Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Новости
Последние новости

Международная научно-практическая конференции «Вторые Иустиновские чтения – Церковь перед вызовами современного мира»

E-mail Печать
 

В День России 12 июня по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Русская Православная Церковь) и Его Высокопреосвященства епискова Враньского Пахомия (Сербская Православная Церковь) состоится Международная научно-практическая конференции «Вторые Иустиновские чтения – Церковь перед вызовами современного мира». Конференция параллельно пройдет в России (город Белгород) и в Сербии (город Вранье).

     

 

     

Организаторами конференции являются Белгородский филиал Всеправославного общества «Преподобный Иустин Челийский и Враньский», Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) и Институт сербского языка и коммуникаций Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Заседание в Белгороде пройдет на базе Сербского ресурсного центра (Костюкова 46, БГТУ). В конференции примут участие учащие и учащиеся, ученые и специалисты, духовные лица, представители российских и зарубежных духовных, образовательных, научных, исследовательских и общественных организаций.

     

 

     

Работа конференции будет организована по трем направлениям:

                         Церковь в условиях пандемии. Вызовы и решения.                    Церковь и глобальная цифровая трансформация.                    Учение о Церкви преподобного Иустина (Поповича).            

 

     

Участие в конференции бесплатное, форма проведения: офлайн/онлайн. Рабочими языками являются русский и сербский. Избранные доклады и материалы конфереции будут опубликованы в партнёрских изданиях. Справки по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

     

 

     

Оргкомитет конференции

     

Объявление о приеме в Орловский казачий кадетский корпус

E-mail Печать
 
Орловский казачий кадетский корпус проводит набор поступающих в 6 класс с 1 по 22 июня 2021 года, в 10 класс с 25 июня по 6 июля 2021 года. Документы на кандидатов принимаются ЕЖЕДНЕВНО с понедельника по пятницу – с 9.00 до 16.00 по адресу: Ростовская область, Орловский район, поселок Орловский, улица Лесная, 28 или по электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
По всем вопросам обращаться по телефону 8 (86375) 33-6-61.
 http://оккк.рф/?page_id=6393
 

Игумен Кирил (Сахаров). На Пасхальном концерте старообрядцев

E-mail Печать

 

«На Рогожском сегодня было очень много людей» - доложила мне наша прихожанка, проезжавшая неподалеку от центра Русской Православной Старообрядческой Церкви. Я в этот день, Неделю жен-мироносиц, после Литургии, которую мы начали на час раньше обычного, был на Крестном ходе в Подмосковье, в Михайловой Слободе, где находится крупнейший единоверческий храм. Крестный ход начинается в 12:00. Видя, что опаздываем, совещаемся – как быть? Ехать за Крестным ходом или навстречу ему? Если бы поехали за ним, то сразу после кладбища оказались бы у узкой тропы, ведущей к одному из почитаемых в округе источников. Слава Богу, что на подъезде к храму пристроились к начавшемуся Крестному ходу. Как всегда он продолжался до самого вечера, проходя, кроме Михайловой Слободы, еще и деревни Кулаково и Чулково. Во время Крестного хода я читал акафист Богородице, сослужил на водоосвятном молебне, на первой остановке произносил проповедь. В руках у меня были то Евангелие, то кадило, то Крест. Рядом со мной шел один из наших прихожан – наверно на всякий случай, для страховки, учитывая мой недавний обморок во время всенощной. Крестный ход – это когда чаша благодати переполняет сердца молящихся в храме и из переполненной чаши она начинает разливаться вокруг – вот и идут люди с иконами и хоругвями, чтобы поделиться с окружающими радостью о Воскресшем Христе. Главная святыня Крестного хода – большая копия Иеросалимской иконы Богородицы, хранящейся в Михало-Архангельском храме Слободы. Четверо крепких мужчин несли ее на носилках. Жители села и паломники старались проходить под иконой. Интересно есть ли такой обычай у старообрядцев? Покойный патриарх Пимен, когда ему предлагали что-то новое для Богослужебного обихода, всегда спрашивал: «А было ли это до революции?». Так и у нас, когда среди уставщиков возникают разногласия, я говорю: «Надо бы узнать – а как у старообрядцев?» Помню на уроках Литургики в первом классе семинарии преподаватель, изложив материал, часто обращался к студенту Калинину (нынешнему Предстоятелю Русской Древлеправославной Церкви патриарху Александру): «Авдий, а как у вас?» Иногда оказывалось, что написанное в книгах не всегда присутствовало в богослужебной практике Рогожского. Вот три примера: нет осенения нательным или наперстным крестом во время совершения священником входных молитв, не произносятся лицом к народу возгласы на Литургии «Яко Свят еси Боже наш…» и «Яко да державою Твоею всегда храними…», не освящяются хлеб и вино в конце Литургии в Великую Субботу, не всегда строго исполняется устав о возжении свещей и колокольном звоне.

Вначале я думал, что Крестный ход в Неделю жен-мироносиц в Михайловой Слободе носит миссионерский характер, что он как-бы в пику Крестному ходу на Рогожском в этот день. Но нет, в Слободе он был установлен еще в 19-м веке в благодарность об избавлении от эпидемии холеры. Крестный ход – это как живительная влага по иссохшим каналам, как свежий ветер в затхлой атмосфере. Подобный Крестный ход в столице в настоящее время провести практически невозможно. Во время нескольких остановок около источников было обильное окропление святой водой, а у одного из источников священник из ведра поливал каждого из почти ста участников Крестного хода. В прошлые годы я спешил успеть к 18 часам на Рогожское на вечер духовных песнопений. В этом году в Пасхальном поздравлении митрополита приглашение на этот вечер не было – оно было на следующий день после торжеств – в понедельник, на Пасхальный концерт «Распевы Святой Руси». Это снижало нагрузку и уже в половине третьего мы сошли с дистанции после остановки на месте, где когда-то была старообрядческая часовня в деревне Кулаково. Хозяйка дома напротив приглашала к себе на угощение, но мы, однако, не истощив свои припасы, сами угощали ее, в частности пирожками с абрикосами. Запомнился ее рассказ о том, какие были большие семьи в послевоенное время, как дружно, не в пример нынешнему времени, жили люди. Бросался в глаза контраст между скромными старыми деревенскими домиками и большими каменными особняками «новых русских». Состояние после Крестного хода было удивительно бодрым, особенно после неоднократных «водных процедур». Вспомнились слова одного из великих пророков, передающего слово Господне о том, что обращающихся к Нему, Он измыет, убелит, очистит.

На пути к месту проведения концерта было два искушения: водитель попросил согласия заехать на заправку «по пути», а получился большой круг. Опасаясь опоздать, я был в напряге. Читаю про себя Исусову молитву, чтобы погасить нарастающее раздражение. Второе искушение было связано с отсутствием билета. Приглашение было, а билета нет – пришлось понервничать, пока меня не пустили в зал. В фойе Дома Музыки, где проходил концерт, многолюдно. Группа давно знакомых пожилых старообрядок тепло приветствуют меня, осторожно при этом посматривая по сторонам – какова будет реакция их единоверцев? Подойдя к ним, говорю: «Ну что за жизнь – молиться вместе нельзя, благословляться не положено, общение не желательно – ну давайте хоть похристосуемся». Вплотную к началу концерта появился митрополит Корнилий в сопровождении Ростовского архиепископа Зосимы и Костромского епископа Викентия. «А я Вас вчера высматривал на Рогожском во время вечера духовных песнопений, удивился, что Вас не было» - обратился ко мне митрополит. Я в ответ: «На сей раз не было приглашения и я решил отдохнуть». «В принципе сегодня в основном будет повтор вчерашнего мероприятия» - заключил митрополит.  Контролер приглашает пройти наверх в ложу. «Да мне бы попроще и подальше от начальства» - реагирую я. Он в ответ: «А Вы там будете отгорожены от него стеной». Третье искушение произошло после антракта по окончании первого отделения – я замешкался, прозвучал третий звонок, дежурная категорически не разрешала пройти в зал, идти можно было только на балкон. Я смирился, поднялся на балкон, а потом… спокойно прошел на свое место во втором ряду.

