Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Культура Опыт восстановления русской культурной традиции

Опыт восстановления русской культурной традиции

E-mail Печать

altКнига «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010)». Под общей редакцией А.В.Гапоненко. Рига: Институт европейских исследований. 2010. -736с. ISBN 978-9934-81

 

Процесс разложения советской нации, начавшийся еще в 60-е гг. ХХ века, завершился в 1991 г. распадом ее государства - СССР. На месте последнего образовалось пятнадцать самостоятельных государств, в которых, с различной степенью инстенсивности, началось формирование новых наций. Значительная часть русских (в широком смысле этого слова), выступавших ранее в роли основных скреп Советского Союза, оказалась за пределами своего нового национального государства - России. Среди них было и более двух милионов русских Прибалтики.

Прибалтийские русские в начале 90-х годов ХХ века оказались в очень сложном положении. Они отличались крайне высокой степенью советизации и не имели собственной элиты, которая бы могла провести мобилизацию и отстаивать их национальные интересы. Им пришлось противостоять воздействию элит титульных наций, которые монополизировали власть и стали строить общества на принципах этнической иерархии. В Эстонии и Латвии ради этого большая часть русских даже была лишена прав гражданства, которое им не вернули до сих пор. Русские принуждались к эмиграции из стран своего многовекового проживания, потеряли право на использование своего родного языка в официальной сфере, лишились возможности давать на нем детям высшее и среднее образование. Практически прекратилось государственное финансирование русской культуры.

В этих условиях достаточно быстро началось стихийное формирование национального самосознания и самоорганизация русского населения. Оно стало массово возвращаться в лоно Православной церкви. Выжили русские средства массовой информации, стала появляться оригинальная местная русская публицистика, художественная, общественно-политическая литература. Стали восстанавливаться многие национальные традиции. Были созданы многочисленные русские общины, которые взяли на себя часть функций по сохранению родного языка и культуры.

Неблагоприятное общественно-политическое положение и острая нехватка материальных ресурсов вынудили прибалтийскую русскую элиту искать эффективные инструменты строительства своей нации, использовать западный, прежде всего англосаксонский, опыт национального строительства. Выяснилось, что существует хорошо разработанная теория национального строительства, идентифицированы субъекты и объекты этого строительства, описан инструментарий строительства, методология его применения. В связи с этим возникла идея использовать созданные прибалтийскими русскими на протяжении последних трех столетий памятники материальной культуры в качестве инструмента формирования национального самосознания. По всем правилам западной науки для этого требовалось идентифицировать эти памятники, выявить заключенное в них национальное содержание и донести его до масс русского населения, то есть актуализировать памятники. Донести русское содержание памятников требовалось не в сухой научной, а в художественной форме, привязав его к системе национальных ценностей, то есть придав ему, в известной мере, мифологическое звучание.

Запланированная работа представлялась крайне трудоемкой, поскольку исходный фактологический материал по прибалтийским русским памятникам культуры существовал, но его целенаправленная обработка не предпринималась практически с начала ХХ века. Кроме того, была задумана работа по осмыслению исходного материала за последние триста лет – период наиболее интенсивного развития русской культуры после присоединения Лифляндии и Эстляндии к России в 1710 г. Желание приурочить получение результаты к юбилейным мероприятиям определили жесткий план работы. Часть местных исследователей от работы отказалась ввиду непомерной величины поставленных задач, скудности финансирования и справедливых опасений стать объектом притеснений со стороны властей.

Осуществить задуманную работу помогла финансовая поддержка фонда «Русский мир», руководство которого смогло понять грандиозность замысла и поверить в возможность его реализации исполнителями. Координацию работ взял на себя латвийский Институт европейских исследований. Начиная с осени 2008 г. руководителями проекта (А.Гапоненко, М.Петров, Ю.Мальцев, П.Лавринец) были привлечены к работе 33 специалиста различных отраслей знаний из Латвии, Литвы и Эстонии, 16 фотографов. Ими был составлен каталог памятников русской материальной культуры, проведена фиксация более 250 памятников по всем трем республикам Прибалтики, в том числе сделаны их фотографии.

Для осмысления собранных материалов участники проекта провели в ноябре 2009 г международную научно-практическую конференцию, а также ряд круглых столов. Материалы конференции опубликованы и распротранены среди заинтересованных исследователей, по научным библиотекам. Подготовлена и экспонируется фотовыставка «Утраченные и забытые памятники русской культуры в странах Прибалтики», которая включает в себя 50 оригинальных авторских работ и архивных фотографий. Оказалось, что большинство посетителей выставки о демонстрирующихся на выставке объектах культуры ничего не знает.

К маю 2010 г. коллектив исследователей подготовил и опубиковал объемную книгу «Прибатийские русские: история в памятниках культуры». В эту книгу были включены 224 очерка об основных объектах русской культуры в Прибалтике. В их число были включены храмы и монастыри, некрополи, дворцы и усадьбы, жилые дома, университеты, библиотеки, дома культуры и стадионы. школы, больницы, военно-инженерные и инженерные сооружения, а также собственно памятники. Все они были тесно связаны с жизнью русского населения нынешних Латвии, Литвы и Эстонии на протяжении последних трехсот лет. Данный подход не является общепринятым и может вызывать возражения со стороны профессиональных историков, но именно он дает наиболее полную картину жизни выбранного нами этноса и позволяет современнику найти в истории достойные образцы для подражания.

