15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Что значит пост для православного верующего?
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Духовно-идейные основы Что значит пост для православного верующего?

Что значит пост для православного верующего?

E-mail Печать

alt

Как нужно правильно поститься?

 

Как нужно правильно поститься?

Все ли посты равнозначны?

 

Пост для православного христианина - одно из средств, которое способствует спасению «со страхом и трепетом». Пост нельзя считать самоцелью.

О посте немало говорится и Ветхом, и в Новом За­вете, что указывает на пост как божественное установ­ление и определение. Ветхий Завет хранит множество преданий, повествующих о плодах поста и покаяния.

Постился пророк Моисей 40 дней на Синае, ничего не вкушая, и удостоился из рук Божиих принять Скрижали Закона; постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве - и остались невредимыми в пе­чи вавилонской; постились ниневитяне после пропо­веди пророка Ионы - и спасли свой город от угрожав­шей гибели; Царь Давид в покаянии восклицал: Коле­на моя изнемогоста от поста (Пс. 108, 24).

В Новом Завете Господь Иисус Христос не только заповедовал пост и учил о его значении, но и Сам по­дал нам пример поста, воздерживаясь от пищи 40 дней, подобно Моисею, в пустыне.

Постились и ученики Иоанна, и святые апостолы, постятся все истинные правые христиане.

Святая Православная Церковь считает пост важ­ным и значительным установлением духовной жизни своих чад, а также необходимым средством в деле спа­сения, которое Бог определил для нас как окончатель­ную цель.

Пост - не только божественное установление, но и божественный образ жизни. Но слову св. Симеона Со-лунского, «Бог не потребляет пищи, пост нас прибли­жает к ангелам, которые не едят и не пьют, пост укро­щает тело, чтобы душа ожила, в то время как угожде­ние телу убивает душу. Постом очищаемся от страс­тей, которые развиваются угождением телу».

Но один лишь телесный пост недостаточен. Ему дол­жен сопутствовать пост духовный, под которым подразу­мевается воздержание от всякого греха, - с одной стороны, и добрые дела милосердия - с другой. Когда удерживается желудок от жирной и сытной пищи, тогда ум должен блю­стись от гордых, суетных и грешных мыслей, сердце - отстрастных похотливых желаний, язык - от скверных слов и ругательств, руки - от злых дел, ноги - от кривого пути. Нельзя разделять пост телесный и духовный, т.к. не возможно телом быть сластолюбивым, а душой боголюбивым. Свт. Иоанн Златоуст так объяснял смысл духовного поста: «Не говори мне: столько-то дней

постился, не ел того-то и того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого - добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду? Если душа, госпожа тела, заблудилась, зачем казнить слугу ее - тело и утробу? Не выпячивай телесный пост, ведь сам пост телесный не возносит на небо без милостивой его духовной сест­ры, которая не просто спутница его, но и колесница».

Эта мысль развивается и в церковных богослужебных текстах (стихирах и тропарях), особенно во время сырной седмицы: «От снеди постясь, душа моя, не очистившись от страсти, напрасно радуешься своему усердию; если пост не ведет тебя к исправлению, - за ложь будешь ненави­дима Богом и уподобишься злым, которые никогда не едят». Или: «Отказываясь от пищи, поспеши на деле до­стойно покаяться в грехах». А в службе Первой седмицы Великого Поста говорится: «Истинный пост есть зла от­чуждение, воздержание языка, ярости отложение, похо-тей отлучение, осуждения, лжи и клятвопреступления. Сей пост истинный есть и благоприятный».

Или в другом месте: «Как мы удаляемся от мяса и другой пищи, так же станем избегать неприятельства с ближним, блуда, лжи и всякой злобы» и т. д.

Точно так же не приносит пользы фарисейский пост «ради похвалы перед людьми», ведь Сам Спаси­тель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к покаянию, преломлению гордости, смирению, молитве, богопознанию, освящению и соединению с Богом и ангелами, с жизнью святых на небе и со стра­даниями и смертью Спасителя, а не ко славе людской, что есть цель фарисейского поста.

Единство телесного и духовного поста имеет вели­кую ценность перед Богом.

Пост в соединении с молитвой, по словам Святых Отцов, представляет собой два крыла, возносящих нас на небо. Пост и молитва - два самых мощных средства в борьбе против всякого греха и диавола. Злой род ди-авольский, по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа, не может ничем другим быть изгнан из челове­ка, но только молитвою и постом (см.: Мф. 17, 21).

По продолжительности пост может быть одноднев­ным и многодневным. Однодневные посты бывают каждую среду и пятницу в течение всего года (кроме сплошных седмиц), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября), в день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) в Со­чельник перед Богоявлением (5/18 января). Много­дневные посты Святая Церковь установила перед вели­кими праздниками, которых четыре. Святой Великий или Честной Пост - Четыредесятница (перед Воскресе­нием Христовым; длится 7 недель); Рождественский пост (перед Рождеством - 6 недель); Успенский пост (перед Успением Пресвятой Богородицы - 15 дней) и пост святых апостолов (перед днем памяти святых апо­столов Петра и Павла, продолжительность которого за­висит от даты празднования дня Всех Святых). По строгости посты бывают пяти видов:

1. Полное воздержание от всякой пищи и от всяко­го питья, например, в первые три дня Великого Поста (примирение) и в Великую Пятницу.

2. Сухоядение, когда дозволяется есть хлеб и пить во­ду один раз в день после девятого часа (три часа дня).

3.  Принятие пищи, приготовленной на воде (у нас принят такой пост перед Причащением).

4.  Вкушение пищи, приготовленной на раститель­ном масле, и питие вина два раза в день.

5. Вкушение рыбы и питие вина (самый легкий вид поста).

Насколько важен пост, указывает то обстоятельст­во, что многие святые каноны, начиная с 69-го, посвя­щены посту: канон святых апостолов; каноны святых Вселенских и Поместных Соборов; канон и Правила Святых Отцов, принятые многими Соборами. Пост имеет целью смирить тело, его страсти и низкие поры­вы души. Каноны, как правило, освобождают от поста телесно немощных и больных, т. к. считается, что тела их смиряются болезнью, и поэтому они уже не имеют необходимости в посте. Но следует знать, что и в бо­лезни верующий сам не может себя освободить от по­ста, - дозволить послабление может только его духов­ник, которому он предал себя в духовное руководство. Если мы сами допускаем ослабление поста, то сильно грешим, преступая Закон Божий и заповеди Матери-Церкви, чем ставим под вопрос свое спасение и вечную блаженную жизнь. Не следует успокаивать себя слова­ми Евангелия, что «грех не входит через уста» и так да­лее, самовольно применяя к себе цитаты из Священно­го Писания, выдернутые из контекста ради самоугож­дения. Поступая так, мы лишь подтверждаем свое от­ступление от истинной веры.

Мир вам и спасение от Господа! 

Все ли посты равнозначны? 

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Паломническ...
Image Detail
Руссие крас...
Image Detail
s14b
Image Detail
Руссие крас...
Image Detail
Рождественн...
Image Detail

Яндекс цитирования