Очень понравился ведущий – Александр Емельянов, «русский богатырь», как назвал его митрополит. «Знаменное пение умиляет душу, помогает отрешиться от земной суеты» - такими словами А.Емельянов начал концерт. Первым выступил мужской хор «Параклит» из Ростова-на-Дону под руководством Филиппа Севастьянова. «Какой контраст с внешним видом хора Данилова монастыря – безбородыми певцами в белых подрясниках» - подумал я, вспомнив фотографию при входе. Двенадцать ростовчан пропели пасхальный тропарь византийским распевом на греческом языке. Причем в сопровождении иссона – впервые слышу его в старообрядческой среде. Как-то сурово пропели «Достойно есть» и «Блажени». Я еще заметил: «Созвучно суровости Ростовского архипастыря». Женская группа с Рогожского во главе с обладательницей вполне монашеского имени «Евстолия» выступала в красных бархатных сарафанах (Какой контраст с не очень презентабельным видом наших певцов). Пропели пасхальную стихеру «Ангели взыграйтеся». Поразило, что довольно длинную стихеру певицы пели наизусть. На их лицах была печать непорочности и чистоты. Ведущий отметил, что в прошлом в старообрядческой среде шли дебаты о возможности пения женщин на крылосе. При этом он напомнил о том, что в Библии упоминается Мариам, воспевшая песнь Богу (эта песнь была положена в основу первой песни канонов). Закончил хор свое выступление духовным стихом «Цветопесие» (если я правильно расслышал). Мужской хор под руководством Виталия Москвичева начал свое выступление с рожественской тематики (при этом неоднократно упоминался Рожественский собор на Рогожском, построенный в 1804 году). Это был самый многочисленный хор, представленный на концерте (два десятка певцов). Очень красиво пропели стихеру из службы св.Николе «Радуйся священная главо». Закончил хор свое выступление пением стихеры Рожеству Христову «Приидите вси языцы, воспоим дивному Богу». Пение студентов Духовного училища под руководством Анны Савельевой («О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес») отличалось бодростью и динамичностью. Тексты, как это часто бывает, не затягивались в ущерб восприятия смысла. Сводный хор с Рогожского пропел духовный стих «Стояла днесь при  Кресте Пречистая Дева» - на мой взгляд, это было лучшее выступление во время концерта. Сибиряки во главе с ведущим, представшем на сцене уже не в кафтане, а в красивой косоворотке, пели духовные стихи разных жанров («Цветочек», «Чтобы пели», «Идут, идут последние веки», «Ты дороженька» - это песнопение ведущий призвал зал поддержать, но по причине небольшого количества программ с текстами, из этого мало, что получилось). Певцы были в традиционной одежде старообрядцев Алтая. «Русь была красивой, яркой и радостной» - подчеркнул ведущий. Последний стих, который исполнили сибиряки, назывался «Извествуют» - аналог более распространенного «Вы люди наученные» (в этих стихах раскрывается числовая символика таинств, соборов и пр.). В заключение все участники концерта пропели Пасхальные стихеры. При этом мужчины особенно напоминали воинов, а женщины цветы. Запомнилось из заключительного слова митрополита: «Пока поет душа, пока поет народ – мы непобедимы. Такого духовного богатства нет ни в одной стране мира. Это спасательный круг в настоящее трудное время». Руководителей хоров митрополит поблагодарил и вручил грамоты. Выходя, он спросил меня: «У Вас наверное непростой выбор – идти завтра либо на Всемирный Старообрядческий Форум, либо на секцию Рождественских чтений по старому обряду». Я в ответ: «Безусловно, приоритетен Форум, а на секции я, как говорила молодежь в мои студенческие годы, только обозначу свое присутствие».

В заключении хотел бы отметить две особенности Пасхального концерта в нынешнем году – заметный объем песнопений на греческом языке и очень значительный объем духовных стихов. Песнопения на греческом, конечно, мало пригодны для богослужебного обихода (вспомнилось как после службы на греческом языке в одной из семинарий на память Трех Святителей верующие говорили: «Все, кроме «Исполла», пели не по-нашему». Что касается духовных стихов – исполнялись они проникновенно, целомудренно, умилительно, задушевно, но, увы, малопонятно для современного уха, особенно молодежного.

 

Игумен Кирилл (Сахаров). Пасхальная поездка в глубинку

E-mail Печать

 

         В Пасхальную ночь приходской десант из нашего храма высадился в заброшенном храме села Пинагощи. 9 человек на ночной службе мирянским чином – это успех. Через пару дней «вторая волна» уже во главе со мной. По пути традиционная остановка в придорожном кафе («cafe-bar») в посёлке Эммаус. Быстрое обслуживание, вкусная пища. Но зачем этот дегенеративный музыкальный фон – мусор? Бьюсь об заклад, что едва один из тысячи посетителей хоть что-то понимает в немудрёной текстовке. Подумал: как было бы хорошо для духовного и патриотического воспитания, если бы звучала национальная музыка с краткими текстами на исторические темы – может быть, тогда было бы меньше тех, кто на вопрос репортёра, как он относится к репрессиям Сталина в отношении Суворова, не стал бы сокрушаться по поводу зверств тирана в отношении нашего великого полководца.

Первый храм, который мы посетили – Казанский в селе Медное. Название на слуху – здесь одно из захоронений расстрелянных в годы войны поляков. Точка в этом вопросе далеко не поставлена. Очень много фактов, свидетельствующих о том, что расстреляны они были всё-таки фашистами. Храм под руководством о. Игоря успешно восстанавливается – мы видели потрясающую роспись в каноническом стиле, мраморный пол, позолоту иконостаса. Местный архиерей любит служить здесь – приезжает несколько раз в году.

О. Игорь опекает около десятка заброшенных церквей в округе. Одна из них в честь св. вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровское на нашем пути. Строительство каменной церкви на Дмитровском погосте было начато в 1780 году на средства майора И. П. Рожнова. Ранее на месте существующей ныне церкви стоял одноименный деревянный храм, построенный в 1652 году (последний год перед началом раскола). В 1787 г. строительство было завершено. Церковь стояла на берегу реки Роська, на северо-восточной окраине села. В том же году при капитане Н. И. Рожнове, сыне храмоздатель, в трапезной состоялось освящение придела Димитрия Солунского. В 1794 году был освящён главный престол. Спустя десятилетие, в 1805 году в трапезной по прошению надворной советницы Н. Е. Игнатовой устроили второй придел, освящённый в честь св. Николы Чудотворца. Вспомнил, как в прошлом году я служил здесь первую со времени закрытия храма в 30-е годы Литургию. В храме почти никого не было, сильно сифонило изо всех щелей. В конце службы через разбитое окно на горнем месте в алтарь вдруг впрыгнул большой рыжий кот. Было радостно, что мое одиночество скрасило присутствие живого существа. Вспомнил рассказ приснопамятного о. Димитрия Смирнова о том,  как он пришел к кому-то освящать квартиру,  а хозяева его спросили: «Можно мы не будем присутствовать на этой церемонии?» Батюшка ответил: «Да, конечно». С грустью разложил все принадлежности, собираясь совершать священнодействие в одиночестве.  Вдруг в комнату входит котенок. «Ну, заходи, дружок. Люди не пришли, давай хоть с тобой помолимся».

