Частное охранное предприятие в России еще 10 - 15 лет было полулегальным или практически нелегальным делом, и обязанности профессионального частного охранника нередко граничили с уголовно наказуемыми деяниями. Сегодня российский охранный бизнес вышел из тени, став одним из самых привлекательных бизнесов вообще: создать ЧОП можно с начальным капиталом около 100 000 руб., а его рентабельность составляет от 15 - 20 процентов (в случае охраны таких объектов, как школы или небольшие магазины) до 100 процентов (услуги телохранителей, сопровождение ценных грузов и т.д.).
По прогнозам специалистов, рынок охранных услуг в условиях кризиса,пострадает мало: глобальные экономические трудности в стране провоцируют рост преступности, и потому многие предприятия, отказываясь, например, от рекламных услуг и сокращая штат сотрудников, не собираются ограничивать статью расходов на охрану своего бизнеса.
Кроме того, на рынке охранных услуг довольно слабая конкуренция: более половины ЧОПов, зарегистрированных в России (а всего их в стране порядка 22 000), - это так называемые карманные компании, то есть дочерние охранные фирмы крупных предприятий, предпочитающих иметь собственную службу безопасности.
Оставшаяся часть рынка охранных услуг в России развита довольно слабо - около 80 процентов всех охранных фирм - это очень небольшие компании, не способные предоставить комплексные услуги по охране предприятия: оснащение системой безопасности, пожаротушения, услуги телохранителей и т.д. При этом спрос на услуги в этой отрасли превышает предложение.
Все это вместе не мешает России занимать четвертое место в мировой конъюнктуре рынка частных охранных услуг. Лидирует США с годовым оборотом в 52 млрд долл., следом - Англия (10,2 млрд долл.) и Германия (7,4 млрд долл.). В нашей стране годовой оборот этого бизнеса составляет 5,2 млрд долл.
Позиция "номер ноль": лицензия
В процессе создания частного охранного предприятия основным становится вопрос получения государственной лицензии на охранную деятельность и получения индивидуальной лицензии охранника для каждого сотрудника предприятия.
Из этого автоматически следует, что индивидуальному предпринимателю "не светит" заниматься охраной в целях самозанятости. Однако структура и цена небольшого охранного предприятия таковы, что были бы под силу и индивидуалу, если бы не эта правовая загвоздка. Впрочем, несмотря ни на что, регистрация ООО сейчас не такая большая проблема.
Согласно Закону РФ о частной охранной деятельности, частные охранные предприятия имеют право предоставлять 5 видов услуг: защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества (в том числе при его транспортировке), проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации, консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Лицензия оформляется в уполномоченном отделе МВД России по месту регистрации юридического лица сроком на 5 лет, по истечении этого срока лицензию нужно продлевать. Для оформления лицензии придется собрать пакет документов, в который должны обязательно входить:
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- нотариально заверенная копия устава;
- нотариально заверенная копия учредительного договора и ИНН;
- нотариально заверенная копия диплома о высшем образовании руководителя ЧОП;
- нотариально заверенная копия паспорта руководителя;
- трудовая книжка руководителя ЧОП;
- нотариально заверенная копия удостоверения личности частных охранников основного персонала организации.
Кроме того, в Законе прописаны лицензионные требования, среди которых, помимо наличия индивидуальной лицензии у каждого охранника и соблюдения всех норм, - "наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность".
Государственный лицензионный сбор для получения самого главного разрешительного документа ЧОПа составляет 1300 руб., и по закону лицензию должны выдать в течение 60 дней после поданной заявки. Различные юридические фирмы предлагают услуги по сбору документов и ускоренному получению лицензии, их стоимость от 10 тыс. руб. до 45 тыс. руб. (в случае получения также и лицензий частных охранников на сотрудников организации). Кроме того, можно купить "готовое" ЧОП - действующее предприятие со всей необходимой документацией, - за 80 - 85 тыс. руб.
Что касается лицензирования сотрудников, то, во-первых, можно принять на работу уже лицензированный персонал, во-вторых, получить удостоверение личности частного охранника в России можно бесплатно, достаточно пройти подготовку в специализированном учебном заведении (стоимость курсов около 5000 руб.). Однако если к вам нанимаются бывшие сотрудники правоохранительных органов, то и это не обязательно.
