Сейчас в России разгорается скандал с банкротством тур операторов. Показывают возмущенных туристов, которые терпят неудобства. За все ж заплачено! Вопиют они. Но всякое внешнее событие имеет духовную подоплеку. Напрашивается вопрос: мы единый русский народ, или как?
В годину испытаний вновь на повестке известная дилемма, что важнее частное или общее?
Русский народ в последние годы разделен искусственными границами и у нас появился уникальный исторический шанс это исправить. Но мы хотим в Новороссии летом победу одержать, и ни в чем себе не отказать. Если мы хотим победить – значит нам нужно самоорганизовать себя, отсечь себя от роскоши. Если хотите совершить аскезу.
Русские ополченцы перед решительным штурмом Кремля в 1612 году три дня постились. Это было понятно нашим предкам, но никак не понятно современному человеку. Современный человек может сказать: «Странное дело, ведь пост не дает физических сил, которые нужны в бою». Это, наверное, потому что на смену человеку разумному пришел человек потребляющий.
Но наши предки знали, что перед человеком два пути – либо самоограничение, либо ограничение вынужденное. Аскетизм был присущ и нашим великим полководцам: Суворову и Ушакову. Известен случай, когда императрица хотела наградить после очередной победы Суворова. На что Александр Васильевич ответил: «Награждай, матушка, других, у тебя и так, чай, доброхотов хватает. А мне за квартиру заплати: задолжал».
Современные гедонисты, исповедующие принцип удовольствия, самое слабое звено Русского Мира. Они может и готовы считать себя русскими, если им это ничего не будет стоить, и даже на свой «Мерседес» вывесят Георгиевскую ленточку.
Но подлинная солидарность проявляется не в словах, а в деле. Не только в материальной сфере от избытка, но и в жертвенном посильном подвиге. И тогда между нами атомизированными, разобщенными эгоистами выстраивается духовная связь, создается внутренняя солидарность. Обретается подлинная внутренняя соборность. Ведь Собрность — это духовная высота, на которую надо взойти. Это и есть та внутренняя Победа над нашей разобщенностью, которая становится залогом победы над внешним врагом. Как подойти к этой соборности, нужна ли сложная философия? Нет, нужна лишь забота, о человеке прописанная в Заповедях.
Известно что, Дух один, а дары различны. Одни воюют мечом, другие словом, постом, молитвой и покаянием. Когда Дмитрий Донской с ополчением бился на Куликовом поле со своим ополчением, преподобный Сергий молился со своей братией в монастыре. И лишь когда битва закончилась, возвестил братии о победе и пал в изнеможении.
Из святого писания мы знаем, что никто не наливает молодое вино в мехи ветхие, поэтому личный аскетизм важнейший фактор победы. Культ потребления – это стихия. Стихия всегда неумеренна, но человек способный поставить предел своим потребностям, перестает быть рабом страстей. И выживет та цивилизация, которая сумеет справиться с демоном безграничного потребления.
Наши родственники в плену, в застенках, а многие из нас, как ни в чем не бывало, наслаждаться жизнью. Банкротство туроператоров для многих клиентов обернулось постом поневоле, но кто смирится и поймет скрытый смысл этого события, почему так случилось именно сейчас? Тому и эта неприятность душевную пользу.
Люди неминуемо делятся на две группы. Одни кидают камни, разбрасывают, живут в измерении все и сейчас, а другие, стоящие напротив, побиваемые градом камней — их собирают. Потом по неизменному закону жизни и кидающим камни приходится собирать.
Одни вычерпывают воду с тонущего корабля, а другие по своей слепоте и неведению продолжают благоустраивать свои каюты. Одни беспечны, а другие тянут лямку и за себя и за других. Наши Соотечественники сейчас гибнут в Донецке и Луганске может, быть за грехи всего русского народа. Предстоят за нас всех. Мы связанны воедино незримыми нитями, но думая о себе стремимся на Земных путях выйти на широкое поле возможностей, силимся обогнать других, рвемся к власти, и не знаем, что власть это предстояние за других. От нас зависит облегчить участь друг друга или же усугубить.
Ветхозаветный пророк Осия, напоминал, что любовь требует нравственного служения, которое нельзя подменить обрядами и дарами. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» (6:6.)
А пророк Исайя восклицал: «развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, вот пост угодный Господу». (Ис. 58гл.)
Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое историческое призвание?
Сейчас нашей цивилизации брошен вызов многие это уже осознали и несут на себе жертвенный подвиг, но многих надо еще будить от духовной спячки. И как являет вся наша история, у нас есть только один выход – мобилизация духа!
Сергей Моисеев,
председатель Харьковской областной
общественной организации «Русь Триединая»