Следующее село, которое мы посетили – Михайлова гора. Здесь два храма – огромный каменный в честь Преображения Господня и небольшой деревянный Никольский, построенный в 90-е годы по инициативе местного священнослужителя игумена Афанасия. Как и следовало ожидать, несмотря на объявление, вывешенное на автобусной остановке, никого из местных жителей на службе не было. Глубоко этим опечаленный, я попросил водителя подъехать к двухэтажному дому, чтобы лично убедиться – живёт ли там кто-нибудь. Рядом с домом молодой парень ножовкой отпиливал ветки упавшего дерева. На вопрос моего помощника: почему люди не ходят на службы – ведь висит объявление, он ответил: «А для меня настоятель о. Афанасий, и я хожу только на его службы» - «Но ведь он здесь почти не бывает» - «Был в январе» (!). Мой помощник снова: «Но разве плохо, что приезжают и другие священники, службы чаще бывают?» В ответ он, как зомбированный, твердил одно и то же: «Для меня настоятель – отец Афанасий». Я с горечью подумал: «Наверное, придётся расставаться с этим местом». Первоначальный всплеск сменился полным затуханием. Успешная мармеладная фабрика, располагавшаяся напротив храмов, переехала в райцентр. Эпидемия добила зачатки приходской деятельности – полтора десятка Литургий прошли без местных жителей. Возникла ассоциация с Чернобылем – жилые дома в целости и сохранности, а людей нет. Благоустроенный деревянный храмик у дороги, колокольный звон, крестные ходы – и никакой реакции на всё это. А ведь когда начинали, в списке у меня было аж 17 человек местных. Жизнь утекает, как вода сквозь пальцы ... Рядом огромный пятиглавый трёхпрестольный Преображенский храм, закрытый в хрущёвское время. Ирина, директор фабрики и её муж, крещёный татарин Виктор мечтали его восстановить. Мы подвигли их на конкретные шаги – установку лесов на части храма, настил полов в правом приделе. Главный купол стал всё сильнее наклоняться. Чтобы спасти положение, нужна была большая вышка и немалые деньги. В какой-то момент «фабриканты» поняли, что решение возникших проблем им не по силам и сошли с дистанции. В самом деле, спасение такого храма – общее дело – и местных жителей, и церковных инстанций, доброхотов со стороны, а главное - местных и губернских властей. Но, увы, на всех этих уровнях – полный «швах». Со слезами на глазах, сжав кулаки, вглядываюсь в гибнущий храм и осознаю своё полное бессилие. Это напоминало картину гибнущего на середине озера ребёнка, а на берегу мечется не умеющий плавать отец при отсутствии любых плавательных средств.

В большом храме, в прошлом году на Преображение я совершил первую Литургию. На ней было только 3 человека местных … Встаёт вопрос: а для кого восстанавливать храм, кто будет в нём молиться? Есть ещё одно недоумение: а местным властям будет приятно, если со дня на день главный купол храма рухнет, и в 10 км от райцентра появится огромная куча битого кирпича? А ведь можно было бы спасти храм ещё сегодня, если не ссылаться на отсутствие статьи бюджета на восстановление руинированных храмов, а срочно приступить к спасательным работам. И ещё: почему бы Центру не застолбить в местных бюджетах выделение 1–1,5 % на восстановление таких храмов – тысячи их гибнут, особенно, в Ярославской, Тверской и Костромской губерниях. Прочитанное накануне просто убило – глава Сбербанка Герман Греф решил сменить название «Банк России» просто на «Сбер» - на эти цели ушло 3,5 миллиарда рублей – за эти деньги можно было бы законсервировать тысячи гибнущих церквей России!

        Следующий день – четверг Светлой седмицы был особенно напряжённым: часы, обедница, крестный ход в Покровской церкви села Пинагощи; пение пасхальных стихер на святом источнике у руин часовни в честь праздника Первого Спаса деревни Поторочкино; молебен Пасхальный и св. вмч. Георгию с водоосвящением в деревне Ананкино (здесь Престольный праздник); вечерня в Казанской часовне деревни Иваньково и утреня у поклонного креста в деревне Райки – всё это с 8 утра до 8 вечера. В Райках, рядом с поклонным крестом (он был нами первым установлен в этом регионе - в 2005 году на месте разрушенной Тихвинской часовни), восстановление часовни в самом разгаре. Были большие колебания – ехать ли сюда: усталость, сильный ветер, периодически шёл дождь. Пришло сообщение, что в доме, где мы проживаем, отключили свет – возникла угроза остаться без ужина. Нужно было срочно  топить печь, так как перестала работать система отопления. Мы были поставлены перед выбором: как поступить? Решили всё-таки заехать в Райки, чтобы, как минимум, пропеть здесь Пасхальные стихеры. Совершили, однако, утреню, причём, с крестным ходом по деревне. Интересно, что круг завершился в аккурат вместе с окончанием пения Пасхального канона. И, как часто бывает, когда во главу угла положено духовное делание, приехав домой, в два счёта решились все проблемы (оказалось, свет был включён сразу после нашего прибытия). Да, слова Христа: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам», - непреложный закон.

       На следующий день была запланирована служба в деревне Прудово. Двоим нашим спутникам нужно было очень рано сесть здесь на автобус, чтобы вернуться в Москву. После нагрузки предыдущего дня я был, что называется, «без задних ног». Совсем недавно у меня была операция по удалению вены на левой ноге. После неё прошёл уже месяц, а рана никак не заживает. Я был не в состоянии ехать. Мои помощники рассказывали, что, когда по пути в Прудово они свернули с дороги, чтобы заехать к поклонному кресту деревни Черняево, то передком машины уткнулись в огромную лужу, из которой выбрались с большим трудом.

Учась в пединституте, мне приходилось заучивать огромное количество цифр – на сколько процентов в такой-то пятилетке планировалось увеличение добычи угля и газа, сколько кубометров нефти было добыто в таком-то году и пр. Много цифр в том объёме информации, которую я «проглатываю» каждый день. Но ничто не сравнится с личными наблюдениями и, особенно, с многочасовыми застольными беседами о житье-бытье с жителями вымирающих деревень. Особое внимание на сей раз обратил на то, как резко увеличился объём вырубки деревьев в регионе – отсюда большие залысины у дорог, заболачивание местности, сильные ветры и перемена климата. Звери стали выходить на дороги. Был случай, когда лось бросился под колеса машины – погиб и он и водитель.

