15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Челябинская старообрядческая община
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало История Челябинская старообрядческая община

Челябинская старообрядческая община

E-mail Печать

 

10 января 1907 года Оренбургским губернским правлением была зарегистрирована Челябинская старообрядческая община, допускающая наставников, с распространением ея деятельности на город Челябинск и пригородный поселок Никольский.

Староверы проживали в Челябинске и прилегающих окрестностях с первых лет существования города. В середине XVIII в. (1750–1760-е гг.) они испытали на себе сильнейшее давление тобольских архиереев, пытавшихся путем увещеваний и репрессий склонить их к переходу в лоно синодальной церкви. Не желавшие изменять своей вере старообрядцы сжигали себя, топились в р. Миасс, однако это не останавливало неистовых «борцов с расколом», среди которых одним из наиболее непримиримых был челябинский заказчик протоиерей Петр Флоровский. Осторожное несогласие с воинствующим «миссионерством», выраженное Исетской провинциальной канцелярией, привело к невиданным результатам. В декабре 1760 г. из Тобольска в Челябинск была направлена специальная команда под руководством поручика Ивана Полтырева и священника Иосифа Нагибина в количестве 20 человек, которые, как сообщает историк Н. Н. Покровский, в ночь на 30 января «молодецким приступом захватили здание Исетской провинциальной канцелярии. Все еще управляющий ею подканцелярист Ф. Соболев и двое рассыльщиков были найдены в их домах и арестованы… Команда захватила затем еще 6 рассыльщиков канцелярии, заковала всех арестованных в ручные и ножные кандалы и на 4 конфискованных подводах отправила их в Тобольск… Ходили слухи, что из Тобольска едет новая команда, более сотни человек, для того, чтобы доарестовать всех оставшихся на свободе чиновников Челябинска; ждали ареста управляющего Исетской канцелярией. Канцелярия «на первый случай… нарядила» для своей защиты сто человек служилых татар с “обыкновенным оружием” и просила военной помощи в Оренбурге». Обильная «бумажная война» между оренбургским губернским начальством и тобольскими архиереями, в ходе которой обе стороны обращались за поддержкой к столичным светским и духовным властям, завершилась не в пользу архиереев. Отношение к старообрядчеству стало более мягким, хотя «антираскольническая миссия» вплоть до 1917 г. продолжала считаться одним из главных направлений в деятельности синодальной церкви. На протяжении долгих лет ограничивался круг общественных должностей, которые могли занимать старообрядцы. Им не разрешали строить свои храмы и внимательно следили за каждым шагом. Так, в 1854 г. челябинский мещанин И.Т.Толстых обратился в городскую думу с просьбой разрешить ему огородить старообрядческое кладбище «хоть легким забором, дабы шатающийся без присмотра скот не повреждал могильных крестов». Разрешение дали, однако не преминули отметить, чтобы он не строил никаких построек и не прибавлял земли более той, которая была отведена под кладбище. Обнаружив ограду, челябинский протоиерей Авраамов доложил о ней оренбургскому архиерею, по просьбе которого челябинский городничий провел целое расследование, имевшее целью выяснить, по каким причинам была построена ограда на старообрядческом кладбище.

В Челябинске и окрестностях традиционно были представлены старообрядческие общины различных направлений, принимающих и не принимающих священства. Среди безпоповцев Челябинска с конца XIXв. количественно стали доминировать поморские общины. В Челябинске и окрестностях традиционно широко была представлена также и другая группа безпоповцев – т.н. часовенные. По сложившейся практике надзор за старообрядцами осуществляли в пределах своего прихода никонианские священники, составлявшие для благочинных специальные доклады. В них они указывали, сколько, где и каких старообрядцев проживает в приходе, кто из них играет главную роль. Благодаря этим докладам, можно более обстоятельно судить о развитии старообрядчества в Челябинске и его окрестностях. Так, например, в 1889 г. в составе прихода Христорождественского собора в городе проживали беглопоповцы (152 чел.) и поморцы (11 чел.). В поселке Сосновском: 140 человек беглопоповцев, 21 человек поморцев. В поселке Фотеевском – 51 человек, а в поселке Смолинском – 10 человек беглопоповцев. Как явствует из доклада, составленного духовенством Христорождественского собора, начало распространению Поморского согласия в соборном приходе положил «бывший Петровского поселка урядник Иван Михайлович Смолин», а с его смертью наставническое место занял «урядник деревни Шершневой Константин Саввин Беляев», в 1886 г. принявший участие в диспуте со священником-миссионером Крючковым и считавшийся «лучшим начетчиком старообрядческих книг».