Тут важно заметить, что право на ношение и использование оружия получают только те охранники, которые сдали специальные экзамены в отделе лицензионно-разрешительной работы УВД. Пакет документов для получения лицензии: анкета, фотографии, медицинская справка о состоянии здоровья, документы, подтверждающие российское гражданство, прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного охранника, стаж работы в органах внутренних дел или органах безопасности не менее трех лет и сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
Второй вопрос: сколько стоит
Примерные расходы на старт работы небольшого ЧОПа в таком городе, как Омск или Новосибирск, можно посмотреть в таблице. Это, так сказать, "средняя температура по больнице", показатели, актуальные для регионов.
Таблица. Примерные расходы на организацию ЧОПа
Статья расходов |
Сумма |
Примечания |
Получение пакета документов |
10 000 |
- |
Лицензирование |
1 300 |
12 000 в юридической фирме |
Аренда помещения (офис |
10 000 |
Затраты на аренду (1 месяц) |
Пошив спецодежды для трех |
10 000 |
- |
Покупка оргтехники |
30 000 |
- |
Покупка неспециализированных |
10 000 |
- |
Страхование жизни и здоровья |
10 000 |
|
Заработная плата сотрудников, |
30 000 |
Зарплата 1 лицензированного |
Итого: |
101 300 |
|
Москва или Петербург, где годовой оборот охранного бизнеса составляет более 50 процентов от оборота этой отрасли во всей стране (то есть около 3 млрд долл.), требуют совершенно других вложений (в частности, из-за высокой платы за аренду помещения и из-за другого уровня зарплат сотрудников охраны), однако приносят и значительно более высокие доходы.
В среднем один небольшой магазин или, например, школа в регионе тратит в месяц на услуги охраны около 50 000 - 60 000 руб. Таким образом, прибыль компании, в штате которой находятся 3 человека, составит около 40 процентов (см. таблицу). В столице и крупных городах расценки будут, конечно, выглядеть немного иначе.
Приведенные суммы актуальны, если говорить о небольшом охранном предприятии, рассчитанном на работу без огнестрельного оружия и других специализированных средств. Закон разрешает охранным структурам пользоваться только двумя видами огнестрельного оружия - пистолетом ИЖ-71 и длинноствольным ружьем "Сайга". Пистолет используется для скрытого ношения и стоит около 5000 руб., а ружье "Сайга" требуется при инкассации грузов, его стоимость составляет порядка 8000 руб.
Кроме того, в арсенале предприятия должно быть травматическое оружие (с резиновыми пулями) и специальные средства (газовые баллончики, наручники, бронежилеты).
Для хранения оружия согласно нормативам требуется специально оборудованная комната, и тут уже простой арендой офисного помещения не обойтись. Недостаточно иметь простое помещение с какими угодно прочными стенами: по всему периметру комнаты (стены, потолок, пол, дверь) должна быть замурована решетка, чтобы, даже если кладка стен была разобрана, проникнуть туда было нельзя. Помимо этого, в комнате должно быть оборудовано место для зарядки оружия с пулеулавливающим покрытием стен (многослойные стены с песком, деревянными и железными прослойками). Помещение обязательно должно быть оборудовано сигнализацией и круглосуточно охраняться (оплата работы охранников - от 15 000 руб. в месяц, три человека, установка сигнализации - 20 000 руб.).
Многократно вырастают затраты в том случае, если вы планируете предоставлять услуги по устройству систем пультовой охраны. Стоимость монтажа системы пультовой охраны составляет около 26 млн руб., около полумиллиона необходимо вложить в экипировку и оснащение так называемой группы оперативного реагирования (автомобиль, телефонная и радиосвязь, спецодежда, средства для оказания срочной медпомощи, спецсредства - бронежилеты, наручники, оружие и т.п.). Поэтому эту услугу целесообразнее отложить на будущее, в качестве резерва развития предприятия.
Примечание. Многократно вырастают затраты в том случае, если вы планируете предоставлять услуги по устройству систем пультовой охраны. Счет пойдет на миллионы.
Клиенты
Как правило, организацией ЧОПов занимаются бывшие сотрудники правоохранительных органов, и потому они имеют уже достаточный круг знакомых, которым необходимы услуги охранных фирм. Однако и для тех, кто просто собирается попробовать себя в этом бизнесе, есть перспективы: в России стали регулярно проходить специализированные выставки охранных предприятий и средств охраны (в том числе и различных систем сигнализации, видеонаблюдения, пожаротушения), создана Ассоциация индустрии безопасности (АИБ), осуществляющая правовую и консультационную поддержку ЧОПам, кроме нее, существует еще ряд негосударственных объединений охранных фирм.