     На вечернюю службу поехали в село Залазино. Сначала ехать не хотелось – из-за споров члена нашей общины, финансирующей работы в храме и старостой храма. Причём, по словам нашей прихожанки, из уст старосты звучал даже мат. Спорили по поводу очерёдности работ, начинающихся после Радоницы. Я недоумевал: забыто известное правило – кто платит, тот и заказывает музыку. Не боится ли староста из-за своей твердолобости и грубости лишиться источника финансирования и остаться «на бобах»? Попросил своих помощников поговорить с нею – убедить её в опасности такого поведения. Решили ехать. Только выехали, как зарядил очень плотный дождь с градом – какая-то сюреалистическая картина. Крестный ход по селу проводить по такой погоде, конечно, нереально. Град вскоре прекратился, и в начале утрени, после великой ектеньи, запев начало первого ирмоса пасхального канона «Воскресения день» крестным ходом мы двинулись по центральной улице села – из конца в конец. Удивительно, что, как и в Райках,  по окончании крестного хода, мы вошли в храм с пением заключительной катавасии пасхального канона «Светися, светися». Только вошли в храм, как опять пошёл дождь, но уже без града. Таким образом, нам было «выделено» время – ровно столько, сколько нужно для проведения крестного хода. Первый час решили пропеть у поклонного креста в деревне Долганово, чтобы охватить ещё одну «точку» отблеском пасхального торжества. Въехав в деревню, удивились большому количеству огромных машин для вырубки леса. Оказалось, что в этой деревне базируется своеобразная мастерская для ремонта лесоуничтожающих механизмов. Это уже второй поклонный крест здесь – он установлен на месте разрушенной Скорбященской часовни. Первый крест освящал я, второй – благочинный. На трезвон подошёл местный житель, карел – высокий мужчина лет 60. До начала пасхальной молитвы мы мирно побеседовали, вручили ему номер нашего приходского издания «Берсеневские страницы». Запомнилось, как на вопрос одного из моих помощников, заданный с моей подачи: «А что достанется нашим детям и внукам после такой интенсивной вырубки леса?» Он ответил: «Пустыня Гоби, где я был, служа в армии». После молитвы его настроение вдруг резко изменилось, он стал раздражительным и агрессивным – вернул нам «Берсеневские страницы», стал предъявлять нелепые упрёки. Окончательно меня расстроило, прозвучавшая из его уст абракадабра о том, что якобы от кого-то мы получили астрономическую сумму денег на восстановление колокольни в одном храме, и присвоили её себе. Я подумал: за многие десятилетия оторванности от церковной жизни, таинств исповеди и причащения, при жутком пьянстве, у людей стало проявляться явная забесовлённость. Да, трудна жизнь сельского священника – жить среди людей в пьяном, забесовлённом состоянии которых будет мерещиться всё, что угодно. Людей, которые будут предъявлять претензии в связи с тем, что не отпел самоубийцу, не допустил до причащения явного блудника, вставил в своём доме новое окно с красивым наличником и т. д. и т. п. Я уже не говорю о стуках глубокой ночью с просьбой: «Батя, дай взаймы, на выпивку не хватает». Или: «Батя, на душе плохо, не с кем поговорить, некому излить душу», - и всё это вперемешку с матом. Давно замечено, что от крепких напитков, которые продаются в магазинах в последние десятилетия, люди дуреют, становятся злыми и агрессивными. Какой контраст с тем, что я наблюдал среди русских старообрядцев-липован, живущих в Румынии. После возлияний хорошего домашнего вина они становятся добродушными, весёлыми, стараются угодить друг другу. С ужасом я представил себя на сельском приходе. Заводить собаку? – при моей чуткости на шумы я обречён на бессонные ночи. Приобретать ружьё, чтобы отпугивать злоумышленников? А где же тогда у священника надежда на помощь Божию?

      Несколько десятилетий я нахожусь в гуще событий церковной и общественной жизни. В последнее время всё больше ощущаю тягу к уединению. Вот и сейчас, идя по деревенской дорожке, увидев встречный автомобиль, я завернул на угол, чтобы ни мне никого не видеть, ни меня не видели. Вошёл в дом – звенящая тишина; глядя в окно, любуюсь на красивые деревья. Только бы никто не позвонил, не нарушил тишину, не взбудоражил сообщением об очередных проблемах на приходе, информацией о том, что кто-то приходил и что-то требовал и т. п. С горечью подумал: за 20 лет наших приездов в этот регион, я, по сути, ни с кем не сблизился. И вообще, если смотреть правде в глаза, особо никому и не нужен, всё-таки я «сухарь». Надо бы с людьми быть помягче и потеплее. Вот только что прочитал из одной книги: «Если можешь сделать доброе дело - сделай, если не можешь - скажи слово доброе, если же сказать не можешь, то хотя бы улыбнись человеку». Святые отцы говорят: «Монах, вышедший из кельи в мир, обратно таким же не вернётся в неё». Сколько искушений и соблазнов подстерегает его на пути! Помню, лечу однажды в самолёте и случился казус, напоминающий где-то услышанное. Капитан воздушного судна, как обычно, объявляет о параметрах полёта: расстояние до пункта прибытия, время прибытия и т. п. Потом, забыв отключить микрофон, обращается к экипажу: «Ну, всё, пьём чай, тискаем стюардесс и стартуем». Я сначала подумал, что ослышался, но стоявшая неподалёку стюардесса, поняв ошибку капитана, покрылась краской и ринулась в рубку. Сидящая рядом старушка добродушно заметила: «Милая, да не спеши ты – они ещё чай не выпили». Слыша и видя всё это, я невольно обхватил голову руками и, покачав ею, подумал: «Это только начало – а сколько ещё искушений будет впереди».

       Утром, на Литургию, как и предполагала староста, пришло всего трое местных. Приехали рабочие – после Радоницы должны начаться реставрационные работы. В связи с этим я на сугубой ектенье произнёс сугубые прошения о помощи в предстоящих трудах. В аварийном состоянии  правая и левая стороны главного придела храма: с правой стороны – две огромные дыры в крыше; с левой не сегодня - завтра рухнет крыша. Если рассуждать с сугубо рациональной точки зрения, то мы сделали невероятно глупые вещи – настелили пол в главном алтаре, установили там престол и жертвенник. Летом изготовим иконостас, и где- то ближе к Успению планируем совершить первую Литургию. Ещё в начале 90-х годов храм был приговорён, как не подлежащий восстановлению. Службы прекратились лет 10 назад, особенно после того, как храм ограбили, разрушив при этом маленький алтарь. Мы не смогли смириться с этим приговором, и взялись за, казалось, обречённое на неудачу дело. И вот уже в течение ряда лет в храме, в двух приделах в трапезной его части, регулярно проходят службы. Мы верим, неоднократно в этом убеждались, что на «дрожжах» молитвы дом Божий будет восстановлен.