Наиболее ярким представителем часовенных старообрядцев доклад называет мещанина Петра Флоровича Шелковкина, с прибытием которого в Челябинск и «водворением его в доме зятя его – челябинского купца Степана Васильева Шихова, последний с своею женою и младшими детьми уклонился от православия в раскол…» При этом отмечалось, что «в сравнении с прежним временем сектанты, называемые часовенными, начинают слабеть». В докладе указывались и сведения о молитвенных постройках старообрядцев, находившихся на территории прихода: «В городе известная раскольническая молельня в доме бывшего купца Ивана Тимофеева Толстых. Несколько лет закрыта. В поселке Сосновском была молельня в доме казака Михаила Кутыгина, но в 1886 раскольники выстроили новую. Ныне же место собрания так называемых часовенных совершенно не известно». Поморцы, как сообщает доклад, «доселе ездили в город Златоуст, как гнездо этих последователей, но ныне в доме умершего купца Николая Исаакова Толстых… устроена церковь, где лжеиереем у австрийцев зять сего купца Толстых бывший Миасского завода крестьянин Кульков… Слышно, что в июле 1884 года тут служил лжеепископ, который и произвел Кулькова в лжеиереи». В Свято-Троицком приходе старообрядцев в 1889 г. числилось 735 душ, относившихся преимущественно к часовенным и к Белокриницкой иерархии. При этом собственно в Челябинске и в приписанных поселках доминировали часовенные (292 человека в городе и 366 человек в поселке Шершневском и Черниках). Из доклада духовенства Свято-Троицкой церкви явствует, что у часовенных «исправляют требы и учительствуют мещанин Алексей Антонов Малышев, проживающий… в городе, и в деревне Шершнях казак Осип Ефимов Казанцев». Что же до старообрядцев Белокриницкой иерархии («австрийцы»), то главной фигурой в ней называется, как и в докладе Соборного духовенства, «лжепоп Антон Иванов Кульков, мастеровой Миясского завода», проживавший на территории Свято-Троицкого прихода. У «австрийцев», как сообщает доклад, на территории прихода имелась церковь, помещавшаяся в доме мещанина Трофима Николаевича Толстых, в которой отправлялась литургия и другие службы. А у часовенных была даже особая часовня, выстроенная в 1885 г. по разрешению начальства, кроме того молельня при частном доме в Шершнях.

В условиях бурного роста населения Челябинска, последовавшего в конце XIX – начале XX вв., возросла и численность старообрядцев. Так, если в 1901 г. в городе их официально числилось 706, то в 1908 г. было уже 1893. По сведениям В. А. Весновского, изложенным им в справочнике «Весь Челябинск и его окрестности» (1909), в городе действовало 3 молитвенных дома старообрядцев. Чтобы противостоять столь бурному росту численности старообрядцев, государство и синодальная церковь активно насаждали единоверие, смысл которого сводился к унии старообрядчества с никонианской церковью при условии подчинения никонианскому духовенству и принятию церковнослужителей от никонианских архиереев, при этом само богослужение и таинства старообрядцы совершали по старообрядческим книгам и по своим обрядам. В 1910–1911 гг. в Челябинске практически был решен вопрос о строительстве единоверческого храма, на это пожертвовал 2 тысячи рублей даже сам император Николай II, и строительство не состоялось только потому, что началась Первая мировая война. После революции судьба старообрядчества мало чем отличалась от судьбы других религиозных групп. В 1930 г. все старообрядческие молитвенные дома были закрыты и переданы под жилые помещения. Вплоть до 80-х гг. XX в. старообрядчество как религиозное течение в церковной жизни Челябинска представлено не было и стало возрождаться лишь с наступлением перестройки.

По материалам сайта «Энциклопедия “Челябинск».

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

15
Image Detail
Картина Оле...
Image Detail
Святочные г...
Image Detail
s72b
Image Detail
Казаки
Image Detail

Яндекс цитирования