Надо отметить также, что не обязательно начинать бизнес с оказания охранных услуг олигархам и владельцам крупных предприятий - на этот рынок можно войти, начав работу с охраны школ, студенческих общежитий, детских садов, ночных клубов и пр.
Тем не менее собрать крупную базу клиентов, сделать хорошую рекламу и заслужить репутацию частному охранному предприятию в России довольно трудно - памятуя о статусе секьюрити в 90-х годах, российский менталитет требует, чтобы охрану выбирали по совету друзей, а не по рекламному проспекту.
Впрочем, есть вполне успешные примеры открытой рекламы бизнеса и прекрасного маркетинга ЧОП - так, например, через СМИ и с помощью различных государственных конкурсов и грантов заслужила узнаваемый бренд группа компаний "НВА-центр" из Новосибирска. Как отмечают ее владельцы, основным новаторством стало продвижение услуг охраны такими путями, как, например, продвижение нового бренда молочных продуктов или обуви. Главный момент - смещение в рекламе акцентов на всепроникающую, бытовую необходимость охранных услуг (чтобы снять довольно напряженный стереотип, утверждающий, что услуги охраны требуются только олигархам с нечистой совестью).
Примечание. Обычно ЧОП создает бизнес, благодаря обширным знакомствам в сфере потенциальных клиентов. Но и его услуги можно продвигать с помощью обычной рекламы, если сместить акценты на бытовую необходимость таких услуг.
Позиция номер 3: некоторые особенности охранного дела
Несмотря на то что охранный бизнес в России становится более открытым и прозрачным, частично он по-прежнему остается "в тени". Охранной фирме необходимо тесное сотрудничество и множество деловых контактов с правоохранительными органами - вневедомственной охраной, участковыми уполномоченными милиции, представителями ГИБДД и МВД, сотрудниками ФСБ.
Однако это отнюдь не означает, что контакты эти необходимы для укрывания клиентов, имеющих проблемы с законом. Сегодня, как говорят опытные бизнесмены этой сферы, ни в коем случае нельзя базировать свой бизнес на криминальных клиентах.
"Нужно помнить, что ЧОП - это не эвфемизм группировке киллеров и бандитов 90-х годов на постсоветском пространстве, - отмечает Олег Лобанов, тренер и консультант частных охранников в Новосибирске. - ЧОП сегодня - это именно охрана. Ваши охранники не должны уметь убивать, не должны быть чемпионами по боксу или носить черный пояс по карате. Сегодня, больше чем когда-либо, они должны уметь уберечь клиентов от опасностей не сверхъестественных, а вполне себе бытовых. Уберечь дочь клиента от сексуальных посягательств, сына клиента - от старшеклассников, которые вымогают у него деньги, жену клиента - от возможных грабителей, дом клиента - от воров и пожаров, бизнес клиента - от рейдерского захвата".
По словам специалистов, сегодня для ведения успешного бизнеса в этой области следует избегать легких денег, связанных с охраной не вполне честных перед законом состоятельных граждан. Лучше обратить свое внимание на развитие охранных технологий (установку всевозможных стационарных систем сигнализаций, продажу и обслуживание систем постоянного наблюдения за ребенком, так называемых электронных нянь, и т.п.), обеспечение нормального функционирования социальных объектов (школы, больницы, интернаты, детские сады, студенческие общежития), обеспечение личной безопасности VIP-клиентов.
В целом сегодня профессия охранника перестала быть одной из самых популярных в стране, но здесь наблюдается и важнейшая тенденция: по мере того как совершенствуются охранные технологии, растет спрос на новый тип охранника. Теперь клиентам нужен не тупой мордоворот, одним ударом кулака убивающий быка, а физически развитый, ловкий, владеющий оружием и прекрасно разбирающийся в технике (радиоаппаратуре, компьютерных технологиях, приборах аудио- и видеонаблюдения) мужчина. Постепенно из охранных фирм исчезают "охранники 90-х", приходит новая категория людей.
Статья А.Зайцевой, опубликованная в журнале"Современный предприниматель", 2009, N 1.