       Вечерню в субботу совершили в деревянной церкви в честь Новомучеников и исповедников Российских в селе Назарово. Храм был построен в 90-е годы рядом с каменной Петропавловской церковью местным уроженцем, большим подвижником игуменом Афанасием. В течение многих лет он практически ежедневно совершает Литургии во многих руинированных и вновь построенных небольших церквях региона. После того, как прочитали малую павечерницу у поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни в деревне Колмодворки, направились на утреню в большое село Микшино – родину известного подвижника благочестия XXвека игумена Никона (Воробьёва). Огромный Троицкий храм здесь стоит заброшенный. Рядом Сретенская церковь – её начали реставрировать в нулевые годы. В 2011 году были освящены и подняты кресты на купола храма, а в 2014 году совершено первое богослужение. Последние 4 года старостой храма является раба Божия Елена, приехавшая с Дальнего Востока (ей далеко за 40, но выглядит она совсем юной). Иконостас ещё не завершён – непривычно было служить в отсутствии Царских врат. В 12 часов, рядом с храмами, у нескольких стел с именами погибших воинов, по случаю Дня Победы, началось праздничное мероприятие. Всё было как обычно: приветственные слова представителей администрации, возложение цветов и венка, выпускание шаров, речёвки детей. После возглашения «вечной памяти» выступил я. Старался обойтись без общих слов. Привёл, в частности, такой пример, свидетельствующий о жертвенном служении священнослужителей даже на оккупированной врагом территории. Священника пригласили на кладбище отпевать убитого партизанами молодого полицая. Он выразил соболезнование родителям, но заметил, что убиенный достоин не «вечной памяти», а анафемы. Эти слова встряхнули соратников убиенного – они задумались о своей неправоте. В местном ДК прошёл праздничный концерт – особенно активны на нём были юные артисты. Местный хореографический коллектив исполнял песни военных лет. К сожалению, никого из ветеранов не было на концерте – были показаны на экране только их фотографии. Побывали на праздничном мероприятии и в соседней деревне Доманиха (она была основана в 1545 году). Недавно местные жители установили здесь памятник павшим воинам в виде конструкций из рельс, в центре которых газовый баллон в качестве своеобразного колокола памяти. Особенностью праздничного мероприятия в Доманихе было следующее: староста деревни и её помощница громко произносили имена погибших, после чего ударяли в баллон. Здесь тоже прозвучала заупокойная молитва. В своём слове я вспомнил священнослужителей, прошедших войну (патриарх Пимен, Тверской митрополит Алексий (Коноплёв) и др.) и верующих полководцев (Шапошников, Говоров, Чуйков и др.). В Доманихе нас ждал сюрприз – бывшая барская усадьба с часовней в честь святого мученика Трифона (здесь мы пропели стихеры Пасхи и величание мученику). Нашему взору открылся парк объёмом в 5 гектаров, гостевые домики, плодовые деревья и кусты смородины. Сейчас всем этим владеет раба Божия Наталья – невысокая женщина в джинсах с короткой стрижкой, в кепке (один из моих спутников заметил, что она была похожа на персонаж знаменитого фильма «Собачье сердце» по роману М. Булгакова – одну из дам в кожанке, распевавших революционные песни). Наталье принадлежит ещё 15 га земли, которая засевается зерновыми культурами. Нас она потчевала вкусными пирожками с капустой и отличным домашним вином из чёрной смородины. Спрашиваю благообразного мужчину с белой бородой, дачника из Москвы: «А какой храм в столице Вы посещали?» Он: «Который напротив храма Христа Спасителя, рядом с фабрикой «Красный Октябрь» - там мужчины стоят справа, а женщины слева и при нём собиралась патриотическая общественность». «Вот это да! – невольно вырвалось у меня – так я же настоятель этого храма!»

Вечерней в часовне св. вмч. Пантелеимона в деревне Житниково, и краткой поминальной молитвой у поклонного креста в селе Змеёво завершился этот напряжённый, но очень радостный для нас день. Рядом с часовней в Житниково рекламный щит с информацией о карельском празднике – текст почему-то был на латинице. На оградке вокруг поклонного креста в Змеёво, наряду с гербом России висел ещё и флаг. Но что это? Огромный медведь с жутким оскалом и большими когтями держит его. И, о Боже! Здесь же подпись – призыв: «Россия, вперёд!» Зачем это? Зачем давать повод ищущим повода?! Кому вперёд, куда вперёд? Вымирающие деревни, спивающиеся мужчины, на сотни метров штабеля срубленных деревьев (в преддверии закона, резко ограничивающего вырубки леса). России нужно сосредоточиться, навести порядок в собственном доме, устранить позор в виде печальных картин разрушающихся храмов.

Программа нашего пребывания в глубинке была очень насыщенной. Мы преодолевали многие десятки километров в день по разбитым дорогам и огромным лужам (по словам водителя, «намотали» больше тысячи км). Мне вспомнилась езда на бешеной скорости по кочкам на БТР во время лагерных сборов в годы учёбы в пединституте. Наш водитель заметил: после таких поездок для него нужно полмесяца для того, чтобы прийти в себя. Я, как всегда, мягко настаивал на том, чтобы всё, что намечено по программе, было бы исполнено. Он смиренно соглашался, но в глазах его была усталость и страдание. Вспомнилась картина из детства – зимой около клуба нашего шахтёрского посёлка поскользнулась и упала лошадь. Неопытный возница стал наяривать бедное животное кнутом. Лошадь и рада была бы встать на 4 копыта, но безуспешно – скользя, она только барахталась. Один из очевидцев этого ЧП организовал мужиков – они стали тянуть телегу на себя, что помогло лошади встать во весь рост. Нечто похожее сделал и я, предоставив нашему уже немолодому водителю, два дня отдыха, пока мы совершали службы на Радоницу в храме близ его дома. На службах он находился обычно за крылосом у столика с просфорами, записками и пр. Мне постоянно была нужна его помощь как пономаря. Для того чтобы он откликнулся, ему нужно было пройти полхрама – из-за этого возникали задержки и паузы. Говорю ему: «Выйди-ка, братец из храма, сделай 35 поклонов, а потом со всем своим хозяйством располагайся в непосредственной близости от алтаря». Перед началом Литургии зову его в алтарь, чтобы вместе петь «Христос Воскресе!» Он в стихаре входит в алтарь и становится сбоку престола. Я направляю его ближе к Горнему месту. Возглашаю: «Благословенно Царство …» - а он тянет за мной – так понял моё приглашение петь вместе со мной … Очень часто в действиях помощников не хватает чёткости и ответственности. Помню, проводил я ревизию различных приходских послушаний. Дошёл до фонотеки. Ответственным был Н. – молодой человек, беженец с Украины, обладавший явной хваткой, но не без авантюризма. Ситуация была накалённой. На послушаниях выявилось множество недочётов – я рвал и метал. Начитаю задавать Н. вопросы: «Итак, Вы ответственный за фонотеку?» Он, чувствуя приближение расплаты за упущения, отвечает: «Ну, допустим я, но это ещё как сказать». Вытаращив на него глаза, я повторяю вопрос – в ответ опять что-то невразумительное. На другие вопросы ответы в таком же стиле: «Я не я и хата не моя». Побагровев и окончательно очумев из-за тщетности своих попыток чего-то конкретного от него добиться, размеренным голосом с угрожающими нотками решительно ему заявляю: «Ровно через 15 минут жду чёткие и ясные ответы на все вопросы по Вашему послушанию». Впоследствии этот молодой человек уехал во Францию, причём в качестве причины переезда назвал политическую дискриминацию со стороны правящего режима России. Подобные несостыковки с помощниками часто встречаются, особенно в поездках. «Н., Вы же уставщик – почему Вы не взяли псалтырь на всенощную – Вы же ответственный?» - «Я, но не совсем. Вообще-то за это отвечает другой» и т. д. Один мой знакомый священник говорил: «Самое трудное на приходе – это работа с людьми: ему говоришь - иди направо, а он идёт налево, просишь принести топор, а он приносит молоток и т. д. Лучше самому всё сделать, но не хватает рук».