Материл книги разбит на пять разделов, которые соответствуют основным этапам жизни русского населения Прибалтики: период становления русского общества (1710-1860), период его расцвета и упадка (1860-1920), период первых независимых республик (1920-1940), период прибалтийских советских республик (1940-1991) и период вторых независимых республики (1991-2010). Каждый раздел предваряется вводной статьей, в которой дается характеристика политического и социально-экономического фона развития национальных процессов. Каждый очерк снабжен списком литературы, которую можно использовать для расширения знания о выбранном предмете.

В ходе исследовательской работы выявилось, что за рассматриваемый период прибалтийскими русскими было создано огромное количество объектов материальной культуры, многие из которых имеют не только местное, но и общероссийское и даже общеевропейское значение. Значительная часть этих объектов культуры местными властями, к сожалению, на учет не ставится, а потому не охраняется, не реставрируется. Очень значительное число русских памятников выведено из культурного оборота, чиняться необосновнные препятствия для их восстановления и установки в общественных местах. Причем, это не только памятники Петру I, который обвиняется местными радикальными политиками в «империалистических захватах», хотя Латвии и Эстонии в 1710 г. не существовало, а к России были присоеденены шведские провинции Эстляндия и Лифляндия, да еще и с выплатами золотом за приобретенные территории. К числу «нежелательных» отнесена совершенно нейтральная в политическом отношении памятная колонна героям Отечественной войны 1812 г. Дж.Кварнеги в Риге. Напомним, что в этой войне против войск Наполеона наряду с русскими войсками участвовали добровольческие латышские партизанские отряды.

В ходе работы над проектом выяснилось также, что памятники русской культуры в Прибалтике, да и на всем постсоветском пространстве, не рассматриваются в качестве своих и российским министерством культуры. И это не упущение нерадивых чиновников от культуры, а отражение позиции большинства российской политической элиты, которая считает, что русское цивилизационное пространство ограничивается нынешними границами Российской Федкрации, а все, что находится за пределами этой границы, не имеет к ним никакого отношения и обречено на исчезновение. На это хочется ответить: это они не имеют никакого отношения к русской нации и, как всякие временщики, обречены на скорое исчезновение. Защита памятников советским воинам, павшим в период Великой Отечественной войны, осуществляется вопреки вышеупомянутой позиции российской политической элиты, по прямому указанию Президента и Премьера России, в обход российского минстерства культуры.

Следует отметить, что проведенная работа выявила целый ряд проблем в трактовке истории русских Прибалтики, русской нации в целом. Например, широко распространяемая нынешними латвийскими властями история формирования Западной русской добровольческой армии и ее боестолкновений с латвийской армией совершенно не соответствует дейтсвительности. Могилы западников стерты с лица земли. Равно как необоснованно забыты могилы воинов-ливенцев - белогвардейцев, сражавшихся на стороне латвийского правительста. Никто не вспоминает и русских красногвардейцев, погибших в борьбе за советскую власть в Латвии в 1918-1920 гг. Гражданская война в сознании широких масс русского населения Прибалтики продолжается.

Среди большого круга выявившихся в ходе исследования проблем отметим еще одну. Для многих авторов русская история заканчивается 7 ноября 1917 г., а дальше разворачивается никак не связанная с ней «советская история». Анализ создания и использования памятников материальной культуры в Прибалтике говорит о том, что русская национальная жизнь в советский период подверглась существенной модификации в ее верхних духовных слоях, но в ее глубинной основе осталась неизменной. Значение храмов, монастырей, некрополей и всей связанной с ними национальной жизни ослабло, но не исчезло. Театры, библиотеки, музеи, школы, университеты продолжали быть вместилищем русской духовной жизни. Русские памятники продолжали оказывать свое идейное воздействие на зрителей. Это внутреннее русское содержание всех памятников материальной культуры и стало быстро проявляться в постсоветский период, начало оказывать мощное воздействие на советизированное население.

Проект по изучению и актуализации памятников русской материальной культуры в Пибалтике с изданием книги не завершается. Предстоит еще несколько презентаций и круглых столов. Создана Международная Балтийская ассоциация исследователей русского культурного наследия. Она будет вести каталог памятников, проводить иследовательскую и пропагандистскю работу. Коллектив авторов готов поделиться накопленным опытом со всеми заинтересованными в изучении прошлого и формировании будущего русской нации.

Президент Института европейских исследований

д.э.н. Адександр Владимирович Гапоненко

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Настоящий текст подготовлен автором по материалам выступления на презентации книги в Институте динамического консерватизма 10 июня 2010 г

С текстом книги можно познакомиться по ссылке: http://openrb.com/d/AGaponenko_kniga_148x210_Black.zip

Источник материала. 

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Дивеевские ...
Image Detail
Святочные г...
Image Detail
Царь-мучени...
Image Detail
pa
Image Detail
Семья основ...
Image Detail

Яндекс цитирования