Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Проект "Русская община"
Проект "Русская община"

Насущная потребность создания проекта, целью которого являлось бы информационное обеспечение и поддержка русского общинного движения, ощущается уже не один год. За прошедшие два десятилетия такое «хорошо забытое старое» российское явление, как община,  заявила о себе достаточно громко, чтобы привлечь к себе широкое внимание. Есть все основания заявлять о «втором рождении» общины как ценной самобытной формы  социальной организации, не предусмотренной пока существующим законодательством. Интерес к этому явлению среди самых различных слоев населения, возникновение на территории страны сотен общин различной направленности и численности позволяет говорить о возникновении в рамках российского социума достаточно мощного общинного движения. В обиход входит понятие «общинность», под которым принято понимать, с одной стороны, «практическое» становление общин – деятельность по их созданию и  развитию,  и, с другой, «теоретическое» становление - разработка соответствующих концепций и рекомендаций.

Сегодня пребывание российского общества в идейном и вместе с тем в политико-экономическом тупике стало очевидным.  В условиях, когда  ожидание кризисов и иных глобальных угроз более чем оправдано,  подобное положение вещей чревато катастрофическими последствиями как для России в целом, так и для каждого ее гражданина в отдельности. Потому любой человек, не желающий безвольно плыть по мутному течению современных реалий, вынужден вести поиск путей, способных вывести на более твердую почву и дать возможность глядеть в будущее с большим оптимизмом.

Извечный русский вопрос «что делать?» в наши дни обострился до предела и, без преувеличения,  стал вопросом жизни и смерти. Инициаторы проекта видят в общинном движении единственно возможный ответ на этот вопрос. Развитие движения способно решить проблемы, стоящие как перед отдельным гражданином (семьей), так и перед всем российским социумом в целом. С одной стороны, вовлеченность в ассоциацию, построенную на общинных началах, повышает уровень социальной защищенности и духовно-психологического комфорта отдельных индивидов (членов общины). Решаются многие сложные вопросы и проблемы, стоящие сегодня перед конкретными людьми и их семьями. С другой стороны, рост количества общин, повышение их роли в социально-политической жизни, приобретение  движением массового характера способно создать для всего российского общества новые «скрепы», снизить степень его «атомизированности». Эффективно ответить на вызовы современности, выдержать глобальные кризисы и катаклизмы может лишь такое общество, основной стратой (ячейкой) которого является не отдельный «потерявшийся» homo, противостоящий всем окружающим в борьбе за существование, а община – органичное сообщество единомышленников на основе межличностных связей и общих интересов.

Не  секрет, что краеугольным камнем господствующей сегодня либеральной идеологии является индивидуализм. Не вдаваясь сейчас в раскрытие самого этого понятия, ограничимся замечанием, что данное моральное и социально-политическое мировоззрение имеет в своей основе  набор определенных ценностей, таких как «здоровый» эгоизм, приоритет частных (собственных) интересов над общими, культ личной свободы (как правило, весьма вульгарно понимаемой) и господство принципа «каждый сам за себя». С определенных пор озвученные ценности стали восприниматься как общая норма и идеал; в последние десятилетия к ним добавились гедонизм, культ потребительства и безудержного чувственного комфорта, презрение к честному труду, бесхребетность, цинизм и безответственность. Питательной средой для подобных взглядов и настроений является сам образ жизни подавляющего большинства населения, состоящего из разобщенных, обособленных индивидов. Отмечаемый всеми социологами тяжелый кризис института семьи отражает эту общую картину. Себялюбие и безответственность разрушает любые общности, любые объединения, превращает общество в крайне разобщенную, аморфную массу.

Общинное движение способно стать противовесом данным негативным явлениям. Ценностям и принципам индивидуализма община  противопоставляет иные ценности, иные принципы, иную философию, которые, в свою очередь, предопределяют и качественно иной образ жизни, при котором человек становится   свободным в истинном смысле этого слова, приобретая качества полноправного и ответственного участника социальных связей в группе собратьев-единомышленников. В таких условиях востребованными оказываются такие качества, как чувство солидарности, внеэкономическая взаимная заинтересованность и альтруизм, а основным принципом выживания становится старое знакомое «один за всех и все за одного». В результате воспитывается и возрастает соответствующий  тип личности, существенно более ценный, нежели тип эгоиста-потребителя. Не говоря уже о том, что шансы на выживание общинника в условиях общей глобальной нестабильности существенно повышаются.

С развитием общинного движения связываются надежды и на духовно-нравственное оздоровление всего общественного организма. В подавляющем большинстве случаев существующие сегодня общины заявляют о наличии у них духовно-мировоззренческой платформы. К сожалению, на сегодняшний  день заметную роль в развитии движения играют различные «духовные» практики, противостоящие традиционному для России православию и пытающиеся конкурировать с ним. Как правило, это разнообразные квази-религиозные учения, являющиеся либо вульгарным подражанием различным зарубежным образцам (например, религиям Востока), либо плодом собственного творчества доморощенных «гуру» и их адептов. Многие из таких групп, именуемых в просторечии сектами, тяготеют к общинному жизненному укладу (преимущественно – внегородскому) и реализовывают это тяготение на практике.

Не отрицая определенных практических достижений отдельных таких групп в деле собственного общинного построения, нельзя не отметить явную стратегическую тупиковость избранного ими пути. Секта, даже не относящаяся к разряду изуверских и антисоциальных, неминуемо представляет собой «чужеродное тело» в национальном организме. Русское общество, несмотря на все его современные проблемы и пережитые потрясения, не является бесформенным этнографическим материалом, а остаётся «плотью» великой восточно-христианской цивилизации, сформировавшихся на протяжении более чем десятка столетий.  Потому основным объектом внимания проекта являются общины православные либо, по крайней мере, не противопоставляющие себя православию и не уводящие своих участников в своеобразное «духовное гетто».

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что настоящий проект ставит перед собой следующие задачи:

  • сбор сведений о существующих и формирующихся на сегодняшний день общинах, информационное освещение их деятельности;
  • популяризация общинного движения, соответствующих мировоззренческих установок и ценностей;
  • сбор опыта, разработка практических рекомендаций по созданию общин, организации их деятельности и внутренней жизни;
  • разработка общинности как стратегической концепции, направленной на изменение существующей сегодня структуризацию общества.

  






ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Руссие крас...
Image Detail
Проект "Рез...
Image Detail
5308
Image Detail
Святочные г...
Image Detail
857
Image Detail

Яндекс цитирования