       В воскресный день 9 мая, на который пришёлся День Победы, я особенно почувствовал востребованность священника в глубинке. Упомяну ещё о проблеме, которая возникла у нас в селе Первитино. Огромный Троицкий храм здесь, расположенный на усадьбе, по четырём концам которой башенки, в 90-е годы был более менее законсервирован трудами одной интеллигентной женщины – москвички, живущей в райцентре. Эпизодические приезды священников её не устраивали, и она вдруг заявила: пока не будет храм полностью отреставрирован и не будет постоянного священника, нет никакого смысла в проведении служб. Мы, правда, провели в левом приделе храма первую Литургию и молебен под колокольней перед чтимым списком Почаевской иконы Богородицы. Все же последующие наши попытки помолиться в храме наталкивались на её твердокаменное отрицательное отношение. Обустроенное нами помещение под колокольней пришло в полный упадок. Несколько раз мы молились в одной из башен около храма, но вскоре поняли - это мало что даёт. Поразительно, что на неё не действовали никакие аргументы и даже распоряжения благочинного. Отчаявшись что-либо добиться, мы, в последний день нашего пребывания решили ещё раз позвонить ей. И, о чудо! Она дрогнула – то ли из-за навалившихся болезней, то ли еще по какой-то причине – согласилась передать нам ключ. Люди в постсоветское время пришедшие к Церкви в духовном плане не очень зрелые. Такие вещи как, например, послушание им мало понятны. Вспомнилось, что рассказывал известный священнослужитель Петербурга о. Иоанн Миронов: «Слово старшего в семье почитали. Утром спрашивали: «Бабушка, что благословишь сегодня делать?» И выполняли – и всё было хорошо, мирно и дружно. А теперь десять раз нужно сказать: «Аня, помой посуду». А потом всё равно бабушке самой приходится мыть».

       На следующий день у меня начались сильные головные боли – не помогали никакие таблетки. Помимо переутомления сказывалось поспешность в подготовке поездки – думал – май, тёплое время года, не взял тёплую скуфью. Погода, однако, была дождливой и холодной, много времени провёл на открытом воздухе и в холодных храмах. Вечером под Радоницу буквально вполз в храм на службу. После вечерни согласно Уставу служилась панихида, затем утреня. Пожилые супруги, живущие в моём домике в деревне, поехали на машине оповещать о службе местных жителей. По первости это делалось несколько топорно – эмоциональные прихожанки вечером стучали в окна деревенских домов и радостно – настойчиво призывали: «На молитву!» Представляю реакцию местных жителей деревни - карелов – охотников и рыболовов. Для них десант необычных людей в косоворотках и сарафанах воспринимался, наверное, как высадка инопланетян. Возникла ещё такая ассоциация: талибы, придя к власти в Афганистане, население, отвыкшее от регулярной молитвы, по пятницам палками сгоняли в мечети.

     Я не раз задумывался: какова цель, искомый результат наших регулярных поездок в глубинку? Я мечтаю о том, чтобы рано или поздно во всех 26 деревнях, которые мы посещаем – в руинированных храмах, часовнях, молитвенных домах, у поклонных крестов в воскресные и праздничные дни и в кануны их, где-то по призыву колокола, а где-то через удары в рельсу, собирались бы люди на общую молитву и тем самым не были бы оторваны от соборной молитвы всего нашего народа.

      Последний день нашей поездки был единственным тёплым днём. После Литургии на пути в Москву посетили благочинного – как всегда приветливый и благостный, он благодарил нас за понесённые труды. Радостно поведал о том, что за воскресной Литургией в Фомино воскресенье в его храме было аж 45 человек. Поделился перипетиями в подготовке строительства второго храма в городе. Последняя «точка», которую мы посетили – деревня Сергиевское. Местный храм во имя прп. Сергия Радонежского здесь особенно руинирован : полностью разрушен алтарь, рухнула трапезная часть, с купола свисал поверженный крест.

       После заупокойной литии в храме с пением пасхального тропаря прошли по кладбищу. На нескольких могилах совершили краткую заупокойную молитву. Возвращаясь с кладбища, обратил внимание, что храм, несмотря на серьёзные раны, как-то «расправил плечи» - благодаря серьёзной расчистке от зарослей и мусора вокруг него. В областном центре, перед тем как сесть в электричку, зашёл на вечерню в Александро-Невский собор. Несмотря на то, что все пропевалось и прочитывалось (конечно, кроме кафизмы), служба пролетела за 15 минут. В храме были единицы. Разобрать, что поёт мужское трио с хоров, кроме таких неизменных частей как «Свете Тихий», «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши» было совершенно невозможно. Подумал: было бы лучше, если стихеры до «славы» не пели, а громко и выразительно читали, как это делается в храмах на моей малой Родине в Донбассе.

      Ожидая электричку, мы заново проживали эти несколько счастливых, духовно наполненных светлых пасхальных дней, проведенных, несомненно, с огромной пользой для всех и воспоминаниями о которых будем жить еще очень долго. Счастье – это то, что незыблемо перед лицом смерти. То, что не боится уничтожения, то, что живёт после смерти.  

 

Игумен Кирил (Сахаров). На вечере, посвящённом Агафье Лыковой

E-mail Печать

 

    11 апреля 2021 г. на Рогожском в Доме причта, в зале Советов митрополии прошёл вечер, посвящённый отшельнице Агафье Карповне Лыковой.

    В конце вечера я подумал: «ну, опять безсонная ночь после рассказов про агрессивных медведей, оторванные головы козлов, о лодках по бурной речке с угрозой перевернуться, ночном корчевании пней в тайге» и т.д. и т.п.

    Отчётливо помню то время (я как раз оканчивал светский ВУЗ), когда начали появляться статьи Василия Пескова «Таёжный тупик». Помню ажиотаж, огромные очереди у газетных киосков. Все эти десятилетия я, как и многие другие, жил в ощущении какого-то внутреннего диалога с Агафьей, поверял свои поступки с её делами, и в качестве оценочного мерила обращался к её примеру.

     Агафья исполняла завет отца, чтобы оставаться на этом месте, иначе она погибнет. Представить её где-нибудь в коммуналке, в «хрущовке», по вечерам сидящей на лавочке у подъезда с другими пожилыми женщинами, было невозможно. Она бы зачахла, может быть, долго и не прожила бы. А там, в глубине этой тайги, она чувствовала себя, как рыба в воде. Вообще, Агафья, как бы, и не совсем человек, она давно уже стала символом. Владыка сказал – старообрядчества. Я бы сказал ещё больше, шире – символом России, символом стойкости, мужества, твёрдости русского человека. В качестве символа она воспринимается как прекрасный цветок, или парящая птица, или изящная рыбка в чистом источнике. Только в страшном сне можно представить, как бы она жила в советское время: октябрята, пионеры, комсомол... Чтобы она, допустим, по окончании школы училась бы в ВУЗе, жила бы в общаге.

     Обычно жители городских каменных джунглей считают себя великими цивилизаторами, и для них жители деревень, индейцы, «дети природы» - это люди, стоящие на более низкой ступени развития. А между тем Агафья, по своему познанию окружающего мира (повадок зверей, знанию растительного мира), вполне могла бы быть академиком. Представить её в чем-то менее развитой не представляется возможным.

     Известно, что некоторые из руководства советского периода из всех интеллектуальных развлечений предпочитали «забить козла», то есть игру в домино. А в постсоветский период один из руководителей отличался «красноречием», крылатыми фразами типа – «Надо мыслить, чтобы понимать», или - «здесь вам не тут».

 Помню, один священноинок рассказывал, как он поехал в Абхазию, желая быть поближе к отшельникам, живущим в горах. Решил прописываться, пришёл в местное ОВД, а ему говорят: «Сначала бороду сбрейте, а потом приходите». Он в ответ: «А если бы к вам пришли Маркс и Энгельс, желая прописаться, вы бы тоже им поставили условие сначала бороды сбрить?» В 30-е годы в крематориях жгли иконы и церковные книги в толстых кожаных переплетах – из их застежек можно было формировать железнодорожные составы. Старообрядческого епископа в железной клетке с горы сбросили в реку, а новообрядного священника привязали веревкой к хвосту лошади. Вообще, от всего этого можно было с ума сойти.

