, но и исламско-патриотическими лозунгами. При сходных лабораторных условиях и зарплатах с США и Европой, более низком уровне безопасности, ученые ехали в Пакистан так как были увлечены идеей исламской солидарности, провозглашенной руководством страны. Итог программы известен: одна из беднейших стран мира стала обладателем ядерной бомбы и одним из лидеров в области ядерных исследований в регионе.
Новая универсальная идея

Не стоит пренебрегать и примером СССР. Всем известно, что популярность левой идеи во всем мире побуждала многих ученых в США и Европе сотрудничать с Москвой, даже преступая закон. Причем, передача научных материалов, имевших стратегическую ценность, часто велась на безвозмездной основе. Турецкие националисты в 90-е гг. ХХ в. создали образ Турции как самой передовой страны Ближнего Востока и Родины всех тюрок. В результате, большое количество высококвалифицированных кадров из бывшего СССР отправилось туда на заработки. Правда, экономически это не всегда оказывалось оправдано: 90-е славились безудержной инфляцией и дефолтами не только в России. Наконец, в более узком смысле, южноафриканская кампания Canonical Ltd смогла сплотить на основе ненависти к Windows и стремления к свободному софту огромное количество талантливых программистов, которые смогли разработать на базе Linux новую популярную ОС Убунту.

России остается найти свою универсальную идею, привлекательную для всех жителей Земли вне зависимости от вероисповедания и национальности. Идею, которая бы составила конкуренцию постмодернистским общечеловеческим принципам крайнего индивидуализма и вседозволенности. Идею свободного коллективного труда, общины новой формации. Вульгарно понятые и воплощенные в жизнь доктрины, рожденные Просвещением, породили слишком много недовольных, талантливых и работоспособных, готовых отдавать свои силы во имя общего блага. Россия может создать интеграционную площадку для воплощения их мечты.

Александр Сотниченко

В основу статьи положен доклад, предложенный к обсуждению на заседании Молодежного клуба Всемирного Русского Народного Собора.

Нравится