Насущная потребность создания проекта, целью которого являлось бы информационное обеспечение и поддержка русского общинного движения, ощущается уже не один год. За прошедшие два десятилетия такое «хорошо забытое старое» российское явление, как община, заявила о себе достаточно громко, чтобы привлечь к себе широкое внимание. Есть все основания заявлять о «втором рождении» общины как ценной самобытной формы социальной организации, не предусмотренной пока существующим законодательством. Интерес к этому явлению среди самых различных слоев населения, возникновение на территории страны сотен общин различной направленности и численности позволяет говорить о возникновении в рамках российского социума достаточно мощного общинного движения. В обиход входит понятие «общинность», под которым принято понимать, с одной стороны, «практическое» становление общин – деятельность по их созданию и развитию, и, с другой, «теоретическое» становление - разработка соответствующих концепций и рекомендаций. Сегодня пребывание российского общества в идейном и вместе с тем в политико-экономическом тупике стало очевидным. В условиях, когда ожидание кризисов и иных глобальных угроз более чем оправдано, подобное положение вещей чревато катастрофическими последствиями как для России в целом, так и для каждого ее гражданина в отдельности. Потому любой человек, не желающий безвольно плыть по мутному течению современных реалий, вынужден вести поиск путей, способных вывести на более твердую почву и дать возможность глядеть в будущее с большим оптимизмом. Извечный русский вопрос «что делать?» в наши дни обострился до предела и, без преувеличения, стал вопросом жизни и смерти. Инициаторы проекта видят в общинном движении единственно возможный ответ на этот вопрос. Развитие движения способно решить проблемы, стоящие как перед отдельным гражданином (семьей), так и перед всем российским социумом в целом. С одной стороны, вовлеченность в ассоциацию, построенную на общинных началах, повышает уровень социальной защищенности и духовно-психологического комфорта отдельных индивидов (членов общины). Решаются многие сложные вопросы и проблемы, стоящие сегодня перед конкретными людьми и их семьями. С другой стороны, рост количества общин, повышение их роли в социально-политической жизни, приобретение движением массового характера способно создать для всего российского общества новые «скрепы», снизить степень его «атомизированности». Эффективно ответить на вызовы современности, выдержать глобальные кризисы и катаклизмы может лишь такое общество, основной стратой (ячейкой) которого является не отдельный «потерявшийся» homo, противостоящий всем окружающим в борьбе за существование, а община – органичное сообщество единомышленников на основе межличностных связей и общих интересов. Не секрет, что краеугольным камнем господствующей сегодня либеральной идеологии является индивидуализм. Не вдаваясь сейчас в раскрытие самого этого понятия, ограничимся замечанием, что данное моральное и социально-политическое мировоззрение имеет в своей основе набор определенных ценностей, таких как «здоровый» эгоизм, приоритет частных (собственных) интересов над общими, культ личной свободы (как правило, весьма вульгарно понимаемой) и господство принципа «каждый сам за себя». С определенных пор озвученные ценности стали восприниматься как общая норма и идеал; в последние десятилетия к ним добавились гедонизм, культ потребительства и безудержного чувственного комфорта, презрение к честному труду, бесхребетность, цинизм и безответственность. Питательной средой для подобных взглядов и настроений является сам образ жизни подавляющего большинства населения, состоящего из разобщенных, обособленных индивидов. Отмечаемый всеми социологами тяжелый кризис института семьи отражает эту общую картину. Себялюбие и безответственность разрушает любые общности, любые объединения, превращает общество в крайне разобщенную, аморфную массу. Общинное движение способно стать противовесом данным негативным явлениям. Ценностям и принципам индивидуализма община противопоставляет иные ценности, иные принципы, иную философию, которые, в свою очередь, предопределяют и качественно иной образ жизни, при котором человек становится свободным в истинном смысле этого слова, приобретая качества полноправного и ответственного участника социальных связей в группе собратьев-единомышленников. В таких условиях востребованными оказываются такие качества, как чувство солидарности, внеэкономическая взаимная заинтересованность и альтруизм, а основным принципом выживания становится старое знакомое «один за всех и все за одного». В результате воспитывается и возрастает соответствующий тип личности, существенно более ценный, нежели тип эгоиста-потребителя. Не говоря уже о том, что шансы на выживание общинника в условиях общей глобальной нестабильности существенно повышаются. С развитием общинного движения связываются надежды и на духовно-нравственное оздоровление всего общественного организма. В подавляющем большинстве случаев существующие сегодня общины заявляют о наличии у них духовно-мировоззренческой платформы. К сожалению, на сегодняшний день заметную роль в развитии движения играют различные «духовные» практики, противостоящие традиционному для России православию и пытающиеся конкурировать с ним. Как правило, это разнообразные квази-религиозные учения, являющиеся либо вульгарным подражанием различным зарубежным образцам (например, религиям Востока), либо плодом собственного творчества доморощенных «гуру» и их адептов. Многие из таких групп, именуемых в просторечии сектами, тяготеют к общинному жизненному укладу (преимущественно – внегородскому) и реализовывают это тяготение на практике. Не отрицая определенных практических достижений отдельных таких групп в деле собственного общинного построения, нельзя не отметить явную стратегическую тупиковость избранного ими пути. Секта, даже не относящаяся к разряду изуверских и антисоциальных, неминуемо представляет собой «чужеродное тело» в национальном организме. Русское общество, несмотря на все его современные проблемы и пережитые потрясения, не является бесформенным этнографическим материалом, а остаётся «плотью» великой восточно-христианской цивилизации, сформировавшихся на протяжении более чем десятка столетий. Потому основным объектом внимания проекта являются общины православные либо, по крайней мере, не противопоставляющие себя православию и не уводящие своих участников в своеобразное «духовное гетто». Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что настоящий проект ставит перед собой следующие задачи:
|
|