      Агафья и её сродники, несмотря на все сложности, жили как-бы в волшебном хрустальном тереме - в плане отсутствия соблазнов, искушений, которые возникают в человеческом общежитии. Они были очень близки к горнему миру. Как-то на желание помощницы укрыться от непогоды в доме, Агафья сказала: «Ну, ты иди, а я остаюсь, я что, напрасно молилась?» И беда миновала.

      Как известно, Агафья была часовенного согласия, отнюдь не страннического, как полагал Песков, который в первых своих статьях опасался делать акцент на религиозной мотивации, такое было время. Ну и вообще, приезжая в течение 7 лет на заимку Лыковых, он так и остался при своём мнении, что это продукт религиозного фанатизма и так далее. А как раз  духовная мотивация была определяющей. Уходили от гонений. Известно, что на глазах Карпа Осиповича расстреляли его брата, шли репрессии, коллективизация. Желая сохранить веру, они ушли вглубь тайги. Известно, что дед Агафьи Лыковой был священником белокриницкого согласия. Живя в тайге, она не могла общаться со священниками. Известно, что в одном из безпоповских скитов она приняла «покрытие», то есть, иноческое посвящение по безпоповскому чину. Но память о деде, чтение духовных книг, особенно тех, которые были присланы владыкой Алимпием, убедили её в том, что священство должно быть до скончания века. Кстати, владыка Алимпий был похож по своей простоте и непосредственности на Агафью. Помнится, рассказывали, когда он ехал по Москве, после избрания его Предстоятелем, то с испугом смотрел на огромные небоскрёбы. После нижегородского затвора в колокольне, ему это было непривычно.

     Думаю, что если бы я оказался на Агафьиной заимке, то, наверное, она меня встряхнула бы от затянувшейся зимней спячки, или быстро, через трудотерапию устранила «трудовой мозоль» - заметно выступающий живот, позор «второго типа ожирения» (а может быть, и второй тип диабета), как недавно констатировали врачи Алексеевской больницы. И другие, например, Алексей Васильевич, с очень подходящей фамилией – Шишкин, подкрепил бы своё здоровье в этой среде, где здоровая пища, чистый воздух, родниковая вода. Или Александр Васильевич Антонов, собирая грибы в звенящей тишине, мог бы поразмышлять на философские и богословские темы, а потом какие-то его недоумения Агафья, умудрённая духовным опытом, могла бы по-простому разрешить.

     И ещё: советские и постсоветские руководители привыкли всё оценивать в килограммах, процентах, киловатт-часах. В советское время недоумевали – а в чём КПД труда писателей? Некоторые даже серьёзно задумывались над тем, что, может быть, привязать контактный провод к генератору, который вырабатывал бы электроэнергию от вращения ручки писателя?

Скончавшийся в прошлом году от ковида глава Хакасской республики, прямо признавался, что он не любит Агафью, что ему не нравится весь этот ажиотаж вокруг неё, что это всё связано с большими расходами.

    Пример стойкости Агафьи, её молитва имеют огромное, неоценимое значение для нашего Отечества. Встаёт вопрос: а что дальше? Дай Бог ей до 100 лет дожить, но если она уйдёт в иной мир, неужели это намоленое место, политое потом и кровью подвижницы, затухнет и не будет продолжения в виде женского скита, насельницы которого примут эстафету духовного делания, прежде всего, от почившей подвижницы.

    Ещё один момент. Если бы была такая номинация: «за лучшую фотографию религиозного деятеля», которая могла бы стать победителем, я бы смело отдал за ту, на которой владыка в иноческом одеянии, за послушание, по благословению отшельницы, с лопатой в руках вскапывает огород, а рядом верный его оруженосец протодиакон Виктор. Владыке труд привычен, у него за плечами стаж в 35 трудовых лет.

     У митрополита недавно была вторая поездка к Агафье (первая была семь лет назад; обе они были однодневными).  Целью последней поездки было освящение нового дома отшельницы. Дом был построен на средства известного олигарха О. Дерипаски. Было 18 рейсов на лодке, перевозившей стройматериалы по руслу реки длиной в 250 км. Дерипаска и раньше помогал продуктами и одеждой. Владыке Агафья подарила пояс с надписью «Владыке Корнилию носить и не износить». Передавалась банка варенья из черники, вареной на меду. Особенно ценным подарком была лестовка из рыбьих позвонков (по окончании вечера митрополит передал ее в музейную экспозицию (это было обозначено как «возложение лестовки»).

На вечере Агафья характеризовалась как открытый, добрый, общительный, по-детски наивный человек. У нее очень своеобразная речь – порядок слов в ней несколько другой, близкий к греческим лекалам. Много церковнославянских слов. Язык живой, завораживающий – «осколок допетровской эпохи». Феноменальная память – Агафья помнит, когда точно, в день памяти какого святого произошло то или иное событие. Потрясающее трудолюбие: своими руками она изготовила стол для трапез и станок из дерева. Может целый день работать на солнцепеке. Удивительно энергична и вынослива. Когда на семейном совете решили переселиться на 20 км выше в горы из-за пересохшего родника, то Агафья по ночам рубила деревья и расчищала участок, а к утру возвращалась домой готовить трапезу. Так было целый месяц. Практически без сна и только с щепоткой сухарей. Она с четырех лет умеет читать,  в пять – вышла в огород с тяпкой в руках, в шесть - читала псалмы у аналоя в Великий пост, с семи лет стала и каноны читать. Может молиться до часу ночи, а потом пойти скотину кормить. Очень много времени уделяет молитве. Воскресные и праздничные дни категорически воздерживается от работы и другим работать запрещает. В детстве и юности, когда другие шли на работу, то ее оставляли молиться. В делах веры Агафья – кремень. Строго придерживается несообщения в пище и питье не со своими единоверцами. У нее своя посуда. Если кто-то зачерпнул воды из ее ведра, то это ведро уже используется только для хозяйственных целей. Воду в реке она берет только в определенном месте. Если кто коснулся ее стола, за которым она трапезничала, то этот стол она будет скоблить и кропить святой водой. Основной проблемой, особенно в последние годы, стал для Агафьи  медведь. Из-за угрозы его появления отшельница перестала выпускать коз из загона. Однажды поздно вечером медведь, по словам Агафьи похожий на черную гору бросился на нее. Тогда Агафья защитилась Исусовой молитвой. В другой раз «хозяин тайги», изготовившийся для прыжка, проломил своим весом толстенные доски стола, за которым сидела Агафья с помощницей. Пришлось вбежать в дом и отстреливаться. Также приходилось стуками в железную посуду отгонять зверя. Медведица тоже опасна – может наброситься, защищая своих медвежат. Если же она одна, то бросаться не будет. С медведями подружиться невозможно – здесь они агрессивны, так как у них большие проблемы с едой. Был такой забавный и в тоже время жуткий случай, когда медведь оторвал голову козленку, на шее которого были колокольчики. Медведь крутит головой козленка, а на ней звенят колокольчики…

     25 лет семью Лыковых лечил И.П. Назаров. На основании анализа крови он сделал вывод, что у членов семьи в ней не было антител. По этой причине два брата и сестра Агафьи умерли от вируса. На вопрос отцу Агафьи – Карпу Осиповичу: «не сожалеет ли он о десятилетиях жизни в тайге», он ответил отрицательно. И добавил: «Мы жили как христиане». Митрополит Корнилий предлагал Агафье переселиться на Рогожское, но она, ссылаясь на завещание отца: «если уйдешь отсюда, то погибнешь», категорически отказалась.

Владыка, завершая вечер, назвал знаменитую отшельницу «нашим щитом» и «молитвеницей за весь мир». Процитировал любимое им высказывание В. Распутина, что такие люди подобны крепостям, а мы «как лавки, торгующие в разнос». Было подчеркнуто: «выжить им помогали вера в Бога, сила духа и чистота души».

     Еще из статьи «Пример твердого самостоянья» (спецвыпуск газеты «Ступени» за 24.09.2015г.): «Агафья – это наш духовный Байкал. В ней, как и в священном море, хранящем свою хрустальную чистоту 25 миллионов лет, сохранилась чистота натуры русского человека многовековой давности. По сути, своим жизненным подвигом она сберегла нам типаж русского человека времен Святой Руси, Руси дораскольной, еще незамутненной петровскими реформами и позднейшими наслоениями противоречивого хода российской истории… Того самого, который и дает нам пример твердого самостоянья в любых испытаниях и обстоятельствах».    

 

«С огромным уважением и благодарностью чтим подвиг народов России»

E-mail Печать
 

Проект «Русский доброволец» получил поддержку из Южной Осетии

 

По поручению Оргкомитета проекта «Русский доброволец» одним из его координаторов В.Е.Хомяковым направлены письма в ряд республик «постсоветского» пространства, за которые сражались в разное время русские добровольцы. В письмах содержалась информация о Проекте и просьба выразить своё к нему отношение. Первый ответ уже поступил из республики Южная Осетия, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Оргкомитета проекта «Русский доброволец».

«Свидетельствуя своё уважение, имею честь направить искренние свои приветствия Вам и в Вашем лице Оргкомитету общественно-культурного проекта "Русский доброволец", инициированного общественным движением "Народный собор" и Союзом писателей России, - говорится в письме министра иностранных дел республики Южная Осетия Дмитрия Медоева. - Идея, сплотившая вас в стремлении увековечить память русских добровольцев, очень близка и понятна народу Южной Осетии, который с огромным уважением и благодарностью чтит подвиг представителей народов России, по зову сердца пришедших на помощь Осетии в самые тяжёлые для неё времена.

В этой связи хотел бы проинформировать Вас о том, что в ближайшее время в г.Цхинвал планируется торжественное открытие Мемориального комплекса защитникам Отечества, где будут представлены скульптуры российского и осетинского воинов, олицетворяющих всех павших осетинских солдат и ополченцев, российских миротворцев и добровольцев.

Этот монумент станет знаком глубокой признательности народа Южной Осетии всем тем, кто плечом к плечу встал вместе с ним на защиту мира справедливости и свободы.

Уважаемый Владимир Евгеньевич, со своей стороны выражаю готовность к продолжению и углублению всестороннего сотрудничества, считаю вашу инициативу необходимой и своевременной и желаю успехов в созидательном труде».

Оргкомитет с удовлетворением отмечает, что «подвиг русских добровольцев не забыт, и цель нашего проекта – придание официального статуса русскому добровольчеству и увековечение памяти героев-добровольцев – находит всё большую поддержку как в российском обществе, где проект уже поддержали более 70 общественных объединений, так и за границами России. Это позволяет говорить о том, что Проект "Русский доброволец" обретает поистине международный статус».

 

На представлении фильма «Ополченочка»

E-mail Печать

 

13 апреля в Московском Доме национальностей Луганское землячество и Землячество донбассовцев провели закрытый премьерный показ фильма «Ополченочка» - первого художественного фильма, снятого о войне в Донбассе самими луганчанами.

Я был приглашён в качестве духовника Луганского землячества Москвы. Автор идеи фильма - известный исполнитель патриотических песен Роман Разум.

Перед началом показа фильма его песни звучали с экрана. Запомнилось «Нас миллионы русских! За нами вся Россия! Убить нас невозможно, ведь с нами сила Божья! Нас не сломить!» - «Вся наша мощь и сила, чтобы побеждать!» - «Сильная русская нация – армия, флот, авиация!» Песнопения исполнялись в очень экспрессивной форме – аудитория, что называется, заводилась с полуоборота. Песни сопровождались плотным видеорядом с фрагментами парадов в Луганске и Москве.

Днём и ночью шла съёмка фильма в 67 смен. Подчёркивалось, что фильм отражает русский взгляд на трагические события в Донбассе, причём, с чёткой артикуляцией, где добро и где зло. Некоторые сцены проходили на местах прошедших боёв и на линии прямого огня. В массовках принимали участие реальные участники событий. Всё было отснято по – настоящему – без графики, с реальной стрельбой.

В Луганске премьера фильма прошла в 2019 году. В Москве планируется показ на Поклонной горе и в кинотеатре «Октябрь».

В фильме показаны события самого сложного начального периода войны, а именно, июнь 2014 года, когда ополченцы отступали. Особенно запомнились кадры, показывающие трагическую гибель казачьего атамана Василия Дрёмова, зверства нацбатов в Лисичанске и танковый бой.

Я раньше слышал об этом фильме, но,было неожиданно что там были показаны знакомые мне с детства места – Стаханов, Малоивановка, Михайловка - в храме с. Михайловка я неоднократно служил.

На события в Донбассе у меня сложился свой взгляд, не всегда совпадающий с позицией «ура - патриотизма». Я, например, ставлю под сомнение, один ли и тот же народ по обе стороны баррикад, по крайней мере ментально. Речь, конечно, идёт не о Новороссии.

В Смутное время начала XVII века, во время польской интервенции на Русь, 2/3 интервентов составляли запорожские казаки. Своими зверствами, например, на Вологодчине они поражали даже поляков.

Я убеждён, что религиозная принадлежность выше национальной, и поэтому униаты Галичины, в подавляющем большинстве, это уже давно не русские люди. Переплавить их и интегрировать представляется малореальным. Известно, что среди членов нацбатов много язычников. Не нужно забывать о том, что Донбасс по числу абортов занимал первое место на Украине. Очень тонким является церковный аспект.

В фильме прозвучали недоумения по поводу позиции Церкви по отношению к происходящим в Донбассе событиям. Особенностью церковной жизни Донбасса является то, что большинство служащего там духовенства является выходцами с Западной Украины. Ожидать от них большого энтузиазма в отношении идеи «Русского мира» не приходится. Среди них, конечно, много достойных пастырей, со многими я лично знаком.

Недопустимы никакие резкие подвижки в вопросе статуса епархий в этом регионе и персоналий архиереев, возглавляющих их, чтобы не оказаться в каноническом вакууме, вне канонического поля. Несомненное благо для Православия заключается в независимом статусе республик, пусть пока еще рассматриваемых как «самопровозглашенные»,- тем самым оно ограждено от угрозы растворения в море раскольнической антиканонической автокефалии, ведущей к унии.

Весь расклад: военный, геополитический, церковный и так далее свидетельствует о том, что Донбасс ни в коем случае сдавать нельзя! Признание республик, с их последующей интеграцией в состав России неизбежно.

На мой взгляд, нужно наращивать интеграционные процессы между нами по всем направлениям. В этом плане идея городов – побратимов Донбасса и России, и даже сёл республик с райцентрами в Российской глубинке, представляется плодотворной и перспективной. Необходимо донести до самой широкой аудитории подлинную историю Донбасса и ясную картину произошедших там событий, начиная с февральского переворота в Киеве.

   


Страница 1 из 129
Loading...


Яндекс цитирования